Научная статья на тему 'Маркетинговый анализ доступности российскому потребителю ЛС-брэндов ХХ столетия'

Маркетинговый анализ доступности российскому потребителю ЛС-брэндов ХХ столетия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / ЛС / ЛС-БРЭНДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дремова Н. Б.

В последние годы в средствах массовой информации и научной фармацевтической литературе всесторонне освещается одна из актуальных современных фармацевтических проблем доступность лекарственных средств (ЛС) для российского потребителя. Достаточно убедительны доказательства возможности приобретения эффективных зарубежных ЛС только высокодоходными слоями населения. По оценкам ВОЗ, около одной трети населения планеты не может воспользоваться основными ЛС в силу ряда причин, главной из которых является дороговизна. Однако именно доступность ЛС входит в число 17 основных показателей, свидетельствующих о том, как обеспечивается здоровье общества и реализуется конституционное право каждого человека на охрану здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing analysis of the accessibility of the XXth century brands to Russian consumers

O ut of 56 world's drug brands only 7 are not registered in Russia. 60% of brands emerged in Russia in the 80th-90th years of the XXth century. Out of 49 brands 46 have synonyms generics.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый анализ доступности российскому потребителю ЛС-брэндов ХХ столетия»

Н.Б.ДРЕМОВА, профессор, Курский государственный медицинский университет

маркетинговый анализ доступности

российскому потребителю

лс-брэндов хх столетия

В последние годы в средствах массовой информации и научной фармацевтической литературе всесторонне освещается одна из актуальных современных фармацевтических проблем — доступность лекарственных средств (ЛС) для российского потребителя. Достаточно убедительны доказательства возможности приобретения эффективных зарубежных ЛС только высокодоходными слоями населения. По оценкам ВОЗ, около одной трети населения планеты не может воспользоваться основными ЛС в силу ряда причин, главной из которых является дороговизна. Однако именно доступность ЛС входит в число 17 основных показателей, свидетельствующих о том, как обеспечивается здоровье общества и реализуется конституционное право каждого человека на охрану здоровья.

Мотивацией данного маркетингового анализа явились профессиональный интерес к проблеме доступности ЛС и публикация перечня ЛС-брэндов в журнале «Ремедиум»1.

С учетом мнений многих авторов в качестве обязательных условий доступности ЛС для российского населения нами рассматриваются следующие: 1) регистрация в РФ; 2) наличие на фармацевтическом рынке; 3) умеренная стоимость; 4) включение в формуляр для лечения отдельных заболеваний; 5) включение в перечень ЖНВЛС. В нашем исследовании не изучается третье условие — стоимость — вследствие недостаточности этих данных. В качестве объектов исследования доступности российскому потребителю нами выбраны ЛС-брэнды ХХ столетия, названные так ведущими специалистами и экспертами из различных стран мира. Ими составлен перечень таких ЛС, в который включено 56 наименований, отобранных по разным критериям, но главными среди них являются лидерство по объему продаж и определяющее влияние на терапию основных типов заболеваний в течение XX в. На момент выведения брэндов на фар-

1 Лучшие брэнды ХХ столетия //Ремедиум. - 2000. - №11. - С. 74-83.

мацевтический рынок это были ЛС на основе новых химических веществ, запатентованных фирмой-производителем. Постепенно они стали доступны и известны во многих странах мира как инновационные брэнды, использование которых способствовало разработке прогрессивных медицинских технологий в терапии многих серьезных заболеваний.

Обобщенные нами сведения из официальных источников информации приведены в таблице 1 и представляют собой основные маркетинговые характеристики ЛС-брэндов, в т. ч.:

1) патентованное название — брэнд;

2) международное непатентованное наименование;

3) время появления на рынке;

4) фирма и страна-производитель;

5) характеристика синонимов-джене-риков, зарегистрированных в России, в частности их общее количество, некоторые названия дженериков, примеры стран-производителей (сведения о дже-нериках и производителях содержатся в справочнике синонимов ЛС: авторы — Шашкова Г.В., Лепахин В.К., Колесникова Г.Н., 2002);

6) код по АТС (анатомо-терапевтико-химическая классификация), область применения; заболевания, для лечения которых ЛС предназначены;

Out of 56 world's drug brands only 7 are not registered in Russia. 60% of brands emerged in Russia in the 80th-90th years of the XXth century. Out of 49 brands 46 have synonyms — generics. N.B.Dryomova, Professor, Kursk State Medical University. Marketing analysis of the accessibility of the XXth century brands to Russian consumers.

7) включение в формулярную систему. ЛС приведены в таблице в хронологическом порядке по мере появления на фармацевтическом рынке. Результаты систематизации обсуждаются далее согласно вышеперечисленным маркетинговым характеристикам. Время появления исследуемых ЛС на мировом рынке охватывает 60 лет, причем первые ЛС появились в 1938 г., а последние пять — в 1998 г. На рисунке 1 представлена динамика выведения ЛС-брэндов на мировой рынок по 10-летним периодам ХХ в. Как следует из рисунка 1, около 60% брэндов, включенных в перечень, появились на рынке в последние двадцать лет ХХ в., т.е. в 1980—1999 гг. Этот период характеризуется значительным ростом мощностей фармацевтической индустрии, успехами фармацевтической науки в синтезе новых лекарственных веществ, достижениями медицины в области определения механизмов возникновения и развития болезней. В первой половине столетия результаты развития фармацевтической науки были не так впечатляющи — всего пять ЛС отнесены к категории брэндов. Вместе с тем эти ЛС применяются в терапии и в настоящее время. Пенициллин, Димедрол, Левомицетин входят в ПЖНВЛС, утвержденный в 2003 г.

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДОСТУПНОСТИ РОССИЙСКОМУ ПОТРЕБИТЕЛЮ ЛС-БРЭНДОВ ХХ СТОЛЕТИЯ 15

РШШ1ШМ 2004 сентябрь

рисунок 1

Динамика выведения ЛС-брэндов на мировой фармацевтический рынок

годы

1930-1939 1940-1949 1950-1959 1960-1969 1970-1979 1980-1989 1990-1999

□ 1,8

] 7,1% 7,1%

14,3%

10,7%

10 15 20

Доля ЛС

30,4%

] 28,6%

25

30

35

рисунок г| Основные страны-

производители ЛС-брэндов

Страны

США 65,4%

Великобритания

| 12,7%

Швейцария | 9,1%

Швеция 5,5%

Германия 5,5%

Япония ] 1,8% 11111111

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Доля ЛС

С 1950 по 1960 гг. на рынок было выведено 5 ЛС, из них 4 ЛС в настоящее время не имеют регистрации в РФ (МНН: хлоротиазид, дексамфетамин, норэти-нодрел и вакцина Полиовакс против оспы). Вместо этих ЛС в ассортименте современного фармацевтического рынка есть достаточное количество эффективных препаратов.

В период 1960—1970 гг. на рынок было выведено 14 ЛС-брэндов, т.е. примерно 25% перечня. В их число вошли проти-воинфекционные препараты — антибиотики (XX в. принято считать эрой антибиотиков), ЛС для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Ученым, создавшим пропранолол, который положил начало лечению артериальной гипертонии бета-адреноблокаторами, присуждена Нобелевская премия. В этот период были также созданы ЛС-брэнды из группы транквилизаторов-бензодиазепинов (диазепам) и брон-ходилататоры для купирования приступов бронхиальной астмы в виде аэрозолей (сальбутамол). Значительные усилия ученых позволили создать первые противоопухолевые средства — иммунодепрессанты, противодействующие реакции отторжения при трансплантации тканей и органов, а также подавляющие иммунный ответ при других тяжелых заболеваниях. За создание азатиоприна ученым тоже была присуждена Нобелевская премия. Эти ЛС имеют серьезные побочные действия, тяжело переносятся больными, но применяются по жизненным показаниям.

Именно в данный период появились первые альфа-адреноблокаторы (пра-зозин; стоит отметить, что это ЛС в настоящее время применяется и в лечении такого распространенного заболевания, как доброкачественная гиперплазия предстательной железы) и бло-катор Н2-гистаминовых рецепторов с новой областью применения в качестве противоязвенного средства (Цимети-дин). Из ЛС-брэндов этого периода в

РФ не зарегистрировано ЛС Перкоцет, возможно, в силу большого числа болеутоляющих средств на фармацевтическом рынке России.

Примерно треть ЛС-брэндов появилась на мировом рынке в 1980-х гг. — 17 (30,4%). Из них только одно ЛС с МНН метилфенидат (Риталин) не зарегистрировано в России. Если говорить о ме-

дицинском характере брэндов 1980-х, то получается следующая картина: по два ЛС из групп антибиотиков, сердечно-сосудистых (антигипертензивных), противоязвенных, для лечения ЦНС, и по одному ЛС из групп противодиабе-тических, противовирусных (в т.ч. против герпеса), гиполипидемических, средств и стимуляторов гемопоэза (в т.ч. применяемых при ВИЧ-инфекции и цитостатической химиотерапии). Это распределение ЛС-брэндов соответствует основным проблемам здравоохранения, в частности преобладанию в структуре заболеваемости сердечно-сосудистых, онкологических болезней, инфекционной патологии разного характера, эндокринологических расстройств, а также значительному росту СПИДа в мировом масштабе. На основании этих данных можно сделать заключение о формировании тенденции к разработке высокоэффективных ЛС с учетом открытия патологических процессов в организме больного. В 90-х годах прошлого столетия такая тенденция продолжала усиливаться, проявляясь в создании противоопухолевых средств, причем впервые среди ЛС-брэндов появились средства, помогающие ослабить токсическое действие онкологических препаратов (ондансе-трон и гранисетрон — противорвотные препараты, применяемые при радио- и химиотерапии). В 1997 г. на рынок выведено ЛС Ритуксан (МНН: ритукси-маб), представляющее собой генно-инженерный продукт — моноклональное антитело, замещающее белки в опухо-

рисунок 3

Основные фирмы-производители ЛС-брэндов

Фирма

GlaxoWellcome Eli Lilly SmithKline Beecham Novartis Searle Pfizer Bristol-Myers Squibb Pharmacia and Upjohn AstraZeneca

Число брэндов

Распределение ЛС-брэндов по основным АТС-группам (%)

рисунок 4

1 — Для лечения нервной

системы, 20,4%

2 — Противоинфекционные

средства, 18,4%

3 — Противоопухолевые

средства, 12,25%

4 — Для лечения сердечно-

сосудистой системы, 14,3%

5 — Для лечения

органов ЖКТ, 12,25%

6 — Остальные ЛС, 22,4%

1

левой ткани. Тем самым обозначено новое эффективное направление лечения злокачественных новообразований. На рынке появились иммуномодулиру-ющие средства, в частности альфа- и бета-интерфероны, улучшающие состояние больных рассеянным склерозом — заболеванием, до этого времени не поддающимся лечению. В перечень ЛС-брэндов также вошло средство, помогающее при мигрени (су-матриптан); появился препарат, уменьшающий негативные проявления старческого слабоумия, или болезни Альцгей-мера (донепезил); впервые в число брэндов вошло ЛС Виагра, предназначенное для лечения эректильной дисфункции (силденафил). Помимо этих ЛС, брэндами стали и другие эффективные ЛС, приведенные в анализируемом списке. Таким образом, даже краткий анализ хронологии появления ЛС-брэндов на

фармацевтическом рынке позволяет сделать вывод о стремлении многих фармацевтических фирм-производителей внести свой вклад в борьбу с современными болезнями. Безусловно, производители на первый план выдвигают коммерческие цели, но достигают их, удовлетворяя социальные потребности индивидуальных потребителей (больных), медицины и здравоохранения в целом. Это есть маркетинговые стратегии, позволяющие производителю получать средства, которые тратятся в т. ч. и для дальнейшего научного поиска. По опубликованным сведениям, производители выделяют до 25—30% прибыли на научные изыскания; известно, что на разработку нового ЛС в конце столетия расходовалось 500 млн. долл., что, безусловно, под силу только крупным фармацевтическим корпорациям, о которых будет сказано

ниже. К сожалению, в России таких производителей пока нет, поэтому в изучаемом перечне нет и российских ЛС.

СТРАНЫ И ФИРМЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ ЛС-БРЭНДЫ

Далее рассмотрим систематизацию ЛС-брэндов по производственному признаку. Следует заметить, что в доступных нам источниках мы не нашли сведений о стране и фирме-производителе ЛС Зилоприм (МНН: аллопури-нол); кроме того, в случае, когда ЛС выводилось на рынок двумя производителями, учитывалась первая страна. Результаты анализа приведены на рисунке 2. Как следует из рисунка, безусловным лидером в производстве ЛС-брэндов являются США — 65,4%; доля остальных пяти стран варьируется от 1,8 до 12,7%. В то же время даже при небольшой доле брэндов сам факт, что ЛС вошло в этот престижный список, уже дает право стране-производителю данного ЛС гордиться успехами в борьбе с болезнями, т.к. из большого количества стран таких всего шесть (!).

Анализ перечня ЛС по фирмам-производителям показал, что продукция всего 23-х фирм признана брэндами (рис. 3). Явным лидером является фирма GlaxoWellcome (Великобритания) — 12,7% вошедших в перечень ЛС-брэн-дов; две фирмы США — Eli Lilly и SmithKline Beecham — вывели в эту категорию по четыре препарата (по 7,3%); у шести фирм создано по 3 ЛС-брэнда, в т.ч. у трех фирм США (Searle, Pfizer, BMS), у Novartis из Швейцарии, Pharmacia & Upjohn (совместная корпорация Швеции и США) и AstraZeneca (совместная фирма Швеции и Великобритании).

ГРУППЫ АТС-КЛАССИФИКАЦИИ

Систематизация ЛС по основным группам АТС-классификации представлена в таблице 2 (без семи препаратов, не зарегистрированных в РФ). Как показывают данные таблицы, первое место в рейтинге и, соответственно, наибольшая доля в структуре перечня

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДОСТУПНОСТИ РОССИЙСКОМУ ПОТРЕБИТЕЛЮ ЛС-БРЭНДОВ ХХ СТОЛЕТИЯ 17

РШШ1ШМ 2004 сентябрь

таблица i| Маркетинговые характеристики ЛС-брэндов ХХ столетия

№ п/п Патентованное название брэнда МНН Год появления на рынке Фирма/страна-производитель Синонимы-джене-рики в России Код АТС-классификации и область применения/ заболевание Формулярная система

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Dilantin Дилантин фенитоин 1938 Warner Lambert, США 1 синоним: Дифенин (РФ, Украина) Ы03АВ02противо-эпилептическое +

2 Premarin Премарин конъюгированные эстрогены 1942 Wyeth-Ayerst, США 1 синоним: Премарин (Ирландия) С03СА57 менопаузный синдром _

3 Pfizerpen Пфайзерпен пенициллин 1944 PfizerEli Lilly, США 11 синонимов: Бензилпеницил-лин (РФ, Украина, Беларусь, Германия, Австрия) Л01СЕ01 противо- инфекционное, антибиотик +

4 Benadryl Бенадрил дифенгидрамин 1946 Warner Lambert (Parke-Davis), США 10 синонимов: Димедрол, Аллергин (РФ, Украина, Беларусь, Литва, Молдова, США, Франция и др.) D04AA32 антигистамин-ное, противоаллергическое +

5 Chloromycetin Хлоромицетин хлорамфеникол 1949 Parke-Davis, США 11 синонимов: Левомицетин, Синтомицин (РФ, Украина, Беларусь) Л0Ш01 противо- инфекционное, антибиотик +

6 Diuril Диурил хлоротиазид 1950 Merk, США нет регистрации в РФ диуретическое, артериальная гипертония -

7 ThorazineТоразин хлорпромазин 1950 SmithKline Beecham, США/Великобритания 5 синонимов: Аминазин, Паргактил (РФ, Франция, Германия, Украина) Ы05АА01 нейролептическое, психозы +

8 Dexedrine Декседрин дексамфетамин 1952 SmithKline Beecham, США нет регистрации в РФ нарколепсия,гиперактивные состояния -

9 Poliovax Полиовакс вакцина 1955 Pasteur Merieux Connaught, США нет регистрации в РФ оспа -

10 Enowd Эновид норэтинодрел 1960 Searle, США нет регистрации в РФ пероральный контрацептив

11 Ilosone Илосон эритромицин 1964 Eli Lilly, США 9 синонимов: Эрифлюид, Эрмицед и др. (РФ, Германия, Польша, Франция и др.) Л0^А01 противоинфек-ционное, антибиотик группы макролидов +

12 Vancocin Ванкоцин ванкомицин 1964 Eli Lilly, США 4 синонима: Ванколед, Эдицин и др. (США, Израиль, Франция, Словения, Германия) Л01ХА01 противоинфек-ционное, антибиотик группы гликопептидов +

13 Xylocaine Ксилокаин лидокаин 1964 Astra, Швеция 11 синонимов: Ксилодонт, Лидо-карт, Луан и др. (РФ, Украина, Литва, Венгрия, Италия и др.) Ы01ВВ02 местно-анестезирующее, антиаритмическое +

14 Inderal Индерал пропранолол 1967 Wyeth-Ayerst Lab., США 7 синонимов: Анаприлин, Обзидан и др. (РФ, Беларусь, Украина, Германия, Югославия и др.) С07АА05 бета-адренобло-катор,артериальная гипертония +

15 TegretolТегретол карбамазепин 1968 Novartis, Швейцария 22 синонима: Финлепсин, Загретол, Стазепин, Зептол и др. (РФ, Канада, Хорватия, Индия, Югославия, Польша, Германия и др.) N03AF01 противоэпилепти-ческое, противосудорожное +

16 Valium Валиум диазепам 1968 H.L. Roche, Швейцария 19 синонимов: Седуксен, Сибазон, Анаурин, Реланиум (РФ, Канада, Германия, Австрия и др.) N05BA01 анксиолитичес-кое, психические заболевания, транквилизатор +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Ventolin Вентолин сальбутамол 1968 GlaxoWellcome, Великобритания 13 синонимов: Саламол, Сальгим, Стеринеб, Эйромир и др. (РФ, Германия, Франция, Польша, Индия и др.) R03AC02 бронхорасш иряю-щее, токолитическое, бронхиальная астма +

18 Amoxil Амоксил амоксициллин 1972 SmithKline Beecham, США 16 синонимов: Амосин, Оспамокс, Упсамокс, Флемоксин и др. (РФ, Германия, Италия, Словения, Австрия, Турция, Индия и др.) Л01СА04 противоинфек-ционное, антибиотик группы пенициллина +

19 Imuran Имуран азатиоприн 1972 GlaxoWellcome, Великобритания 1 синоним: Азатиоприн (РФ) L04AX01 противоопухолевое, иммунодепрессант +

20 Sandimmune Сандиммун циклоспорин А 1972 Sandoz (Novartis), Швейцария 7 синонимов: Консупрен, Панимун и др. (РФ Швейцария, Чехия, Индия) L04AA01 иммунодепрессант +

таблица 1 (продолжение)! Маркетинговые характеристики ЛС-брэндов ХХ столетия

1 2 3 4 5 6 7 8

21 Minipress Минипресс празозин 1976 Pfizer, США 5 синонимов: Адверзутен, Польпрес-син, Празозин (РФ, Германия, Польша) С02СА01 альфа-адреноблока-тор, артериальная гипертония +

22 Percocet Перкоцет оксикодонацетом, ацетоминофен 1976 Endo Pharm, США нет регистрации в РФ обезболивающее -

23 Tagamet Тагамет циметидин 1977 SmithKline Beecham, США 9 синонимов: Гистодил, Циметидин (РФ, Германия, Швейцария, Венгрия, Индия и др.) А02ВА01 противоязвенное, блокатор Н2-гистаминовых рецепторов +

24 Capoten Капотен. Признан лучшим патентованным препаратом каптоприл 1981 B.M.Squibb, США 28 синонимов: Ацетен, Каптоприл, Катопил и др. (РФ, Австрия, Испания, Германия, Венгрия и др.) С09АА01 ингибитор АПФ, артериальная гипертония +

25 Procardia Прокардиа нифедипин 1981 Bayer, Германия 37 синонимов: Адалат, Коринфар, Кордафен, Кордипин, Фенигидин и др. (РФ, Германия, Венгрия, Польша, Словения, Индия и др.) С08СА05 антиангинальное, антиаритмическое, антиги-пертензивное, антагонист кальция +

26 Xanax Ксанакс алпразолам 1981 Pharmacia & Upjohn, Швеция/США 9 синонимов: Кассадан, Неурол, Фронтин и др. (РФ, Германия, Венгрия, Бельгия, Словения, Индия) Ы05ВА12 анксиолитическое, психические заболевания, транквилизатор +

27 Zantac Зантак ранитидин 1981 GlaxoWellcome, Великобритания 35 синонимов: Ранисан, Гистак, Улкоцин и др. (РФ, Германия, Италия, Франция, Польша, Чехия и др.) А02ВА02 противоязвенное, блокатор Н2-гистаминовых рецепторов +

28 Accutane Аккутан изотретиноин 1982 H.L. Roche, Швейцария 3 синонима: Роаккутан, Дерморетин и др. (РФ, Швейцария) D10AD04 дерматопротектив-ное (акне, угревая сыпь), противосеборейное +

29 Humulin Хумулин инсулин человеческий 1982 Eli Ь'ИуСША очень большой ассортимент инсу-линов (РФ, Дания, Германия, Югославия и др.) А10В04 сахарный диабет +

30 Zovirax Зовиракс ацикловир 1982 GlaxoWellcome, Великобритания 29 синонимов: Виролекс, Герпесил, Суправиран и др. (РФ, Чехия, Индия, Германия, Словения, Австрия и др.) 005АВ01 противовирусное +

31 Protropin Протропин. Признан лучшим патентованным препаратом соматотропин 1985 Genentech, США 6 синонимов: Сайзен, Хуматроп, Нордитропин и др. (Швеция, Дания, Швейцария, Франция и др.) Н01АС01 низкорослость, гормон роста +

32 Azactam Азактам азтреонам 1986 B.M.Squibb, США 1 синоним: Азактам (Италия) 00^01 противоинфек-ционное, антибиотик группы монобактамов +

33 Cipro Ципро ципрофлоксацин 1987 Bayer, Германия 20 синонимов: Ципринол, Квинтор, Сифлокс, Цилоксан и др. (Словения, Турция, Индия и др.) 001МА02 противоинфекцион-ное, антибиотик группы фторхинолонов +

34 Mevacor Мевакор ловастатин 1987 Merk, США 6 синонимов: Алекстатин, Ловакор, Холетар и др. (РФ, Турция, Словения, Кипр и др.) С10АА02 гиполипидемичес-кое, регулятор холестерина +

35 Prozac Прозак флуоксетин 1987 Eli Lilly, США 18 синонимов: Профлузак, Апо-флуоксетин, Депрекс и др. (РФ, Канада, Чехия, Словения, Венгрия и др.) Ы06АВ03 антидепрессант +

36 Rogaene Рогейн миноксидил 1988 Pharmacia Upjohn, Швеция/США 1 синоним:Алопекси(Франция) D11AX01 облысение, способствует росту волос, анти-гипертензивное +

ЛС (20,4%) принадлежат ЛС для лечения нервной системы, второе место — у противоинфекционных ЛС (18,4%); третье — занимает группа противоопухолевых препаратов (14,3%); на четвертом — находятся две группы ЛС: для лечения органов пищеварения и обмена

веществ и для лечения сердечно-сосудистой системы (по 12,25%) (рис. 4). Выявленная структура перечня брэндов отражает приоритетные потребности здравоохранения в мировом масштабе, сложившиеся под влиянием распространенности определенных болезней.

СИНОНИМЫ-ДЖЕНЕРИКИ

Особый интерес для анализа доступности брэндов представляет количество дженериков, имеющих названия-синонимы и зарегистрированных в РФ в качестве предложений фирм-производите-

19

РЕМШ1ШМ 2004 сентябрь

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДОСТУПНОСТИ РОССИЙСКОМУ ПОТРЕБИТЕЛЮ ЛС-БРЭНДОВ ХХ СТОЛЕТИЯ

таблица i (продолжение)! Маркетинговые характеристики ЛС-брэндов ХХ столетия

1 2 з 4 5 6 7 S

эпоэтин альфаэпоэтин 4 синонима: Эпрекс, Эритростим, Реко- В03ХА01 стимулятор гемопоэза,

37 EpogenЭпоген бета (эритропоэтин) igSg Amgen Inc., США рмон (РФ, Швейцария, Германия) анемии, ВИЧ-инфекции, цито-статическая химиотерапия +

AstraZeneca, Швеция/ 33 синонима: Крисмел, Омез, Оме- А02ВС01 противоязвенное,

38 Prilosec Прилозек, Лосек омепразол igSg Великобритания прол, Хелицид и др. (РФ, Чехия, Венг рия, Испания, Индия и др.) ингибитор протонного насоса +

3g Ritalin Риталин метилфенидат igSg Novartis, Швейцария нет регистрации в РФ стимулятор ЦНС -

40 Zoladex Золадекс гозерелин igSg AstraZeneca, Швеция/ Великобритания нет синонимов Ю2АЕ03 гормональное, противоопухолевое +

4i Ambien Амбиен золпидем igg2 Searle, США 3 синонима: Гипноген, Ивадал, Сан-вал (Чехия, Франция, Словения) N05CF02 снотворное, седативное +

Zofran Зофран. Признан GlaxoWellcome, 8 синонимов: Латран, Ондазан, А04АА01 противорвотное

42 лучшим патентованным препаратом ондансетрон igg2 Великобритания Эметрон, Эмесет и др. (РФ, Югославия, Италия, Франция и др.) при химиотерапии и радиотерапии +

23 синонима: Реаферон, Роферон, 1.03АВ04 иммуномодули-

43 Betaseron Бетасерон интерферон igg3 Schering, Германия Интерлок, Реколин и др. (РФ, Италия, Германия, Ирландия и др.) рующее, рассеянный склероз +

44 Imitrex Имитрекс сyматриптан igg3 GlaxoWellcome, Великобритания 2 синонима: Имигран (Великобритания, Италия) N02^01 мигрень -

4S Kytril Китрил гранисетрон igg4 GlaxoWellcome, Великобритания нет синонимов А04АА02 противорвотное при радио- и химиотерапии +

6 синонимов: Паклитаксел, Абитак-

4б TaxolТаксол паклитаксел igg4 B.M.Squibb, США сел, Митотакс и др. (РФ, Австрия, Италия, Индия и др.) 1.0^01 противоопухолевое +

47 Aricept Арисепт донепезил Í996 Eisai Co., Япония; Pfizer, США нет синонимов N06DA02 антихолинэстераз-ное, болезнь Альцгеймера -

4S AvonexАвонекс интерферонбета Í996 Biogen, США 4 синонима: Бетаферон, Ребиф и др. (Германия, Нидерланды, Италия) 1.03М11 иммуномодулирую-щее, рассеянный склероз +

4g Lipitor Липитор аторвастатин Мб Warner-Lambert Pfizer, США 1 синоним: Липримар (Германия) С10АА05 регулятор холестерина, гиполипидемическое +

8 синонимов: Пуринол, Милурит, М04АА01 противоподагри

S0 Zyloprim Зилоприм аллопyринол í996 ? Аллупол и др. (РФ, Украина, Великобритания, Венгрия, Польша и др.) ческое +

Si Rituxan Ритуксан ритyксимаб (монокло-нальное антитело) igg7 Genentech nIdec Pharm., США 1 синоним: Мабтера (США, Швеция) Ю3АХ06 противоопухолевое, иммуноглобулин +

S2 Celebrex Целебрекс целекоксиб iggS Searle, США 1 синоним (Великобритания) М01АН01 нестероидное противовоспалительное средство +

S3 Dexrol Детрол толтеродин iggS Pharmacia & Upjohn, Швеция/США 1 синоним: Детрузитол (Италия) G04BD07 антихолинэргичес-кое, заболевания мочевого +

пузыря

11 синонимов: Дифлазон, Микомакс, Л02АС01 противогрибковое,

S4 Diflucan Дифлукан флyконазол iggS Pfizer, США Флюкостат и др. (РФ, Словения, Франция, Чехия и др.) противоинфекционное +

SS Enbrel Энбрел этанерсепт iggS Immunex Wyeth-Ayerst Lab., США нет регистрации в РФ противовоспалительное, ревматоидный артрит -

S6 Viagra Виагра силденафил iggS Pfizer, США 1 синоним: Виагра (Франция) G04BE03 эректильная дисфункция +

Примечание: в колонке 6 в некоторых случаях есть синонимы i с названиями патентованных ЛС, но производства других стран. Возможно, это филиал производителя.

лей (напомним, что дженерики — это ЛС, содержащие такие же действующие вещества, как в патентованных ЛС, выпускающиеся другими производителями после окончания срока патентной защиты). Известно, что дженерики обладают большой ценовой доступностью и предлагаются на

рынке под другими торговыми названиями или под МНН. Анализ показал, что из 49 ЛС-брэндов в России не зарегистрированы синонимы дженериков только трех препаратов: Золадекс (МНН: госерелин), Китрил (МНН: гранисетрон) и Арисепт (МНН: донезепил). Количество синонимов

у остальных ЛС варьируется от 1 до 37 (у инсулинов их более 40). Больше всего синонимов у следующих ЛС: Прокардиа (МНН: нифедипин) — 37, Зантак (МНН: ра-нитидин) — 35, Прилозек (МНН: омепра-зол) — 33. Нифедипин является антагонистом кальция и применяется для лечения

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОМПАНИЙ

В августе произошло слияние двух фармацевтических гигантов — Aventis и Sanofi. Новая группа Sanofi— Aventis стала третьей по мощи после компаний Pfizer и GlaxoSmithKline фармацевтической корпорацией в мире и первой в Европе с бюджетом на научные разработки в 4,2 млрд. евро. Ее возглавил Жан Франсуа Деек, бывший президент — генеральный директор Sanofi-Synthelabo.

ИТАР-ТАСС

АПТЕЧНЫЕ СЕТИ РАСТУТ БЫСТРЕЕ РЫНКА

Оборот фармацевтической розницы увеличивается примерно на 50% в год. Крупные аптечные сети отбирают все большую долю розничного рынка лекарственных препаратов у независимых торговцев. В первом полугодии совокупный оборот российских аптек вырос на 15%, а вот продажи сетевых фармацевтических ритейлоров увеличились больше чем в 1,5 раза. В Top 10 российских аптечных сетей по обороту входят «Аптеки 36,6» (Москва), «Фар-макор» (С.-Петербург), «Имплозия» (Самара), «Вита» (Самара), «Ригла» (Москва), «Натур Продукт» (С.-Петербург), «Первая помощь» (С.-Петербург), «Доктор Столетов» (Москва), «Союз-фарма» (Москва) и «ИнтерКэр» (Москва). В Top 10 сейчас входят сети, включающие от 65 до 250 аптек и аптечных пунктов. На десятку лидеров приходится около 10% всего розничного рынка фармпрепаратов, общий объем которого по итогам первого полугодия 2004 г. оценивается в 2 млрд. долл. Сеть «Доктор Столетов» увеличила товарооборот за январь — июнь 2004 г. по сравнению с первым полугодием 2003 г. на 72%. Такие же темпы роста показывает и самарская сеть «Вита» (70%). Правда, в отличие от своих конкурентов увеличение товарооборота в «Вите» объясняют переходом сети на работу в формате суперфармов («аптечных супермаркетов» с открытым доступом к товарам). Чуть более сдержанный рост показала сеть «Аптеки 36,6». По сравнению с прошлым годом она увеличила продажи на 58%.

vedomosti.ru

таблица 2| Структура перечня ЛС-брэндов по АТС-классификации

Код группы АТС Название группы ЛС-брэнды Место в рейтинге

число доля, %

А Пищеварительный тракт и метаболизм 6 12,25 4

В Кровь и кроветворная система 1 2,0 7

С Сердечно-сосудистая система 6 12,25 4

D Дерматологические 3 6,2 5

G Мочеполовая система и половые гормоны 3 6,2 5

H Гормональные препараты системного действия, кроме половых гормонов 1 2,0 7

J Противоинфекционные средства системного действия 9 18,4 2

L Противоопухолевые средства и иммуномодуляторы 7 14,3 3

M Костно-мышечная система 2 4,0 6

N Нервная система 10 20,4 1

R Органы дыхания 1 2,0 7

Итого: 49 100,0 —

артериальной гипертонии, а остальные ЛС — это противоязвенные средства. Интересно, что из 49 зарегистрированных в РФ ЛС-брэндов у 32 (65,3%) есть дженерики российского производства. Этот факт свидетельствует о том, что всем потребителям данные ЛС физически доступны, их можно приобрести в России (без учета фактора цены). Что касается остальных 17 ЛС, то проблема их приобретения может зависеть от следующих условий: во-первых, закупили ли их у зарубежной фирмы-производителя или дистрибьютора какие-либо оптовики; во-вторых, приемлема ли для потребителя (больного или лечебного учреждения) цена. Речь идет в данном случае о таких ЛС, как Ванкоцин, Протропин, Азактам, Ципро, Рогейн, Золадекс и др.

ВКЛЮЧЕНИЕ В ФОРМУЛЯРНУЮ СИСТЕМУ

Анализ перечня ЛС по признаку включения в формулярную систему (Федеральное руководство по использованию лекарственных средств, выпуск 4, М., 2003) показал, что из 49 зарегистрированных ЛС-брэндов в руководство не включены толь-

ко три препарта-брэнда: Премарин (МНН: конъюгированные эстрогены), Имитрекс (МНН: суматриптан) и Арисепт (МНН: до-непезил). На наш взгляд, последние два ЛС, применяемые для лечения мигрени и болезни Альцгеймера, в ближайшее время будут включены в Федеральное руководство, т.к. им нет аналогов.

Кроме того, проведен сравнительный анализ изучаемого перечня ЛС-брэндов и перечней жизненно важных и необходимых ЛС, утверждаемых в МЗ РФ в последние 3 года. Установлен факт включения в перечни примерно половины списка брэндов ЛС, что подчеркивает доступность брэндов для населения, т.к. врачи назначают именно эти препараты.

Таким образом, на основании анализа ряда маркетинговых характеристик ЛС-брэндов можно сделать вывод о физической доступности этих средств для российских потребителей при условии поставки препаратов на отечественный рынок. В то же время наши исследования дополнительных услуг, оказываемых в аптечных учреждениях, свидетельствуют о возможности заказов любых зарегистрированных в РФ ЛС, даже если их нет в каком-либо населенном пункте.

Ф

ZAO" Items Warehouse". Ph: (7095) 729 4004 jV. ITEMS ЗАО "Айтемс Склады". Тел: (7095) 729 4004

Fax: (7095) 729 5480. e-mail: items@items.ru i Факс:(7095) 729 5480. e-mail: items@ltems.ru

www.items.ru P ■ " Г ' WAREHOUSE www.ltems.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.