Прежде всего, изделия (оборудование) должны иметь определённый уровень технологичности для производства и эксплуатации.
Так, изготовление опытных образцов в опытном производстве, должно осуществляться по технологии, применяемой в серийном производстве. Иначе серийное производство (серийное предприятие) не может гарантировать необходимый уровень надёжности и долговечности изделий.
Если у опытного производства нет возможности обеспечить отмеченное условие по технологии, то изготовление опытных образцов нужно отдать серийному предприятию. Обычно серийные предприятия охотно соглашаются изготавливать опытные образцы, поскольку они имеют возможность познакомиться с особенностями новой продукции.
Не менее важен уровень технологичности оборудования для его технического обслуживания и ремонта, включая капитальные ремонты.
Таким образом, производственные и эксплуатационные особенности оборудования закладываются при его проектировании. Обеспечение этих особенностей будет влиять на величину капитальных вложений (смету затрат) и продолжительность НИОКР. По затратам следует располагать (или разработать) прогнозные оценки. Это будут или дискретные значения затрат по кварталам или по годам, или экономико-математические модели по затратам. Всё это позволит определить период НИОКР с учётом отмеченного выше одного из заданных условий: времени начала НИОКР по новому оборудованию или времени начала его серийного производства.
После этого можно будет определить экономически обоснованные периоды производства и эксплуатации нового оборудования. Для данных этапов жизненного цикла оборудования будут свои специфические условия.
Производство характерно тем, что оно должно обеспечить стабильность заданного уровня качества при изготовлении оборудования. Качество изготовления продукции обеспечивается на предприятии с помощью различных мероприятий вплоть до разработки и внедрения системы менеджмента качества.
Разработка и внедрение системы менеджмента качества это самостоятельная методологическая и организационно-техническая задача. Ясно, что на разработку и внедрение системы необходимы капитальные вложения (единовременные затраты). Поэтому предприятию нужно решать задачу экономической эффективности данных затрат и целесообразности внедрения системы для обеспечения стабильности качества конкретной продукции (оборудования).
С другой стороны, необходимый уровень качества изготовления конкретного оборудования позволит увеличить спрос на продукцию и её реализацию, что повлияет на величину прибыли и финансовое состояние предприятия.
Эксплуатация оборудования характерна тем, что интенсивность использования техники скажется на затратах на единицу продукции у потребителя (выполнение единицы работы или услуги).
На предприятии, эксплуатирующее новое оборудование, на указанные затраты будут влиять следующие производственные факторы:
• организация производства;
• синхронизация операций в технологическом процессе;
• форма обслуживания рабочих мест;
• коэффициент сменности;
• организация процесса наладки и переналадки оборудования;
• организация технического обслуживания и ремонта оборудования (планово-предупредительный ремонт ? ППР) и др.
Решения отмеченных выше задач могут быть использованы в качестве прогнозных оценок для стратегического и оперативного управления производственным комплексом промышленности.
Литература
1. Ващенко В.К., Рощина О.Е. Экономическое обоснование обновления технологического оборудования предприятия. (Теория, методология): Монография. - М.: ГОУ ВПО «РосЗИТЛП», 2008.
2. Ващенко В.К., Рощина О.Е., Ленская О.Л Управление качеством продукции. (системы управления предприятием и качеством продукции): Учебное пособие. - М.: ГОУ ВПО «РосЗИТЛП», 2007.
3. Ващенко В.К., Рощина О.Е., Шестов О.В. Стратегическое управление на предприятии: Учебное пособие. - М.: ГОУ ВПО «РосЗИТЛП», 2007.
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАКОМПАНИИ SKY EXPRESS С ПОМОЩЬЮ ТРЕХУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ ПРОДУКТА
Ведров Е.С., НОУ ВПО Московский институт экономики, менеджмента и права (Университет имени С.Ю. Витте), старший преподаватель
В статье рассматривается деятельность авиакомпании Sky Express с точки зрения трехуровневой модели продукта. Согласно этой модели, авиакомпания Sky Express, как низкобюджетный перевозчик, вела видовую конкуренцию с российскими железными дорогами. Однако, после повышения цен на билеты, авиакомпания вышла на второй уровень конкуренции - по свойствам - где полностью уступала лидерам отрасли. Такая ситуация потребовала смены авиакомпанией низкобюджетной модели, чего не произошло. В октябре 2011 года авиакомпания Sky Express прекратила свое существование.
Ключевые слова: трехуровневая модель продукта, Sky Express, видовая конкуренция.
THE MARKETING ANALYSIS OF ACTIVITY OF AIRLINE SKY EXPRESS BY MEANS OF THREE-LEVEL MODEL OF A PRODUCT
Vedrov E., Moscow institute of economy, management and the right (University of a name of S.JU.Vitte), the senior teacher
In article activity of airline Sky Express from the point of view of three-level model of a product is considered. According to this model, airline Sky Express as a cheap carrier, conducted a specific competition to the Russian railways. However, after rise in prices for tickets, the airline left on the second level of a competition - on properties - where completely conceded to leaders of branch. Such situation has demanded change by airline of cheap model that hasn’t occurred. In October, 2011 airline Sky Express has stopped the existence.
Keywords: Three-level model of a product, Sky Express, a specific competition.
Продукт (товар или услугу) согласно трехуровневой модели продукта можно представить в виде трех уровней [1]:
1-й уровень - функциональное предназначение продукта;
2-й уровень - уровень свойств и дополнительных преимуществ;
3-й уровень - уровень бренда (имиджа).
Рассмотрим с помощью трехуровневой модели продукта услугу по авиационным пассажирским перевозкам авиакомпании Sky Express.
Авиакомпания Sky Express - первый в России низкобюджетный авиаперевозчик, начала свою деятельность в 2006 году.
Первый уровень продукта «авиационные пассажирские перевозки» - это, собственно, авиационная пассажирская перевозка. Потре-
битель приобретает не данный продукт как таковой, а перемещение из точки А в точку Б, находящуюся на значительном расстоянии от А, за наименьшее время.
Второй уровень продукта «авиационные пассажирские перевозки» - это уровень свойств и дополнительных преимуществ. Свойства данного продукта можно условно разделить на два типа: «организационные» и «бортовые».
Организационные свойства - это свойства, связанные с организацией полетов. К таким свойствам относятся: удобство расписания полетов авиакомпании для пассажиров, география полетов (широта маршрутной сети), пунктуальность (соответствие фактического времени
отправления и прибытия заявленному в расписании времени).
Бортовые свойства - это свойства, связанные непосредственно с качеством предоставления услуг на борту и характеристиками самого борта (самолета). К таким свойствам относятся: безопасность (надежность) самолетов, кетеринг - наличие или отсутствие питания на борту и его качество, культура обслуживания на борту, чистота на борту, комфортабельность судов.
Рассмотрим перечисленные организационные и бортовые свойства продукта «авиационные пассажирские перевозки» применительно к авиакомпании Sky Express.
Организационные свойства авиакомпании Sky Express:
• Удобство расписания;
Прежде чем дать оценку степени удобства расписания авиакомпании SkyExpress необходимо отметить, что большинство пассажиров российских авиакомпаний летят по делам бизнеса, т.е. являются командированными [2]. Данный сегмент обладает особыми требованиями к расписанию. Удобными часами вылета у представителей данного сегмента являются утренние часы с расчетом, что приземление в точке назначения произойдет в 8-10 часов утра. А также вечерние часы с расчетом, что вылет произойдет в 20-21 часов. Такие требования связаны с тем, что «командировочному» удобно прилететь в точку назначения в начале рабочего дня, день отработать и вернуться вечером. Удобным такое расписание считается и для работодателей, поскольку компании не приходится оплачивать для сотрудника гостиницу.
Пассажиры же, которые летят по личным целям (туризм не рассматривается, поскольку SkyE xpress не совершает регулярные полеты за рубеж), но коих меньшинство, имеют менее жесткие требования к расписанию, поскольку готовы подождать ради более низкой стоимости билетов.
На 2009 год рейсы авиакомпании Sky Express в Тюмень, Калининград, Санкт-Петербург, Екатеринбург, т.е. крупнейшие транспортные хабы, не отвечали этим требованиям. Большинство вылетов осуществлялось либо в середине дня, либо ближе к полуночи.
• География полетов (широта маршрутной сети);
В начале своей деятельности авиакомпания SkyExpress совершала из Москвы рейсы в 13 городов России: Санкт-Петербург, Калининград, Мурманск, Пермь, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Анапа, Тюмень, Челябинск, Уфа, Краснодар, Сочи, Владикавказ. Однако на ноябрь 2011 года маршрутная сеть сократилась до 4 городов, не считая Москвы: Владикавказ, Краснодар, Ростов-на-Дону, Челябинск. Для сравнения, лидеры отрасли, авиакомпании S7, «Аэрофлот», «ЮТэйр» совершают рейсы в более чем 50 городов России и мира.
• Пунктуальность (соответствие фактического времени отправления и прибытия заявленному в расписании времени).
По данным на 17 июня 2010 года от задержек вылетов авиакомпании пострадало 13 572 пассажиров [3]. Это самый большой показатель в отрасли, почти в два раза превышающий показатель авиакомпании «Владивосток-авиа» - второй по данному показателю.
Бортовые свойства авиакомпании Sky Express:
• Безопасность (надежность);
Деятельность авиакомпания Sky Express не отмечена катастрофическими событиями. Тем не менее, регулярные задержки рейсов авиакомпании являются в том числе следствием неисправности воздушных судов.
• Кетеринг (питание на борту);
На бортах авиакомпании Sky Express было организовано платное питание. Питание представляет собой относительно дорогой фаст-фуд.
• Культура обслуживания и чистота на борту;
Обслуживающий персонал (бортпроводники) проходили специальное обучение в центре подготовки авиакомпании (в том числе навыкам первой медицинской помощи), серьезных нареканий к деятельности бортпроводников и уровню чистоты не выявлено.
• Комфортабельность судов.
По состоянию на 1 июля 2010 года флот Sky Express состоял из 8 судов типа Боинг 737 в одноклассной компоновке эконом-класса:
Боинг 737-300 (148 мест);
Боинг 737-500 (132 места).
Одноклассная компоновка обусловлена low-cost спецификой деятельности авиакомпании - желанием увеличить вместимость судна. Компоновка эконом-класса свидетельствует об относительно невысоком уровне исходной комфортности судов. Средний возраст флота не превышает 20 лет.
Если сравнивать со средним возрастом парка судов ведущих российский авиаперевозчиков (Аэрофлот, S7, Трансаэро), то флот авиакомпании SkyExpress воспринимается пассажирами, имеющими воз-
можность летать другими авиакомпаниями и сравнить, как немолодой.
Третий уровень продукта «авиационные пассажирские перевозки» - это уровень бренда. Бренд - это образ торговой марки в сознании потребителя [4, с.16]. Авиакомпания Sky Express, согласно отзывам потребителей на крупнейшем русско-язычном авиационном Интернет-форуме Airlines Inform, имеет крайне негативный образ. Связано это, прежде всего, с непунктуальностью авиакомпании, частой отменой рейсов, не возвратом денег за билеты на отмененные рейсы.
Согласно трехуровневой модели продукта, первый уровень продукта - это уровень видовой конкуренции. По этому уровню продукт «авиационные пассажирские перевозки» конкурирует с продуктами, которые удовлетворяют ту же самую потребность, но другим способом. В частности, с железнодорожными пассажирскими перевозками. Второй уровень продукта - это уровень прямой конкуренции по свойствам, т.е. рациональным преимуществам. Третий уровень - уровень конкуренции по бренду, т.е. эмоциональным преимуществам.
До 2008 года авиакомпания Sky Express позиционировала себя, как авиакомпанию-конкурента РЖД (российских железных дорог) (см. рис.1):
ПОЛЕТ1
РАСПРОДАЖА
авиабилеты от 800 р.
НАШИ ПОЕЗДА -САМЫЕ ПОЕЗДАТЫЕ ПОЕЗДА В МИРЕ!
Рис.1. Видовая конкуренция авиакомпании Sky Express с РЖД.
Следовательно, конкуренция согласно трехуровневой модели шла по первому уровню - видовой конкуренции. Фундаментом данного позиционирования являлись низкие цены на билеты, сопоставимые с ценами на плацкартные билеты аналогичных направлений РЖД. Однако, в 2008 году произошло существенное повышение величины топливного сбора авиакомпании (на 1 200 - 1 500 рублей), в результате чего авиакомпания уже не могла конкурировать с РЖД по стоимости билетов. Конкуренция согласно трехуровневой модели продукта перешла на второй уровень - уровень свойств. Это означает, что потребитель стал сравнивать авиакомпанию не с РЖД, а с другими авиакомпаниями, которым Sky Express уступала практически по всем свойствам (платное питание, старые суда, низкий уровень комфорта на борту, задержки рейсов и т.д.). Кроме того, у Sky Express сложился крайне негативный имидж, что делало авиакомпанию аутсайдером и по третьему уровню конкуренции - уровню бренда. Для исправления ситуации авиакомпании следовало отказаться от low-cost модели (низкобюджетной модели), нарастив парк судов, что позволило бы как минимум сократить число отмены и задержек рейсов. Кроме того, следовало провести ребрендинг для исправления ситуации по негативному имиджу, как в 2006 году это сделала авиакомпания «Сибирь» (нынешняя «S7»). Однако, ничего из перечисленного не произошло. 31 октября 2011 года Росавиация аннулировала сертификат авиаперевозчика, Sky Express прекратила свое существование.
Литература:
1. Ведров Е.С. Трехуровневая модель продукта как инструмент разработки конкурентных преимуществ в предпринимательской деятельности. // В мире научных открытий», №10.1(22), Красноярск, 2011, - с.374 - 383.
2. Особенности делового туризма в РФ. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: .
3. Рейтинг авиакомпаний. Кто чаще задерживает рейсы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/rating/reiting-aviakompanii-kto-chashche-zaderzhivaet-reisy/2010
4. Старов С.А. Управление брендами. Учебник. - 2-е издание, исправленное - М.: Из-во «Высшая школа менеджмента», 2010.