Научная статья на тему 'Маркетинговые стратегии развития бизнес-концепции торгового предприятия на потребительском рынке'

Маркетинговые стратегии развития бизнес-концепции торгового предприятия на потребительском рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1271
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / СТРАТЕГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ / СЕГМЕНТАЦИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ / СТРАТЕГИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ / СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ / PLANNING / BUSINESS PLANNING / STRATEGIC PLAN / STRATEGY FORMATION / CUSTOMER SEGMENTATION / STABILIZATION STRATEGY / A STRATEGY FOR SURVIVAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Локтев Эдуард Михайлович, Саркисян Лев Григорьевич

В статье рассматриваются основные элементы бизнес-концепции торгового предприятия на потребительском рынке. Определено, что важнейшей приоритетной функцией формирования маркетинговой стратегии является осуществление непрерывного бизнес-планировния. Целью статьи является рассмотрение различных подходов к формированию бизнес-концепции и причин влияющих на нее. В статье использованы экономико-математические методы. В результате проведенного исследования сделан вывод об основных требованиях, которые должны учитываться при формирования маркетинговой стратегии предприятия на потребительском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Локтев Эдуард Михайлович, Саркисян Лев Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET DEVELOPMENT STRATEGIES Business concept commercial enterprises IN CONSUMER MARKET

The article deals with the basic elements of a business concept commercial enterprise on the consumer market. It was determined that the most important function of the priority of formation of marketing strategy is the implementation of business continuity planning. The aim of the article is to examine different approaches to formation business concept and causes affecting it. In the article the use of economic-mathematical methods. The study concluded that the basic requirements that must be considered when forming a marketing strategy companies in the consumer market.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые стратегии развития бизнес-концепции торгового предприятия на потребительском рынке»

Мир науки и образования. 2015. № 3

УДК 005.21:005.511.658.8

МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСКОНЦЕПЦИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

Локтев Эдуард Михайлович,

к.э.н., профессор кафедры маркетинга и КД, Донецкий Национальный университет экономики и торговли им. М.И. Туган-Барановского

E-mail: [email protected] Саркисян Лев Григорьевич, к.э.н., профессор кафедры маркетинга и КД, Донецкий Национальный университет экономики и торговли им. М.И. Туган-Барановского

E-mail:[email protected] ORCID ID: 0000-0002-2342-2148

MARKET DEVELOPMENT STRATEGIES BUSINESS CONCEPT COMMERCIAL ENTERPRISES IN CONSUMER MARKET

Edward Loktev, Ph.D. , professor Department of Marketing and C. Donetsk National University of Economics and Trade M.I. Tugan -Baranovsky

Lev Sarkisyan, PhD , Professor of Marketing and C , Donetsk National University of Economics and Trade M.I .Tugan -Baranovsky

ORCID ID: 0000-0002-2342-2148

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные элементы бизнес-концепции торгового предприятия на потребительском рынке. Определено, что важнейшей приоритетной функцией формирования маркетинговой стратегии является осуществление непрерывного бизнес-планировния. Целью статьи является рассмотрение различных подходов к формированию бизнес-концепции и причин влияющих на нее. В статье использованы экономико-математические методы. В результате проведенного исследования сделан вывод об основных требованиях, которые должны учитываться при формирования маркетинговой стратегии предприятия на потребительском рынке.

ABSTRACT

The article deals with the basic elements of a business concept commercial enterprise on the consumer market. It was determined that the most important function of the priority of formation of marketing strategy is the implementation of

Мир науки и образования. 2015. № 3

business continuity planning. The aim of the article is to examine different approaches to formation business concept and causes affecting it. In the article the use of economic-mathematical methods. The study concluded that the basic requirements that must be considered when forming a marketing strategy companies in the consumer market.

Ключевые слова: планирование; бизнес-планирование; стратегический план; потребительский рынок; стратегия становления; сегментация покупателей; стратегия стабилизации; стратегия выживания.

Keywords : planning; business planning; strategic Plan : the consumer market; strategy formation; customer segmentation ; stabilization strategy; a strategy for survival.

Одним из элементов составляющих бизнес-концепцию торгового предприятия является бизнес-планирование. Для предприятий торговли бизнеспланирование является одной из приоритетных функций менеджмента, состоящей в подготовке и реализации отдельных мероприятий по сокращению затрат и увеличению доходов в уставленном периоде времени.

В современных условиях хозяйствования планирование должно наполняться новым содержанием, ориентированным на маркетинг. Как отмечаю авторы [1, с.16.]:

- планирование должно быть ориентировано на потребителя, т.е. по своей сути должно быть маркетинговым, основанным на изучение рыночных потребностей и постоянном поиске привлекательных «рыночных ниш»;

- планирование должно учитывать неопределенность, присущую рынку (возникает необходимость определения и учетов рисков);

- планирование должно носить системный характер, учитывая как внешние, так и внутренние условия жизнедеятельности предприятия торговли;

- планированию должен быть присущ предпринимательский дух и оно должно быть направлен на получение максимальной прибыли.

Бизнес-планирование следует рассматривать не как директиву, а как процесс обеспечивающий предприятию экономическую независимость. К основным фактором, обеспечивающим коммерческую эффективность торговой

Мир науки и образования. 2015. № 3

деятельности предприятия относится маркетинг, который оказывает влияние на повышение конкурентоспособности, завоевание новых рынков сбыта, увеличение объемов продаж и максимальное удовлетворение запросов конечных потребителей.

Важнейшим видом планирования в рыночных условиях должен стать стратегический план, в основе которого лежит стратегия предприятия [1, с.21].

Разработкой стратегических планов предприятия торговли занимается высшее руководство с привлечением среднего звена управления (служб менеджмента, маркетинга, финансово-экономической и др.), реализация этих планов возложена на персонал предприятия. Если в условиях централизованной экономики план рассматривался как директивный документ, требующий обязательного исполнения в установленные сроки, то в условиях неопределенности рыночной среды обуславливает необходимость непрерывного планирования для снижения уровня коммерческих рисков [1, с.218]. Творческое участие в процессе стратегического планирования большего числа работников предприятия является воплощением одного из важнейших принципов планирования в условиях рынка - принципа участия. Того же требуют и принцип холизма как необходимость увязки отдельных направлений планирования по «вертикали» и по «горизонтали».

В рамках стратегического планирования выделяют базовую и функциональную стратегии. [2, с.46], схема которых представлена на рис. 1. В зависимости от фазы зрелости предприятия на потребительском рынке рассматриваются три разновидности базовых стратегий, а именно: стратегия выживания, стратегия развития, стратегия стабилизации.

Мир науки и образования. 2015. № 3

Рис 1. Виды стратегий, используемых в предприятиях торговли.

Базовая стратегия предприятия торговли, включает в себя программу действий, необходимых для достижения поставленных целей. Эта программа разрабатывается руководством предприятия с привлечением маркетинговой службы. По нашему мнению, на предприятиях торговли, в зависимости от влияния внешней и внутренней среды необходимо выделить четыре базовые стратегии: становления, стабилизации, развития и выживания.

Стратегия становления, предусматривает программу мер в период формирования и освоения рынка района деятельности предприятия торговли и связана с адаптацией к выбранному сегменту потребительского рынка. Этот период предусматривает более детальное исследование потребителей путем:

- сегментации покупателей (количественный и качественный состав семей, род занятий, образование, уровень доходов и т.д.);

- изучение структуры спроса;

- определение причин и мотивации приобретения именно того или иного товара;

- оценка тенденций и причин изменения потребностей

- использование в практике торгового обслуживания населения апробированных форматов торговой сети.

Мир науки и образования. 2015. № 3

На стадии становления предприятия торговли разрабатываются рациональные ассортиментная и ценовая политики, предусматривающие удовлетворение запросов всех групп потребителей. Основная цель это -привлечение массового потребителя, увеличение объемов продаж, увеличение доходов и сокращение удельных затрат.

Достаточно широкий круг решаемых на этой стадии проблем, связан с поддержанием эффективной системы хозяйственных связей по поставкам товаров. Лояльность поставщиков по отношению к своим клиентам(оптовым покупателям) является одним из решающих условий эффективной деятельности в области маркетинга. В отношениях между различными торговыми предприятиями и поставщиками товаров основной упор делается на ценовую политику, условия купли-продажи, условия оплаты за поставленный товар, структуру предоставляемых услуг. При этом определяется круг поставщиков, в том числе по прямым каналам товародвижения -непосредственно от производителя и по косвенным - с использованием независимых посредников.

Стратегия стабилизации, используется после освоения рынка в условиях постоянного контингента обслуживаемого населения (сформировавшаяся структура жилой зоны), при достаточно высоких объемах реализации товаров и получаемой прибыли. Данная стратегия предусматривает поддержание коммерческой деятельности на существующем уровне и используется в случаях удовлетворенности собственника положением предприятия на региональном рынке. В данном случаи отсутствует необходимость использования дополнительных капитальных вложений, корректировки целей и изменения организационной структуры, что также способствует сохранению достигнутых ранее темпов роста при одновременном наращивании внутреннего потенциала. Основные составляющие стратегии стабилизации:

- экономия затрат на развитие материально-технической базы

предприятия;

Мир науки и образования. 2015. № 3

- сокращение расходов, связанных с выходом на новые рынки;

- долгосрочные хозяйственные связи с поставщиками товаров, усиление лояльности по взаимоотношениям с ними.

- сохранение кадрового потенциала и усиление функций управлений

- удержание ранее достигнутых позиций на рынке;

- высокий уровень качества торгового обслуживания, лояльность потребления, в подержание имиджа предприятия.

Стратегия выживания может использоваться в условиях экономического кризиса, нестабильности политической и экономической системы,

значительных темпов роста инфляции и снижения платежеспособности населения. В этих условиях предприятию необходимо приспособиться к рыночным условиям, путем сокращения отдельных видов деятельности или диверсификация (изменение структуры ассортимента, оптимизации оказывается услуг покупателям, минимизация затрат на осуществлении социальных программ и т.д.). Эта стратегия используется при снижении экономических показателей коммерческой деятельности, усилении

конкуренции со стороны новых операторов данного рынка, с целью обеспечения минимального уровня рентабельности на краткосрочный период. Стратегия выживания предусматривает:

- поиск новых товарных ниш, новых каналов распределения товаров;

- оптимизацию численности АУП, торгово-оперативных работников, за счет совмещения отдельных профессий (менеджер по продажам, менеджер по закупкам, бухгалтер-экономист, продавец-консультант, мерчандайзер и др.);

- сохранение квалифицированных специалистов;

- обеспечение необходимого уровня материально-технической базы предприятия торговли;

- изменение организационно-правовой формы (ООО - ЧП; ПАО -

ЧАО);

Мир науки и образования. 2015. № 3

- интенсификация торгово-технологического процесса (оптимизация режима работы, повышение производительности труда, увеличение доли собственной продукции в структуре продаж продовольственных товаров, развитие платных услуг и др.)

Стратегия развития способствует росту объемов продаж, прибыли и рентабельности. Обычно это обеспечивается путем увеличения размера торговой площади, расширения и улучшения ассортимента и развития перечня оказываемых услуг (летняя площадка под кафе, детская площадка под аттракционы и кафетерии, облагораживание и уход за автотранспортом и др.). Крупными предприятиями торговли такая стратегия достигается за счет проникновения и завоевания новых рынков. Как правило, такая стратегия используется крупными торговыми объединениями (торговыми сетями), имеющими значительные финансовые ресурсы и стабильных инвесторов.

К основным составляющим элементам этой стратегии относятся:

- выход за рамки основного бизнеса, за счет расширения ассортимента товаров и услуг;

- использование различных форматов супермаркетов в зависимости от места дислокации торговых предприятий.

- поглощение мелких конкурентов, за счет открытия новых магазинов в периферийных районах;

- централизация управления ассортиментной и ценовой политикой торгового предприятия;

- расширение сферы торговой деятельности в других городах и регионах страны, освоение новых рынков;

- развитие собственного производства и выпуск товаров под собственной торговой маркой;

- постоянное повышение уровня квалификации персонала и качества торгового обслуживания населения.

Мир науки и образования. 2015. № 3

По методике и критериям изложенным в [2, с.47] выполним анализ использования приведенных стратегий торговыми сетями Донецкого региона.

Каждая из перечисленных стратегий является характерной для конкретного предприятия торговли, в зависимости от его состояния относительно внешней и внутренней среды. К примеру, в настоящий период политической и экономической нестабильности в Донецком регионе основной стратегией для большинства предприятий местного рынка является стратегия выживания. По мере стабилизации и устранения экономической блокады будет повышаться актуальность и получит свое дальнейшее использование стратегия развития, которая была характерной в период 2006-2012 годов для торговых сетей «Абсолют», «Фуршет», «АТБ-маркет» (г. Луганск), «Сильпо», «Метро», «Караван»(Днепропетровск, Киев, Харьков), «Амстор», «Ашан»(Донецкая область, Запорожье).

В условиях жесткой конкуренции среди торговых сетей украинских и зарубежных операторов на потребительском рынке, каждый из них самостоятельно принимает решение, какие стратегические альтернативы и мероприятия реализовывать. Например, стратегия развития, используемая ТД «Амстор» в период 2006 - 2012 годов позволила достичь значительных результатов; стал ТД «Амстор» одним из лидеров розничных сетей ЮгоВостока Украины. Среди сетей супермаркетов в городе Донецке и городах Донецкой области его доля составляла до 32%.

Таблица 1. Стратегия развития ООО ТД «Амстор».

Стратегические альтернативы Программы мероприятий

Диверсификация материальнотехнической базы Увеличение доли рынка: - Развитие МТБ и расширение типоразмеров ТД «Амстор» под брендом «Амстор: Амстор-Украина, Амстор - на пр. Марии Ульновой (торговой площадью до 1500м ), Амстор - на пр. Ильича, Амстор - на бул. Шевченко (торговой площадью 5000м ), Амстор - на ул. Соколиной, Амстор - в г. Мариуполь (торговой площадью до 7500

Мир науки и образования. 2015. № 3

А м ). - Экспансия в другие города с населением более 250 тыс. чел. г. Мариуполь, г. Горловка, г. Краматорск, г. Запорожье. - Сохранение лидерских позиций в сегменте г. Донецка и области.

Развитие и диверсификация ассортимента Рост объема продаж: - Увеличение доли выпуска товаров под собственной торговой маркой (колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, соленья, копченая рыба, сельдь, хлебопечение и мучные кондитерские изделия и др.). - Оптимизация ассортимента. - Увеличение объемов продаж товаров производства стран СНГ. - Маркетинг и мерчандайзинг.

Интенсификация Повышение эффективности торгово-оперативной деятельности: - Централизованное управление. - Эффективность операционных технологий. - Гибкость ассортиментной и ценовой политики. - Контроль над издержками. - Повышение эффективности закупок и взаимоотношений с поставщиками. - IT и логистика. - Оптимизация структуры товарооборота непродовольственных товаров. - Рекламная деятельность (реклама в прессе, по радио, телевидению и др.). - Организация и участие в ярмарках, выставках.

Интеграция Развитие лояльности потребителей: - Акцент на комплексность обслуживания. - Внедрение дисконтных программ, бонусных программ, систем скидок с применением банковских карт. - Постоянная презентация продукции собственного производства и отдельных производителей. - Развитие дополнительных услуг. - Повышение квалификации персонала.

Мир науки и образования. 2015. № 3

Кроме базовой на предприятиях торговли разрабатываются функциональные стратегии, которые являются составными частями базовой. К их реализации привлекаются функциональные подразделения и службы (отдел маркетинга, коммерческий, финансово-экономический), что обеспечит более высокую результативность реализации базовой стратегии предприятия торговли.

Среди функциональных стратегий наиболее актуальной является маркетинговая, которая позволяет сформулировать стратегические установки для разработки всех остальных, с учетом динамики и изменений на рынке. В рамках маркетинговой стратегии по каждому сегменту рынка разрабатывается: стратегия товара (услуги), стратегия цены, стратегия движения товара. При этом основной упор делается на получение эффекта, за счет оптимизации деятельности и экономии суммарных затрат.

Формирование маркетинговой стратегии должно базироваться с учетом следующих требований:

- наличие объективной и достоверной информации;

- стратегия должна быть направлена на реализацию целей и задач предприятия на установленную перспективу;

- каждый последующий период стратегии должен базироваться на результатах предыдущего;

- в планах маркетинга необходимо давать четкие количественные ориентиры, обеспечивающие возможность оценки результативности его выполнения [3, с. 63].

План маркетинга должен детально охватывать все сегменты рынка и давать ответы на следующие вопросы:

- какова потенциальная емкость рынка по конкретному товару, какую долю рынка занимает исследуемый торговый объект, каковы основные сегменты рынка и на какой из них ориентируется данное предприятие;

Мир науки и образования. 2015. № 3

- характеристика основных конкурентов, каковы условия конкуренции, сопоставляемый уровень конкурентоспособности основных операторов рынка;

- какую цену готов принять потребитель, какую политику ценообразования необходимо использовать на рынке, какой чистый доход обеспечивает выбранная политика цен;

- какие каналы распределения товаров необходимо использовать на рынке;

- меры по повышению эффективности продвижения товаров - реклама, стимулирование сбыта, дисконтные карты, акции и др.

Важнейшей составной частью бизнес - планирования является финансовый план, в котором рассматривается потенциал проекта, источники и график его финансирования, с учетом результатов коммерческой деятельности торгового предприятия. Цель финансового плана - оценка планируемых доходов и затрат по данному проекту. В нем приводятся финансовоэкономические показатели по текущему состоянию предприятия, прогнозный баланс прибыли и убытков, определяется потребность и источники финансирования, проект распределения денежных потоков и прогнозный баланс бухгалтерской отчетности на начало и конец каждого года. Прогноз финансовых результатов заключается в определении прибыльности исследуемого объекта. Решающим из разрабатываемых проектов является прогноз реализации товаров. Объем реализации товаров является основой дальнейшего совершенствования структуры товарооборота, ее оптимизации путем увеличения в общем объеме доли ассортимента товаров, обеспечивающих наибольшую прибыль.

Итогом разработки бизнес - концепции предприятия является составление стратегического плана на перспективный период и его основных показателей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Структура реализации товаров в натуральных и стоимостных показателях по периодам;

- Основные доходы;

Мир науки и образования. 2015. № 3

- Издержки по реализации товаров;

- Численность персонала;

- Фонд оплаты труда;

- Издержки по реализации товаров на 1 тыс.грн. продаж;

- Прибыль от реализации товаров;

Л

- Прибыль от реализации на 1 работника и 1 м торговой площади

- Рентабельность продаж в разрезе структуры товарооборота.

Список литературы:

1. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии. М.: ПРИОР, 2001.

2. Борисова О.В. Бизнес-планирование деятельности предприятий торговли. М.: «Академия», 2009.

3. Бревнов А.А. Маркетинг малого предприятия. К.: ВИРА-Р, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.