Маркетинговые продукты в индустрии смешанных единоборств
Присмаков Николай Сергеевич
аспирант «Московский финансово-промышленный университет Синергия», [email protected]
Статья посвящена анализу маркетинговых продуктов, существующих в современной индустрии смешанных единоборств. Актуальность их анализа определяется бурным развитием сферы смешанных единоборств и лишь фрагментарным описанием существующих маркетинговых продуктов в современной научной литературе. В статье описаны основные особенности существующих маркетинговых продуктов в индустрии смешанных единоборств. По результатам проведенного исследования сделаны выводы о том, что маркетинговые продукты в индустрии представлены атрибутикой, трансляциями или офлайн посещениями боев, а также тренировками в клубах смешанных единоборств. Основные положения, полученные в рамках исследования, могут использоваться для обучения рекламному продвижению в смешанных единоборств.
Ключевые слова: маркетинговые продукты, смешанные единоборства, спортивные мероприятия.
Введение
Изучение особенностей маркетинга продуктов в индустрии смешанных единоборств имеет несколько причин: растущая популярность; уникальная аудитория; брендинг и репутация; специфические потребности клиентов; конкуренция. Знание особенностей маркетинга продуктов в индустрии смешанных единоборств поможет организациям разработать эффективные стратегии и тактики для привлечения и удержания аудитории и клиентов, увеличения прибыли и создания успешного бизнеса в этой области. При этом, индустрия смешанных единоборств характеризуется рядом особенностей, которые несколько выходят за рамки общей концепции маркетинга продуктов. Однако, данные аспекты сферы смешанных единоборств описаны лишь фрагментарно, что осложняет управление маркетинговыми продуктами.
Актуальность исследования базируется на фрагментарном описании особенностей маркетинговых продуктов в индустрии смешанных единоборств.
Целью исследования является комплексное описание особенностей маркетинговых продуктов в индустрии смешанных единоборств.
Методы исследования.
Достижение цели исследования обеспечивалось с помощью анализа литературных источников и анализа интернет-источников.
Для выявления текущего состояния описания маркетинговых продуктов в индустрии смешанных единоборств использовался метод анализа литературных источников, представленных публикациями в научной периодике. Для выявления особенностей маркетинга продуктов индустрии смешанных единоборств проводился анализ интернет-источников (интернет-сайты существующих продуктов в области смешанных единоборств, включая характерных для данной индустрии мероприятий).
Результаты исследования.
Маркетинговый продукт - это товар или услуга, которые предлагаются на рынке и создаются с целью удовлетворения потребностей и желаний потребителей. Он может быть физическим товаром, таким как автомобиль или одежда, или абстрактным, например, услугой по ремонту автомобилей или консультационными услугами. Маркетинговый продукт также включает в себя все связанные с ним атрибуты, такие как бренд, упаковка, цена, логистика, реклама и продвижение.
Смешанные единоборства (ММА) - это вид спорта, в котором соперники используют различные техники и стили борьбы, включая удары руками и ногами, броски, подсечки, захваты и прочие приемы, включая удушающие приемы [1]. В ММА соревнуются спортсмены,изначально пришедшие из разных спортивных дисциплин, таких как бокс, кикбоксинг, джиу-джитсу, самбо, грэпплинг и другие. Однако, по мере роста популярности смешанных единоборств, появились организации, занимающиеся подготовкой начинающих спортсменов непосредственно к выступлениям в смешанных единоборствах, минуя спортивную специализацию в каких-то прочих спортивных дисциплинах.
Главной задачей современных смешанных единоборств является выявление самого сильного бойца в бою с учетом пола и веса [1].
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м
Сл>
fO CS
о
CS
о ш m
X
3
<
m О X X
В смешанных единоборствах основными маркетинговыми продуктами могут быть различные услуги и товары, родственные с этим видом спорта. Чаще всего ими являются услуги тренеров, организация соревнований, сбыт формы и реализации товаров для бойцов, формирование и улучшение бренда спортивного клуба ММА, личного бренда спортсмена и т.д. [2, 3].
Ведущая роль маркетинговых продуктов в индустрии смешанных единоборств - заманивание и удержание клиентов и зрителей, а также удовлетворение их спросов и нужд, связанных с этим видом спорта.
Ведущими маркетинговыми продуктами в современном мире смешанных единоборств бывают:
1.Комерческие трансляции;
2. билеты на бойцовские турниры ;
3. одежда и экипировка;
4. Реклама спонсоров;
5. Методики тренировок;
6.Бойцовские клубы ММА.
Вот некоторые тенденции маркетинговых продуктов, которые используются в индустрии смешанных единоборств. С увеличением узнаваемости ММА и привлечением новых болельщиков и спортсменов , можно ожидать появления новых и инновационных продуктов и услуг в рассматриваемой индустрии.
Изучим представленные примеры маркетинговых продуктов более углубленно.
Платные трансляции поединков представляют собой один из основных маркетинговых продуктов в мире смешанных единоборств . Организаторы турниров делают постоянные эвенты и соревнования, которые можно увидеть только на платной основе . Это позволяет всем фанатам ММА наблюдать за самыми зрелищными боями и болеть за своих любимых бойцов, а промоутеры и организаторы платных трансляций имеют прибыль с целевой аудитории [4, 5].
Платные трансляции боев обеспечивают любителям ММА возможность видеть поединки в прямом эфире, не выходя из дома. Аудитория потребителей этих продуктов выбирают из различных опций или оплачивают выборочные эвенты по своему выбору. Платные онлайн-трансляции в основном осуществляются на стриминговых платформах или через мобильные приложения.
PpV являются для профессиональных лиг ММА крупным источником дохода, так как они охватывают большое количество аудитории, что увеличивает объёмы продаж и популяризирует спорт. Организаторы также используют трансляции, как площадку для продвижения своих дополнительных продуктов, например: тренировочные программы, одежда т.д.
Pay-per-view дают возможность спонсорам и партнерам демонстрации перед аудиторией рекламы своего бренда. Так они получают возможность привлечения новых лояльных клиентов, рост узнаваемости своего бренда и повышение престижности компании, как партнёра крупного спортивного мероприятия, размещая свои логотипы на октагоне, экипировке бойца или с помощью ротации рекламных роликов в перерывах.
На данный момент всё-таки именно офлайн-турниры являются самым прибыльным источником дохода для профессиональных лиг ММА, а также позволяют зрителям увидеть и насладится боями вживую [3].
Билеты на турниры продаются через различные каналы: официальные сайты лиги в сети интернет, онлайн-платформы и офлайн магазины партнеров. Всегда есть выбор категории билета с разной ценовой политикой, в зависимости от рассадки в зале.
С помощью продажи билетов на одно очное событие возрастает интерес зрителей ко всем турнирам и создаёт спрос на ивенты в будущем. Зрители, которые посетили турнир очно чаще становятся постоянными клиентами и фанатами организации, так как начинают относится к лиге лояльнее. Во время турнира, как правило, болельщики также покупают сувенирную продукцию с символикой организации или приуроченную к данному турниру.
Проведение живых турниров является для спонсоров еще одной возможностью для рекламы своего бренда с помощью размещения своих материалах на билетах, арене или вокруг нее, благодаря чему охват аудитории становится еще шире. Также офлайн-турниры очень хорошо подходят для проведения акций и розыгрышей, чтобы даёт возможность более ярко заявить о своем бренде зрителям.
В целях выражения своей поддержки бойцам, командам или организациям болельщики приобретают футболки, шорты, перчатки, спортивные костюмы с логотипами. Продажа брендированных товаров также обеспечивает промоушенам увеличение узнаваемости и рост лояльности у аудитории.
Лиги MMA также часто продвигают своих партнеров и их продукцию на турнирах, соревнованиях и ивентах. Это позволяет производителям увеличить рост продаж товаров и заявить о себе перед широкой аудиторией. [6, 7, 8].
Разработка брендированной одежды и сувенирной продукции также помогает привлечь внимание потенциальных зрителей и увеличить продажи с помощью проведения розыгрышей, лотырей и промо-акций, поэтому организаторы турниров ММА часто прибегают к такому способу, который позволяет увеличить траффик. Например, при покупке определенного количества билетов зритель получает мерч от организации. Это даёт людям дополнительную мотивацию к покупке билетов.
Разберем один из ярких примеров партнерской интеграции в индустрии смешанных единоборств, а это партнерство между бренда спортивной одежды Reebok и Ultimate Fighting Championship (UFC). В 2014 году Reebok стал официальным партнером и поставщиком спортивной одежды и экипировки для всех бойцов, которые вступают в промоушене UFC.
Интеграция между Reebok и UFC заключается в том, что все бойцы и их секунданты должны носить одежду бренда Reebok во время своих боев и официальных мероприятий, которые проводятся UFC. Для самих спортсменов это сотрудничество также очень выгодно, так как они получают гонорар за сотрудничество с Reebok. Размер гонорара варьируется в зависимости от профессионального уровня спортсмена и количества проведенных боев в данной организации.
Это сотрудничество дало бренду Reebok определенную пользу, а именно: охваты аудитории стали шире, повысилась лояльность аудитории к бренду, бренд в глазах зрителей стал более престижным. Также с помощью данной коллаборации удалось увеличить продажи продукции бренда за счет фанатской базы UFC c помощью выпуска лимитированной коллекции с логотипами популярных бойцов промоушена.
Данное партнерство также повысило лояльность к бренду Reebok не только у аудитории UFC, но и у бойцов. Так бренд смог позиции компании на рынке ММА и у фанатов этого вида спорта.
Этот пример доказывает, что спонсорские интеграции в индустрии смешанных единоборств являются действенными маркетинговыми инструментами для компаний. С помощью партнёрства бренд, который напрямую никак не связан с MMA может добиться нужного ему результата, так как есть много способов интегрировать рекламу в турниры и много возможностей для того, чтобы представить свой бренд с выгодной стороны.
Еще один яркий пример маркетингового хода в индустрии смешанных единоборств - это разработанная компанией UFC Gym тренировочная программа для массового потребления [9].
UFC Gym представляет собой спортивные залы, в который есть большой выбор различных тренировочных программ. Например: силовые, функциональные тренировки и занятия по различным видам боевых искусств. Клиентам спортивного клуба также предоставляется специальные эксклюзивные учебные материалы, включающие видеоуроки, авторские программы и советы от известных профессиональных тренеров и бойцов UFC.
Как раз таки эти дополнительные материалы и являются маркетинговой кампанией для UFC Gym. Они помогают привлечь клиентов, которые интересуются ММА и хотят тренироваться как ведущие спортсмены лиги UFC, и являются дополнительной мотивацией для регулярной покупки абонемента именно в этот зал. Также данные программы и материалы помогают закрепиться UFC Gym на рынке в качестве авторитетного, профессионального фитнес-центра с упором на единоборства и дает преимущество перед конкурентами на этом рынке.
Тренировочные программы и все материалы также продаются отдельно в виде онлайн-курсов, что приносит дополнительную прибыль компании UFC Gym и помогает охватить аудиторию, которая не может посещать зал очно.
Распространённым примером успешного и востребованного потребительского продукта в индустрии смешанных единоборств являются ММА-клубы и залы. Спортивные MMA-клубы оказывают услуги индивидуальных или групповых тренировок по смешанным единоборствам разной направленности.
Для привлечения новых клиентов в секции смешанных боевых единоборств используются разные рекламные стратегии. Запускаются рекламные кампании через социальные сети, где демонстрируются лучшие видео тренировок и достижений бойцов, которые тренируются в клубе. Также организовываются открытые промо-тренировки или мероприятия для демонстрации потенциальным клиентам всех преимуществ клуба. Хорошо работает в данной сфере сарафанное радио.
Часто спортивные залы с акцентом на сегменте смешанных единоборств вступают в партнерство с известными профессиональными бойцами, чтобы привлечь клиентов с помощью имени и репутации выдающегося спортсмена. Это дает результаты в положительную сторону, так как у людей повышается лояльность и интерес к клубу, благодаря имиджу официального лица клуба.
Также для привлечения новых клиентов в клуб и повышения лояльности действуют специальные акции. Например: бесплатная первая пробная тренировка, абонемент со сниженной ценой, накопительные баллы, которыми можно оплатить часть абонемента.
Таким образом, клубы ММА и спортивные тренировки косвенно также являются маркетинговыми продуктами в индустрии смешанных единоборств, которые позволяют организациям привлекать и удерживать клиентов, увеличивать свою прибыль, популизировать данный вид спорта, настроить сильную связь с целевой аудиторией и легче понимать ее потребности.
Обсуждение результатов исследования.
Ранние исследования, посвященные изучению маркетинговых продуктов в индустрии смешанных единоборств, были сфокусированы на анализе отдельно взятых маркетинговых продуктах.
Особое внимание исследователей было сосредоточено на вопросах:
- построения и управления профессионального бренда спортсмена [2];
- маркетинга спортивных событий, трансляций и билетов на живые события [3];
- различных вариантов спонсорства спортсменов и клубов [6, 7, 8].
Результаты ранних исследований маркетинговых продуктов в смешанных единоборствах лишь фрагментарно описывают реальную картину.
По результатам проведенного исследования уточнен перечень маркетинговых продуктов для современной индустрии смешанных единоборств. Научный вклад исследования заключается в выявлении и описании таких разновидностей маркетинговых продуктов в индустрии смешанных единоборств, как:
- тренировочные программы и учебные материалы;
- ММА-клубы и тренировочные центры.
Наиболее ярким примером маркетингового продукта, базирующегося на продаже потребителям тренировочных программ и учебных материалов, выступает программа тренировок и обучения UFC Gym [9].
Особенностью функционирования ММА-клубов и тренировочных центров выступает предоставление возможности целевой аудитории приобщиться к тренировочным занятиям и получить на этом фоне удовлетворение различного рода потребностей ассоциированных с данными занятиями. Зачастую, к данным занятиям привлекаются именитые спортсмены, что повышает заинтересованность аудитории в данном виде услуг и позволяет организатором извлекать из этого дополнительный доход.
Перечисленные маркетинговые продукты, определенные в ходе проведенного исследования, являются характерными сугубо для индустрии смешанных единоборств и позволяют эффективно решать маркетинговые задачи в современных реалиях.
Выводы.
1. Комплексная характеристика маркетинговых продуктов в индустрии смешанных единоборств заключается в предоставлении потребителям характерных для данной индустрии продуктов и услуг, представленных в виде атрибутики, трансляций или офлайн посещений боев и сопутствующих мероприятий, а также тренировок в клубах смешанных единоборств.
2. Большинство маркетинговых продуктов в индустрии смешанных единоборств нацелены на удовлетворение следующих потребностей: потребность в развлечении; потребность в эмоциональном насыщении; потребность в обучении; потребность в социальной признательности; потребность в статусе и приобщенности к виду спорта.
Заключение.
Изучение маркетинга продуктов в индустрии смешанных единоборств имеет большое значение для успешного развития и удержания клиентов, а также получения дополнительной прибыли. Эта индустрия становится все более популярной и конкурентной, поэтому понимание особенностей и потребностей аудитории, использование брендинга и репутации, разработка эффективных стратегий и тактик маркетинга становятся ключевыми факторами успеха.
Литература
1. Правила вида спорта "смешанное боевое единоборство (ММА)" (утв. приказом Минспорта России от 01.10.2019 N 788) (ред. от 17.04.2023)
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о м
CJ
2. Малыгин А. В. Процесс маркетинга профессионального спортсмена / А. В. Малыгин // Вестник Российского Международного Олимпийского Университета. - 2019. - №. 1. - С. 3447.
3. Малыгин, А. В. Маркетинг спортивного события: анализ ключевых характеристик и типовых маркетинговых функций / А. В. Малыгин // Современная конкуренция. - 2017. - Т. 11. -№ 6(66). - С. 52-62. - EDN KXHDID.
4. Матч ТВ - Онлайн трансляции спортивных событий URL: https://matchtv.ru/ (дата обращения: 01.06.2023).
5. UFC Russia - трансляции бойцы, видео, рейтинги URL: https://ufc.ru/ (дата обращения: 01.06.2023).
6. Erus O. The Benefit of Targeting Trending Niche Marketing Segments and Re-positioning of a Company: Choosing the winning marketing strategies for Reebok. - 2016.
7. Reams L., Eddy T., Cork B. C. Points of attachment and sponsorship outcomes in an individual sport //Sport Marketing Quarterly. - 2015. - Т. 24. - №. 3. - С. 159.
8. Salminen V. UFC fighters are taking a beating because they are misclassified as independent contractors. An employee classification would change the fight game for the UFC, its fighters, and MMA //Pace Intell. Prop. Sports &Ent. LF. - 2017. - Т. 7. - С. 193.
9. UFC GYM - сеть фитнес-клубов в Москве с уникальными тренировочными программами URL: https://ufcgymrussia.ru/ (дата обращения: 01.06.2023).
Marketing products in the mixed martial arts industry
Prismakov N.S.
Moscow Financial and Industrial University Synergy
JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
The article is devoted to the analysis of marketing products that exist in the modern industry of mixed martial arts. The relevance of their analysis is determined by the rapid development of the field of mixed martial arts and only a fragmentary description of existing marketing products in modern scientific literature. The article describes the main features of existing marketing products in the mixed martial arts industry.Based on the results of the study, it was concluded that marketing products in the industry are represented by paraphernalia, broadcasts or offline visits to fights, as well as training in mixed martial arts clubs. The main provisions obtained in the framework of the study can be used to teach advertising promotion in mixed martial arts.
Keywords: marketing products, mixed martial arts, sports events
References
1. Pravila vida sporta "smeshannoe boevoe edinoborstvo (MMA)" (utv. prikazom Minsporta Rossii ot 01.10.2019 N 788) (red. ot 17.04.2023)
2. Malygin A. V. Process marketinga professional'nogo sportsmena / A. V. Malygin // Vestnik Rossijskogo Mezhdunarodnogo Olimpijskogo Universiteta. - 2019. -№. 1. - S. 34-47.
3. Malygin, A. V. Marketing sportivnogo sobytiya: analiz klyuchevyh harakteristik i tipovyh marketingovyh funkcij / A. V. Malygin // Sovremennaya konkurenciya. -2017. - T. 11. - № 6(66). - S. 52-62. - EDN KXHDID.
4. Match TV - Onlajn translyacii sportivnyh sobytij URL: https://matchtv.ru/ (data obrashcheniya: 01.06.2023).
5. UFC Russia - translyacii bojcy, video, rejtingi URL: https://ufc.ru/ (data obrashcheniya: 01.06.2023).
6. Erus O. The Benefit of Targeting Trending Niche Marketing Segments and Repositioning of a Company: Choosing the winning marketing strategies for Reebok. - 2016.
7. Reams L., Eddy T., Cork B. C. Points of attachment and sponsorship outcomes in an individual sport //Sport Marketing Quarterly. - 2015. - T. 24. - №. 3. - C. 159.
8. Salminen V. UFC fighters are taking a beating because they are misclassified as independent contractors. An employee classification would change the fight game for the UFC, its fighters, and MMA //Pace Intell. Prop. Sports &Ent. LF. -2017. - T. 7. - C. 193.
9. UFC GYM - set' fitnes-klubov v Moskve s unikal'nymi trenirovochnymi programmami URL: https://ufcgymrussia.ru/ (data obrashcheniya: 01.06.2023).
fO СЧ
о
СЧ
о ш m
X
3
<
m О X X