Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СОСТОЯНИИ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ'

МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СОСТОЯНИИ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-маркетинг / производственные и торговые процессы / короновирус / маркетплейсы / онлайн-платформы / дистанционные продажи / Internet marketing / production and trading processes / coronovirus / marketplaces / online platforms / remote sales

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.Г. Корепанова

Во время кризиса основная задача маркетинга состоит в создании системы управления маркетингом в организации, адекватной ее стратегии выхода из кризисной ситуации. Цель маркетинга в антикризисном управлении — обеспечить в первую очередь производство и распределение таких товаров, которые пользуются наибольшим и устойчивым спросом на рынке и приносящих предприятию основную массу прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING PRIORITIES IN THE CONDITION OF THE CRISIS SITUATION

During a crisis, the main task of marketing is to create a marketing management system in an organization that is adequate to its strategy for overcoming a crisis. The purpose of marketing in crisis management is to ensure, first and foremost, the production and distribution of those goods that are in the greatest and most stable demand in the market and which bring the bulk of profit to the enterprise.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СОСТОЯНИИ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ»

УДК 658.8

МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СОСТОЯНИИ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

Е. Г. Корепанова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: korepanova.eg@gmail.com

Во время кризиса основная задача маркетинга состоит в создании системы управления маркетингом в организации, адекватной ее стратегии выхода из кризисной ситуации. Цель маркетинга в антикризисном управлении — обеспечить в первую очередь производство и распределение таких товаров, которые пользуются наибольшим и устойчивым спросом на рынке и приносящих предприятию основную массу прибыли.

Ключевые слова: интернет-маркетинг, производственные и торговые процессы, короновирус, маркетплейсы, онлайн-платформы, дистанционные продажи.

MARKETING PRIORITIES IN THE CONDITION OF THE CRISIS SITUATION

E. G. Korepanova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: korepanova.eg@gmail.com

During a crisis, the main task of marketing is to create a marketing management system in an organization that is adequate to its strategy for overcoming a crisis. The purpose of marketing in crisis management is to ensure, first and foremost, the production and distribution of those goods that are in the greatest and most stable demand in the market and which bring the bulk of profit to the enterprise.

Keywords: Internet marketing, production and trading processes, coronovirus, marketplaces, online platforms, remote sales

Стремительное распространение коронавируса приобрело характер пандемии. Какими бы ни были причины его возникновения, однозначно в ближайший год будут глобально перестраиваться все производственные и торговые процессы. В повседневную жизнь человека активно вошли интернет покупки товаров. По итогам 2019 года россияне стали меньше тратить в отечественных и зарубежных интернет-магазинах. Средний чек при покупках на иностранных ресурсах снизился на 17% — до 7,5 долл. В российской интернет-рознице он сократился на 13% — до 2,6 тыс. рублей. При этом суммарный объем рынка онлайн-торговли в 2019 году вырос на 41% — до 19,1 млрд руб. То есть покупателей в Сети становится больше, но тратили они меньше. Но на фоне распространения пандемии коронавируса средний чек в онлайн-торговле в России снова начал расти. Рассмотрим некоторые яркие моменты интернет-маркетинга, и как покупателям мира и России приходится существовать в пандемии. [1]

Обратим внимание на поведение потребителей в разных странах при эпидемии коронавируса. В странах, где ситуация с распространением нового коронавируса приняла масштабы эпидемии, например, Китае, Южной Корее, Италии, Иране, можно обнаружить

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 2

сходство того, как потребители готовятся к потенциальному карантину и запасаются необходимыми для этого продуктами. Сначала двузначными темпами растут продажи средств личной гигиены, масок и антисептиков, затем, по мере распространения инфекции, потребители начинают пополнять запасы продовольствия: круп, консервированных и замороженных товаров и других продуктов с длительным сроком хранения. Похожие тренды теперь можно заметить и на российском рынке товаров повседневного спроса. [2]

По данным AliExpress, Tmall, Pandao, входящих в "AliExpress Россия", на 35% увеличились продажи товаров, актуальных для тех, кто много времени проводит дома. Так пользователи маркетплейсов готовятся к самоизоляции на фоне эпидемии коронавируса, делают вывод аналитики компании. При переходе в режим самоизоляции потребители также начинают задумываться и о домашнем уюте, техническом оснащении для работы из дома -начинает расти спрос на электронику, определенные категории товаров для дома и мебель.

Неотъемлемой частью вынужденных каникул для семей с детьми станут развивающие игрушки: продажи детских конструкторов выросли на 78%, радиоуправляемых игрушек - на 45%. Интересом пользовались высокотехнологичные игрушки, например, роботы, а также развивающие книги и пособия.

Кроме того, значительно вырос спрос на продукты категорий "онлайн-образование" (+20%) и "корма для животных" (+15%). Серьезный отток наблюдается в Travel и Avia сфере и достигает 70%. [3]

Наблюдение показывают, что в крупнейших розничных сетях по всей стране, за первую половину марта (со 16 по 22 марта 2020 г.), потребители приобрели больше товаров с длительным сроком хранения, например, круп, замороженной продукции, макаронных изделий, влажных салфеток. Их продажи в натуральном выражении за эту неделю выросли по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 27,8%, 40,9%, 18,8%, 21,4% соответственно.

Так же надо заметить, что появился повышенный спрос на товары «для карантина» не обошел стороной и интернет-магазины, в которых потребителям проще закупиться впрок. За первую неделю марта продажи макаронных изделий по сравнению с таким же периодом годом ранее выросли на 209,2%, каш и сухих завтраков — на 125%, супов быстрого приготовления — на 150,1%, чая — на 102,1%, средств для чистки дома — на 126,3%, туалетной бумаги — на 125%, что опережает средние темпы роста рынка интернет-торговли продуктами питания в целом (50% год к году в среднем). Кроме того, от этой ситуации могут выиграть локальные компании, так как продукция российского производства, по мнению покупателей, может оказаться безопаснее импортной. [4]

Фармакологические компании в период пандемии короновируса не остались без внимания. Одной из ключевых новостей стала информация о том, что 17 марта президент Владимир Путин подписал указ, разрешающий дистанционную продажу лекарств. Но третье чтение законопроекта, легализующего дистанционную торговлю медикаментами, отложено на 31 марта. В Госдуме рассматривают возможность добавить в документ также пункты о лекарствах, для которых требуются рецепты, наркотических и психотропных препаратах, а также спиртосодержащих лекарств с объемной долей этилового спирта свыше 25%.

Новость затронула и online игроков фармсегмента. Агрегатор "Все аптеки" (Mail.ru Group, подключены 46% аптек страны) и сервис по доставке еды Delivery Club запустят доставку безрецептурных лекарств. Как сообщает ТАСС, рассматривается возможность бесконтактной доставки лекарств вне зависимости от эпидемиологической ситуации. Заказы будут доставляться курьерами Delivery Club. «Яндекс.Такси» также планирует осуществлять доставку лекарств.

На потребление онлайн-сервисов в период пандемии также накладывает отпечаток самоизоляция: растет спрос на видео контент, игры (в т.ч. приложения), онлайн-образовательные платформы и социальные сети.

Значительный всплеск спроса наблюдается в e-commerce. По данным СМИ сервисы доставки товаров повседневного спроса в центральных больших городах не справляются с потоком заказов. Во «Вкусвилле» признали, что оказались не готовы к ажиотажу — приложение дало сбой и выросло время ожидания. На сайте «Утконоса» говорится, что временные интервалы заняты на несколько дней вперед, и компания сейчас увеличивает штат. В пресс-службе онлайн-гимермаркета даже отказались дать комментарий, сославшись «на полную загруженность». Позднее появилось сообщение от гипермаркета «Перекресток», что из-за роста спроса сроки доставки увеличены, и покупки оформляются только при условии онлайн-предоплаты. Поэтому не всегда были доступны слоты доставки, и, возможно, их отсутствие можно было принять за сбой сайта. Несмотря на это, сам сайт работал без перебоев. Ozon делает упор на продажу бандлов. При этом все сервисы доставки продуктов утверждают, что дефицита товаров из-за коронавируса нет и не ожидается. [5]

В заключении можно обобщить и вынести некоторые рекомендации к действиям. Ритейлерам и производителям отладить логистику, проконтролировать доступность товаров в точках продаж как в оффлайне, так и в онлайне (разработать бандлы и спец комплекты), и помнить о важности курьерской доставки «до двери» без необходимости контакта с курьером.

Необходимо сделать акцент на коммуникации с потребителями и реагировать на изменение ситуации, корректируя медимикс, используя наиболее эффективные каналы взаимодействия с аудиторией в условиях изменяющейся реальности.

Усилить поддержку в баннерной и контекстной рекламе, чтобы быть более заметными при нарастающей конкуренции. В том числе в части рекламы, ведущей трафик на ecommerce партнеров или собственный D2C. Внутри e-commerce (агрегаторов, ритейлеров и маркетплейсов) контролировать качество карточек товаров и их соответствие поисковым запросам пользователей, вводимых непосредственно на сайте партнера. Отдельное внимание стоит уделить комплексу мер, направленных на продвижение товаров непосредственно внутри сайтов e-commerce партнеров. Таким образом, будет построен максимально эффективный контакт с потребителем на верхних уровнях медийной воронки, а также на пути к точке продаж и внутри неё.

Библиографические ссылки

1. Как маркетинг работает в кризисе. [Электронный ресурс]. URL: https://www.klerk.ru/ boss/articles/399160/ (дата обращения 04.05.2020)

2. Как оптимизировать маркетинг и продажи в условиях кризиса 2020? [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/finance/112914-kak-optimizirovat-marketing-i-prodazhi-v-usloviyah-krizisa-2020-17-antikrizisnyh-sovetov-iz-moego-opyta (дата обращения 03.05.2020)

3. Как «фактор коронавируса» отразится на интернет-торговле. [Электронный ресурс]. URL: https://pro.rbc.ru/demo/5e7456969a79472470e8d27a (дата обращения 03.05.2020)

4. Бизнес во время коронавируса: потери или возможности во время эпидемии COVID-19. [Электронный ресурс]. URL: https://a25.ru/news1/covid19/ (дата обращения 04.05.2020)

5. Посткарантинный мир. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2020/ 03/23/coronavirus/ (дата обращения 04.05.2020).

© Корепанова Е. Г., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.