Научная статья на тему 'Маркетинговые подходы по изучению спроса на различные товары и услуги со стороны персонала и студентов агровуза'

Маркетинговые подходы по изучению спроса на различные товары и услуги со стороны персонала и студентов агровуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / УСЛУГА / СПРОС / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПЕРСОНАЛ / СТУДЕНТЫ / MARKETING / SERVICE / DEMAND / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / THE PERSONNEL / STUDENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьева М. М.

В статье впервые рассмотрены маркетинговые подходы при изучении спроса на различные товары и услуги со стороны персонала и студентов агровуза. Анализ результатов маркетингового исследования позволил определить на примере одного из вузов уровень удовлетворения потребностей в товарах и услугах, а также уровень потребности в товарах и услугах, не входящих в ассортимент, но которые, по мнению сотрудников и студентов, должны присутствовать в агровузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING APPROACHES ON STUDYING DEMAND FOR THE VARIOUS GOODS AND SERVICES FROM THE PERSONNEL AND STUDENTS OF AGRARIAN HIGH SCHOOL

In clause marketing approaches for the first time are considered at studying demand for the various goods and services from the personnel and students агровуза. The analysis of results of marketing research has allowed to define level of satisfaction of needs for the goods and services, and also a level of need for the goods and the services which are not entering into assortment but which, in opinion of employees and students, should be present at agrarian high school on an example of one of high schools.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые подходы по изучению спроса на различные товары и услуги со стороны персонала и студентов агровуза»

Маркетинг

МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ СПРОСА НА РАЗЛИЧНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ СО СТОРОНЫ ПЕРСОНАЛА И СТУДЕНТОВ АГРОВУЗА

М.М. ЛЕОНТЬЕВА,

аспирант, Уральская ГСХА, г. Екатеринбург

Ключевые слова: маркетинг, услуга, спрос, высшее учебное заведение, персонал, студенты.

В настоящее время в системе непрерывного сельскохозяйственного образования России функционирует 59 высших учебных заведений. Спрос на образовательные услуги в аграрной сфере остается стабильным -средний конкурс в аграрных вузах составляет 3,9 человека на одно место. В среднем, только по очной форме на каждый аграрный вуз Российской Федерации приходится от 2,5 до 3,5 тыс. студентов; число профессорско-преподавательского состава (ППС) составляет 250-310 человек, а вместе с другими категориями работающих, включая и обслуживающий персонал, в вузе трудятся от 8501500 человек.

В течение рабочего дня студенты и сотрудники высшего учебного заведения категории ППС тесно общаются в стенах вуза, причем социологи и специалисты в области статистики называют такое явление «принципом близости». Другими словами, субъекты находятся в одном месте, причем для преподавателей это место работы, а для студентов -место учебы. Но те и другие объединены как территориально, так и конечной целью - качественной подготовкой специалиста, востребованного на рынке труда. Нахождение тех и других (преподавателей и студентов) в одном месте (как учебы, так и работы) можно рассматривать в качестве целевого рынка.

Цель и методика исследований

С позиции теории и практики маркетинга общность нахождения потребителей в одном месте работы или учебы можно рассматривать как целевой рынок, который в общем виде отвечает классическим определениям, но вместе с тем имеет ряд особенностей - в частности, он ограничен контингентом потребителей (в основном, персонал вуза и студенты). Совокупность такого типа покупателей товаров и потребителей услуг, которое, по сути, имеет одинаковые нужды, когда при этом они находятся на месте работы или учебы, можно назвать внутренним целевым рынком.

Проведенные нами исследования с уверенностью можно отнести к изучению внутреннего целевого рынка агровуза. Товары и услуги, реализуемые на этом рынке, имеют ряд специфических экономических и социальных характеристик.

Во-первых, реализуемые товары и услуги в агровузах имеют более низкие цены. Это связано с тем, что многие торговые точки и малые предприятия сферы услуг, размещенные на территории вуза, созданы по инициативе администрации учебного заведения, а в отдельных случаях являются структурными подразделениями вуза, что позволяет регулировать уровень цен на услуги и размер наценки на реализуемые товары. Так, например, в Уральской ГСХА, в её пищеблоке, хлеб, чай, витаминные салаты как студентам, так и преподавателям предоставляются бесплатно. Конечно, «бесплатность» условна, так как вуз берет затраты по данной услуге на себя - субсидирование осуществляется за счет внебюджетных средств академии.

Еще один пример. В Уральской ГСХА функционирует книжный киоск, в котором можно приобрести необходимую литературу для студентов и преподавателей и канцелярские принадлежности по более низким ценам, чем в розничной торговле, так как вуз самостоятельно устанавливает минимальную торговую наценку. Администрация вуза не преследует целью извлечения прибыли, а использует данный киоск еще и в качестве постоянно действующей выставки, где размещены труды ученых академии, новинки полиграфической продукции по сельскому хозяйству. Через киоск распространяется журнал «Аграрный вестник Урала» и студенческая газета «Терра Нова».

Во-вторых, на формирующемся внутреннем целевом рынке ассортимент товаров и услуг, который реализуется в стенах вуза, заметно ограничен. Это связанно с возникшими в процессе работы или учебы потребностями, а также рядом этических принципов, которые соблюдаются в

высших учебных заведениях. Речь .идет о продаже алкогольной и пивоваренной продукции, табачных изделий, различного рода аксессуаров и литературы, в том числе сексуального характера, другой коммерческой книжной продукции, пользующейся популярностью в других местах, но по этическим и моральным правилам непригодной для распространения среди учащейся молодежи.

Как известно, классический маркетинг предъявляет ряд требований к целевому рынку, среди которых: прибыльность, объем продаж, рост продаж, отсутствие конкурентов, отсутствие товаров-заменителей, высокая покупательная способность потребителей, отсутствие «сильной» позиции потребителей (рис.1).

Если данные требования к целевому рынку проанализировать с позиций возможности их использования на внутреннем целевом рынке вуза, то можно легко обнаружить, что, например, выполнение такого требования, как прибыльность на внутреннем целевом рынке весьма проблематична (уровень рентабельности ограничен); это же касается и требования по объему продаж, так как объем продаж на внутреннем целевом рынке также ограничен. Выполнение отдельных требований просто невозможно - к ним относят рост продаж, высокую покупательную способность потребителей и отсутствие «сильной» позиции потребителей.

Что касается таких требований, как отсутствие конкурентов и отсутствие товаров-заменителей, то выполнение их вполне возможно на внутреннем целевом рынке агровуза. Мы разделяем позицию ряда ученых (Платонова H.A., Христофорова И.В. и др.), которые говорят о внутреннем целевом рынке вуза, как об особом типе рынка, который имеет в себе и социальную составляющую. Это связано с тем, что у консумен-тов, которые были объединены в единый целевой рынок, имеется значительная потребность в ряде товаров и услуг вне зависимости от возможности предоставления этих товаров и оказания услуг на коммерческих условиях.

Marketing, service, demand, higher educational institution, the personnel, students.

Маркетинг

К функциям государственных вузов относятся наряду с другими и создание комфортных условий получения знаний и работы со студентами. Выполнение такой функции реализуется через соблюдение определенных норм и нормативов, регламентирующих образовательную деятельность и комфортность их получения. Так, например, ряд нормативов заложены в аккредитационном модуле и оцениваются при лицензировании, аттестации и аккредитации высших учебных заведений (нормативная база разработана для физкультурно-спортивных сооружений, зрелищно-клубных помещений, объектов общественного питания, помещений для медицинского обслуживания и др.). Используя такого рода нормативы, можно с использованием индексного метода исследования дать интегральную оценку эффективности предоставляемых услуг. В формализованном виде это можно представить так:

I —п и I

"V и 1 2 ^ 3... п

где IЕ - интегральный показатель оценки эффективности предоставляемых услуг, выраженный через индекс;

11-Л - частные показатели,

характеризующие сферу услуг, от 1 до «п»;

п - количество показателей;

Среди частных показателей выделяем следующие:

II - индекс, характеризующий наличие мест в столовых и пищеблоках вуза (рассчитывается как соотношение фактического показателя к нормативному);

12 - индекс, характеризующий

уровень предоставления жилья в общежитиях для иногородних студентов;

13 - индекс, характеризующий количество посадочных мест в читальных залах;

14 - индекс, характеризующий

число возможных посещений студенческой поликлиники;

Iп - п-й показатель, характеризующий состояние того или иного элемента материальной и социальной инфраструктуры.

Получение интегрального показателя по вышеуказанной формуле, хотя и характеризует эффективность сферы услуг вуза, но вместе с тем не учитывает удовлетворенность персонала и студентов в том или ином виде обслуживания. Предложенная формула также не учиты-

Рисунок 1. Требования к целевому рынку при сегментировании

• выполнить возможно

• выполнить проблематично выполнить невозможно

Рисунок 2. Целевые сегменты агровуза

вает процент потребителей, пользующихся услугами и желающих увеличить частоту потребления имеющихся услуг или расширения ассортимента.

Считаем, что существенным дополнением к ранее приведенному методическому подходу будет выделение целевых сегментов вуза (рис.2), сбор данных о состоянии сферы обслуживания в вузе по его видам (общественное питание, торговля, автотранспортные услуги, услуги связи, бытовые услуги, спортивно-оздоровительные услуги, стоматологические услуги, диагностические услуги, консультационные услуги, дополнительные образовательные услуги).

В ходе исследования для получения первичной информации использовались методы опроса и наблюдения. Было опрошено 766 респондентов. Анализ результатов маркетингового исследования позволил определить в Уральской

ГСХА уровень удовлетворения потребностей в товарах и услугах, имеющихся в вузе, и уровень потребности в товарах и услугах, не входящих в ассортимент, но которые, по мнению сотрудников и студентов, должны присутствовать в агровузе (см. таблицу).

Проведенное анкетирование позволило выявить спрос на определенный вид услуг и сформировать структуру сервисного комплекса агровуза. Так, например, услуги общественного питания должны предоставляться как в учебных корпусах, так и общежитиях. Продажу продуктов питания целесообразно организовать как в учебных корпусах, так и общежитиях. Аналогичный подход может быть реализован и при оказании стоматологических и парикмахерских услуг, а также при предоставлении услуг тренажерного зала.

Маркетинговые исследования, на наш взгляд, просто необходимы при

+

Наличие сервисных услуг (на примере Уральской ГСХА, 776 чел.)

Наименование Учебные корпуса Общежития

Кол-во потребителей, пользующихся услугами, % Кол-во потребителей, желающих увеличить частоту потребления имеющихся услуг или расширить ассортимент, % Кол-во потребителей, пользующихся услугами, % Кол-во потребителей, желающих увеличить частоту потребления имеющихся услуг или расширить ассортимент, %

1 2 3 4 5

I. Общественное питание, в т.ч.:

столовая 35 18 - 45

буфеты 12 10 - 15

кафе - 5 10 12

бар - 8 - 14

II. Торговля, в т.ч.:

продуктами питания - 17 - 42

канцелярскими товарами 16 22 - -

книгами 9 12 - -

косметикой и парфюмерией 5 6 - -

фототоварами 4 10 - -

средствами связи 2 - - -

цветами - 4 - -

мороженым 9 11 - -

III. Услуги автотранспорта, в т.ч.:

доставка к учебным корпусам, расположенным за пределами основного комплекса ВУЗа 6 21 - -

IV. Услуги связи, в т.ч.:

городской телефон 10 5 - 5

междугородний телефон 25 6 - 4

V. Прокат видеокассет с учебными фильмами - 18 - 25

VI. Бытовые услуги, в т.ч.:

прокат бытовой техники - - - 22

прокат радиоэлектронной аппаратуры - - - 34

парикмахерские услуги - 65 - 25

маникюр - - - 11

педикюр - - - -

ремонт обуви - 2 - -

ремонт одежды - - - -

ремонт бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры - 12 - 18

фотоуслуги 72 21 - 16

услуги химчистки - - - 10

услуги прачечной - 10 - 56

ломбард - - - -

металлоремонт - 6 - -

VII. Спортивнооздоровительные услуги, в т.ч.: 18 60 15 45

тренажерный зал - 44 18 41

VIII. Стоматологические услуги 42 11 - 15

решении вопроса о развитии сервисного комплекса высшего учебного заведения. Информационная база для такого рода исследований формируется из обязательной

отчетности ВУЗа по ряду нормативных показателей, оцениваемых в ходе аттестации и его аккредитации; единовременных обследований объектов в сфере об-

Маркетинг

служивания; информации, полученной в ходе анкетирования потенциальных потребителей услуг, а также данных экспертных оценок административно-хозяйственного персонала и работников вуза. В ходе исследования можно использовать несколько методов и сборов информации. Среди них: кабинетные исследования, опрос студентов различных форм обучения; опрос ППС, обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала; интервьюирование персонала сервисного комплекса вуза; формирование фокус-групп по каждому из выделенных сегментов. Использование вышеприведенных методов сбора информации позволит исследователям получить следующие данные: структуру фактического спроса; частоту фактического потребления услуг; оценку желаемого потребления услуги; причины существования неудовлетворенного спроса; перспективные направления развития сервисного комплекса агровуза.

Выводы Проведенные исследования показывают, что в аграрном вузе отсутствует системный подход к развитию сферы услуг, не сформирован сервисный комплекс вуза (имеют место лишь отдельные элементы). Студенты практически не привлекаются к работе в созданных сервисных

структурах (на условиях неполного рабочего дня). Поэтому с учетом проведенных исследований считаем необходимым разработать концепцию и программу формирования и развития сервисного комплекса

Уральской ГСХА, что, бесспорно, будет способствовать повышению конкурентоспособности вуза, улучшению качества как образовательных, так и сервисных услуг, а также повышению комфортности условий труда сотрудников и преподавателей.

Литература

1. Сёмин А.Н., Контеев В.В. Сфера услуг муниципального образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2005. - 348 с.

2. Бабина Н.В., Платонов H.A. Предпринимательская деятельность: трастовые услуги населению. - М.: Альфа-М, 2008. -240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.