Научная статья на тему 'Маркетинговые подходы к управлению конкурентоспособностью трудовых ресурсов'

Маркетинговые подходы к управлению конкурентоспособностью трудовых ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА / УПРАВЛЕНИЕ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / MARKETING / MARKETING CONCEPTS / MANAGEMENT / A MANPOWER / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брыкля О. А., Сырбу А. Н., Ермоченко О. Н.

Исследование маркетинговых концепций применительно к управлению трудовыми ресурсами, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING APPROACHES TO MANAGING COMPETITIVE WORKFORCE

Research of marketing concepts with reference to management of a manpower, increase of their competitiveness on a labour market.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые подходы к управлению конкурентоспособностью трудовых ресурсов»

ны, но благодаря ним турист может заранее подготовится к тому, что может его ожидать в путешествии.

Суть маркетинга эксклюзивного туристского продукта - определение эффективного тура (маршрута) с точки зрения компромисса интересов туриста и туроператора. Турист определяет (выбирает): стиль тура, физическую нагрузку, уровень культурного шока, стоимость. Туроператор определяет: комфортность (обоснованность услуг и нагрузок, включаемых в тур определенного стиля), надежность (соответствие содержания тура рекламе), экономичность (минимизация расходов туриста), конкурентоспособность (сравнимость по параметрам с аналогичным зарубежным туром), гибкость (способность продукта и системы обслуживания приспо-

собиться к другому типу потребителя и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала).

Литература:

1. Ваш С. Эксклюзивный туризм - перспективная форма освоения рынка и повышения конкурентоспособности: [Турист. отрасль Венгрии] // Зеркало недели. - 1999. - 23-29 янв. - С. 23.

2. Практическое руководство по организации сельского туризма: Методическое пособие для хозяйствующих субъектов (на примере Подольского района Московской области).- М.: Международная Туристская Академия, 2009.— 112 с.

МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Брыкля О.А., Сырбу А.Н., Ермоченко О.Н., Волгоградский институт бизнеса

Исследование маркетинговых концепций применительно к управлению трудовыми ресурсами, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

Ключевые слова: маркетинг, концепции маркетинга, управление, трудовые ресурсы, конкурентоспособность.

MARKETING APPROACHES TO MANAGING COMPETITIVE WORKFORCE

Briklja O., Sirbu A., Ermochenko O., Volgograd Institute of Business

Research of marketing concepts with reference to management of a manpower, increase of their competitiveness on a labour market.

Keywords: marketing, marketing concepts, management, a manpower, competitiveness.

На основе использования маркетингового подхода можно добиться увеличения результативности производства, создать предпосылки для внедрения стратегических факторов интенсификации, рационального принятия субъектами хозяйствования экономически грамотных управленческих решений, направленных на повышение эффективности производства. Маркетинговые исследования целесообразно использовать при определении конкурентоспособности рабочей силы и ее реализации на рынке труда в современных условиях мирового финансового кризиса.

Проблема рынка труда осложняется тем, что на смену дефицита трудовых ресурсов пришло избыточное предложение рабочей силы.

Поэтому от простой констатации маркетинговой деятельности в экономическом развитии следует перейти к повседневной работе по использованию маркетинга и попытаться преодолеть существующее отставание в освоении маркетинговых принципов от современных требований рынка труда.

На основе существующей научной литературы в настоящее время можно выделить следующие концепции маркетинга рабочей силы.

Первая «концепция эффективного формирования профессиональной рабочей силы». В соответствии с данной концепцией потребители ориентируются на товар «рабочая сила», который широко доступен и продается по низким ценам. Участники маркетинговой деятельности направляют усилия на достижение высокой «серийности» и создание условий для соединения способности к труду с капиталом через всевозможные виды занятости. На российском рынке труда именно эта концепция является доминирующей в настоящее время.

Следующая «концепция человеческого капитала». Согласно ей потребители ориентируются на товар «специфическая рабочая сила», который в наибольшей степени соответствует высшему уровню в техническом, эксплуатационном и качественном отношениях, обеспечивая тем самым наибольшую выгоду. Участник маркетинга направляет усилия на создание и формирование потребительной стоимости рабочей силы, на ее непрерывное совершенствование. В условиях, когда предложение выше спроса на рабочую силу, эта концепция приобретает особую актуальность.

Как наниматели, так и нанимаемые выигрывают от расширения инвестиций в человеческий капитал. Первые выигрывают от возможности повысить квалификацию своих работников, управляющих физическим капиталом. А вторые выигрывают не столько от перспективы служебного продвижения и от повышения доходов от трудовой деятельности, сколько от расширения возможностей на рынке, которыми обеспечивает образование.

Третья «концепция продвижения товара рабочая сила». Она основана на убеждении, что если оставить потребителю право самостоятельно решать вопрос о найме работника определенного уровня и профиля подготовки, то предпочтения потребительского выбора останутся неизменными. Напротив, если применить соответствующие приемы «завоевания места под солнцем» на рынке рабочей силы, то соответствующий вариант соединения способности к труду с капиталом будет обеспечен.

Четвертая «ценовая концепция». Согласно данной концепции, повышение стоимости рабочей силы само по себе способно привести к лучшей практической отдаче, производительности труда, улучшить психологический климат в коллективе, т.е. работники с высоким доходом дорожат работой и не хотят ее потерять из-за низкой производительности труда и из-за нарушения трудовой, технологической дисциплины.

Пятая «концепция традиционного маркетинга». Она основана на том, что залогом достижения целей участника является определение потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Шестая «концепция социальных предпочтений». Она сводится к тому, что рынок заставляет нанимателей приспосабливать зарплату и прочие характеристики трудовой деятельности к предпочтениям продавца рабочей силы. Несмотря на то, что на отдельных предприятиях проблемы остаются, условия труда становятся постепенно все более безопасными, менее вредными для здоровья, в то время как уровень дохода растет.

Седьмая «концепция потребительского выбора». Данная концепция предполагает выбор максимальной функции полезности соединения способности к труду с капиталом в условиях их ограниченности. Для большинства потребителей рабочей силы характерен эффект присоединения к большинству: наниматель зависит от мнения других, и эта зависимость прямая. Почти каждая новая специфическая способность к труду, какой бы полезной она не была, должна быть ему навязана.

Восьмая концепция «маркетинг персонала». По сути это активная форма социального обменного процесса между предприятием и рынком рабочей силы, является частью снабженческого маркетинга, поскольку его основная задача состоит в кадровом обеспечении предприятия. Мероприятия по маркетингу в сфере персонала касаются как связей с рынком рабочей силы, так и отношений с собственными сотрудниками.

Девятая «концепция внутриорганизационного маркетинга». Основная цель - интеграция кадровой политики и сбытового маркетинга, которая должна заключаться в использовании инструментов кадровой политики с сохранением приоритета сбыта и в применении средств маркетинга для влияния на персонал.

Десятая «концепция эго-маркетинга». Концепция эго-маркетинга и близкая к ней концепция самомаркетинга - это системный подход к самореализации личности, когда человек в условиях конкуренции должен определить свое положение в обществе за счет максимальной мобилизации энергии и инициативы, природных дарований, приобретенных знаний и умений личной предприимчивости и активной жизненной позиции.

В настоящее время информационная революция, стремительное развитие высоких технологий требуют новых знаний и навыков. Просчитать какая концепция маркетинга рабочей силы будет востребована через некоторое время несложно. На наш взгляд чрезвычайно востребованы будут специалисты в сфере информационного менеджмента, те, кто умеет просчитывать стратегию развития бизнеса в новых условиях. Только для того, чтобы стать хорошим менеджером, нужно не столько и не только образование, сколько талант, опыт, самовоспитание и постоянное самообразование, «образование через всю жизнь».

Даже в условиях кризиса спрос на хороших менеджеров достаточно высок. Только менеджеров, способны профессионально разработать стратегию компании от начала до конца не так легко найти. Важно повышать конкурентоспособность молодежных трудовых ресурсов. В частности, необходимо совершенствовать и модернизировать сферы общего и профессионального образования. Исходя их этого, должны строиться прогнозы и программы реформирования сферы образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, формирования эффективной системы непрерывного образования, которая бы отвечала требованиям проводимых социальноэкономических преобразований, выводила бы на рынок труда рабочую силу необходимого уровня квалификации.

Прием студентов по конкретным специальностям должен быть скорректирован в масштабах области, страны и отвечать как текущим запросам рынка труда, так и научно спрогнозированной ситуации на рынке труда в будущем.

На рынке труда нужна активная политика, направленная на борьбу с безработицей через создание соответствующих механизмов помощи в трудоустройстве и профессиональной подготовке и повышении квалификации, развитие самозанятости трудовых ресурсов, консультирование, стимулирование работодателей, участвующих в создании передовых производств и новых рабочих мест.

В процессе государственного регулирования рынка труда целесообразно использовать системный подход, который основывается на комплексном прогнозировании тенденций в соотношении спроса и предложения рабочей силы. Основные усилия должны быть направлены на совершенствование работы по налаживанию непосредственных контактов с работодателями и пополнению банка данных вакансий, эффективному использованию имеющегося потенциала вакантных рабочих мест, сокращению времени поиска гражданами подходящей работы и периода длительной безработицы. Необходимы:

- поддержка малого бизнеса, предпринимательства в целом, и в частности индивидуальных частных предпринимателей - ремесленничество, надомный труд и т.д., т.е. занятость, не требующая крупных затрат;

- создание специальных предприятий для организации общественных работ;

- организация переобучения работников, подлежащих сокращению без прекращения с ними трудового договора;

- создание специальных предприятий для обеспечения надомного труда;

- совершенствование и модернизация сферы общего и профессионального образования.

Для принятия решений по формированию новых направлений в подготовке и переподготовке кадров маркетинговая деятельность позволяет вырабатывать долгосрочные программы, учитывающие будущие изменения в тенденциях развития рынка труда. При предложении работников на рынок рабочей силы по сложившимся ранее профессиям и квалификационным навыкам маркетинг помогает оценивать их потенциальных потребителей, что обеспечит их трудоустройство. Этот вид маркетинга целесообразно использовать при разработке и реализации мер государственной политики занятости, региональных программ содействия занятости, внутрипроизводственном планировании.

Для индивидуальных работников большое значение имеет адап-

тация к запросам работодателей. Это предполагает маркетинг, целью которого выступает исследование рыночных возможностей со стороны спроса на рабочую силу, формирование условий адаптации к ним.

Менее рискованным выступает маркетинг, ориентированный на продукт (рабочую силу, услуги труда) и на потребителя (работодателя), т.е. так называемый интегрированный маркетинг.

Низкий уровень эффективности производства в СССР, обуславливающий завышение спроса на труд, ещё в 70-80 гг. привлекал внимание зарубежных специалистов. Разницу между фактической численностью занятых на предприятиях в СССР и меньшей их численностью, которая могла бы быть на них занята при достижении международно-сопоставимых уровней технологии, организации экономической деятельности и производительности труда, они называли «сверхзанятостью», или «скрытой безработицей». Для преодоления такого рода скрытой незанятости необходимо технологическое обновление хозяйства, сопровождаемое резким повышением эффективности производства.

Сейчас под «скрытой» безработицей в России понимается совершенно другого рода явление, обусловленное неадекватностью между глубиной падения объемов производства и масштабами сокращения занятых в экономике. Пока среди экономистов нет единого мнения о его содержании: одни под «скрытой» безработицей понимают избыточную занятость - ситуацию, когда несколько человек выполнят работу одного, либо когда высококвалифицированный специалист занят неквалифицированным трудом; другие - неполную (частичную) занятость, т.е. занятость неполный рабочий день или неполную неделю; третьи склонны относить к «скрытой» безработице и избыточную, и неполную занятость. Феномен «скрытой» безработицы заключается в промежуточном состоянии между занятостью и безработицей; с одной стороны, её нельзя отнести ни к полной занятости, ни к явной безработице; с другой - «скрытая» безработица - это и занятость и безработица одновременно. Существует ряд причин, побуждающих иногда накапливать избыточную занятость, среди них:

- заинтересованность руководства предприятий в сохранении основного состава работников;

- технологические особенности производства;

- нестабильность спроса;

- необходимость сдерживания обвальной безработицы в регионе.

Любое неравновесие на рынке труда ведет к уменьшению эффективности экономики. В случае скрытой безработицы экономика расплачивается снижением производительности труда и использования производственного оборудования, нерациональностью структуры рабочих мест, а в условиях переходной экономики - низкими доходами и деквалификацией, ибо работники вынуждены недорабатывать, недоиспользовать свой потенциал. Открытая безработица приводит к снижению потенциального ВНП, к ещё большему недоиспользованию трудовых ресурсов, значительно увеличивает социальную напряженность в обществе.

Когда экономика не может обеспечить рабочими местами всех желающих работать, то ее производственный потенциал сужается на величину непроизводственных благ. Это - экономические издержки безработицы. Американский ученый А. Оукен на основе эмпирических исследований выявил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и отставанием фактического объема производства от потенциального. Эта зависимость получила название закона Оукена: превышение фактической безработицы над естественной на 1% приводит к отставанию реальных объемов производства от потенциально возможных на 2,7%. Данное соотношение имеет и обратную силу.

Но безработица имеет и серьезные социальные и политические последствия. Работа - это не только основной источник дохода, но и средство обретения целой совокупности статусов, с которыми неразрывно связана повседневная жизнь человека (престиж, самоуважение, самоутверждение). Потеря занятости означает не только утрату этих статусов, но и выпадение человека из сети привычных сообществ: трудового коллектива, круга знакомых и друзей. Исследователи выявили прямые корреляционные зависимости между ростом безработицы и числом самоубийств, психических заболеваний, уровнем преступности как в промышленно развитых стран, так и в нашей стране.

Безработица - опасное в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (власть Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Серьезность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политику регулирования рынка труда и стабилизации занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.