Научная статья на тему 'Маркетинговые коммуникации в инновационной деятельности: проблемы и задачи'

Маркетинговые коммуникации в инновационной деятельности: проблемы и задачи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАЦИИ / СТРАТЕГИИ / НОВЫЕ ИНДУСТРИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОДВИЖЕНИЕ НА РЫНОК / СТИМУЛИРОВАНИЕ СПРОСА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MARKETING OF INNOVATIONS / INNOVATION CULTURE / COMMUNICATION / STRATEGY / NEW INDUSTRY / COMPETITIVENESS / PROMOTION / STIMULATION OF DEMAND / TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананич Марина Ивановна

Рассмотрены коммуникации в инновационной деятельности, предложено деление коммуникаций в сфере инноватики на два уровня, показаны задачи каждого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING COMMUNICATION IN INNOVATION ACTIVITIES: PROBLEMS AND CHALLENGES

Reviewed communication in innovation activities, suggested the division of communications in the field of innovation on two levels, illustrates the tasks of each level.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые коммуникации в инновационной деятельности: проблемы и задачи»

УДК 33.07

МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ

Марина Ивановна Ананич

Администрация Новосибирской области, 630011, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 18, кандидат технических наук, помощник Губернатора Новосибирской области по вопросам науки, инноваций и образования, тел. (383)223-04-55, e-mail: ami@nso.ru

Рассмотрены коммуникации в инновационной деятельности, предложено деление коммуникаций в сфере инноватики на два уровня, показаны задачи каждого уровня.

Ключевые слова: маркетинг инноваций, инновационная культура, коммуникации, стратегии, новые индустрии, конкурентоспособность, продвижение на рынок, стимулирование спроса, технологическое развитие.

MARKETING COMMUNICATION IN INNOVATION ACTIVITIES: PROBLEMS AND CHALLENGES

Marina I. Ananich

The Administration of the Novosibirsk region, 630011, Russia, Novosibirsk, Krasny prospect, 18, candidate of technical sciences, assistant Governor of the Novosibirsk region on issues of science, innovations and education, tel. (383)223-04-55, e-mail: ami@nso.ru

Reviewed communication in innovation activities, suggested the division of communications in the field of innovation on two levels, illustrates the tasks of each level.

Key words: marketing of innovations, innovation culture, communication, strategy, new industry, competitiveness, promotion, stimulation of demand, technological development.

Концепция маркетинга инноваций лежит в основе исследования рынка и поисков конкурентной стратегии предприятия, новых потребностей потребителей и их удовлетворения. Инновации в этом случае являются средством повышения конкурентоспособности компании, увеличения прибыли. При этом стратегия инновационного или технологического развития экономики региона или страны в целом может быть обеспечена созданием новых индустрий на основе прорывных технологий в сочетании с технологическим развитием традиционных отраслей, то есть активным внедрением инноваций - новых продуктов и технологий в производство и широкое потребление населением.

Инновация - это продукт интеллектуального труда, предлагаемый на рынке, который должен быть воспринят сообществом, потребителем. Следовательно, процесс внедрения инноваций невозможен без системы продвижения, формирования коммуникационного процесса.

Коммуникационные процессы в сфере инноватики только начинают глубоко осмысливаться и систематизироваться. Например, по определению генерального директора компании Insiders, инициатора и организатора развития практики коммуникаций в сфере инноваций (InCo) А. Лапшова: «Коммуника-

ции в сфере инноваций - это направление коммуникационной деятельности, специализированный подход и инструментарий, реализуемый с целью объединения участников инновационной деятельности, стимулирования их открытого диалога и сотрудничества для совместного производства инноваций».

По данному определению коммуникационный процесс ограничивается объединением усилий в производстве инноваций, но не затрагивает вопросов выведения их на рынок, стимулирования спроса на инновации. При этом коммуникационный процесс в создании инноваций и в их продвижении значительно различается. В частности в создании инноваций возникают проблемы в коммуникациях между представителями науки, образования, бизнеса, инвесторов и власти, связанные с различиями вцеляхи приоритетах, компетенциях и терминологии, недоверии и др. Ошибки коммуникаций могут привести к неверному определению неудовлетворенных потребностей, выбору разработки, бизнес-модели, партнеров и команды.С позиций продвижения инновации коммуникации формируются между создателями или производителями нового продукта и потенциальными потребителями, ошибки в этом случае могут привести к неверному выбору целевой аудитории, позиционирования, каналов передачи информации.

Практика показывает, что в создании нового продукта и продвижении его на рынок, принятии и использовании инноваций, участники инновационного процесса включаются в коммуникации в том или ином составе в зависимости от целей, задач и стадии жизненного цикла инноваций. Следовательно, актуальна проблема способности к адекватному восприятию и потреблению инноваций всех участников коммуникационного процесса.

Кроме того, для признания продукта бизнесом или широкими слоями населения необходимо снятие барьеров восприятия новых технологий через формирование общей инновационной культуры, готовности к изменениям в отдельно взятых организациях и обществе в целом. В связи с этим возрастает роль общественных связей, так как общество становится участником процесса коммуникаций, необходимых для продвижения инноваций.

В результате коммуникационного процесса появляется новый продукт -модель коммуникаций, включающая несколько уровней, которая должна представлять новую систему ценностей, связанных с инновацией для общества, для целевых групп потребителей.

Анализ инновационного процесса позволяет выделить два уровня маркетинговых коммуникаций:

1. Концептуальный уровень коммуникаций, задачами которого являются формирование моды на инновации в широких слоях населения; формирование мировоззрения и новых норм поведения, преодоление барьеров восприятия инноваций; формирование мотивации и готовности к изменениям и др.

Для формирования инновационной культуры, инновационного общества необходимы коммуникации с широкой общественностью, направленные на создание привлекательного имиджа инновационной деятельности и нового качества жизни на основе развития технологий.

2. Функциональный уровень коммуникаций: в рамках создания и сопровождения нового продукта актуальным является установление коммуникаций между наукой, образованием и бизнесом, создателями инноваций и инвесторами или заказчиками. В рамках продвижения продукта на рынок - позиционирование новых продуктов, формирование и донесение до потребителей ценности инновационного продукта, выстраивание каналов коммуникаций и др.

Для ускорения процессов коммерциализации инноваций и выхода на рынок, необходимы коммуникации с целевыми аудиториями потенциальных потребителей, направленные на формирование положительного имиджа инновационного продукта и спроса на него.

Представленная уровневая модель коммуникаций в инновациях ориентирована на разные целевые аудитории и позволяет сделать более точный выбор моделей, принципов, технологий и приемов коммуникационного процесса для обеспечения его эффективности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коммуникация в сфере инноваций: проблемы и прогнозы [Электронный ресурс]: Материалы круглого стола / С.А. Наумов [и др.] // Электронный журнал «Медиаскоп», 25.05.2011. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/894. - Загл. с экрана.

2. Маркетинг в сфере инноваций: классификация задач и инструментов [Электронный ресурс] /В.Д. Макарова// ECONOMIC-JOURNAL.NET. - Выпуск №4.-2013.- Режим доступа http://economic-journal.net/2013/12/067.- Загл. с экрана.

3. Коммуникация в сфере инноваций: проблемы и прогнозы. [Электронный ресурс] Материалы круглого стола /А.Б. Лапшов, [и др.] // Электронный журнал «Медиаскоп»- Выпуск №1, 2011г.- Режим доступа http://mediascope.ru/node/719.- Загл. с экрана.

© М. И. Ананич, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.