ЭКОНОМИКА И СЕРВИС I ECONOMICS & SERVICES
УДК 339.13
DOI: 10.24411 /2413-693X-2021 -10105
Маркетинговые коммуникации на рынке инновационных
товаров
ДЕНИСЕНКО Игорь Анатольевич
Луганский государственный университет имени Владимира Даля (Луганск); доктор экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]
ШАШЛО Нина Владимировна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (Владивосток, РФ); кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]
КУЗУБОВ Алексей Владимирович
Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону, РФ); кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]
Аннотация. Научно-технический прогресс выводит имеющиеся потребности потребителей на качественно новый уровень. Нетипичные инструменты маркетинговой коммуникационной политики, партизанские маркетинговые кампании и инновационные способы привлечения потребителей создаются благодаря динамичному развитию цифрового маркетинга, ведь этот тренд породил явления индивидуализации спроса и кастомизации производства, а бизнес — глобальность выступила фундаментом для формирования предприятий нового типа и трансформации маркетинговых коммуникационных технологий. Поэтому целью нашей статьи является обзор ряда принципиально новых товаров или услуг и шагов, которые обеспечили их успех на рынке; определить, подходит ли классический маркетинговый инструментарий под такие блага, срабатывают ли принципиально новые подходы. Проведен обзор коммуникационной политики принципиально новых товаров и услуг на мировых рынках, продуцентов так называемых «синих океанов». Проанализирован маркетинговый инструментарий конкретных инновационных товаров, его классические и новейшие аспекты, а также результат его применения. На примере Vocaloid™ отмечено явление «мультипликатора усилий по продвижению» как особой формы сетевого маркетинга. Определены положительные и отрицательные стороны краудфаундинга как специфической бизнес — модели деятельности, его особенности в контексте коллективного инвестиционного фильтра и альтернативы корпоративной модели производства. Рассмотрен пример предложенной автором модели коммуникаций СВС, рассматривающий бизнес или как посредника между коммуникационными каналами потребителей (также в виде платформы или ресурса), или как зависимого от них. Отмечено явление социального позиционирование компаний, что предполагает трансформацию классических PR-задач в связи с современным по состоянию парадигмы цифрового маркетинга. В развитии цифрового маркетинга выделены блоггинг, в частности в сегменте В2В, визуальный маркетинг и цифровой прямой маркетинг. Подчеркнуто коммуникационные изменения в информационном поле бизнес — сред за освещения модели новейшего сетевого предприятия в контексте индивидуализации спроса и кастомизации производства.
Ключевые слова: маркетинговая политика; краудфаундинг; бизнес — модель; мультипликатор продвижения; коммуникационные каналы; цифровой маркетинг; визуальный маркетинг; социальное позиционирование; СВС; инновационный товар.
2021 Том 15 №1
SCIENTIFIC JOURNAL
SERVICE
WWW.PHILOSOPH.RJ
Маркетинговые коммуникации на рынке инновационных товаров
Для цитирования: Денисенко И.А., Шашло Н.В., Кузубов A.B. Маркетинговые коммуникации на рынке инновационных товаров II Сервис Plus. 2021. Т.15. №1. С. 58-66. DOI: 10.24411/2413-693Х-2021-10105 Статья поступила в редакцию: 03.02.2021. Статья принята к публикации: 03.03.2021.
Marketing communications in the market of innovative goods
Igor A. DENISENKO, Dr.Sc. (Economics), Associate Prof., [email protected] Lugansk State University named after Vladimir Dahl, Lugansk;
Nina V. SHASHLO, Cand. Sc. (Economics), Associate Prof., [email protected] Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russian Federation;
Alexey V. KUZUBOV, Cand. Sc. (Economics), Associate Prof., [email protected] Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
Abstract. Therefore, the purpose of the article is to review a number of fundamentally new products or services and steps that ensured their success in the market; to determine whether the classical marketing toolkit is suitable for such benefits, whether fundamentally new approaches work. A review of the communication policy of fundamentally new goods and services in the world markets, producers of the so-called "blue oceans" is carried out. The marketing toolkit of specific innovative products, its classic and newest aspects, as well as the result of its application are analyzed. Using Vocaloid ™ as an example, the phenomenon of "promotion efforts multiplier" is noted as a special form of network marketing. The positive and negative aspects of crowd funding as a specific business model of activity, its features in the context of a collective investment filter and an alternative to the corporate model of production are identified. The article examines the example of the authors' CBC communication model which takes into account a business either as an intermediary between the communication channels of consumers (also in the form of a platform or resource), or as dependent on them. There is noted a phenomenon of social positioning of companies, which implies the transformation of classical PR tasks in connection with the modern paradigm of digital marketing. In the development of digital marketing, blogging has been highlighted, in particular in the B2B segment, visual marketing and digital direct marketing. Communication changes in the information field of business environments are emphasized for highlighting the model of the newest network enterprise in the context of individualization of demand and customization of production.
Keywords: marketing policy, crowd funding, business model, promotion multiplier, communication channels, digital marketing, visual marketing, social positioning, CBC, innovative product
For citation: Denisenko, I. A., Shashlo, N. V., & Kuzubov, A.V. (2021). Marketing communications in the market of innovative goods. Service plus, 15 (1), 58-66. DOI: 10.24411 /2413-693X-2021 -10105 (In Russ.).
Submitted: 2021/02/03.
Accepted: 2021/03/03.
Вступление. Научно-технический прогресс сегодня открывает и создает совершенно новые потребности покупателей или выводит имеющиеся на качественно новый уровень. И если постулаты парадигмы социально — этического маркетинга будут оставаться актуальными в контексте рассмотрения маркетинга как философии ведения бизнеса, то определенные установлен-
ные приемы и методы комплекса маркетинга не всегда дадут ожидаемый результат на целевом рынке.
Принципиально новые инструменты маркетинговой коммуникационной политики, революционные формы ведения бизнеса и способы привлечения потребителей создаются благодаря динамичному развитию цифрового маркетинга.
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2021 Том 15 №1
Весомый вклад в развитие теории цифровой коммуникационной политики через свои научные издания осуществили такие ученые и специалисты — практики, как Д. Kap., В. Бородай., А. Петренко., Ю. Осипова. и другие. Новейшие модели бизнес — деятельности изучали И. Кирия, А. Кунцман, Э. Шмидт, Дж. Коэн и др. [1-6]
Изложение основного материала исследования.
По определению делового словаря компании WebFinance, инновационным товаром выступает разработка и внедрение на рынок нового, переработанного или значительно усовершенствованного товара или услуги [7].
По нашему мнению, обзор стоит начать с анализа создания и продвижения уже культового идола для низшего сегмента меломанов (в основном — для регионов Азии), певицы Hatsune Miku, что в переводе с японского означает «первый звук будущего». И недаром этот субъект имеет такое название, ведь он не живой чело-веком-музыкальные записи созданы с помощью японского музыкального редактора-синтезатора Vocaloid™, который с помощью звуковой базы данных и работы композиторов производит качественный товар музыкальной индустрии.
Если не брать во внимание сам характер «исполнительницы», продвижение звукозаписей шло согласно канонам современного маркетинга музыкальной индустрии: на самом деле качественный продукт, яркое название, активное продвижение в сети, как следствие — рост популярности и привлечение композиторов и продюсеров, создание клипов [8].
Более того, Hatsune Miku и получила последний необходимый компонент локализацию: специально разработаны 3D технологии и голограммы позволили проводить концерты. Со времени создания (середина 2007 феномена популярность развивалась не только количественно, но и качественно: в 2009 году о Hatsune Miku уже заговорили в Европе и США, в 2012 года в Токио состоялось выступление с симфоническим оркестром, а в 2013 некоторые песни были переведены на английский. Симфония с участием исполнительницы — весомый шаг для разработчиков и продюсеров Vocaloid™ на поле совершенно нового жанра, жанра консервативного по умолчанию.
Результат работы маркетологов над успешностью синтетического субъекта музыкальной индустрии целесообразно проследить на основе данных трендового анализа поисковых запросов Google: вывод — товар
есть сверхпопулярным [9].
Однако самым главным является специфика коммуникационных каналов — посредников, через которые поступает необходимая информация — этого товара [10]. Ведь по характеру На1зипе М1ки является результатом (теперь — определенной версии) программы, которая есть в продаже. Поэтому при наличии знаний из музыкальных категорий и после ознакомления с программой, пользователь сам сможет создавать композиции как заблагорассудится с имеющимся голосом, предлагать их, создавать любительские клипы и распространять это все, что выступает своеобразным мультипликатором усилия по продвижению и рекламе конкретного, несколько похожим по определенным особенностями с сетевым маркетингом (преобразование клиентов дистрибьюторов).
Констатируем тот факт, что отношение конечных потребителей к разработке, совершенствованию, специфической модификации товара выступает весомой составляющей маркетинговой политики (как в свое время это было с феноменом «сарафанного радио») фирмы на сегодня, конечно, при возможности внедрения такого элемента.
Как демонстрирует указанный пример, хоть и характер этого продукта сферы культуры, музыкальной Индустрии является отличным от 99 % других исполнителей (то есть, собственно, исполнителя нет), полезность в плане удовольствия потребностей является значительной, а для некоторых сегментов — и выше аналогов. Но не стоит забывать, что это продукт японского социума, который по характеру открыто относится к разного рода новинок, которые могут казаться странными на первый взгляд, и последовательно воплощает инновационное развитие в большинстве сфер жизни.
Однако можно сделать вывод, что в том случае, если для удовлетворения потребности инновационный продукт может не иметь признаков конкурентов, но он является качественным, и потребительская ценность на должном уровне, для него может подойти стандартный комплекс маркетинга.
Продолжить анализ целесообразно с товара, который, несмотря на его уникальные характеристики и возможности в использовании, готовится к серийному запуску в определенном узком рыночном сегменте, а именно — очки виртуальной реальности «ОсЫивРШ. За анонсом этого продукта описания «полного погружения» в виртуальный мир писателей-фантастов выглядят довольно правдоподобными.
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Маркетинговые коммуникации на рынке инновационных товаров
Здесь стоит заметить, что сам товар является вспомогательным устройством, для функционирования которого необходима определенная платформа (ПК). Общая сумма инвестиций составила около 100 млн долл. США, однако запуск серийного производства откладывался длительное время, и взамен компанию купил РасеЬоок за 2 млрд дол.
Новости, которые касались разработки товара, создавали настоящий ажиотаж, прототипы демонстрировались на тематических выставках (а также тестировались желающими), что было весьма разумным шагом: согласно Ф. Котлеру, при появлении новинки многие потенциальные покупатели так и будут находиться на этапе любопытства, не переходя к собственно приобретению по разным причинам [11]. Но насчет тестов тоже стоит быть осторожными — обманут вестибулярный аппарат и зрение адаптируются около 30 минут до этого товара.
Сейчас же значительный уровень многообещающего ажиотажа, откладывания серийного производства, сформировали неоднозначное отношение к товару, а вместе с последними новостями (компания-разработчик (под патронатом РасеЬоок купила еще две небольшие фирмы — «13И"||_аЬ» и «МтЫеУР», которые занимаются сверхточным моделированием трехмерных объектов из реального мира и в режиме реального времени, а также систему управления виртуальной реальностью с помощью рук (соответственно)), все чаще стали появляться негативные отзывы потенциальных потребителей, которые считают, что лучше бы компания запустила несколько заводов для массового производства, чем еще больше завышала планку конечных возможностей продукта.
Следующие новости еще больше раздражают потребителей: компания оптимизирует вес товара, а против нее уже подано несколько судебных исков. Скептицизм заметен и в отношении к РасеЬоок, который, видимо, навяжет множество нововведений для социализации и интеграции с одноименной сетью.
Также очки могут устроить бум на рынке в первые сроки официальных продаж, но при отсутствии большого количества товаров-комплементов (программ и игровых продуктов ААА-кпасса) спрос резко упадет, если еще взять во внимание разработку конкурентами проще альтернативного варианта и добавления некоторых функций в уже распространяемые Соод1еС1аз8.
Здесь мы видим ошибку производственного планирования и маркетинга многих кикстарческих проектов
(относительно изменения концепции товара при получении инвестиций), ведь идея получила финансирование при помощи краудфандинга и стала одним из самых успешных кикстартеров.
Однако стоит заметить, что сейчас политика РасеЬоок настроена на максимальную лояльность потребителей: товар идет в совокупности со всем необходимым оборудованием (за 599 долл. США), а всем вкладчикам из Кикстартера, которые профинансировали взносами по 300 долл. США на стадии ранней разработки, достается бесплатно [12].
Краудфандинг (буквально с англ. «основания толпой») — привлечение средств неравнодушных, однако сторонних лиц к разработке определенного проекта, и кикстартеры (как вид такого проекта и одноименный сайт (а также его аналоги), который предоставляет услуги по информированию общественности по сбору средств, обеспечивает гарантии и др.) В противовес крупным компаниям выступают той конкурентной силой, которая предоставляет шанс для идеи завоевать рынок еще до выпуска продукта, получив средства потребителей авансом за символическое вознаграждение впоследствии (продукт со скидкой, первоочередной продажа, сувениры, знакомство с разработчиками и т. п.) [13].
С одной стороны, этот феномен можно считать выигрышным: если есть в наличии хорошая идея и технические предпосылки — потенциальный потребитель профинансирует продукт, который ему нравится. Сочетая креативность коллективов и аудиторию, эта платформа позволяет запустить проекты, которые в противном случае, возможно, не увидели бы мир или значительно изменились из-за давления издателя. Именно в таком случае цифровой маркетинг — использование всех возможных форм цифровых каналов для продвижения фирмы и ее товара-является ключевым фактором внедрение разработки [14].
Однако, с другой же стороны, отдельные специалисты склоняются к мнению, что эта бизнес-модель является регрессом предпринимательской деятельности, ведь при подобном «инвестиционном попрошайничестве» в результате оказывается отсутствие опыта как планировочного (в целом и конкретно финансового) и маркетингового, так банально и проектного менеджмента, отсутствие гарантий для вкладчиков по использованию их средств, качеству продукта на выходе и вообще его запуска на рынок.
Хотя на кикстартер уже пришли и крупные компа-
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2021 Том 15 №1
нии, которые небезосновательно считают, что получают здесь бесплатный маркетинг, финансовые ресурсы, а также обратная связь «но сейчас выпускники» проекта поддерживают планку в 20 % успешных продуктов, которые не разочаровали вкладчиков. Однако можно предположить, что часть провалов случается из — за самого общественного актива, который финансирует провальные проекты и обходит те, у которых есть потенциал. Долженко P.A., анализируя труды Лаутона К. и Мара Д., отмечает о уникальную способность коллективного сотрудничества к увеличению масштабов в контексте силы «толпы», что проявляется не только в том, чтобы получить доступ к идеям, айв возможности использования коллективной мудрости для создания
механизма сортировки и отбора, что обеспечивает его масштабность.
Поэтому отечественный исследователь приходит к выводу, что важным преимуществом краудфандинга есть совершенствование процесса управления проектом и повышения его эффективности с помощью обратной связи, коммуникационные возможности которого значительно повысились вследствие применения Интернет-технологий. При таких условиях значительная часть функций мониторинга реализации проекта передается инвесторам [16, 17]. Целесообразно проиллюстрировать преимущества и недостатки краудфандинга (см. табл. 1).
Таблица 1. Преимущества и недостатки краудфандинга
Table 1. Advantages and disadvantages of crowd funding
Преимущества Недостатки
Широкий круг инвесторов Неопытные инвесторы
Стимулирование конкуренции Низкое качество большей части продуктов
Шанс для воплощения идеи Изменение первоочередной задумки из-за недостатка или избыток средств
Связь с аудиторией, работа на заказ Отсутствие четкого финансового, проектного и маркетингового менеджмента
Бонусы первым вкладчикам, уникальные предложения, которые ранжируются в зависимости от размера инвестиций Незавершенные механизмы двусторонних гарантий
Анализируя представленную выше информацию в комплексе, акцентируем внимание на уровне экономической грамотности населения, в коммерческую деятельность которого еще трудно назвать полноценным предпринимательством: профессионалы в индустрии компьютерных игр или цифровых разработок продают свои достижения и предлагают услуги другим пользователям за довольно внушительные реальные деньги, при чем заново для себя открывают такие явления, как место торговли (даже и в виртуальном мире), ценовой демпинг, монополистическая заговор, этапы жизненного цикла товара.
Если же продолжить тему сбора финансирования независимых проектов, то команды или индивидуумы недооценивают значение бизнес — плана, концепций финансового менеджмента, классических постулатов маркетинга; для них целесообразно было бы либо потратить некоторые средства на консалтинг, или же минимально обогатить свои экономические знания в клю-
чевых сферах, что может быть потенциальным рынком для поставщиков образовательных услуг, разного рода консультантов.
Следующим логическим пунктом анализа будет обзор другого рода привлечения пользователей в разнообразные бизнес — модели. И если раньше это была система монетизации программных продуктов или социальных сетей, что похожа на докупку модификаций/ аксессуаров материального товара, то сейчас можно говорить, по аналогии моделей В2В и В2С, о СВС (customer-business-customer) модель. Вышеописанный краудфандинг и будет примером такой схемы (рис. 1).
А самым ярким примером такого подхода будет самый популярный сервис видеохостинга и стриминга — You Tube. Рассмотрим аспекты коммуникационного канала для компании, которая хочет разместить рекламу на этом сайте на примере узкосегментного товара. Возьмем для этого вышеупомянутое программное обеспечение Vocaloid:
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Маркетинговые коммуникации на рынке инновационных товаров
Рисунок 1. Бизнес-модель СВС
Figure 1. СВС Business Model
после заключения договора рекламы могут выбираться популярные видео этой сферы: официальные музыкальные записи, концерты, советы для пользователей, музыкантов и т. д; как следствие — реестр тех, кто просмотрел/ прокомментировал/ отметил видео; при схожести хэштэгов или категорий тех видео, которые загружаются этими лицами (любительских клипов или тоже наглядных советов в использовании, вебинаров), демонстрации рекламы уже у них для старых и новых зрителей.
Как видим, с одной стороны, мы имеем уже отдельный рыночный сегмент и прогрессивное распространение рекламной информации между теми же потенциальными потребителями, с другой стороны, стимулирование самим хостингом You Tube производить качественные ролики и увеличивать количество просмотров, за что предполагается материальное вознаграждение автору. Талантливые потребители получают средства, рекламная кампания — пространство, a You Tube — и то, и другое.
Этот феномен можно считать уникальным ответ-
влением сетевого маркетинга, который является агрессивным по своей природе, эффективным в цифровую эру без географических ограничений или необходимости дополнительных исследований и несложным в реализации.
Поэтому в контексте такой индивидуализации спроса меняет свою форму распределение маркетингового бюджета: в целом Интернет — реклама в 2020 году, по прогнозам агентства цифрового маркетинга УУеЬОАМЭоУюпз, охватит 25 % от общего объема маркетинговых бюджетов [18]. А основным трендом становится обязательно наличие визуального маркетинга.
Исследователь коммуникаций и медиа Кирия И. В. отмечает трансформацию также и реального сектора для потребительского рынка и приводит модель новейшего сетевого предприятия (рис. 2).
Эта модель возникла из — за явления индивидуализации спроса и кастомизации производства, а бизнес — глобальность выступила фундаментом для формирования предприятий нового типа. Ведь следующие весомые изменения касаются желания покупателей стать частью бренда. Потребители не только интересуются продукцией, они хотят получать интересную информацию о бизнесе, бренде, руководителе компании.
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2021 Том 15 №1
Интегрированное производство /
О
Товар
о
г \ Склад
О
Магазин
О
г > Потребитель
Обычное предприятие Сетевое предприятие
Рисунок 2. Обычное предприятие и сетевое предприятие [4]
Figure 2. Usual (common) enterprise and network enterprise [4]
Сотворить полноценную коммуникацию позволят социальные сети. По данным ШВЗРОТ, бюджет, предусмотренный на маркетинг с помощью социальных сетей, удвоится в течение следующих 5 лет. Уже сегодня даже В2В-компании, которые ведут собственные блоги, находят на 67 % больше потенциальных клиентов, чем те, которые не публикуют материалы в блогах (данные МагкейпдТесИВЬд) [19]. То есть, можно говорить о феномене социального позиционирования субъектов экономической деятельности, а также обращение к элементам так называемого партизанского маркетинга (к которому, собственно, и относится блогинг).
Выводы и перспективы дальнейших исследований
На основании приведенных выше аргументов целесообразно отметить, что отношение конечных потребителей к разработке, совершенствованию или специфической модификации товара сейчас выступает весомой составляющей маркетинговой политики фирмы, своеобразным мультипликатором усилий по продвижению и рекламе определенного бренда, несколько схожим по определенным особенностям с сетевым маркетингом (преобразование клиентов дистрибьюторов). Если для удовлетворения потребности инновационный продукт
может не иметь признаков конкурентов, но он есть качественным, и потребительская ценность на должном уровне, для него может подойти стандартный комплекс маркетинга. Краудфаундинг позволяет потенциальному потребителю профинансировать продукт, который ему нравится; сочетая креативность коллективов и аудиторию, эта бизнес — модель позволяет запустить проекты, которые в противном случае, возможно, не увидели бы свет или претерпели сильных изменений из — за давления издателя; однако, с другой стороны, бытует утверждение, что эта бизнес — модель является регрессом предпринимательской деятельности, ведь при подобном «инвестиционном попрошайничестве» в результате оказывается отсутствие опыта как и планировочного (в целом и конкретно финансового и маркетингового, так банально и проектного менеджмента, отсутствие гарантий для вкладчиков по использованию их средств, качества продукта на выходе и вообще его запуска на рынок). Краудфаундинговые команды или индивидуумы недооценивают значение бизнес — плана, концепций финансового менеджмента, классических постулатов маркетинга, для них целесообразно было бы или потратить некоторые средства на консалтинг,
2021 Том 15 №1
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Маркетинговые коммуникации на рынке инновационных товаров
или же минимально обогатить свои экономические знания в ключевых сферах — это может быть потенциальным рынком для поставщиков образовательных услуг, различного рода консультантов. По аналогии моделей В2В и В2С, замечаем рост популярности гибридной модели СВС (с^отег-Ьиапевз-с^отег), которая является уникальным ответвлением сетевого маркетинга,
неагрессивной по своей природе, эффективной в цифровую эру без географических ограничений или необходимости дополнительных исследований и несложной в реализации; а феномен социального позиционирование субъектов экономической деятельности обогащает потенциал этой формы привлечения потребителей.
Список использованных источников:
1. Karr D. Digital Marketing and SEO for Bands and Musicians/Douglas Karr II MarketingTechBlog. —2017. — Режим доступа: https://www.marketingtechblog.com/band-musician-online-marketing-seo.
2. Бородай B.A. Преимущества нелинейных стратегий эффективных коммуникаторов в сервисной деятельности II Наука сегодня: постулаты прошлого и современные теории. — Саратов: Академия бизнеса. 2016. С. 7-11.
3. Петренко A.C., Осипова Ю.В. Социальные сети как современный инструмент продвижения туристского продукта. Материалы X международной научно-практической конференции: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ, ОБРАЗОВАНИИ И БИЗНЕСЕ. 2016. С. 29-32.
4. Кирия И. В. История и теория медиа / Илья Вадимович Кирия II Coursera. — 2016. — Режим доступа: https:// www.coursera.org/course/media.
5. Кунцман A.A. Трансформация внутренней и внешней среды бизнеса в условиях цифровой экономики II Управление экономическими системами. —2016. — №11(93). — с. 1.
6. Шмидт Э., Коэн Дж. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 368 с.
7. Business definitions Business dictionary on-line by WebFinance team. — Режим доступа: http://www. businessdictionary.com.
8. Денисенко И.А. Методика и инструментарий финансового риск-менеджмента страховых компаний / И.А. Денисенко, A.A. Кузубов II Сервис в России и за рубежом, 2019. - Т. 13. — Вып. 4. — С. 135-146.
9. Динамика популярности Hastune Miku II Google Trends. — 2017. — Режим доступа: http://www.google.ru/trends/ explore#q=&| в15 О ,АКВ48, Gackt&geo=JP&cmpt=q.
10. Кузубов A.A., Максимова B.C. Взаимодействие финансово — кредитного механизма субъектов хозяйствования на принципах маркетинга II Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 3 (26). с. 46-50.
11. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф.Котлер; [пер. с англ. Е. М. Пеньковой]. — М.: Прогресс, 1990. —736 с. — С. 204.
12. Козлов А. Oculus Rift слишком дорогой? Тогда он вам не нужен / Артемий Козлов II Игромания. — 2016. — Режим доступа: http://www.igromania.ru/articles/567957/Oculus_Rift_slishkom_dorogoi_Togda_on_vam_ne_nuzhen. htm.
13. Санин М.К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ II Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 4. С. 57-63.
14. Аренков И.А., Крылова Ю. В., ЦенжарикМ.К. Клиентоориентированный подход к управлению бизнес-процессами в цифровой экономике// Научно-технические ведомости санкт-петербургского государственного политехнического университета, экономические науки. — 2017. — № 6. — С. 18-30.
15. Хау Дж. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / пер. с англ. М.: Апьпина Паблишер, 2012. 296 с.
16. Долженко P.A. Краудфандинг. Персепективная форма софинансирования проектов представителями заинтересованной общественности //Менеджмент в России и за рубежом. № 6. 2016. С. 75-81.
17. Шашло Н.В., Петрук Г.В. Потребительская ценность знаний в инновационной экосистеме дальнего востока России //Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5 (111). С. 93-102.
18. Chaffey D. The State of Digital Marketing 20151 Dave Chaffey II Smartinsights. — 2015. — Режим доступа: http://
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2021 Том 15 №1
www.smartinsights.com/managing-digital-marketing/marketing-innovation/state-of-digital-m
19. Коба E. Тренды digital-маркетинга I E. Коба. II Портал ReklaMonster — обзор рынка интернет-рекламы. — Режим доступа: http://rekiamonstr.com/archives/17199.
References
1. Karr, D. (2017). Digital Marketing and SEO for Bands and Musicians. MarketingTechBlog. URL: https://www.market-ingtechblog.com/band-musician-online-marketing-seo.
2. Boroday, V.A. (2016). Advantages of nonlinear strategies of effective communicators in service activities. Nauka segodnya: postulaty proshlogo i sovremennye teorii [Science today: postulates of the past and modern theories], Saratov: Academy of Business, 7-11. (In Russ.).
3. Petrenko, A.S., & Osipova, Yu.V. (2016). Social networks as a modern tool for promoting tourism products. Informat-sionnye tekhnologii v ekonomike, obrazovanii i biznese [Information technologies in economy education and businessf. Proceedings of the X International Scientific and Practical Conference, 29-32. (In Russ.).
4. Kiriya, I.V. (2016). History and theory of media. Coursera. URL: https://www.coursera.org/course/media. (In Russ.).
5. Kuntzman, A.A. (2016). Transformation of the internal and external environment of business in the digital economy. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami [Management of economic systems], 11 (93), 1. (In Russ.).
6. Schmidt, E., & Cohen, J. (2017). New digital world. How technology is changing people's lives, business models and the concept of states. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber. (In Russ.).
7. Business definitions. Business dictionary on-line by WebFinance team. URL: http://www.businessdictionary.com.
8. Denisenko, I. A., & Kuzubov, A. A. (2019). Methodology and tools of financial risk management of insurance companies. Servís v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad] 13(4), 135-146. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10412. (In Russ).
9. (2017). Popularity dynamics. Google Trends. URL: http://www.google.ru/trends/explore#q=$]еэ 5 О ,AKB48, Gack-t&geo=JP&cmpt=q. (In Russ).
10. Kuzubov, A.A., & Maksimova, V.S. (2016). The interaction of the financial and credit mechanism of business entities on the principles of marketing. Vektornauki Toíyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie [Vector of Science ofTogliatti State University. Series: Economics and Management] 3 (26), 46-50. (In Russ).
11. Kotler, F. (1990). Fundamentals of Marketing [trans, from English by E. M. Penkova], Moscow: Progress, 204. (In Russ).
12. Kozlov, A. (2016). Oculus Rift too expensive? Then you don't need it. Igromania. URL: http://www.igromania.ru/arti-cles/567957/Oculus_Rift_slishkom_dorogoi_Togda_on_vam_ne_nuzhen.htm. (In Russ).
13. Sanin, M.K. (2015). The history of the development of crowdfunding. Classification of species. Analysis of development prospects and advantages. Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i ekologicheskii menedzhment» [Scientific journal NRU ITMO. Series "Economics and Environmental Management"] 4, 57-63. (In Russ).
14. Arenkov, I.A., Krylova, Yu.V., &Tsenzharik M.K. (2017). A customer-oriented approach to business process management in the digital economy. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti sankt-peterburgskogo gosudarstvennogo politekh-nicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki [Scientific and technical bulletins of the St. Petersburg state polytechnic university. Economic sciences] 6,18-30. (In Russ).
15. Howe, J. (2012). Crowdsourcing: Collective Intelligence as a Tool for Business Development. Moscow: Alpina Publisher. (In Russ.).
16. Dolzhenko, R.A. (2016). Crowdfunding. Perspective form of co-financing of projects by representatives of the interested public. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad], 6, 75-81. (In Russ.).
17. Shashlo, N.V., & Petruk, G.V. (2017). The consumer value of knowledge in the innovation ecosystem of the Russian Far East. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis], 21 (5 (111)), 93-102. (In Russ.).
18. Chaffey, D. (2015). The State of Digital Marketing 2015. Smartinsights. URL: http://www.smartinsights.com/manag-ing-digital-marketing/marketing-innovation/state-of-digital-marketing/.
19. Koba, E. Trends of digital-marketing. ReklaMonster portal — an overview of the online advertising market. URL: http:// reklamonstr.com/archives/17199. (In Russ.).
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL