Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования в целях повышения эффективности предприятия'

Маркетинговые исследования в целях повышения эффективности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1364
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / FINANCIAL CRISIS / MARKETING STRATEGY / MARKETING ACTIVITIES / CONSUMER BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепурко Галина Викторовна, Ильясова Бэла Шамсудиновна

В статье освещаются вопросы маркетингового исследования в целях повышения экономической эффективности предприятия, для выхода и закрепления позиций на рынке и завоевания новых потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing research in order to improve enterprise

The article highlights the issues of market research in order to improve the economic efficiency of the enterprise, to exit and consolidate the market position and gain new customers.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования в целях повышения эффективности предприятия»

а&кетинг

MARKETING RESEARCH IN ORDER TO IMPROVE ENTERPRISE Chepurko Galina Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor E-mail: chepurk.galina @ rambler.ru Ilyasova Bela Shamsudinovna, Student E-mail: pusya-09@mail.ru

Chair of Economics and Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol

The article highlights the issues of market research in order to improve the economic efficiency of the enterprise, to exit and consolidate the market position and gain new customers.

Keywords: financial crisis; marketing strategy; marketing activities; consumer behavior.

УДК339.13 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

76

© Чепурко Г.В., 2012 © Ильясова Б.Ш., 2012

В статье освещаются вопросы маркетингового исследования в целях повышения экономической эффективности предприятия, для выхода и закрепления позиций на рынке и завоевания новых потребителей.

Ключевые слова: финансовый кризис; маркетинговая стратегия; маркетинговые мероприятия; потребительское поведение.

ЧЕПУРКО

Галина Викторовна,

кандидат

экономических наук, доцент

chepurk. galina@rambler. ru

ИЛЬЯСОВА

Бэла Шамсудиновна,

студентка

pusya-09@mail.ru

кафедра Экономики

и управления,

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

Мировой финансовый кризис оказал серьезное влияние на отечественный автопром. Некоторые предприятия оказались на грани краха, что сделало прогнозы на их дальнейшую деятельность.

Так и финансовый кризис не обошел стороной автомобильную компанию ООО "Дервейс". Экономический кризис привносит целый комплекс проблем и одновременно открывает пул новых возможностей, воспользовавшись которыми компания может укрепить свой бизнес, обойти конкурентов и усилить свои позиции на рынке. На основании проведенного анализа внутренней и внешней среды предприятия и сделанных выводов компания оказалось в неблагоприятной ситуации. [3, с. 48]

Для того чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию, предлагается ряд мероприятий по улучшению состояния компании в целом:

- разработать маркетинговую стратегию, которая необходима для выхода данного предприятия из убыточности, т.е. для увеличения доходов, необходимо наряду с имеющимися сбытовыми сетями обеспечить компанию новыми;

- провести грамотную рекламную политику;

- расширить сотрудничество с ведущими компаниями мировой автомобильной промышленности, включая производителей комплектующих, производителей и разработчиков автомобилей. Тем самым увеличив степень применения продукции и услуг таких компаний при создании и производстве автомобилей ООО "Дервейс".

- активно участвовать в автовыставках и ярмарках;

- выпускаемые модели автомобилей нужно делать на более современной платформе;

- необходима разработка более совершенных функциональных модулей, повышение их качества. Совместно с Lifan нужно разрабатывать больше запчастей для автомобилей. Также необходимо успешное и эффективное проведение научно-исследовательских и опытно конструктивных работ;

- увеличение затрат на производство, с целью повышения эффективности и качества производственной деятельности. Практическое внедрение методик качества на производстве;

- поиск наиболее подходящих поставщиков, разработка и осуществление методов их привлечения. Проведение мероприятий по снижению дефектности закупаемых компонентов;

- улучшение и развитие товарной сети и системы продаж, увеличение торговыхточек, эффективное стимулирование продаж. Поиск других источников дополнительного дохода;

- повышение квалификации работников, увеличение производительности труда, профессиональный отбор. Внедрение современных методов обучения персонала;

- повышение качества, полное удовлетворение запросов потребителей, увеличение показателей качества труда и продукции.[5, с. 143, 169]

Проведенный анализ деятельности предприятия и структуры рынка позволил достаточно точно определить направления совершенствования маркетинговой деятельности ООО АК "Дервейс": совершенствование организационной структуры, планирования, системы обеспечения кадрами, информационной системы предприятия,

Выполнение перечисленных мероприятий позволит повысить эффективность использования автопарка, а значит, увеличить доходность.

Для проведения мероприятий по совершенствованию управления маркетинговой деятель-носи в целях повышения экономической эффективности предприятия необходимо изыскать дополнительные денежные средства,так как в компании наблюдается тенденция снижения таких показателей, как прибыль от продаж, чистая прибыль и показатели рентабельности.

После анализа основных средств ООО АК "Дервейс", включающих земельные участки, здания, машины и оборудование, выяснилось, что имеется три складских помещения, которые не используются в производстве, так как заставлены старым оборудованием. Площадь двух складов - по 200 м2, третьего - 86 м2. А старое вышедшее из строя оборудование можно продать на запасные части. Учитывая данный факт, для более эффективного использования занимаемой площади было бы целесообразно сдать его в аренду.

Обратившись в риэлтерскую компанию, предприятие получило предложение, в котором стоимость аренды за 1 кв. метр равен 1 680 рублей.

Рассчитаем прибыль, полученную при сдаче в аренду 3 складов:

Прибыль в год составит:

(200 + 82) * 1680 * 12 = 5 685 120 руб.

Риэлтерские услуги составили 35 тыс. руб.

Итого: 5 685 120-35 000 = 5 650 120 руб.

После изыскания денежных средств ООО АК "Дервейс" может провести ряд мероприятий по повышению экономической эффективности функционирования предприятия.

Рассмотрим некоторые из них.

Чтобы улучшить маркетинговую деятельность на предприятии, предлагается в отделе маркетинга разработать специальную компью-

терную программу для того, чтобы данные от маркетинговых исследований учитывались централизованно и можно было проследить изменение покупательского предпочтения, спроса, цены на продукцию фирмы ООО АК "Дервейс". Это позволит предприятию с более полной точностью отслеживать изменения на рынке автомобилей и реагировать на изменения происходящие на нем.

Для того, чтобы рассчитать эффект, который будет произведен после совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии и маркетинговых мероприятий, которые в последствии будут реализованы, рассчитаем затраты на формирование информационной компьютерной программы.[2, с. 120-121]

1. Чтобы создать информационную программу на данном предприятии, ему необходимо:

- принять на работу соответствующий персонал: специалиста в компьютерных технологиях, который мог бы создать регулярно совершенствовать эту программу, а также выступать в качестве технического персонала для обслуживания других компьютеров. Рассчитаем затраты на зарплату работникам отдела в месяц.

S з/п = З * 1 чел., (1)

где S з/п - затраты на зарплату специалиста, руб.;

З - зарплата ведущего специалиста, руб.;

Ss/п = 17000 руб. * 1 чел.= 17 000

- необходимо приобрести новые комплектующие для персональных компьютеров:

S = S *3,

об компл. к’

(2)

где S - стоимость уже усовершенствованного оборудования,

S - стоимость комплектующих,

компл.

3- три компьютера.

S06 = 15 000 руб. * 3 = 45 000 руб.

Рассчитаем итоговые затраты на внедрение информационной программы:

^ = Ss/п + So6. (3)

3 = 17 000 руб. + 45 000 руб. = 62 000 руб.

Теперь рассчитаем затраты на предложенные мероприятия.

1. Исследование предпочтений потребителя: создадим флаера (форматом А5) по ценам рекламного агентства "Полиграфия", в которых будет содержаться краткая анкета с опросом предпочтений потребителя с кратким описанием ассортимента товаров и характеристикой предприятия и с учетом возврата этих флаеров.

S =S + З , (4)

пот. ф мер.

где S - затраты на предпочтение потребителя, руб.;

ГЧ

о

гч

I-

о

1_

«Л

гч

■ QII

I—

Kfiv

77

аькетинг

S - затраты на напечатание флаеров,руб. -3 000 экз. * 2.1 руб. = 6 300 р.;

Змер - зарплата мерчендайзеров (200 р./день) руб. - для размещения этих флаеров наймем 10 студентов т.е. 200 руб. * 10= = 2 000 руб.

Snor = 6 300 руб. + 2 000руб. = 8 300 руб.

2. Создадим web-страницу в Интернете для облегчения поиска информации о товарах предприятия для оптовых и розничных покупателей, тем самым экономя свое время.

Для создания web -страницы нам потребуется веб-дизайнер, который разработает и создаст эту страницу.

Зв-д = 27 000 руб., (5)

где, З - заработная плата веб-дизайнира, руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Налаживание связи с потребителем (целевым рынком):

78

S =S +S+S+S , (6)

св к.к б э к-д

где S - затраты на налаживание связи с потребителем, руб.;

S - затраты на создание карманного календаря:

3 000 экз. * 1,7 руб. = 5 100 руб.;

S - затраты на создание буклета с двумя фалицами (формата А4), описывающий ассортимент нашего предприятия :

5. Исследование конкурентов - мы ничего не затратим, потому что наши помощники будут сами добывать информацию о конкурентах (т.е. ходить на выставки, брать прайсы, листовки и т.д.).

6. Рассчитаем суммарные затраты на совершенствование маркетинговой деятельности исходя из предложенных мероприятий.

S _ =S+S +S +S +S

общ. и пот. з.д. св в

S R = 21 000 + 8 300 + 27 000 + 29 500 +

общ.

+ 5 720р = 85 800 руб.

7. Рассчитаем эффективность, ожидаемую после образования отдела маркетинга и предложенных мероприятий.

Эффективность = общая прибыль / сумма затрат Эффективность= 135 900 / 85 800 = 1,5.

8. Предположим, что разработанные предложения позволят увеличить прибыль предприятия на 5%. Исходя из этого, рассчитаем балансовую рентабельность маркетинговой деятельности по формуле:

R = П /So^.*100%, (8)

где П - прибыль, руб.;

S - суммарные затраты.

R =135 900 / 85 800 * 100% = 158%

б

9. Подсчитаем, за сколько окупятся наши предложенные мероприятия.

Время = Суммарные затраты / общая прибыль (9)

2 000 экз * 4,1 руб. = 8 200 руб.;

S - затраты на создание этикетки (формата 7 х10) с фирменным логотипом предприятия, с целью поддержания известности, узнаваемости и запоминания товаров ООО АК "Дервейс". Эти этикетки будут раздаваться всем, кто приобрел продукцию фирмы "Дер-вейс":

20 000 экз * 0,5 руб. = 10 000 руб.;

S - затраты на создание календаря-до-мик:

1 000 экз. * 6,2 руб.= 6 200 руб.

SCB= 5 100 руб. + 8 200 руб. + 10 000 руб. +

+ 6 200 руб. = = 29 500 руб.

4. Для создания имиджа фирмы создадим вывеску (на металокаркасе): 1 кв. метр стоит 1 100 руб. Объем вывески составит 4 х 1 метр.

Sв = SC +Sy, (7)

где S - затраты на создание вывески, руб.;

S - затраты на стоимость самой вывески

4 кв.м * 1 100 руб. = 4 400 руб.;

5 - затраты на монтаж и установку вывески

4 400 руб. * 30% =1 320 руб.

5 = 4 400 + 1 320 = 5 720 руб.

85 800/ 135 900 = 0,63.

Следовательно, затраты на совершенствование маркетинговой деятельности очень быстро окупятся, и ожидаемый эффект от предложенных мероприятий не заставит себя долго ждать. Осуществляемые затраты окупились бы и принесли бы доход с каждого вложенного рубля 2 руб. И наши затраты окупятся за шесть месяцев.

Успешное осуществление маркетинговой деятельности возможно на основе проведения большой исследовательской и аналитической работы, в результате которой важно установить, какие конкретно требования предъявляются потребителями к товару, объемы и динамика спроса, уровень цен, ожидаемый уровень конкуренции, наиболее перспективные рынки и сроки окупаемости затрат.

Любой комплекс мероприятий по улучшению эффективности управления хозяйственной деятельностью ООО АК "Дервейс" должен предусматривать обеспечение роста объемов производства продукции и сбыта, что в итоге ведёт к лучшему использованию прибыли предприятия.

Литература:

1. Алексеева И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / И. Алексеева, Ю.В. Васильев. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 235 с.

2. Алтыев А., Шанин А. Маркетинг - философия современного бизнеса : учебникдля вузов / А. Алтыев, А. Шанин - М.: ИНФРА-М, 2007. - 342 с.

3. Весник Н.А., Тарасова И.А. Маркетинговые исследования в России и за рубежом: учебное пособие / Н.А. Весник, И.А. Тарасова - М.: ИНФРА-М, 2008 - 239 с.

4. Герчикова М.А. Практический менеджмент: учебное пособие /

М.А. Герчикова - М.: ЮНИТИ, 2005 - 408 с.

5. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков - М.: Финпресс, 2008 - 656 с.

6. ДанькоТ.П. Управление маркетингом: учебное пособие/Т.П. Данько.- М.: ИНФРА-М, 2009.-264 с.

О

гч

о

1_

LO

гч

О"

I---

’“'“Г

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.