Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
151
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЕЙТИНГ / MEDIA / MARKETING / MARKETING RESEARCH / RATING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевченко В.С.

Аннотация статьи: СМИ - это мощный инструмент воздействия, который охватывает большое количество людей, поэтому исследование средств массовой информации необходимо для того, что бы знать всё процессы, связывающие СМИ и их аудиторию, для того, чтобы понять закономерности формирования общественного политического мнения, политической идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING RESEARCH OF MASS MEDIA: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

Summary of article: The media is a powerful tool of influence that covers a large number of people, so media research is necessary in order to know all the processes connecting the media and their audience in order to understand the patterns of the formation of public political opinion, political ideology.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

УДК 339.13

Шевченко В. С. студент 4 курса, гр. 05001421 научный руководитель: Тхориков Б.А., к.с.н.

доцент

Институт Управления НИУ «БелГУ»

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация статьи: СМИ - это мощный инструмент воздействия, который охватывает большое количество людей, поэтому исследование средств массовой информации необходимо для того, что бы знать всё процессы, связывающие СМИ и их аудиторию, для того, чтобы понять закономерности формирования общественного политического мнения, политической идеологии.

Ключевые слова: СМИ, маркетинг, маркетинговые исследования, рейтинг.

Shevchenko V.S. Student 4 courses, gr. 05001421 Institute of Management, National Research University "BelGU"

Scientific adviser: Associate Professor, Ph.D. Tkhorikov B.A. Institute of Management, National Research University "BelGU" MARKETING RESEARCH OF MASS MEDIA: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

Summary of article: The media is a powerful tool of influence that covers a large number of people, so media research is necessary in order to know all the processes connecting the media and their audience in order to understand the patterns of the formation ofpublic political opinion, political ideology.

Keywords: Media, marketing, marketing research, rating.

Использование рейтингов СМИ - это необходимый инструмент для определения эффективности деятельности PR - служб, ведь рейтинг - это уровень популярности и конкурентоспособности. В России рейтинги можно определять с помощью маркетинговых исследований, которыми занимаются компании и агентства: Romir, Brand Analytics, Comcon-2, ВЦИОМ, TPR и др.

На протяжении многих лет исследования средств массовой информации и медиарынка является основным направлением деятельности компании Romir Monitoring. В рамках августовского всероссийского опроса населения исследователи Romir Monitoring задали ряд вопросов о средствах массовой информации: какая степень доверия к средствам массовой информации, какие способы получения информации, о телевизионном

контенте, а так же поинтересовались мнением респондентов на тему цензуры в прессе. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет и старше. Результаты исследования представлены в приложении А.

Погрешность выборки ±3%. Респондентам был задан вопрос: Какой источник информации вызывает у Вас наибольшее доверие? Ответы на него следующие: половина респондентов ставит на первое место по степени доверия центральное телевидение. Причем 53% жителей Южного федерального округа и 50% Приволжского федерального округа выбрали этот вариант, когда в городах-миллионниках к центральному телевидению доверительно расположено 28%. Анализ результатов показал, что чем меньше населенный пункт, тем больше жителей говорят о своем доверии центральному телевидению. Также было выявлено, что чем старше респондент, тем доверительней он относится к телевидению, нежели молодёжь.

По результатам исследования центральному радио доверяют 8% россиян. Радио популярно у жителей сельской местности и пенсионеров.

Третье место занимает Интернет. Ему доверяют 5% респондентов. Интернету больше доверяют в городах - миллионниках и крупных областных центрах, а так же молодая часть населения в возрасте от 18-34 лет с высшим образованием. У 3% опрошенных доверие вызывает региональное телевидение и пресса, 2% доверяют региональному радио, а 14% россиян доверяет всем средствам массовой информации. Также в ходе исследования было выявлено, что 21% жителей мегаполисов, 21% пенсионеров и 24% россиян с начальным уровнем образования не доверяют СМИ [3].

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2017году. провел исследование об использовании печатных изданий. Опрос был проведен 23-24 октября 20017 году. При помощи телефонного интервью было опрошено 1200 человек. В результате исследования было получены следующие данные: 55% респондентов читают печатные издания (в 2014 году этот показатель достигал 77%), а электронные версии печатных изданий выбирает 47% опрошенных (в 2014 году показатель был 29%). Кроме того, 79% респондентов пока не готовы отказаться от печатных изданий, когда опрошенные в возрасте от 25 до 34 лет, что составляет 35%, готовы полностью использовать онлайн - контент. Наглядно результаты исследования представлены в приложении Б [2].

Компания Brand Analytics представила рейтинг ТОП - 30 СМИ за 2017 год. Для расчета рейтинга были проанализированы 1 435 524 975 русскоязычных сообщений соцмедиа (сообщения спам-ботов не учитывались) и 5,8 млн материалов СМИ. В сообщениях соцмедиа пользователями были использованы 1 226 486 334 ссылок на внешние ресурсы, в том числе 380 753 869 «коротких ссылок» (типа t.co, fb.me, goo.gl и др.). Источниками данных для анализа сообщений соцмедиа выступили популярные социальные сети и сервисы: ВКонтакте, Twitter, Мой Мир, Facebook, Instagram, YouTube, Vimeo, G+, МирТесен, а также блоги, форумы,

тематические сайты, группы обсуждений и пользовательские комментарии к материалам СМИ.

Представленный рейтинг составлялся при помощи следующей методологии:

1. В рейтингирование входят только российские СМИ, которые имеют регистрацию;

2. В исследовании делается анализ всех материалов online - СМИ и публичных русскоязычных сообщений в соцмедиа ( социальные сети, различные форумы, сайты с отзывами, блоги, публичные каналы, видеохостинги, чаты в мессенджерах, комментарии к побликациям в СМИ);

3. Рейтинг строится на основе Total Index;

4. Total Index - это сумма Index media и Index social media;

5. Index media - это количество цитат СМИ в СМИ, приведенное к сто бальной шкале, где ресурсу с наибольшим цитированием СМИ присваивается 100 баллов;

6. Под цитированием СМИ в СМИ подразумевается упоминание СМИ во всех вариантах словосочетаний «по сообщениям», «как сообщил» и т.д;

7. Самоцитирование при составлении рейтинга не учитывается;

8. При расчете цитирования в СМИ исключается цитирование новостными агрегаторами, не имеющими регистрацию СМИ;

9. Index social media - это количество цитат в соцмедиа, приведенное к 100-бальной шкале, где ресурсу с наибольшим цитированием в соцмедиа присваивается 100 баллов;

10. Под цитированием в соцмедиа понимается наличие в процитировавшем сообщении развернутой или короткой ссылки на СМИ.

Агентство медийных исследований Ex Libris представляет новый продукт - Title Popularity Ranking (TPR). TPR - это профессиональная методика расчета рейтинга печатных изданий, оценивающая популярность печатных медиа с трех сторон: со стороны читателей, рекламодателей и журналистов.

При построении рейтинга учитывают такие параметры как: охват аудитории (то, насколько издание популярно у читателей), стоимость рекламного пространства (то, насколько издание популярно у рекламодателя), цитируемость (цитируемость и популярность у других СМИ) и цитируемость в социальных медиа (то, насколько популярно и значимо издание среди социально активного общества).

Рейтинг составляется на основе открытых рассчитываемых данных и является независимым от мнения отдельных экспертов, что делает его максимально притягательным для всех специалистов, работающих в сфере public relations [1].

Использованные источники:

1. Агентство медийных исследований Ex Libris [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://exlibris.ru/news/agentstvo-ex-libris-predstavlyaet-title-popularity-ranking-tpr-rejting-populyarnosti-rossijskih-smi/ - Систем.

требования: IBM PC, Internet Explorer.

2. Социология: какие СМИ читают россияне, бумажные или электронные? [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://expert.ru/2018/01/19/sotsiologi-kakie-smi-chitayut-rossiyane-bumazhnyie-ili-elektronnyie/- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

3. Romir Monitoring провел исследования о степени доверия к различным СМИ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://www.sostav.ru/news/2005/09/21/r3/_- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

УДК 33

Ягафарова А. Р. студент магистратуры 1 курса научный руководитель: Базаров Р. Т., к.с.н.

доцент УВО «УУ «ТИСБИ» Россия, г. Казань ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Аннотация. В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития ипотечного кредитования на примере Республики Татарстан за 2016 - 2018 года. Также приведены плюсы и минусы сегодняшней системы ипотечного кредитования государства и населения, как потребитель данных услуг. Приведено множество примеров, которые показывают то, что необходимо совершенствовать систему ипотечного кредитования.

Ключевые слова: ипотека, кредитование, ипотечное кредитование, государство, население.

Yagafarova A.R.

Master of 1 course, SVO " UU "TISBI", Kazan

supervisor: Bazarov R. T.

Ph. D., associate Professor of UVO " UU "TISBI", Kazan PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF MORTGAGE LENDING IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN Annotation. The article deals with the problems and prospects of development of mortgage lending on the example of the Republic of Tatarstan for 2016 - 2018. The pros and cons of today's system of mortgage lending and the beginning of the state as a consumer of these services are also given. Many examples are given that show that it is necessary to improve the system of mortgage lending.

Key words: mortgage, lending, mortgage lending, state, population.

Согласно проведенным исследованиям рынок банковских услуг является одной из важнейших и неотъемлемых составляющих современной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.