Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТУРИЗМА'

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
846
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лиджи-Горяева А.Д., Антюфеева М.Д., Пономарева В.В.

В данной статье рассмотрена проблема маркетинговых исследований в туризме на примере конкретной компании. Проанализированы особенности и перспективы развития маркетинговых исследований в туризме.In this article we have considered the problem of marketing research in the tourism sector and the example of a particular company. Different features and development prospects of marketing research have been investigated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТУРИЗМА»

2010. - №02(056). - С. 22 - 32. - Режим доступа: http://ej .kubagro.ru/2010/02/pdf/03.pdf

4 Андреев С.Ю. К вопросу о перспективах развития производства консервов из мяса кроликов в Краснодарском крае / С.Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2008. - №02(036). - С. 1 - 12.

5 Дьяков, С.А. Современное состояние и основные детерминанты воспроизводственных процессов в плодоводстве Краснодарского края / С.А. Дьяков, Н.Н. Яроменко, А.О. Кириченко // Экономика и предпринимательство. - 2013. - №6 (35). - С. 101-113.

6 Ткаленко А.А. Государственное субсидирование малого бизнеса в условиях экономического кризиса 2014 - 2015 годов в России / А.А. Ткаленко, С.Ю. Андреев // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (3 июня 2015 г., г. Уфа). - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - 220 с. - С. 6671

Лиджи-Горяева А.Д. Антюфеева М.Д. Пономарева В.В. Левошич Н.В., к. э. н. научный руководитель, доцент кафедра «Маркетинг и логистика» Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТУРИЗМА Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема маркетинговых исследований в туризме на примере конкретной компании. Проанализированы особенности и перспективы развития маркетинговых исследований в туризме.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые исследования, туризм, туристические операторы.

Annotation: In this article we have considered the problem of marketing research in the tourism sector and the example of a particular company. Different features and development prospects of marketing research have been investigated. Key words: marketing, marketing research, tourism, tour operators. В настоящее время туризм играет важную роль в развитии экономики любой страны. Туристическая индустрия является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Для успешного функционирования любого туристического агентства, предприятия необходима достоверная информация о предпочтениях потребителей в сфере

туристических услуг. Поэтому на всех этапах деятельности туристического предприятия огромное значение имеют маркетинговые исследования. Исследования в области маркетинга в туристической сфере проводятся для расширения клиентуры и, как следствие, получения наибольшей прибыли от своей деятельности. Маркетинговые исследования в туристической сфере проводятся по следующим направлениям:

- изучение мирового туристского рынка;

- анализ государственного туристского продукта;

- изучение потребителей;

- анализ деятельности конкурентов.

Данные исследования проводятся с целью выявления «сильных» и «слабых» сторон компании относительно конкурентов для выявления своих преимуществ и устранения недостатков с целью успешного функционирования на рынке.

Но довольно часто у туристических фирм возникают трудности проведения маркетинговых исследований, которые обусловлены, прежде всего, специфическим характером туристических услуг.

Актуальность маркетинговых исследований в сфере туризма заключается в том, что в связи с возрастающей ролью туризма в мировой экономике необходимо обобщение научных разработок в туристической сфере, опыта работы российских и зарубежных предпринимателей в туризме.

Известный ученый Ф. Котлер дает общее определение термину «маркетинг». Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Маркетинг в туризме - деятельность, в основе которой лежит планирование и разработку туристских товаров и услуг, их продажа и продвижение, а также увеличение на них спроса и ценообразование.

Потребности, предпочтения и желания меняются очень часто. Нельзя не заметить, что мнения о наилучших видах отдыха изменяются с той же скоростью как и мода на престижные места отдыха. Принимая во внимание тот факт, что деловой туризм сейчас развивается очень быстро, можно сказать, что и число деловых путешественников тоже увеличивается. Кроме того, более половины доходов от продаж гостиничных номеров приходится на долю делового туризма. Следовательно, каждой туристической фирме следует быть в курсе всех изменений, которые происходят на рынке туристических услуг, а также, что немаловажно, вырабатывать реакцию на каждое из них: невыполнение данных функций может привести не только к потере существенной части потенциальных и постоянных клиентов, но и к падению общего имиджа фирмы.

Как мы знаем, в туристической сфере деятельности результат сводится к туристическому продукту. По своей сути, туристический продукт - любая услуга, которая способно удовлетворить те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. К туристическим услугам мы можем

отнести такие виды услуг как: транспортные, гостиничные, экскурсионные, коммунальные, посреднические, бытовые и так далее. Однако, понятие «туристический продукт» можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле.

Туристический продукт в узком смысле - это услуги определенного сектора туристической индустрии (например, гостиничный продукт, транспортное предприятие и другое). Под термином «туристический продукт» в широком смысле обычно понимают комплекс товаров и услуг, который образует туристическую поездку или имеющий к ней непосредственное отношение.

Базисным туристическим продуктом можно назвать комплексное обслуживание, то есть стандартный набор услуг, который продается в одном «пакете».

Несомненно, спрос на туристические услуги достаточно эластичен по отношению к ценам и уровню доходам и в большинстве случаев зависит от различных политических и социальных условий. Как правило, потребитель не имеет возможности увидеть турпродукт до момента его потребления, а а само потребление чаще всего происходит непосредственно на месте производства туристической услуги. Добавим, что турпродукт находится в зависимости от таких факторов, как время и пространство, ему присуще колебания спроса.

Для того, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска, туристической организации необходимо иметь надежную, объективную и, самое главное, своевременную информацию. Именно маркетинговые исследования обеспечивают осуществление данной цели.

Отметим, что успешное проведение маркетинговых исследований и получение хороших результатов зависит от ряда направлений, которые являются наиболее типичными при изучении работы туроператоров:

1. Посредством составления рейтингов выявление наиболее популярных брендов в туризме;

2. Возможность оценки нового, но уже известного на рынке направления для определенного туроператора;

3. Процесс разработки и внедрения на рынок новых туристических направлений, изучение уровня интереса и отношения потенциальных туристов;

4. Мониторинг возможных путей развития и продвижения определенного направления;

5. Анализ эффективности работы рекламной кампании туристической фирмы;

6. Выбор наиболее предпочтительных для туристов каналов средств массовой информации;

7. Определить тенденции развития в регионах;

8. Выявить степень взаимодействия турагентств и туроператоров;

9. Проведение контроля качества турпродуктов, которые

предлагает оператор;

10. Обнаружение любых возможных проблем в функционировании организации.

Существуют некоторые особенности проведение маркетинговых исследований в туристической сфере, к ним относят следующие:

• Необходимость проведения маркетинговых исследований зачастую связана с тем, что проблема уже появилась и нужно срочно принимать меры для ее предотвращения (как правило, бывает уже поздно)

• Проводя исследования, туроператоры не берут во внимание тот факт, что объем поставленных задач часто превышает возможности одного маркетингового отдела

• Возможность утечки полученной в результате исследования информации к конкурентам вызывает опасения у заказчиков исследований

• Сложность работы с респондентами в туристической сфере состоит в том, что сначала надо найти нужного респондента для проведения опроса, а потом каким-то образом «заставить» его дать необходимую информацию.

В настоящее время сфера туризма является далеко не самой развитой относительно проведения маркетинговых исследований. Даже простая необходимость в получении таких статистических данных, как статистика туристских потоков, может сопровождаться множеством проблем. Не улучшают ситуацию и большое количество научных работ с результатами различных исследований в области изучения туристических услуг. Туристические компании все еще страдают от недостатка достоверной информации. Сложность проведения маркетинговых исследований обусловлена еще и тем, что на рынке действует большое количество туристических компаний.

Маркетинговое исследование рынка туризма на примере компании TEZ TOUR.

Российский туристический бизнес в какой-то степени явление уникальное. Сам по себе туризм вещь необычная и несравнимая с каким-либо другим продуктом или услугой. В 2014 году численность россиян выезжающих за границу с туристическими целыми составила 8293000, а в 2013 году 8522000, что явно демонстрирует высокие показатели. Далее приведена таблица, в которой представлены направления туризма среди россиян(таб.№ 1)._

Страна 2013 год, чел. 2014 год, чел.

Австрия 142209 131829

Болгария 182708 195409

Германия 413446 403973

Египет 1177800 1217960

Испания 401920 410380

Италия 468805 358640

Таб. №1. Количество россиян осуществляющих туристические поездки на 2013-2014 год

Для того, чтобы изучить предпочтения потребителей в области туристических услуг, было проведено маркетинговое исследование. Объектом исследования была компания TEZ TOUR, которая является одним из крупнейших туроператоров на постсоветском пространстве. Уровень оказываемых услуг и годовой оборот компании составляет конкуренцию ведущим туристическим туроператорам. Данная организация существует на рынке туризма в 1994 года и первоначальной ее деятельностью была организация отдыха в Турции. TEZ TOUR обладает заслуженной репутацией на российском туристическом рынке.

Маркетинговые исследования осуществлялись на основании туристических отзывов на информационных порталах «www.holiday.by», «www.otzyv.by» и «tio.by».

Было проведено анкетирование клиентов в крупных городах - Минске, Гомеле и Киеве. Для определения объема выборки был выбран метод расчета на основе процентных значений. В результате были использованы данные 660 человек.

Для осуществления выборки был использован детерминированный метод, что было обусловлено ограниченностью денежных средств и отсутствием полного списка генеральной совокупности, сложностью в проведении случайного опроса. В процессе данной выборки отбираются только те респонденты, который удовлетворяю определенные требования, сформулированный компанией. Главное требование к респонденту - это наличие туристического пакета с пляжным отдыхом от компании TEZ TOUR. Такой выбор объясняется тем, что услуги туристических компаний являются дорогостоящим и эксклюзивным товаром, а не предметом массового потребления.

В процессе исследования уделялось внимание конкурентам, рынку туристических услуг в целом, процессу коммуникации и эффективности рекламной компании, но особый акцент был поставлен на исследование туристического продукта и его потребителей.

Детально был произведен анализ факторов, которые оказывали влияние на потребительское поведение в сфере туристических услуг, изучались мотивы приобретения туристический путевок, и оценки степени удовлетворенности потребителя.

В процессе изучения и проведения исследования обратилось внимание на жизненный цикл и особенности позиционирования.

Аналитический процесс и маркетинговые исследования помогли выявить некоторые «слабые стороны» компании TEZ TOUR. В особенности был отмечен такой пункт как совершенствование ассортимента предоставляемых услуг.

К этой проблеме можно отнести небольшое количество туристических направлений, по которым работает компания, а также целесообразность разработки туров для различного сегмента. Была выделена необходимость в организации отдыха в зимний период, что позволило бы компании увеличить прибыль. Были отмечены проблемы в разработке рекламы и выставочных мероприятий.

Исходя из вышеперечисленных аспектов, хотелось бы привести следующие рекомендации:

1. Увеличить количество направлений туризма;

2. Включить эксклюзивные товары в общую стоимость тура;

3. Предложить новые курорты внутри одного туристического направления;

4. Организовать детский и молодежный отдых;

5. Предоставить организацию свадебных путешествий для молодоженов;

6. Разработать корпоративные туристические проекты для крупных компаний;

7. Предоставить скидки при условии предварительного бронирования;

8. Провести рекламные компании по продвижению на рынок собственной сети отелей Amara World.

В результате, были внедрены изменения в уже существующие туристические программы, а также разработаны новые турпакеты, позволяющие компании привлекать новых клиентов. Было предпринято усилие по совершенствованию сбытовой стратегии компании, рекламы и ценовой политики предприятия.

Особое внимание стоит уделить проблеме, связанной с недостатками в обслуживании и предоставлении консультаций клиентам в офисах компании.

Было выявлено, что сотрудники компании TEZ TOUR злоупотребляют терминологией, что ставит в затруднительное положение рядовых потребителей, которые впервые обратились в туристическое агентство.

Проведенные исследования позволили компании укрепить имеющиеся позиции на рынке, выйти на новый сегмент и получить значительные преимущества в конкурентной борьбе. Внедрение данных разработок позволило получать конкурентные преимущества, снизить финансовые риски и оценить рыночную ситуацию, а также координировать реализацию стратегии, повышать эффективность деятельности и поддерживать уровень доверия потребителей к предприятию и предлагаемым им услугам. Таким образом, подводя итоги, можно

отметить, что на сегодняшний день туристический рынок является перспективной областью для внедрения многих новых маркетинговых идей, а компании, которые будут применять маркетинговые нововведения, смогут значительно укрепить свои рыночные позиции и занять лидерские позиции. А принимать решения с минимальным уровнем риска и неопределённости позволяет проведение маркетинговых исследований.

Использованные источники:

1. Кнышева Е.Н. Маркетинг туризма: учеб. пособие / Е.Н. Кнышева - М. ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2010. - 352 с

2. Горшенин В.Ю. Стратегия маркетинга как фактор повышения конкурентоспособности российской туриндустрии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. -Т. 17. № 43-1. - с. 390 - 393.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ, М,: Прогресс. 2001.

4. Анисимова А.О., Калякина И.М., Курганова А.Ю. Сущность и проблемы маркетинга в туризме // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7. - с. 153-154.

5. Синяева И. М. - Маркетинг в предпринимательской деятельности: учебник/ И.М. Синяева, С.В. Земляк, Синяев В.В.; под редакцией проф. Л.П. Дашкова. - 3-е изд. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 268с.

6. http://www.russiatourism.ru/content/8/section/82/detail/3768/

7. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterpris e/retail/#

Литуева А.А.

ФГБОУ «Югорский государственный университет» Российская Федерация, г. Ханты-Мансийск ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ И ПУТИ ИХ

РЕШЕНИЯ

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре добывается более половины всей российской нефти. Предприятия нефтегазового комплекса в подавляющем большинстве случаев осуществляют работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда. Площадь лицензионных участков 142 нефтегазодобычи в Югре достигает 30 процентов от общей площади. Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ. Наиболее крупные месторождения нефти и газа - Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское, Приобское. Разработка ведется десятки лет.

142 Лицензионный участок - участок, который обозначен границами, на нём разрешена разработка и добыча полезных ископаемых, является учетной единицей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.