Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования рынка спортивного питания г. Кемерово'

Маркетинговые исследования рынка спортивного питания г. Кемерово Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
297
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЕЙНЕР / GAINER / ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА / MARKET RESEARCH / СПОРТИВНОЕ ПИТАНИЕ / SPORTS NUTRITION / НАРАЩИВАНИЕ МЫШЕЧНОЙ МАССЫ / BUILD MUSCLE MASS / АНКЕТИРОВАНИЕ / SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лапшина Елена Владимировна, Попова Дина Геннадьевна, Тыщенко Елизавета Алексеевна

В статье представлены маркетинговые исследования рынка спортивного питания г. Кемерово. Изучены предпочтения потребителей гейнеров специализированных белково-углеводных продуктов для увеличения силы, наращивания мышечной массы и увеличения массы тела спортсменов. Представлены рекомендации по применению и составу гейнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лапшина Елена Владимировна, Попова Дина Геннадьевна, Тыщенко Елизавета Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing Research of the Market of Sports Nutrition in Kemerovo

This article presents the marketing research of the market of sports nutrition in Kemerovo. The preferences of consumers of gainers specialized protein-carbohydrate products to increase strength, build muscle and increase body weight athletes are studied. Recommendations for use and composition of gainers are presented.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования рынка спортивного питания г. Кемерово»

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА СПОРТИВНОГО ПИТАНИЯ г. КЕМЕРОВО

Лапшина Елена Владимировна,

аспирант кафедры товароведения и управления качеством, ФГБОУ ВПО Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (650056, г. Кемерово, Бульвар Строителей, 47) lapka3000@mail.ru

Попова Дина Геннадьевна,

к. т. н., доцент кафедры товароведения и управления качеством, ФГБОУ ВПО Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, (650056, г. Кемерово, Бульвар Строителей, 47) kafedratiuk@mail.ru

Тыщенко Елизавета Алексеевна,

д. т. н., профессор кафедры товароведения и управления качеством, ФГБОУ ВПО Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, (650056, г. Кемерово, Бульвар Строителей, 47) LIZ1971@rambler.ru

В статье представлены маркетинговые исследования рынка спортивного питания г. Кемерово. Изучены предпочтения потребителей гейнеров - специализированных белково-углеводных продуктов для увеличения силы, наращивания мышечной массы и увеличения массы тела спортсменов. Представлены рекомендации по применению и составу гейнеров.

Ключевые слова: гейнер; исследование рынка; спортивное питание; наращивание мышечной массы; анкетирование.

На сегодняшний день рынок специализированных продуктов питания для спортсменов имеет огромные обороты и постоянно растет.

Рынок спортивного питания в России активно развивается и считается одним из самых перспективных. По оценкам Всемирной Федерации индустрии спортивных товаров (WFSGI), в ближайшие 10 лет объем российского рынка спортивной индустрии может достичь 12 млрд долл. США, или около 5% мирового рынка. Согласно прогнозам экспертов, по темпам роста, который составляет 20—35% в год, российский спортивный рынок в ближайшие годы займет первое место в мире.

С одной стороны, на рынке спортивного питания наблюдает-

ся множество факторов, способствующих его развитию: развитие фитнес-индустрии, увеличение числа фитнес-клубов, постоянное расширение ассортимента, повышение общей культуры потребления. С другой стороны, существуют факторы, тормозящие развитие этого рынка, среди них: недостаточно развитое потребление специализированных продуктов для спорта и фитнеса, низкая осведомленность потенциальных потребителей о составе и технологиях производства спортивного питания, распространенность представления о вредности и «химическом» происхождении этой продукции, развитие «серого» рынка, т. е. нелегальных поставок известных раскрученных марок, наличие в продаже подделок популярных продуктов [1].

В ходе исследования было выбрано шесть специализированных магазинов спортивного питания, находящихся в г. Кемерово: «Протеинов», Bodybuilding shop, SportNutrition, «Спортивный мир», ООО «Технологии успеха», Grand Sport. В магазинах спортивное питание выставлено на отдельном стенде или выделено в специализированный отдел. Общими чертами всех магазинов спортивного питания являются высокая осведомленность продавцов по данным продуктам, маленькие размеры помещений, большой ассортимент спортивного питания.

На рынке г. Кемерово представлен широкий ассортимент торговых марок гейнеров зарубежного производства, в основном США. Это торговые марки API, BSN,

Cytosport, Optimum Nutrition, Ultimate Nutrition, Universal Nutrition, Dymatize, MHP, Prolab, SAN, Scifit, Twinlab, VPX, Inner Armour, Labrada. Торговые марки германского происхождения — Weider, Multipower, Muscletech, Maxler, Power System. Гейнеры российских производителей — Discont, Ironman, SportPit, Триав, Актиформула, Pureprotein.

Лидерами продаж гейнеров являются торговые марки: Optimum Nutrition (США), PVL (США), Muscletech (США), Триав (Россия) и Актиформула (Россия).

Наибольший сегмент рынка занимают импортные торговые марки. Это производители США и Германии (83%). Доля отечественных производителей мала (17%), практически впять раз меньше по сравнению с зарубежными торговыми марками.

Зарубежные фирмы позиционируются на российском рынке как производители высококачественных препаратов, которые выпускаются по самым передовым производственным технологиям. Однако авторитет спортивного питания импортного производства подрывается наличием подделок и невысоким качеством продукции, предлагаемой малоизвестными производителями. Отечественные производители предпочитают конкурировать с иностранными марками с помощью низких цен на продукцию. Качество и эффективность спортивного питания российских производителей, за исключением нескольких ведущих фирм, воспринимаются потребителями как очень низкие. Эту тенденцию усиливают лабораторные тесты некоторых продуктов отечественного производства, подтверждающие несоответствие ингредиентов установленным нормам [1].

Ассортимент гейнеров, представленных на рынке города условно можно разделить на высокобелковые, высокоуглеводные, с аминокислотами, с креатином, с комплексом витаминов и минералов. По содержанию основных компонентов выделяют высокобелковые (более 30% белков) и высокоуглеводные гейнеры (более 65% углеводов).

Наибольшую долю рынка спортивного питания составляют высокобелковые гейнеры (58%), высокоуглеводные гейнеры занимают 42%. Высокоуглеводные гейнеры рекомендованы спортсменам с худощавым телосложением. А углеводы в составе высокобелковых гейнеров, расщепляются очень медленно, длительное время обеспечивая организм энергией, не вызывают лишних отложений жировой ткани. Высокобелковые гейнеры предназначены для спортсменов, склонных к отложению жировой ткани.

Самые распространенные дополнительные компоненты гейнеров — витаминно-минеральные комплексы, моногидрат креатина, аминокислотные комплексы. Количество минералов, микро-и макроэлементов может исчисляться десятками. Это витамины-антиоксиданты А, С, Е, витамины группы В, кальций, калий, магний, марганец, цинк, селен, хром, фосфор. Содержатся и пищеварительные энзимы (ферменты), активизирующие пищеварение, стимулиру-

Креатинин

ющие процесс белкового синтеза и принимающие активное участие в удалении токсичных продуктов распада. Эффект от совместного приема гейнеров и креатина выражается в быстром и полноценном росте мышц, увеличении силы и выносливости.

На рынке города преобладают гейнеры, в составе которых присутствуют аминокислотные комплексы (42%), витаминно-мине-ральные комплексы (40%) и креатин (18%) (рис. 1).

На основании маркетингового исследования можно сделать вывод, что на рынке города Кемерово преобладают высокобелковые гейнеры с аминокислотными и витаминно-минеральными комплексами. Спортивное питание представлено в основном зарубежными торговыми марками. Рынок по ассортименту недостаточно насыщен высокоуглеводными гейнерами (42%).

Для выявления потребительских предпочтений при выборе гейнеров был проведен опрос потребителей спортивного питания, в ходе которого были выявлены:

1) основные характеристики потребителей спортивного питания (социальный портрет потребителя);

2) вид употребляемого гейнера;

3) критерии выбора марки и типа спортивного питания, используемые при этом источники информации и т. д.

Опрос проводился по стандартизированной анкете, в которой присутствовали закрытые и открытые вопросы. В опросе приняли участие 80 потребителей спортивного питания. Местом проведения были выбраны спортивные клубы, спортзалы г. Кемерово, сотрудники и персонал которых согласились оказать содействие и помощь в проведении анкетирования: ГТО (ул. Терешковой, 4, Ленинградский проспект, 30в); КПД (ул. Но-градская, 5); Кузбасс (Строителей бульвар, 55); Лазурный, (Советский проспект, 70); Легкоатлетический манеж (ул. Ворошилова, 13); Максимум (ул. Карболитов-ская, 18); Малибу (Октябрьский проспект, 65).

В результате опроса выяснено, что доля респондентов, постоянно употребляющих гейнеры, составляет 28%. Основными потребителями гейнеров являются мужчины/, их доля — 96%. Возраст респондентов мужского пола от 18 до 49 лет. Самый многочисленный сегмент по возрасту — 23—34года. После 30 лет употребляют гейне-ры 16% потребителей.

Более 90% потребителей гейне-ров занимаются такими видами спорта, как бодибилдинг и пауэр-лифтинг.

На вопрос о продолжительности занятий спортом были предложены следующие временные диапазоны: менее года, от 1 года до 3 лет, от 3 до 5 лет, более 5 лет.

Почти половина опрошенных являются опытными спортсменами, стаж занятий которых более 5лет (42%), менее 1 года тренируется 17%.

По вопросу о семейном положении выяснено, что среди потре-

бителей белково-углеводных продуктов преобладают женатые мужчины — 58%, из них у 25% есть дети. Доля холостых спортсменов, употребляющих гейнеры, составляет 42%.

При анкетном опросе на выбор респондентам было предложено восемь наиболее популярных торговых марок производителей гейнеров разных стран: Optimum Nutrition, PowerSystem, Dymatize, Ultimate Nutrition, Weider, Акти-формула, Muscletech, PVL. Из восьми предложенных торговых марок наибольшей популярностью пользуются три торговые марки.

Первое место по популярности занимает торговая марка Optimum Nutrition (50%), второе — Dymatize (38%) и третье место — Weider (13%). Как видно из данных опроса, потребители отдают предпочтение иностранным торговым маркам. В основном это производители США и Германии.

Для выявления предпочитаемого вида гейнера использована их условная классификация. Были предложены следующие варианты ответов на выбор: высокобелковые, высокоуглеводные, с комплексом витаминов и минералов, с аминокислотами, с креатином (рис. 2).

53% из опрошенных респондентов выбирают высокоуглеводные гейнеры, 27% отдают пред-

почтение высокобелковым гейне-рам, 13% предпочитают гейнеры с аминокислотами и 7% с креатином. Никто из респондентов не отметил, что выбирают гейнеры с комплексом витаминов и минералов. Это говорит о том, что спортсмены употребляют гейнеры с целью наращивания мышечной массы и забывают, что витамины и минеральные вещества играют важную роль не только в наращивании мышечной массы, но и являются необходимыми для организма в целом. Особенно необходимы витамины для людей, тренирующихся и занимающихся спортом.

Критерии выбора гейнеров являются важным моментом для потребителя спортивного питания при совершении покупки. Наиболее значимыми являются следующие четыре критерия: цена, качество, производитель и упаковка. Данные критерии представлены на рисунке 3 в соответствии с выбором участников опроса.

Для 58% потребителей при выборе спортивного питания первое место занимает качество гейнера, цена имеет значение для 42% опрошенных, для 33% респондентов важным критерием является производитель и для 17% — упаковка и внешний вид специализированного продукта.

Основными источниками информации о спортивном пита-

С аминами 13%

С креатином 7%

Вы сокобелковы е^^— 27%

Высокоуглеводные 53%

Рис. 2. Предпочитаемый вид гейнера

нии являются статьи в специализированных спортивных журналах, статьи в интернете, советы друзей и тренера в спортзале, а также продавцы-консультанты магазинов спортивного питания (рис.4).

В результате анкетного опроса было выявлено, что 60% занимающихся в спортивных залах обращают внимание на рекомендации продавцов-консультантов, 20% респондентов при выборе гейне-ров руководствуются информацией из Интернета и советами друзей, 13% опрошенных доверяют мнению тренера в спортзале, только 7% читают статьи в журналах и на основе этого делают выводы о выборе спортивного питания.

Существующий на сегодняшний день в городе Кемерово ассортимент спортивного питания не полностью удовлетворяет потребности потребителей. Это подтверждают данные опроса потребителей — более 90% респондентов заявили, что их в той или иной мере не устраивает существующий ассортимент спортивного питания. Многие респонденты хотели бы попробовать что-то новое, качественное и не дорогое по цене.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что основными потребителями гейнеров являются мужчины в возрасте от 23 до 34 лет, занимающиеся бодибилдингом и пау-эрлифтингом более 5 лет (42%). Потребители предпочитают высокоуглеводные гейнеры (53%) торговых марок Optimum Nutrition, Dymatize и Weider. По результатам опроса выявлено, что большинство занимающихся спортом при выборе спортивного питания ориентируются на качество гейне-

ров (58%) и 42% - на цену. 60% склонны доверять мнению продавца-консультанта, а не руководствоваться своими знаниями.

Ввиду модности и актуальности спортивного питания, на сегодняшний день оно приобрело большую популярность, как среди обычного населения, так и среди профессиональных спортсменов. В связи с этим была обоснована необходимость разработки нового специализированного продукта спортивного питания. Одной из самых популярных спортивных добавок является гей-нер, благодаря которому, спортсмен может увеличить массу мышц, обеспечить организм большим количеством энергии, повысить работоспособность и выносливость организма. Белково-угле-водные продукты отечественного происхождения представлены только несколькими производителями. Многие спортсмены, употребляющие гейнеры, не доверяют отечественным торговым маркам из-за низкого качества производства, использования некачественного сырья. Результаты

проведенного исследования свидетельствуют о необходимости расширения ассортимента спортивного питания хорошего качества именно российского производства. По итогам выявления потребительских предпочтений выяснено, что опрошенные респонденты отдают предпочтение выокоуглеводным гейнерам, несмотря на то, что на рынке преобладают высокобелковые гей-неры.

Из вышесказанного следует, что целесообразно разработать высокоуглеводный гейнер. Наиболее приемлемым вариантом является разработка гейнера на основе местного сырья, т. к. местное растительное сырье является недорогим, богатым витаминами и минеральными веществами, необходимыми при интенсивных тренировках для организма спортсмена.

Оптимальным является разработка гейнера в виде порошка, это обеспечивает наиболее длительное хранение специализированного продукта. Готовый порошок можно разбавить водой, молоком или соком по желанию.

Упаковка Производитель Цена Качество

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

' |17 % 58%

33%

1 1

1 42%

1 1 1

1 1 1 1

Рис. 3. Критерии выбора спортивного питания

Статьи в журнале

7%

Другое 20% ----

Рекомендации тренера 13%

Советы продавца 60%

Рис. 4. Предпочитаемые источники информации о спортивном питании

Жидкие энергетические добавки и спортивные напитки — важное дополнение к высококалорийной диете культуриста. Они являются альтернативой твердой пище, поскольку легче перевариваются и быстрее освобождают желудок. Жидкость и напитки особенно по-

лезны во время интенсивных силовых тренировок. Добавки высокоуглеводных напитков легко увеличивают потребление углеводов. Напитки, заменяющие пищу, выполняют несколько функций: они являются хорошей легкой закуской, которая пополняет калории

в пути; углеводно-белковый комплекс помогает восполнить гликоген после нагрузки; теоретически углеводно-белковый комплекс может также увеличить уровень анаболических гормонов после нагрузки, что способствует наращиванию мышечной массы [2].

ИСТОЧНИКИ

1. Первушин В.В., Бакуменко О.Е. Рынок спортивного питания в России // Пищевая промышленность. 2009. № 4. С. 42-43.

2. Розенблюм К.А. Питание спортсменов. Руководство для профессиональной работы с физически подготовленными лицами. Киев: Олимпийская литература, 2005. 535 с.

Marketing Research of the Market of Sports Nutrition in Kemerovo Lapshina Elena Vladimirovna,

graduate student chair Commodity and quality management, Kemerovo Institute of Food Science and Technology; 47, Boulevard Stroiteley, Kemerovo, 650056, Russia (lapka3000@mail.ru)

Popova Dina Gennadyevna,

Candidate of Technical Sciences, docent in the chair Commodity and quality management. Kemerovo Institute of Food Science and Technology; 47, Boulevard Stroiteley, Kemerovo, 650056, Russia (kafedratiuk@mail.ru)

Tyshchenko Elizaveta Alekseevna,

Doctor of Technical Sciences, professor in the chair Commodity and quality management. Kemerovo Institute of Food Science and Technology; 47, Boulevard Stroiteley, Kemerovo, 650056, Russia (LIZ1971@rambler.ru)

This article presents the marketing research of the market of sports nutrition in Kemerovo. The preferences of consumers of gainers - specialized protein-carbohydrate products to increase strength, build muscle and increase body weight athletes - are studied. Recommendations for use and composition of gainers are presented.

Keywords: gainer; market research; sports nutrition; build muscle mass; survey. REFERENCES

1. Pervushin, V.V.; Bakumenko, O.E. (2009) Rynok sportivnogo pitaniya v Rossii [The market of sports nutrition in Russia]. Pishchevayapromyshlennost', no. 4, 2009, pp. 42—43.

2. Rozenblyum, K.A. (2005) Pitanle sportsmenov. Rukovodstvo dlya professional'noy raboty s fizicheskipodgotovlennymi litsami [Power athletes. Guide for the professional working with physically trained individuals]. Kiev, Olimpiyskaya literatura Publ., 535 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.