Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования рынка сельскохозяйственной продукции'

Маркетинговые исследования рынка сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
851
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЫНОК / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГИОН / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / СКОТОВОДСТВО / РАСТЕНИЕВОДСТВО / MARKETING RESEARCH / MARKET / AGRICULTURAL PRODUCTS / AGRICULTURAL ENTERPRISES / INVESTMENTS / MARKET INFRASTRUCTURE / MARKET CONDITIONS / AGRICULTURAL REGION / FOODSTUFFS / CATTLE BREEDING / CROP GROWING

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна, Хренова Юлия Викторовна

Алтайский край является основным сельскохозяйственным регионом, обладающим богатейшим ресурсным потенциалом. Проведенные маркетинговые исследования регионального рынка зерна позволили выявить недостатки, которые негативно сказываются на его развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна, Хренова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The agricultural industry complex of the Altai Region is one of the basic components both of the regional economy, and of Siberian region; it is based mainly on own resources and capable to secure food safety not only of West Siberia, but also of other regions of Russia. The research revealed that in zone segmentation the developed structure of the fixed assets of agricultural purpose is not rational: the investments were allocated for the development of basic production assets' objects without achieving proper balance and proportion between them, as a result the structure of the fixed assets appeared to be not optimum.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования рынка сельскохозяйственной продукции»

8. Успенский И.В. Интернет-маркетинг: учебник / под ред. И.В. Успенского. — СПб.: СПГУЭиФ, 2003. — 197 с.

9. Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / пер. с англ.; под ред. С.Г. Божук. — СПб.: Питер, 2001. — 864 с.

+

10. Ланкин В.Е., Алесинская Т.В., Дейнека Л.Н., Проклин А.Н., Фоменко Л.В. и др. Маркетинг: учебное пособие / под общ. ред. В.Е. Ланкина. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. — 241 с.

+ +

УДК 3.33:338.2 И.В. Ковалева,

Ю.В. Хренова

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Ключевые слова: маркетинговые исследования, рынок, сельскохозяйственная

продукция, сельскохозяйственные предприятия, инвестиционные вложения, рыночная инфраструктура, конъюнктура рынка, сельскохозяйственный регион, продовольствие, скотоводство, растениеводство.

Введение

Алтайский край является основным сельскохозяйственным регионом, обладающим богатейшим ресурсным потенциалом. Агропромышленный комплекс Алтайского края является одним из основных звеньев как экономики края, так и всего Сибирского региона, базирующимся преимущественно на собственных ресурсах и способным обеспечивать продовольственную безопасность не только Западной Сибири, но и других регионов России.

Методика и результаты исследования

В структуре производства с.-х. продукции наблюдается динамика увеличения удельного веса хозяйств населения и сокращения доли с.-х. организаций (табл. 1).

В молочном скотоводстве практически нет количественной динамики в увеличении поголовья, несмотря на усиленную государственную политику в области животноводст-

ва и ряд федеральных и региональных инвестиционных проектов. Прирост поголовья осуществляется за счет хозяйств населения.

Исследования показатели, что сельскохозяйственные предприятия имеют возможность широко использовать современные технологии производства молока. Личные подсобные хозяйства практически исчерпали ресурсы своего роста в основном из-за напряженной демографической ситуации сельских территорий. Тем не менее в сельских территориях Алтайского края сегодня проживает более 40% населения, а доля сельского населения в трудоспособном возрасте составляет 34% общей численности.

Кроме того, неоптимальное размещение зон производства сырьевых ресурсов (молоко, зерно) и их переработка отрицательно влияют как на качественные, так и на стоимостные показатели с.-х. продукции (табл. 2).

Большая протяженность территории края с севера на юг и с запада на восток, наличие семи природно-климатических зон, имеющих широтно-меридиональное направление, обеспечивают условия для диверсифицированного развития аграрной экономики и компенсации возможных высоких рисков земледелия за счет других отраслей хозяйства (рис. 1).

Таблица 1

Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу) [1-5]

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Хозяйства всех категорий 100 100 100 100 100 100

в том числе:

сельскохозяйственные организации 41,7 42,2 46,0 43,5 44,9 42,4

хозяйства населения 51,7 49,1 41,8 44,8 42,7 48,6

крестьянские (фермерские) хозяйства 6,6 8,7 12,2 11,7 12,4 9,0

Таблица 2

Размещение и размеры производства с.-х. продукции и рынки сбыта по зонам края, %,

2008-2011 гг. в среднем

Кулундинская Приалейская Приобская Бийско-Чумышская Присалаирская Приалтайская Алтайская

Емкость рынка с.-х. продукции 19 12 20 22 5 14 8

Площадь с.-х. угодий 26 18 20 9 11 11 5

Размер основных средств в сельском хозяйстве 23 20 17 16 10 11 3

Производство с.-х. продукции 23 13 17 16 5 10 6

Занято работников в с.-х. производстве Покупательская способность населения продуктов 21 14 16 14 16 12 4

питания, тыс. руб/месяц на 1 человека Уровень обеспечения перерабатывающими мощ- 4,5 4,2 10,3 5,9 2,8 2,7 6,2

ностями 93 91 83 65 18 12 38

Западно-Кулундинская .

Восточно-Кулундинская .

Приалейская зона Приобская зона Бийско-Чумышская зона Присалаирская зона Приалтайская зона Алтайская зона

0 20 40 60 80 100

■ растениеводство ^животноводство

Рис. 1. Доля растениеводства и животноводства в объеме продукции сельского хозяйства,

2008-2011 гг., в среднем (%)

Развитие рыночной инфраструктуры определяется уровнем инвестиционных вложений, которые дифференцированы по природно-экономическим зонам края (рис. 2). ^

Группировка с.-х. предприятий, расположенных в соответствующих природноэкономических зонах Алтайского края, имеющих однородную специализацию производственной деятельности, подтверждает

вывод о том, что с повышением уровня обеспеченности хозяйств основными средствами сельскохозяйственного назначения повышается выход валовой продукции в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий (табл. 3).

Исследования показали, что в зональном сегментировании сложившаяся структура основных средств сельскохозяйственного назначения не рациональна: инвестиции на-

правлялись на развитие объектов производственных средств без учета достижения между ними необходимой сбалансированности и пропорциональности, в результате структура основных средств оказалась не оптимальной.

В процессе формирования и последовательного укрепления материально-технической базы сельского хозяйства необходимо стремиться к достижению оптимального соотношения активной и пассивной частей основных средств, а также между отдель-

Приобская зона Бийско-Чумышская зона Восточно-Кулундинская .

Приалейская зона Западно-Кулундинская .

Алтайская зона Приалтайская зона Присалаирская зона

ными элементами активной части, т.е. к созданию рациональной структуры.

Проведенные маркетинговые исследования регионального рынка зерна позволили выявить недостатки, которые негативно сказываются на его развитии (табл. 4, рис. 2).

Важным направлением формирования рынка сельскохозяйственной продукции должно быть государственное регулирование с целью согласования действий всех элементов рыночного механизма.

Рис. 2. Инвестиции в основной капитал на душу населения, 2008-2011 гг., в среднем (руб.)

Таблица 3

Обеспеченность предприятий основными средствами сельскохозяйственного назначения

и эффективность их использования (2010 г.)

Группы предприятий по обеспеченности основными средствами сельскохозяйственного назначения в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб. Количество предприятий в группе Приходится основных средств на 100 га сельскохозяйственных угодий Производство валовой продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб. Производство валовой продукции на 100 руб. основных средств, руб.

Бийско-Чумышская природно-экономическая зона

I. Менее 500,00 7 220,5 189,5 25,9

II. 500,01-700,00 5 603,1 239,1 39,6

III. 701,01-900,00 3 762 208,8 27,4

IV. 900,01-1100,00 4 966 369,4 38,2

V. 1100,01-1300,00 2 1189,5 633,6 53,3

VI. 1300,01-... 5 6584,2 4123,3 74,6

Приобская природно-экономическая зона

I. Менее 500,00 1 457,6 257,3 57,10

II. 500,01-700,00 4 605,3 253,7 41,9

III. 701,01-900,00 2 803,8 348,0 43,3

IV. 900,01-1100,00 2 911,5 498,9 46,2

V. 1100,01-1300,00 1 1238,9 711,4 57,4

VI. 1300,01-. 6 2550,1 1112,9 63,6

Кулундинская природно-экономическая зона

I. Менее 500,00 2 399,7 220,4 22,5

II. 500,01-700,00 3 511,4 199,8 33,9

III. 701,01-900,00 2 812,3 310,2 49.8

IV. 900,01-1100,00 1 1020,1 401,0 59,9

V. 1100,01-1300,00 2 1140,3 1101,1 78,9

VI. 1300,01-. 7 5458,3 1242,0 99,8

Таблица 4

SWOT-анализ рынка зерна и мукомольной промышленности, 2008- 2010 гг., в среднем

Сильные стороны Слабые стороны

1 2

1. Уровень урожайности стабильный 2. Высокие показатели качества зерна 3. Резервы увеличение урожайности 4. Производство зерновых культур широкого ассортимента 1. Высокие производственные издержки 2. Низкий уровень материально-технической оснащенности отрасли 3. Отсутствие финансовых ресурсов на развитие инновационных технологий 4. Отсутствие широкой практики применения руководителями сельскохозяйственных организаций элементов маркетинговой оценки рынка продукции

Возможности Угрозы

3 4

1. Резервы перерабатывающих отраслей 2. Интеграция организаций АПК 3. Государственная кредитная поддержка 4. Экспорт зерна и продукции переработки 5. Благоприятные климатические условия производства продукции растениеводства 6. Наличие на рынке зерновой биржи «СМВБ» 7. Динамично развивающиеся предприятия зерноперерабатывающей промышленности 8. Высокий уровень конкуренции на рынке производителей зерна 9. Присутствие на рынке зерна посреднических структур 10. Неразвитость отдельных элементов инфраструктуры 11. Отсутствие биржевой торговли 1. Монопольное воздействие на производителей зерна организаций по хранению и переработке 2. Низкие закупочные цены на зерно 3. Рост цен на энергоносители и другие средства производства 4. Нарушение эквивалентности межотраслевого обмена между промышленностью и сельским хозяйством 5. Влияние внешнеэкономической политики государства на национальный и региональный рынок зерна 6. Сокращение объемов потребления фуражного зерна вследствие сокращения поголовья сельскохозяйственных животных 7. Импорт зерна из сопредельных территорий

87

Увеличение доли рынка

Узкий ассортимент

Слабый маркетинг

Приемлемые цены

Хорошая репутация 85

Разработка новой продукции

Лизинг средств

Оптимизация затрат

;исимость от погоды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Квалифицированные кадры

Приток конкурентов 90

Высокое качество продукции 85

Рис. 2. Матрица SWOT-анализа рынка зерна и мукомольной промышленности, 2008-2010 гг.

(по 100-балльной оценке)

Вывод

Таким образом, оптимизация зон производства сырья позволит совершенствовать экономические отношения между производителями и переработчиками, что положительно повлияет на экономическую эффективность развития отрасли в перспективе.

Библиографический список

1. http:/ ak.gks.ru.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 495 с.

3. Траут Дж. Новое позиционирование. — СПб.: Питер, 2010. — 190 с.

4. Granberg A. The Basis regional's Economic. — 2003. — 495 p.

5 Traut. J. The new Position. 2000. — 190 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.