Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования перспектив долгосрочного развития сельского хозяйства региона'

Маркетинговые исследования перспектив долгосрочного развития сельского хозяйства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования перспектив долгосрочного развития сельского хозяйства региона»

Аджиева К. И.

Маркетинговые исследования перспектив долгосрочного развития сельского хозяйства региона

Становление и развитие теории маркетинга как самостоятельной науки происходило в конце прошлого века сначала в промышленности, а затем в других сферах деятельности. Мощное развитие техники и внедрение новой технологии позволили таким странам как США, Англия, Германия, Франция и др. выбрасывать на рынок не бывалый по тем временам объем товаров. Массовое производство потребовало адекватных форм сбыта, так как спрос стал отставать от предложения. В результате замедлилось продвижение товаров, резко сократились прибыли товаропроизводителей. Возникла необходимость появления новых приемов продвижения, новых методов в реализации товара, в рыночном управлении товарами, т.е. в маркетинге.

Впервые термин маркетинг ввел известный экономист-социолог С.Макконелл. Он сформулировал его определяющую функцию -деятельность фирмы по удовлетворению потребностей покупателя.

Современные ученые определяют маркетинг как - комплексно-системный подход к решению проблем рынка, охватывающий все стадии движения товара от изучения нужд и запросов потребителей, разработки планов производства продукции и оказания услуг для их удовлетворения вплоть до послепродажного обслуживания.

Маркетинг как социально-экономическая категория применяется во всех отраслях материального производства и нематериальной сфере. Многообразие объективных и субъективных условий, вызванных специфическими особенностями сельского хозяйства, отличает агромаркетинг от промышленного, коммерческого, банковского и других видов маркетинга. Эти особенности выражаются: зависимостью сельского хозяйства от природных условий; ролью и значением продуктов; разнообразием форм собственности; сезонностью производства; целевым назначением и характером товара.

Сложность агромаркетинга заключается и в том, что в настоящее время по основным продуктам сельского хозяйства практически отсутствует конкуренция между отечественными товаропроизводителями, а отсюда центр тяжести маркетинговой деятельности переходит на сферу производства, прогнозирование объема производства и номенклатуру товаров.

Другая сложность агромаркетинга заключается в том, что в сельском хозяйстве, особенно в малом бизнесе, его функции, выполняют руководители, а в отдельных случаях технологи производства, а не специально обученные работники.

В Республике Дагестан за годы рыночных преобразований в силу ряда причин, в том числе сохраняющегося диспаритета цен и недостаточных объемов господдержки, произошло значительное ослабление производственного потенциала АПК. Производство основных видов продукции перемещается в низкотоварный сектор аграрной экономики - личные подсобные хозяйства населения, происходит истощение и деградация плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В связи с недостатком финансовых средств на проведение ремонтно-эксплуатационных мероприятий резко ухудшилось состояние мелиоративной сети. Уровень технической оснащённости сельскохозяйственного производства продолжает снижаться.

В целях развития агропромышленного комплекса Республики Дагестан был принят Закон Республики Дагестан «О Развитии сельского хозяйства РД» и утверждена Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы

Реализация Программы позволит обеспечить:

улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,2 раза по отношению к 2006 году); повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 60 процентов и уровня газификации природным газом - до 55 процентов;

увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 29,4 процента по отношению к 2006 году;

привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008 -2012 годы в сумме 8000 млн. руб.

В 2008г. АПК республики работал в рамках реализации Республиканской программы.

Всего на поддержку АПК республики в 2008 г. поступило 1011,3 млн. руб. бюджетных средств, в том числе из федерального бюджета получено 831,8 млн. руб., из средств республиканского бюджета - 179,5 млн. руб.

В 2008 г. объём производства валовой продукции сельского хозяйства увеличился на 5,1 % по сравнению с 2007 г. и составил 40,8 млрд. руб.

В 2008 г. произведено зерна 214,1 тыс. тонн, картофеля 333,5 тыс.тонн, овощей 870,9 тыс.тонн, плодов 110,9 тыс.тонн, что соответственно на 58, 0,7, 9,5, 10,5% выше уровня прошлого года. Винограда произведено 88,3 тыс. тонн, что ниже уровня прошлого года на 25,6 %.

Площадь неиспользуемой пашни в истекшем году снизилась на 13 тыс. га, однако еще остается значительная площадь необработанной пашни. Особенно неблагополучно в хозяйствах Ногайского, Карабудахкентского и Буйнакского районов, где площадь неиспользуемой пашни составляет соответственно 19,2; 12,9; 9,9 тыс. га, что суммарно составляет 44% от общей площади неиспользуемой пашни.

За последние годы пищевая и перерабатывающая промышленность заметно начала наращивать темпы роста объемов производства основных видов продуктов питания. Если рост индекса промышленного производства в 2004 г. составлял 28%, то в 2007 г. эта цифра составила 32 % ив 2008 г. - 35 %.

Предприятиями консервной промышленности в 2008 г. выработано 27,5 муб. плодоовощных консервов на сумму 175млн.рублей, что на 40 млн.руб. больше, чем в 2007 г.

Переработано 5 тыс.тонн плодов и овощей. По сравнению с прошлым годом увеличили объемы производства: ООО «Тлохский консервный завод»-166%, ОАО «Кизлярский консервный завод» - 166%, ОАО «Дружба» - 143%, ОАО «Гергебильский консервный завод» -125%.

На созданном СПОК «Гергебиль», куда входит Гергебильский консервный завод, будет установлена современная высокопроизводительная немецкая линия по производству фруктовых соков мощностью 10 млн. условных банок в год, а также линия для асептического розлива фруктового пюре.

ООО «Буйнакский консервный завод» ведет монтаж оборудования по производству соков и компотов. Завершается строительство цеха по производству мясных и мясорастительных консервов.

На ООО «Аре» устанавливается итальянская линия по розливу минеральной воды и безалкогольных напитков в стеклобутылку мощностью 6 тыс/бут в час.

Агропромышленный комплекс РД в 2009 г. будет развиваться в соответствии с параметрами определенными в республиканской программе развития до 2012 г.

В 2009г. намечено произвести: зерна 250 тыс. тонн, овощей 900 тыс.тонн, картофеля 355 тыс.тонн, плодов ПО тыс.тонн, винограда 105 тыс.тонн, мяса 160 тыс.тонн, молока 545 тыс.тонн, шерсти 15 тыс.тонн, яиц 300 млн.штук, консервов плодоовощных 25 муб, цель-

номолочной продукции 18 тыс.тонн, кондитерских изделий 8,5 тыс.тонн, минеральной воды 60 млн. бут. 0,5л., безалкогольных напитков 6 млн.дал., вылов рыбы 9,0 тыс.тонн.

В республике, особое внимание уделяется организации работе в сфере международного сотрудничества. Сотрудничество осуществляется в основном с такими странами, как Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Украина, Болгария, Германия, Израиль, Иран, Италия, Китай, Турция, Франция, Хорватия и др. Наибольшее количество договоров и соглашений заключено в сфере топливно-энергетического комплекса, виноградарства и виноделия, транспортной системы, туризма и рекреации.

В республике Дагестан существуют неограниченные возможности создания и развития МСП в АПК: природно-климатические условия, ненарушенная экология, дешевые тру-довые ресурсы, с учетом реализации нацпроекта по развитию АПК и налаживания сис-темы доступа крестьянско-фермерских хозяйств к информационным ресурсам, может в ближайшее время способствовать возникновению МСП в АПК, готовых производить востребованную конкурентоспособную сельхозпродукцию.

Создание новых МСП и реорганизация предприятий промышленности Республики Дагестан дает предпосылки развития кластеров в следующих направлениях и сферах деятельности: коньячно-винодельческое; плодоовощное консервирование; малогабаритное судостроение; промышленность стройматериалов и строительных конструкций; гидрогенерирующий комплекс.

При формировании коньячно-винодельческого кластера в Республике Дагестан «кластерообразующими» предприятиями могут выступать коньячные заводы и комбинаты (Кизлярский коньячный завод, Дербентский коньячный комбинат, Махачкалинский конь-ячный завод, Каспийский коньячный завод, Избербашский коньячный завод, Кочубейский ликероводочный завод и т.д.), винзаводы (Махачкалинский, Манаскентский, Геджухский винзаводы, Дербентский завод игристых вин и др), виноградарческие предприятия.

В качестве вспомогательных предприятий при формировании коньячно-винодельческого кластера могут выступать транспортные предприятия, заводы по первичной переработке винограда, предприятия по изготовлению современной тары, крестьянско-фермерские хозяйства, рекламные фирмы и агентства, консалтинговые и страховые фирмы, оптовые и розничные торговые предприятия и фирмы, ассоциации и союзы производителей винограда и виноматериалов, муниципальные образования в местах выращивания винограда, а также органы государственной власти, регулирующие деятельность предприятий и организаций, входящих в данный кластер.

При формировании кластера по плодоовощному консервированию в Республике Дагестан «кластерообразующими» предприятиями могут выступать консервные заводы (их более 15 заводов, наиболее крупные из которых - дербентский, магарамкентский, гоцат-линский, маджалиский, гергебильский, тлохский, теречный (г.Кизляр), хасавюртовский и др.) и предприятия, выращивающие плоды и овощи в Республике Дагестан. Вспомогательными предприятиями могут выступать примерно те же предприятия, что и при формировании коньячно-винодельческого кластера за исключением некоторых элементов.

На основании вышеизложенного, агропромышленный комплекс, наряду пищевой и перерабатывающей промышленностью является приоритетным направлением инвестиционного сотрудничества.

Развитие агропромышленного комплекса Дагестана, учитывая его благоприятное природно-климатическое расположение, существующие традиции и накопленный опыт сельскохозяйственного производства, а также достигнутые результаты, имеет большие перспективы и является инвестиционно привлекательным. Располагая избыточными трудовыми ресурсами, высококвалифицированными специалистами с/х производства предпочтительными выглядят инвестиционные вложения в пищевую и перерабатывающую промышленность республики, продукция которой, зарекомендовала себя высоким качеством, экологичностью и натуральностью, и пользуется спросом во всем мире.

Здесь особо следует отметить такие направления, как виноградарство и виноделие, - традиционная отрасль республики, которой благоприятствуют природно-климатические условия, опытные кадры, производственный потенциал и навыки по выработке известных марок вин и коньяков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.