Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования на туристические услуги Турции'

Маркетинговые исследования на туристические услуги Турции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1312
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна

Формирование спроса на рынке туристических услуг является важным условием решения сложных задач маркетингового развития. В данной статье описывается специфика маркетинговых исследований в туризме, выявлены основные факторы формирования спроса на туристические услуги, раскрыты современные тенденции в области спроса на туристические услуги Турции, проведен опрос на выявление спроса на туристические услуги Турции и проанализированы результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования на туристические услуги Турции»

4. Шестаков Р.Б. Теоретико-методологические основы цикличности, трансформации и деловой активности в социально-экономической метасистеме. Орел: АПЛИТ, 2016. 202 с.

Shestakov R.B., Ph.D., associate professor Orel State Agrarian University

FACTORS SYSTEM OF REGIONAL ECONOMY MODERNIZATION: ANALYSIS AND FORECAST

Abstract. The article considers the main factors influencing the modernization process of the region's economy. The main ones are processes related to investment, innovation and institutional aspects. The relevant indices of the Oryol region are analyzed, the example of the «random forest» model predictive application in the under-consideration situation is given.

Keywords: modernization, innovation, regional economy, analysis, forecast

УДК 339.944.2

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ТУРЦИИ Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

Формирование спроса на рынке туристических услуг является важным условием решения сложных задач маркетингового развития. В данной статье описывается специфика маркетинговых исследований в туризме, выявлены основные факторы формирования спроса на туристические услуги, раскрыты современные тенденции в области спроса на туристические услуги Турции, проведен опрос на выявление спроса на туристические услуги Турции и проанализированы результаты.

Ключевые слова: маркетинговые исследования, предпочтения потребителей

Эффективность деятельности по предоставлению туристических услуг зависит от многих факторов, а формирование и развитие потребительского спроса является одной из значимых маркетинговых проблем, которые пытаются решать современные туристические компании [9].

Значимость темы обуславливается тем, что современное состояние и особенности маркетинговых исследования факторов формирования спроса на рынке туристических услуг является важным условием решения сложных задач маркетингового развития. Возрастает общая роль использования результатов маркетинговых исследований, в числе характерных тенденций развития маркетинговых коммуникаций выделяют рост значения, места, занимаемого маркетинговой информации в сетях взаимодействия, для

обеспечения устойчивого развития компаний в сфере туристической индустрии [9].

При этом развитие потенциала современных технологий в процессе реализации маркетинговых исследований спроса для получения данных как совокупных маркетинговых (количественных и качественных) характеристик процесса потребительского выбора туристических услуг, сформировавшихся на данный момент времени и реализуемых или проявляющихся -первоочередная задача в рамках повышения эффективности управления маркетинговым обеспечение деятельности туристических компаний.

Цель данного исследования состоит в проведение комплексного маркетингового исследования спроса на туристические услуги Турции [15]. Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:

1. Рассмотреть специфику маркетинговых исследований в туризме.

2. Раскрыть современные тенденции в области спроса на туристические услуги Турции.

3. Провести опрос на выявление спроса на туристические услуги Турции и проанализировать результаты.

В современной туристической индустрии использование маркетинговой информации является одним из факторов развития. В современных условиях развития туристического рынка следует предлагать клиентом лишь то, что, найдет спрос у потребителей туристических услуг в рамках определенного рыночного сегмента. Необходимо ясно понимать, что задачи маркетинговой исследовательской деятельности в туристической индустрии формируются требование определения факторы спроса на туристические услуги [10].

Турция является традиционным поставщиком туристических услуг для отечественных туристов. Рынок достаточно широк для появления новых субъектов туристической деятельности. В частности, слабо представлены на российском рынке такие продукты, как экскурсионный отдых в Турции, горнолыжный отдых в Турции, экологический туризм в Турции и т.д. Вместе с тем потенциал данных направлений достаточно велик и мог бы дополнить собой широкий ассортимент продуктов пляжного отдыха [15].

Рисками являются девальвация российского рубля и возникновение новых значительных разногласий между политическим руководством Турции и России, открытие авиасообщения с курортами Египта.

Если данные риски не будут подтверждены, то направление ожидает медленное, но стабильное развитие.

Говоря о выездном туризме, то в 2017 году россияне совершили около 31 млн поездок за рубеж. И главным направлением стала Турция. Число поездок россиян по данному маршруту составило более 3,9 млн, что в 8 раз больше, чем в 2016 году [15].

Как полагают туроператоры, российский турпоток в Турцию в 2018 году как минимум останется на уровне 2017 года или вырастет в объеме. В ряде компаний считают, что российскому рынку действительно будет по силам

взять «отметку» в 5 млн. туристов, что будет очередным рекордным показателем. Ряд ведущих игроков по направлению уже запланировал серьезный рост [10,15].

Таблица 1 - Динамика спроса на туруслуги Турции в 2014-2017 гг.

Год Количество россиян, посетивших Турцию За 1—111 Общий показатель выездного туризма За 1-Ш кв. % от общего показателя выездного туризма из Изменения в сравнении с предыдущим годом % доли данного направления относительно Изменения в сравнении с 2014 годом % доли данного направления относительно общего показателя выездного туризма

кв. в тыс. человек в тыс. человек России общего показателя выездного туризма

2014 3 888 34 485 11,3%

2015 3 123 27 459 11,4% +0,1% +0,1%

2016 483 24314 2% -9,4% -9,3%

2017 3 944 30 972 12,7% +10,7% +1,4%

По оценкам АТОР в 2018 года уровень спроса на бронирование туров на турецкие курорты на сезон 2018 года опережают уровень 2017 года. Это связывают с ценовой привлекательностью «турецкого» направления для российских туристов [5,15].

Глубина бронирования пакетных туров в Турцию на начало 2018 г. достигала октября-2018, причем в большинстве туркомпаний отмечают повышенный интерес к майским и июньским турам в Турцию у туристов.

Так туроператор «Библио-Глобус» оценил рост спроса в 25% на этапе раннего бронирования по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

В Ти1 Россия оценили рост спроса в 50% на этапе раннего бронирования по сравнению с аналогичным периодом 2017 года [5,15].

В «НТК Интурист» спрос на бронирование на туров в Турцию с перелетом до Антальи вырос в 4 раза, до Мармариса вырос в 7 раз [15].

Наибольший спрос на туристические услуги Турции на стадии раннего бронирования отмечается в таких регионах РФ как: Москва и Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Ростов-на-Дону, Самара, Минеральные Воды, Челябинск, Уфа и Новосибирск [5].

Набольший спрос на туристические услуги Турции на стадии раннего бронирования 2018 г. отмечается в следующих направлениях: лидирует регион Антальи, увеличивается интерес к курортам Эгейского побережья Турции (Кемер, Белек, Мармарис, Фетхие и Саригерме).

У клиентов туроператорских компаний в приоритете спроса услуги семейных отелей в форме «все включено» категории 4-5* с оптимальным со-

отношением цена-качество. Так же отмечается рост спроса туристов к дифференцированному продукту - отелям, которые предлагают специальные концепции отдыха - DAY & NIGHT Connected и FUN & SUN. Средняя продолжительность туров, которые бронируют россияне на этапе раннего бронирования у ведущих компаний по Турции - 9-12 ночей.

Высокий спрос россиян к раннему бронированию туров в Турцию во многом объясним и тем, что цены на отдых в Турции на туры 2018 г. в целом находятся на уровне прошлого сезона 2017 г. Что касается средней стоимости тура в Турцию, то она зависит от месяца и от региона:

- ANEX Tour поездка в отель 5* на человека на неделю с питанием «ультра все включено» из Москвы в мае обойдется примерно в 17 000 руб., в июне - 23 000 руб., в августе - 25 000-27 000 руб.

- Coral Travel предлагает тур с вылетом 13 мая на 7 ночей из Москвы в Sefikbey Hotel 3* от 13963 руб./чел, в Acar HoteL 4* - от 16434 руб./чел, в отель Catamaran 5* - от 19380 руб./чел.

- TUI Россия средняя стоимость тура в Турцию составляет 350-400 долларов на человека, минимальная стоимость - от 175 долларов на человека с проживанием в отеле 3* [10,15].

Одним из важнейших для туристской отрасли стал тренд по самостоятельному планированию тура, без помощи туроператоров. Количество самостоятельных путешественников выросло в 2016 году на 20% в сравнении с 2014-м годом. По оценке экспертов к 2018 году 80% туристов будут самостоятельными.

Для более глубокого изучения вопроса маркетингового спроса в рамках направления Гостиничный бизнес и туризм, был проведен опрос среди жителей Нижнего Новгорода на спрос на туристические услуги Турции «Турция как направление выездного туризма».

В данном опросе приняли участие 36 испытуемых: 23 женщины и 13 мужчин. Опрос содержит 24 вопроса, часть которых подразумевает выбор нескольких вариантов ответа. Основой информационно-эмпирической базы данного исследования являются научные публикации российских ученых, исследования экспертов в области маркетинговых коммуникаций. Эмпирическую основу исследования составили статистические данные ресурсов Интернет, а также данные, полученных в ходе исследования.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что многие опрошенные вообще не бывали в Турции (58,3%). Большая часть респондентов предпочитает путешествовать компанией (44,4%), чуть меньше людей (41,7%) предпочитают путешествовать с семьей. Многие немного знакомы с культурой, традициями и бытом Турции (75%), но так же есть те, кто не знает об этой стране ничего (19,4%). При этом, подавляющая часть опрошенных хотела бы немного узнать о Турции (77,8%). В среднем, большая часть респондентов пребывает в Турции 7-14 дней (41,7%), чуть меньше людей отправляется туда менее, чем на 3 дня (36,1%). Почти половина опрошенных готовы потратить 100-500$ во время пребывания в Турции в

расчете на одного человека (44,4%), чуть меньше людей - 500-1000$ (27,8%). Часть респондентов готова потратить менее 100$ (22,2%).

Из опрошенных, бывавших в Турции, подавляющее большинство посещает страну 1 раз в год (27,8%), чуть меньше респондентов (13,9%) - реже 1 раза в год. Большая часть людей, принимавших участие в опросе, в обязательном вопросе со свободным ответом отметила, что горящие путевки -именно то, что заставляет выбрать эту страну для отдыха.

Как альтернативу Турции, многие рассматривают такие места отдыха, как Египет (61,1%), Тайланд (38,9%), а также Мальдивы (27,8%). Всего пару опрошенных в качестве альтернативы выбрали Японию (2,8%) и Крым (2,8%).

Половина опрошенных выбирает отель по совету друзей, знакомых, туроператора (50%), чуть меньше (36,1%) доверяют отзывам в интернете. И всего лишь 4 опрошенных (11,1%) выбирают свое место отдыха спонтанно.

Многие готовы отдыхать в отеле с 5ю звездами (50%), чуть меньше людей (38,9%) отдают предпочтение отелю с 4мя звездами. Лишь 4 опрошенных (11,1%) согласны проживать в 3х звездном отеле.

Самым важным, как отмечают опрошенные, при выборе отеля - это близость пляжа (75%). Оснащение номеров - 2й по важности пункт (61,1%). Некоторые опрошенные (52,8%) считают, что наличие магазинов, баров, кафе и ресторанов так же необходимо. Почти столько же людей (50%) отмечают, что при выборе отеля обращают большое внимание на береговую линию.

Больше половины респондентов путешествуют при помощи покупки турпакета в туристическом агентстве (66,7%). Остальная часть (33,3%) любят путешествовать самостоятельно. Самыми популярными ответами на вопрос о цели посещения Турции являются отдых на море, релакс (77,8%), развлечение (69,4%) и путешествие, посещение экскурсий (50%). Всего 1 опрошенный отметил, что посещает родственников (2,8%).

Почти все (69,4%) опрошенные предпочитают активный вид отдыха (посещение экскурсий, различных спортивных и развлекательных программ), остальные (30,6%) любят просто лежать на пляже и купаться в море, или пассивный вид отдыха.

Основной целью поездки на отдых в Турцию у опрошенных является море (91,7%). Чуть меньше респондентов посещают Турцию ради развлекательных мероприятий (75%) и посещение культурно-исторических мест (52,8%). Цель курортных романов преследуют лишь 3 опрошенных (8,3%).

Самое распространенное блюдо, которое пробовали или хотят попробовать в Турции, является лукум (80,6%). Чуть меньше опрошенных заинтересовала рыба (41,7%), а также баклава (33,3%) и адана-кебаб (33,3%). Самым популярным ответом на вопрос «Что из гастрономии Турции вам понравилось больше всего?» был ответ «Все».

Экскурсии, которые предлагает Турция, разнообразны, но больше всего испытуемые посетили или хотели бы посетить Стамбул (52,8%) и Израиль (52,8%). Почти никого из опрошенных не заинтересовал Северный Кипр (5,6%) и параглайдинг (8,3%).

Большая часть респондентов отметила, что готовы приобрести в шоп-турах сладости (83,3%). Так же некоторых интересует текстиль (55,6%) и приправы (47,2%). Самым непопулярным ответом оказалась покупка ювелирных украшений (16,7%).

Самой знаменитой косметической процедурой Турции является хамам, и больше половины опрошенных знают о ней и бывали на этой процедуре (55,6%). Среди опрошенных есть и те, кто не слышал о хамаме (19,4%).

На вопрос о том, хотели ли бы жить опрошенные в Турции, подавляющее большинство ответило отрицательно (88,9%), но были и те, кто был бы не против переехать туда на постоянное место жительства (11,1%) [9].

В целом, спрос на туристические путевки россиян в Турцию растет. Что касается тех, кто принял участие в опросе, большая часть Турцию не посещала. Возможно, такие результаты из-за экономической нестабильности региона, в котором проводился опрос. Либо же, многие предпочитают другие страны для отдыха.

Таким образом, становится очевидным, что спрос на туристические услуги Турции зависит от следующих категорий:

- потребности людей в туристических услугах (как субъективное желание и готовность людей приобретать туристические услуги);

- возможности потребителей туристических услуг и их оценка ценности (способности оплатить туристические услуги и положительная оценка ценности получения туристической услуги по данной цене);

- стоимость туристической услуги на туристическом рынке.

Список литературы

1. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме / Ю.В. Безрутченко. — Саратов: Корпорация «Диполь», Ай Пи Эр Медиа, 2013. — 199 с

2. Беляев, В. Н. Маркетинг: основы теории и практики. - М.: КНОРУС, 2015.

3. Васильева Е.А. Система маркетинговых исследований и информации в сервисе / Е.А. Васильева, Я.О. Гришанова. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 70 с.

4. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Варивода В.С. Создание ресурсной базы расширения сектора гостиничных услуг в регионе//Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 2.

5. Волков С. К. Тренды развития индустрии туризма и гостеприимства в РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sovman.ru/article/4203/

6. Власюк Ю. Совместный маркетинг: теория и практика применения / Ю.Власюк, М.Хватик // Наука и инновации. - 2016. - № 5. - С.49-53.

7. Доступный, социальный и массовый туризм. Проблемы и перспективы развития в России / В.Г. Пугиев [и др.]. — М.: Российская международная академия туризма, Университетская книга, 2016. — 504 с.

8. Европейские эксперты представили сценарии развития российского выездного туризма - 18 ноября 2017г. - Информационный Портал «Турбизнес» - http://tourbus.ru/

9. Квартальнов В.А. Теория и практика гостиничного дела. - М: Финансы и статистика, 2014. - 254 с.

10. Козлов Д. А. Прогноз развития внутреннего туризма Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 24. - С. 521-525. Коротков А.В. Маркетинговые исследования / А.В. Коротков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 303 с.

11. Лебедева Т.Е., Булганина С.В. Комплексная оценка состояния гостиничного сектора: региональный аспект//Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 65.

12. Лебедева Т.Е., Воронина Ю.В., Царева А.Д. Маркетинговые исследования рынка туризма Нижнего Новгорода: ценностно-рациональные мотивы и выбор реше-ния//Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 2 (27). С. 47.

13. Маркетинг и общество: сборник материалов 9-й Международной научно-практической конференции. 4-5 июня 2014 г - [Электронный ресурс] - режим доступа (свободный): https://libweb.kpfu.ru/publication/papers/978-5-00019-301-3/000865.pdf

14. Сафронова Н.Б. Маркетинговые исследования / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева.

— М. : Дашков и К, 2015. — 296 с

15. Спрос на Турцию уже опережает показатели рекордного 2017 года

- [Электронный ресурс] - режим доступа (свободный): http://www.pitert.ru/news/spros-turtsiyu-uzhe-opere

16. Пономарева Т.Н. Управление маркетингом / Т.Н. Пономарева, Е.Д. Щетинина, В.Ф. Уварова. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. - 76 с.

17. Тимохина Т. Л. Организация приема и обслуживания туристов. - М., 2015.

18. Трофимова Е. О состоянии гостиничного бизнеса России // Турбизнес. - 2016. -№ 34. - C.37-41.

19. Флит А.Л. Пути повышения конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства // Вестник Национальной академии туризма. - 2016. - № 4 (28). - С. 3436.

20. Шипунова Л.Л., Булганина С.В. Исследование рынка хостелов в Нижнем Новго-роде//В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 139-141.

Shkunova Angelika Arkadievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: [email protected])

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Prokhorova Maria Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: [email protected])

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia MARKETING RESEARCH FOR TOURIST SERVICES IN TURKEY

Abstract. The formation of demand in the tourist services market is an important condition for solving complex marketing development tasks. This article describes the specifics of marketing research in tourism, identifies the main factors shaping the demand for tourism services, reveals current trends in the demand for tourism services in Turkey, conducted a survey to identify the demand for tourism services in Turkey and analyzed the results. Keywords. marketing research, consumer preferences

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.