ресурсами может стать слияние с другими корпорациями и разработка новых бизнес-концепций.1
Литература
1. Куликов С. В., Полянская Е. В. Методы управления финансовой устойчивостью организации // Приоритетные направления развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. 3 апреля 2014 г. в 2 ч. Ч. 2 / отв. ред. А. А. Сукиасян. - Уфа: Аэтерна, 2014. с. 122-128.
2. Куликов С. В. Оценка кредитоспособности организации-заемщика коммерческого банка // Проблемы экономической науки и практики: сб. научных трудов / под ред. С. А. Филатова; Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. - Вып. 1. -Новосибирск: НГУЭУ, 2015. - С. 104-109.
3. Оценка факторов успеха организации реального сектора экономики / Артеменко В. Г., Барышникова Н. С. // Сибирская финансовая школа. 2011. № 1 (84). С. 99-105.
4. Бородина Ю. Б. Факторы экономического роста: финансовый аспект / Бородина Ю. Б. // Проблемы современной науки и образования . - 2014. - № 9 (27). - С. 46-48.
5. Алексеев М. А. Методологические вопросы сопоставления специфичности и ликвидности активов // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 889893.
Маркетинговые исследования корпоративного имиджа
IT-компании Березина Е. А.
Березина Екатерина Александровна /Berezina Ekaterina Alexandrovna - кандидат экономических наук, доцент,
кафедра менеджмента и маркетинга, факультет экономики и менеджмента, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Вятский государственный университет, г. Киров
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена высоким уровнем
конкуренции на рынке IT-технологий. Выявление и учет факторов, оказывающих влияние на формирование положительного корпоративного имиджа, обеспечит компаниям долгосрочное и прибыльное существование на рынке.
Abstract: relevance of the topic chosen due to the high level of competition in the market of IT- technologies. Identification and consideration offactors that influence the formation of a positive corporate image, companies will provide long-term and profitable existence in the market.
Ключевые слова: корпоративный имидж, составляющие имиджа, IT-компания, маркетинговые исследования, эксперты, факторы.
Keywords: corporate image, the image components, IT-company, marketing research experts, factors.
1 Hamel G., & Prahalad, G. K. Competing for the future. - Boston: Harvard. Business School Press. - 1994.
106
В настоящее время формирование имиджа любой компании находится в условиях жесткой конкуренции. Понимание важности анализа имиджа и принципов его построения дает руководителю возможность эффективного развития компании.
Основные задачи корпоративного имиджа компании:
- повышение престижа компании, включая разработку фирменного стиля;
- повышение эффективности мероприятий по продвижению товара;
- повышение конкурентоспособности фирмы;
- формирование мнения общественности о фирме [2].
Корпоративный имидж является одним из основных инструментов, благодаря которому компания может достигнуть стратегических целей.
Для выявления факторов, оказывающих влияние на формирование положительного корпоративного имиджа можно воспользовать методом экспертного опроса.
В качестве экспертов были рассмотрены сотрудники IT-компаний, руководители IT-отделов государственных учреждений, руководители коммерческих организаций, программисты частных компаний и потребители, которые чаще всего покупают продукты посредством интернет - магазина.
Эксперты высказывают свою степень согласия/несогласия с использованием 7балльной шкалы Лайкерта с утверждениями, касающихся важности основных составляющих факторов корпоративного имиджа IT-компании. Результаты исследования подвергаются факторному анализу в программе SPSS [1].
Первая анализируемая составляющая корпоративного имиджа - имидж компании у потребителей. Для выявления факторов, оказывающих влияние на данную составляющую, используем переменные, представленные в таблице 1. По графику «каменистой осыпи», представленному на рисунке 1, видно, что на данную составляющую имиджа оказывают влияние три компонента (фактора).
В первый компонент (фактор) вошли следующие переменные: Х2 «Наличие интернет магазина»; Х4 «Проведение мероприятий»; Х5 «Миссия компании»; Х6 «Фирменный стиль». Эти переменные подчеркивают важность проводимых компанией мероприятий и наличие обратной связи с компанией, поэтому данный фактор можно назвать «установление контакта с потребителями».
107
Таблица 1. Матрица повернутых компонентов
№ Переменные Компонента (фактор)
1 2 3
1 Качество услуг 0,043 0,058 0,057
2 Наличие интернет магазина 0,721 -0,304 -0,093
3 Существует система скидок -0,509 0,072 -0,812
4 Проведение мероприятий 0,832 -0,665 -0,226
5 Миссия компании 0,785 0,093 0,402
6 Фирменный стиль 0,697 0,063 0,040
7 Высокопрофессиональный персонал 0,063 -0,890 0,072
8 Налаженная система доставки -0,012 0,128 0,877
9 Послепродажное обслуживание -0,420 0,609 0,456
10 Современные решения 0,227 0,882 -0,063
Аналогичным образом анализируются остальные составляющие корпоративного имиджа IT-компании: бизнес - имидж, социальный имидж, имидж у госструктур, внутренний имидж, имидж фирменного сайта. Для выявления факторов, оказывающих влияние на данные составляющие, использовались переменные, представленные в таблице 2.
Таблица 2. Основные составляющие корпоративного имиджа
№ Бизнес - имидж Социальный имидж Имидж у госструктур
1 Деловая активность компании Участие в благоустройстве города Сервисное абонентское обслуживание
2 Лояльность к деловым партнерам Решение социальных проблем Участие в благотворительности
3 Гибкая ценовая политика Поддержка общественных движений Открытость компании к неформальным контактам
4 Опыт и квалификация персонала Информационная открытость компании Защита персональных данных
5 Соблюдение этических норм бизнеса Благотворительность Устойчивость к экономическим кризисам
6 IT технологии и степень их освоения Спонсорство Участие в выставках
7 Фирменный стиль компании Участие в решении экологических проблем Степень участия компании в региональных социальных программах
8 Деловая репутация Содействие в обучении студентов Выполнение компанией региональных заказов
9 Большие объемы продаж Помощь здравоохранению Аудит и внедрение систем информационной безопасности
10 Добросовестность ведения бизнеса Проведение мероприятий Добросовестность ведения бизнеса
108
Продолжение таблицы 2
№ Внутренний имидж Имидж фирменного сайта
1 Климат в коллективе Налаженная система доставки
2 Забота о персонале Низкие цены
3 Наличие социального пакета Широкий ассортимент товаров
4 Помощь в решении личных проблем Дизайн и удобство сайта
5 Система материального вознаграждения Возможность задать вопрос онлайн
6 Сплоченность коллектива Специальные предложения
7 Система моральных поощрений Заказ обратного звонка
8 Система отношений руководства и персонала Возможность покупки круглосуточно
9 Условия труда персонала Наличие сервиса подбора продуктов
10 Чувство гордости за успехи компании Наличие личного кабинета
Результаты факторного анализа данных исследования основных составляющих корпоративного имиджа IT-компании представлены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты факторного анализа
Показатели | Фактор 1 | Фактор 2 | Фактор 3
1 .Исследование имиджа у потребителей
1. Процент объясненной дисперсии, % 30,495 27,288 14,125
2. Относительно высокие значения корреляции между переменными Х2; Х4; Х5; Хб Х9; Х10 Х7
3. Условное название переменных «Установление контакта с потребителями» «Уровень обслуживания» «Опыт персонала»
2.Исследование бизнес - имиджа
1. Процент объясненной дисперсии, % 29,199 22,199 17,672
2. Переменные Х Х2; Хз; Х4 Х6; Х7 Х3; Х8
3. Условное название переменных «Лояльность» «Степень освоения IT» «Деловая активность фирмы»
3. Исследование социального имиджа
1. Процент объясненной дисперсии, % 41,026 18,413 14,701 9,006
2. Переменные Х1; Х2 Х5; Х6; Х8 Х7 Хю
3. Условное название переменных «Помощь государству» «Спонсорство» «Обучение» «Мероприятия»
4. Исследование имиджа у госструктур
1. Процент объясненной дисперсии, % 30,760 24,430 16,628
2. Переменные Х2; Хз Х5; Х6; Х7 Х8
3. Условное название переменных «Контакт с населением» «Участие в мероприятиях» «Выполнение региональных заказов»
5. Исследование имиджа фирменного сайта
1. Процент объясненной дисперсии, % 26,437 22,433
2. Переменные Х1; Х2 Х7; Х9
3. Условное название переменных «Доставка - низкие цены» «Дополнительные сервисы»
6. Исследование внутреннего имиджа
1. Процент объясненной дисперсии, % 28,611 24,367 14,418
2. Переменные Х Х2 Х4; Х5; Х6; Х9; Х10
3. Условное название переменных «Климат» «Помощь в решении проблем» «Условия работы»
109
Проведенные маркетинговые исследования показали, что основными факторами, формирующими положительный корпоративный имидж IT-компании, являются: установление более тесного контакта с покупателями, деловая активность компании, осуществление помощи обществу, участие в государственных мероприятиях, приемлемый уровень цен в сочетании с дополнительными возможностями и благоприятный социально-психологический климат в коллективе.
Учитывая данные факторы формирования положительного корпоративного имиджа, у IT-компаний есть возможность разработать эффективные мероприятия, которые обеспечат им долговременное и прибыльное существование на рынке.
Литература
1. Бурцева Т. Исследование корпоративного имиджа / Т. Бурцева, Н. Миронова // Маркетинг. 2010. № 3. С. 24-34.
2. Почепцов Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Подчепцов. - М.: Рефл-бук. 2001. 704 с.
The main directions of cooperation of large and small businesses in industries of Fergana region Akhunova Sh.
Основные направления кооперации крупного и малого бизнеса в промышленности Ферганской области Ахунова Ш. Н.
Ахунова Шохистахон Номанжановна /Akhunova Shohistahon Nomanzhanovna - кандидат
экономических наук, доцент, , кафедра экономики,
Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Abstract: the development of small business and private entrepreneurship - one of the most urgent problems of the economy of Uzbekistan. The paper examined the main directions of cooperation of small and large businesses in the industrial sector of the Ferghana region of Uzbekistan.
Аннотация: развитие малого бизнеса и частного предпринимательства - одна из самых актуальных проблем экономики Узбекистана. В статье изучены основные направления кооперации малого и крупного бизнеса в промышленном секторе экономики Ферганской области Узбекистана.
Keywords: small business, private enterprises, co-operatives, subcontract, business support systems, infrastructure, government support.
Ключевые слова: малый бизнес, частные предприятия, кооперация, субконтракт, системы поддержки бизнеса, инфраструктура государственной поддержки.
The implementation of profound structural changes in the economy Ferghana region contributes to the progressive growth of industrial sectors, especially high-performing comprehensive and deep processing of local raw materials, providing on this basis, production of finished and competitive products with high added value. The most important factor to further improve production efficiency, product quality and productivity is the expansion of intra and inter-industrial cooperation. Industrial cooperation provides a dynamic and sustainable economic development, accelerating the introduction of new, efficient technologies in production processes, the use of local raw materials and production resources, an increase on this basis, production of modern competitive products, economical
110