Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования изделий очковой оптики'

Маркетинговые исследования изделий очковой оптики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6003
620
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИЗДЕЛИЯ ОЧКОВОЙ ОПТИКИ / ОПРАВА / ОЧКОВЫЕ ЛИНЗЫ / MARKETING RESEARCH / SPECTACLE OPTICS PRODUCTS / SPECTACLE FRAME / SPECTACLE LENSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шестаков Г. Н., Прокопенко И. П., Олифер Л. Д.

Целью маркетингового исследования явилось изучение проблем потребителей изделий очковой оптики, определение рыночного сегмента, изучение ассортимента очковых линз. Маркетинговые исследования потребителей проводили с использованием социологических методов, таких как анкетирование и интервьюирование экспертов (20 человек) и посетителей (40 человек) магазинов «Оптика» г. Пятигорска и г. Кисловодска. Установлено, что доля продаж органических очковых линз увеличилась от 15 до 22%, очковые линзы из пластмассы занимают 73% продаж. При покупке изделий очковой оптики потребитель отдает предпочтение дизайну (75%) и качеству (65%). В результате проведенных маркетинговых исследований рынка изделий очковой оптики изучены социально-демографические характеристики потребителей и выявлены крупнейшие мировые и отечественные производители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шестаков Г. Н., Прокопенко И. П., Олифер Л. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING INVESTIGATION OF SPECTACLE OPTICS PRODUCTS

The purpose of the research was to identify the problems of spectacle optics products consumers, define the market segment, and study spectacle lenses assortment. Consumer marketing research was carried out with the help of sociological methods, such as enquiring and interviewing experts (20 subjects) and visitors (40 subjects) of "Optika" shops in Pyatigorsk and Kislovodsk. The sales ratio of organic spectacle lenses was found to have increased from 15 up to 22 %, with plastic spectacle lenses making up 73 % of sales. When buying spectacle lenses optics, consumers tended to show preference for design (75 %) and quality (65 %). As a result of spectacle optics products market research, social and demographic consumer characteristics have been studied and most large-scale world and domestic manufacturers have been identified.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования изделий очковой оптики»

3. Эффективность применения образователь- ет о целесообразности широкого внедрения

ной программы в комплексной реабилитации данной программы в работу лечебнобольных, перенесших геморрагическую лихо- профилактических учреждений.

радку с почечным синдромом, свидетельству-

Сведения об авторе статьи:

Хасанова Гузель Миргасимовна - к.м.н., врач инфекционист высшей категории МУ Городская клиническая больница №13. Адрес: г. Уфа, ул. Нежинская, 28, тел.: (347) 240-13-13

ЛИТЕРАТУРА

1. Мартинчик, А.Н. Разработка метода исследования фактического питания по анализу частоты потребления пищевых продуктов: создание вопросника и общая оценка достоверности метода (Институт питания РАМН, Москва) / А.Н. Мартинчик [и др.] // Вопросы питания. - 1998. - № 3. - С. 8 - 13.

2. Перепечаева, Т. А. Факторы риска и роль образовательных программ в профилактике артериальной гипертензии среди мужского неорганизованного населения: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Т. А. Перепечаева. - Оренбург, 2005. - 23 с.

3. Такаев, Р.М. Эпидемиология и эпизоотология ГЛПС в Республике Башкортостан и проблемы её профилактики в современных условиях / Р.М. Такаев [и др.] // Материалы Всерос. научн.-практич. конф. «Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: история изучения и современное состояние эпидемиологии, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики». - Уфа.: РИО ФГУП «НПО Микроген» МЗ и СР РФ, 2006. - С. 29 - 33.

4. Хасанова, Г. М. Микроэлементный статус у больных и перенесших геморрагическую лихорадку с почечным синдромом // Инфекционные болезни /Г.М. Хасанова, Д. А. Валишин. - М., 2010. - Т 8, приложение № 1. - С. 347 - 348.

5. Хасанова, Г.М. Концентрация токоферола, ретинола и каротиноидов в сыворотке крови больных и перенесших геморрагическую лихорадку с почечным синдромом в зависимости от сезона года // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. - 2010. - Т. 9, №1. - С. 265 - 268.

6. Хасанова, Г. М. Социологическое исследование фактического питания пациентов, перенёсших геморрагическую лихорадку с почечным синдромом // Проблемы управления здравоохранением. - 2010. - №1(50). - С. 80 - 83.

УДК 617.7-089.24:658.628

© Г.Н. Шестаков, И.П. Прокопенко, Л. Д. Олифер, 2011

Г.Н. Шестаков, И.П. Прокопенко, Л.Д. Олифер МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ОЧКОВОЙ ОПТИКИ

ГБОУВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия» Минздравсоцразвития РФ, г. Пятигорск

Целью маркетингового исследования явилось изучение проблем потребителей изделий очковой оптики, определение рыночного сегмента, изучение ассортимента очковых линз. Маркетинговые исследования потребителей проводили с использованием социологических методов, таких как анкетирование и интервьюирование экспертов (20 человек) и посетителей (40 человек) магазинов «Оптика» г. Пятигорска и г. Кисловодска. Установлено, что доля продаж органических очковых линз увеличилась от 15 до 22%, очковые линзы из пластмассы занимают 73% продаж. При покупке изделий очковой оптики потребитель отдает предпочтение дизайну (75%) и качеству (65%). В результате проведенных маркетинговых исследований рынка изделий очковой оптики изучены социально-демографические характеристики потребителей и выявлены крупнейшие мировые и отечественные производители.

Ключевые слова: маркетинговые исследования, изделия очковой оптики, оправа, очковые линзы.

G.N. Shestakov, I.P.Prokopenko, L.D.Olifer MARKETING INVESTIGATION OF SPECTACLE OPTICS PRODUCTS

The purpose of the research was to identify the problems of spectacle optics products consumers, define the market segment, and study spectacle lenses assortment. Consumer marketing research was carried out with the help of sociological methods, such as enquiring and interviewing experts (20 subjects) and visitors (40 subjects) of "Optika" shops in Pyatigorsk and Kislovodsk. The sales ratio of organic spectacle lenses was found to have increased from 15 up to 22 %, with plastic spectacle lenses making up 73 % of sales. When buying spectacle lenses optics, consumers tended to show preference for design (75 %) and quality (65 %). As a result of spectacle optics products market research, social and demographic consumer characteristics have been studied and most large-scale world and domestic manufacturers have been identified.

Key words: marketing research, spectacle optics products, spectacle frame, spectacle lenses.

Хорошие очки - это не только красивая оправа, но и высококачественные линзы, обеспечивающие острое зрение. Предлагаемый в настоящее время ассортимент очковых линз широк как никогда. Это достигнуто благодаря углубленным исследованиям и разра-бокам, развитию современных технологий. Качество зрения зависит не только от точности кривизны поверхностей линзы, важную роль в эффективной коррекции зрения играет

тип линз, материал из которого они изготовлены, нанесенное на них покрытие и другие функциональные характеристики. Особое внимание при выборе очковых линз уделяется комфортности и удобству, эстетике и, конечно, цене. Одни линзы обеспечивают повышенное качество изображения, а другие, напротив, качество ниже среднего. Одни линзы будут вызывать быструю утомляемость, а другие, наоборот, защитят от утомления. Од-

ни линзы будут дополнять стильное впечатление, производимое дорогой оправой, а другие могут испортить его.

Целью маркетингового исследования явилось изучение проблем потребителей изделий очковой оптики, определение рыночного сегмента, изучение ассортимента очковых линз.

Материал и методы

Маркетинговые исследования потребителей проводили с использованием социологических методов, таких как анкетирование и интервьюирование экспертов (20 человек) и посетителей (40 человек) магазинов «Оптика» г. Пятигорска и г. Кисловодска Ставропольского края. Для социологического исследования были разработаны анкеты, которые содержали сведения о потребителе (пол, возраст, социальное и материальное положение) и о потребительных свойствах изделий очковой оптики (социальные, функциональные, эргономические свойства и свойства безопасности).

Результаты и обсуждение

Рынок очковой оптики в России в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся коммерческих секторов медицины. На рынке очковой оптики выделяются два крупных сегмента: очки и контактные линзы, отдельную группу составляют аксессуары. По критерию целевого назначения в сегменте очков различают: терапевтические очки, предназначенные для коррекции зрения; защитные очки, предназначенные для функциональной или механической защиты глаза; декоративные очки.

По материалу изготовления в сегменте очковых линз выделяются минеральные и органические линзы. На сегодняшний день на российском рынке доля, занимаемая минеральными линзами, составляет 36%, доля органических линз с показателем преломления 1,50 составляет 42%, органические линзы с высокими и средними показателями преломления, а также поликарбонатные линзы занимают 22% рынка.

Важным критерием для сегментирования рынка очковых линз выступает цена. Установлено, что в нижнем ценовом сегменте представлена преимущественно продукция производства Китая и Южной Кореи, ее стоимость составляет 150-500 рублей. К этой категории относится и продукция отечественных производителей. Большинство производите -лей, работающих за пределами нижнего ценового сегмента, выпускают продукцию как среднего, так и верхнего ценового сегмента. В

данных сегментах представлены линзы, производимые преимущественно в европейских странах, в частности в Италии, стоимость таких линз варьируется в диапазоне 3000 -15000 рублей.

Как отмечают эксперты, основными тенденциями, наблюдаемыми в различных сегментах российского рынка очковой оптики, выступают следующие: все большим спросом пользуются органические очковые линзы, в частности линзы с большим коэффициентом преломления. В настоящее время доля продаж органических очковых линз существенно превышает продажи минеральных линз, еще недавно занимавших доминирующее положение на рынке. В г. Кисловодске наблюдалось увеличение на 15%, в г. Пятигорске - на 22%. Очковые линзы из пластмассы занимают лидирующую позицию (73%) на рынках благодаря своим хорошим оптическим свойствам, меньшему по сравнению с линзами из минерального стекла удельному весу, высокопроизводительным способам производства, позволяющим получать качественные линзы различного типа и дизайна. Особое значение имеет распространение линз из полимерных материалов, используемых для изготовления детских корригирующих очков. Вследствие высокой устойчивости к ударным нагрузкам такие линзы позволяют предотвращать тяжелые последствия травм глаза ребенка осколками.

В результате социологического опроса экспертов выявлено, что особое внимание уделяется индивидуализации очковых линз в зависимости от данных конкретного клиента, особенностей его зрительной активности и потребностей. Увеличивается количество очковых линз, предназначенных для работы в офисе или за компьютером. В среднем это увеличение составило 15%. Отмечается значительное улучшение качества очковых линз и оправ для корригирующих очков, поставляемых на рынок отечественными производителями, а также устойчивый рост объемов отечественного производства очковой оптики. Российские предприятия занимаются как самостоятельной разработкой и производством продукции, так и производством продукции по лицензиям и из материалов зарубежных фирм-производителей.

Среди перспективных российских предприятий эксперты отметили следующие: ООО «Комтез», ООО «АЛМ-Оптик» (г. Москва), завод «Призма» (г. Рыбинск), «Лорнет-М» (г. Владимир), «Ликон» (г. Владимир), ЗАО «Ар-

гус» (г. Снежинск, Челябинская обл.), завод «Оптик» (г. Лира, Беларусь).

Несмотря на наметившийся в последние годы рост отечественного производства очковой оптики, российский рынок по-прежнему в значительной степени зависит от импорта. Наибольшую долю среди ввозимых в Россию оптических товаров занимают пластиковые очковые линзы (62,3%), а также стеклянные очковые линзы. Однако в стоимостном выражении доля этих сегментов относительно невелика - 32,5%.

Проведенные исследования показали, что лидирующее положение при реализации очковой оптики занимает продукция из Китая и Италии («Luxottica», «Safilo», «De Rigo», «Marcolin», «Filos», «Visibilia», «I.C. Optics»). Также широко представлены изделия очковой оптики производства Франции («L’Amy», «Airess», «Grosfilley», «Cottet», «Marius Morel»), Германии («Neostyle», «Metzler», «Rodenstock», «OWP», «Menrad», «Cazal»), США («Marchon», «Viva», «Signature», «Lantis»), Японии («Charmant», выпускающая коллекции «Hugo Boss», «Elle», «Esprit», или «Murai», в портфеле которой лицензии на такие марки, как «Jean-РаШ Gaultier», «McQueen», и менее крупные японские компании, например известная на российском рынке компания «Sunreeve»). Полученные результаты представлены на рис. 1.

Япония

США

Германия

Франция

Италия

Китай

1 1 1

10%

15%

\

I 14%

28

24%

%

объясняется тем, что с возрастом наступает естественное ухудшение зрения. Чаще всего обращаются работающие (48%), реже - пенсионеры (39%) и другие (13%). При покупке изделий очковой оптики чаще всего обращают внимание на качество - 65%, дизайн -75%, затем на цену -56% (рис.2).

Качество Дизайн Цена Материал

оправы и

очковой

линзы

Рис. 2.Распределение предпочтений потребителей при выборе изделий очковой оптики

При опросе потребителей установлено, что основными причинами замены оправы и очковых линз являются: изменение остроты зрения - 55%, стремление соответствовать моде и стилю - 40% и появление дефектов от неправильного использования - 25% (рис.3).

Рис. 1. Доля зарубежных стран в ассортименте изделий очковой оптики

В сегменте оправ для очков продукция отечественных производителей в своем большинстве пока не составляет конкуренции зарубежным моделям. Большинство оправ, реализуемых на российском рынке, представлено импортной продукцией, при этом 86% импортируемых оправ поставляются из ЮгоВосточной Азии, 8-11% - из стран Европы, США и Японии. Доля России составляет всего 5-6%.

Социологический опрос потребителей позволил установить, что среди посетителей магазинов и отделов аптек «Оптика» преобладают женщины (62%), средний возраст которых составляет от 40 до 50 лет (57%). Это

3s/ v'’ ЗО/

2s/

20/ is/

10/ s/

0/

s/

//S SS

f/ /

Рис. 4. Предпочтения потребителей при выборе салона-магазина «Оптика»

Немаловажным является вопрос частоты замены оправы для очков и очковых линз.

Как показывают результаты обработки анкетных данных, довольно часто меняют оправы 43% респондентов, подбирая соответствующий дизайн. Остальные респонденты ответили, что меняют оправу только по необходимости, в случае поломки, 10% - в случае их замены и только 5% меняют оправы ежегодно.

Одним из вопросов анкеты был вопрос, который касался выбора конкретного салона-магазина или отдела аптеки «Оптика». Выявлено, что уровень сервиса занимает самый высокий рейтинг потребителей (рис.4).

Выводы

В настоящее время российский рынок очковой оптики достаточно сформирован и

представлен крупнейшими мировыми и отечественными производителями. Предпочтение среди потребителей отдается зарубежным производителям. Рынок очковых линз активно растет и совершенствуется - на смену минеральным линзам (36%) приходят линзы из органических материалов (42%), потребителю предлагается продукция все более высокого качества, учитывающая специфику индивидуальных потребностей. В результате проведенных маркетинговых исследований рынка изделий очковой оптики изучены социальнодемографические характеристики потребителей и выявлены основные предпочтения при выборе оправ и очковых линз.

Сведения об авторах статьи:

Шестаков Геннадий Николаевич - доцент, зав. кафедрой фармацевтического товароведения, гигиены и экологии ГБОУ ВПО Пятигорская ГФА Минздравсоцразвития РФ. Адрес: 357532, г. Пятигорск, пр. Калинина, 11. Тел. 8(8793)39-19-52 Прокопенко Ирина Петровна - доцент кафедры фармацевтического товароведения, гигиены и экологии ГБОУ ВПО Пятигорская ГФА Минздравсоцразвития РФ. Адрес: 357532, г. Пятигорск, пр. Калинина, 11. Тел. 8(8793)39-19-52 Олифер Людмила Дмитриевна - ст. преподаватель кафедры фармацевтического товароведения, гигиены и экологии ГБОУ ВПО Пятигорская ГФА Минздравсоцразвития РФ. Адрес: 357532, г. Пятигорск, пр. Калинина, 11.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аветисян, Г.Г. В помощь оптику-консультанту: методические рекомендации и советы специалистам, занимающимся подбором, изготовлением и отпуском средств коррекции зрения / Г.Г. Аветисян, Г. А.Олейник, А. Д.Шустов. - Пермь: Изд-во Перм.гос.фарм.академии, 2002.- 26 с.

2. Зеленко, В. Е. Оптические средства для защиты и коррекции зрения / В. Е. Зеленко // Новая аптека. Сер. Нормативные документы. Комментарии. Консультации. -2002. - №2. - С. 75-77.

3. Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ. - М., 2003.- 67с.

4. Лебедева, В. Оптика в аптеке: роскошь или необходимость /В. Лебедева //Фармацевтический вестник. -2005. - №3.- С.29.

5. http://www.rosapteki.ru/arhiv/detail.php?ID=1455

6. http://www.ochki.net/articles/article-8-88.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.