Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования ассортимента ветеринарных аптечных организаций'

Маркетинговые исследования ассортимента ветеринарных аптечных организаций Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1219
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Фармация и фармакология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
Область наук
Ключевые слова
ФАРМАЦИЯ / ВЕТЕРИНАРИЯ / ВЕТЕРИНАРНЫЕ АПТЕЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ВЕТЕРИНАРНОГО ПРИМЕНЕНИЯ / PHARMACY / VETERINARY / VETERINARY PHARMACY ORGANIZATIONS / VETERINARY DRUGS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Дельцов А.А., Косова И.В.

В настоящее время наблюдается активный рост количества ветеринарных аптечных организаций и потребляемых лекарственных средств (ЛС) для ветеринарного применения. Контент анализ показал, что исследований, посвященных деятельности ветеринарных аптек, проводится недостаточно. Целью нашей работы был анализ соответствия полноты ассортимента ветеринарных аптечных организаций современному состоянию фармацевтического рынка ЛС для ветеринарного применения. Объектами исследования стали ветеринарные клиники и ветеринарные аптеки Москвы и Московской области. Применялись социологические методы (анкетирование, интервьюирование), методы маркетингового и статистического анализа.Установлено, что в Государственном реестре ЛС для ветеринарного применения наибольшее количество занимают жидкие лекарственные формы (ЛФ) (53%), среди которых по количеству лидируют растворы (68%). Среди фармакотерапевтических групп ЛС, представленных в Государственном реестре, большая часть приходится на противомикробные ЛС для системного использования (40%). Ассортимент ЛС для ветеринарного применения в основном ориентирован на крупных сельскохозяйственных животных (более 50%). На долю отечественных производителейприходится 58% продукции рынка. Основными товарными группами, реализуемыми через ветеринарные аптечные организации, являются корма (31%) и ЛС (30%). В ассортименте аптечных организаций лекарственные средства представлены недостаточно (коэффициент полноты 7,9%), что говорит о несоответствии полноты ассортимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING STUDIES OF VETERINARY PHARMACY ORGANIZATIONS ASSORTMENT

Nowadays there is an active growth of veterinary pharmacy organizations and consumed medicinal drugs for veterinary use. Content-analysis showed that there was an insufficient number of studies devoted to the activity of veterinary pharmacies. The purpose of our work was the analysis of correspondence of range fullness of veterinary pharmacies to the contemporary state of pharmaceutical market of drugs for veterinary use. Veterinary clinics and pharmacies of Moscow and Moscow oblast were the object of our study. We have applied sociological methods (questionnaire, interview), marketing and statistic analysis methods.We have established that liquid dosage forms (53%) occupy the biggest part of drugsin the State Registry of Veterinary Drugs. Solutions occupy 68% of this amount. Antimicrobial drugs for systematic use (40%) are the most numerous drugs from pharmacotheraperutic group represented in the State Registry. Assortment of veterinary drugs is targeted mainly on a farm livestock (more than 50%). 58% of the market share is domestic drugs. Principal commodity groups which are released by veterinary pharmacies are feed-stuff(31%) and drugs (30%). Pharmacy organizations does not have sufficient number of drugs in their assortment (fullness coefficient 7.9%) which speaks about nonconformity of the assortment fullness.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования ассортимента ветеринарных аптечных организаций»

Фармация и фармакология. № 5 (12), 2015

УДК 615.12:658.628.8

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ВЕТЕРИНАРНЫХ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1 2 А.А. Дельцов, И.В. Косова

1 Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии

имени К.И. Скрябина, г. Москва 2Российский Университет дружбы народов, г. Москва

MARKETING STUDIES OF VETERINARY PHARMACY ORGANIZATIONS

ASSORTMENT

1A.A. Deltsov, 2I.V. Kosova

1K.I. Skryabin Moscow State Academy of Veterinary Medicine and Biotechnology, Moscow 2People's Friendship University of Russia, Moscow E-mail: Deltsov-81@mail.ru

В настоящее время наблюдается активный рост количества ветеринарных аптечных организаций и потребляемых лекарственных средств (ЛС) для ветеринарного применения. Контент - анализ показал, что исследований, посвященных деятельности ветеринарных аптек, проводится недостаточно. Целью нашей работы был анализ соответствия полноты ассортимента ветеринарных аптечных организаций современному состоянию фармацевтического рынка ЛС для ветеринарного применения. Объектами исследования стали ветеринарные клиники и ветеринарные аптеки Москвы и Московской области. Применялись социологические методы (анкетирование, интервьюирование), методы маркетингового и статистического анализа.

Установлено, что в Государственном реестре ЛС для ветеринарного применения наибольшее количество занимают жидкие лекарственные формы (ЛФ) (53%), среди которых по количеству лидируют растворы (68%). Среди фармакотерапевтических групп ЛС, представленных в Государственном реестре, большая часть приходится на противомикробные ЛС для системного использования (40%). Ассортимент ЛС для ветеринарного применения в основном ориентирован на крупных сельскохозяйственных животных (более 50%). На долю отечественных производителей

приходится 58% продукции рынка. Основными товарными группами, реализуемыми через ветеринарные аптечные организации, являются корма (31%) и ЛС (30%). В ассортименте аптечных организаций лекарственные средства представлены недостаточно (коэффициент полноты 7,9%), что говорит о несоответствии полноты ассортимента.

Ключевые слова фармация, ветеринария, ветеринарные аптечные организации, лекарственные средства для ветеринарного применения

Nowadays there is an active growth of veterinary pharmacy organizations and consumed medicinal drugs for veterinary use. Content-analysis showed that there was an insufficient number of studies devoted to the activity of veterinary pharmacies. The purpose of our work was the analysis of correspondence of range fullness of veterinary pharmacies to the contemporary state of pharmaceutical market of drugs for veterinary use. Veterinary clinics and pharmacies of Moscow and Moscow oblast were the object of our study. We have applied sociological methods (questionnaire, interview), marketing and statistic analysis methods.

We have established that liquid dosage forms (53%) occupy the biggest part of drugs

31

Фармация и фармакология. № 5 (12), 2015

in the State Registry of Veterinary Drugs. Solutions occupy 68% of this amount. Antimicrobial drugs for systematic use (40%) are the most numerous drugs from pharmacothera-perutic group represented in the State Registry. Assortment of veterinary drugs is targeted mainly on a farm livestock (more than 50%). 58% of the market share is domestic drugs. Principal commodity groups which are released by veterinary pharmacies are feed-stuff

В настоящее время наблюдается активный рост числа домашних животных в городах, причем не только собак и кошек, но и экзотических животных. Возрастают и потребности к качеству ветеринарной помощи, активно внедряются сложные и дорогостоящие методы диагностики и лечения. По данным сайта vetweb.ru, на данный момент только в Москве насчитывается более 260, а в Московской области более 300 ветеринарных клиник. С ростом числа животных и ветеринарных клиник возрастает количество посещений владельцами домашних животных ветеринарных аптек. Однако уровень и полнота лекарственной помощи в ветеринарии остаются недостаточными.

Целью наших маркетинговых исследований был анализ соответствия полноты ассортимента ветеринарных аптечных организаций современному состоянию фармацевтического рынка лекарственных средств (ЛС) для ветеринарного применения.

В процессе исследования применялись контент-анализ, социологические методы (анкетирование, интервьюирование), методы маркетингового и статистического анализа.

Всего было обследовано 130 ветеринарных аптечных организаций в г. Москве и Московской области.

На основании данных Государственного реестра ЛС для ветеринарного применения [1] был проведен анализ видов, количества, фармакотерапевтических групп, лекарственных форм (ЛФ), групп ЛС в зависимости от вида животных, фирм производителей, стран производителей, пред-

(31%) and drugs (30%). Pharmacy organizations does not have sufficient number of drugs in their assortment (fullness coefficient 7.9%) which speaks about nonconformity of the assortment fullness.

Keywords: pharmacy, veterinary, veterinary pharmacy organizations, veterinary drugs.

ставленных на фармацевтическом рынке РФ.

Установлено, что по состоянию на 01. 01.2014 для применения в ветеринарии зарегистрировано и внесено в государственный реестр 3615 ЛС для животных, из них 1043 биопрепараты (вакцины, сыворотки и др.) и 2572 прочие (фармакологические) ЛС. Начиная с 2005 года, когда было зарегистрировано всего 127 ЛС, на данный момент количество зарегистрированных ЛС возросло в 28,2 раза, что говорит о достаточно быстром росте и хороших перспективах рынка ЛС для ветеринарного применения.

Анализ видов ЛФ, в которых представлены зарегистрированные ЛС для животных, показал, что наибольшее количество занимают жидкие ЛФ (53%), на долю твердых ЛФ приходится 28%, на долю мягких ЛФ - 6%, прочие ЛФ - 3%.

В свою очередь среди жидких ЛФ лидируют растворы (68%), суспензии составляют 19%, эмульсии 12%, другие жидкие ЛФ (жидкие экстракты, настои) - 1%. Среди твердых ЛФ преобладают порошки (67%), таблетки (23%), гранулы (7%), брикеты (2%), прочие (1%). Мягкие ЛФ представлены мазями (75%), пастами (17%), линиментами (5%), суппозиториями (3%). Среди газообразных ЛФ 67% занимают спреи и 33% - аэрозоли.

Так как в Государственном реестре ЛС для ветеринарного применения отсутствует классификация ЛС по фармакотерапевтическим группам, что значительно затрудняет поиск необходимых ЛС для специалистов, нами на основании анализа состава ЛС и показаний к применению была проведена классификация ЛС в соответствии с

32

Фармация и фармакология. № 5 (12), 2015

анатомо-терапевтическо-химической классификацией (рис. 1).

Как видно из представленных данных, далеко не все фармакотерапевтические группы ЛС представлены в государствен-

ном реестре в полном объеме, а некоторые группы (противомикробные лекарственные препараты (ЛП) для системного использования, занимающие 40%), возможно представлены в избытке [2].

Рисунок 1 — Анатомо-терапевтическая-химическая классификация ЛС

для ветеринарного применения

Анализ ЛС для ветеринарного применения в зависимости от вида животного показал, что 21% ЛС применяется независимо от вида животных, 20% ЛС предназначены для применения крупному и мелкому рогатому скоту, 18% - свиньям, 13% - птице, 12% - собакам и кошкам, 11% -лошадям, 2% - пушным зверям, 2% - пчелам и 0,1% - для рептилий.

Таким образом, ассортимент ЛС для ветеринарного применения в основном ориентирован на крупных сельскохозяйственных животных (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади) (более 50%). В свою очередь доля ЛС для домашних и экзотических животных составляет

12%, что, с нашей точки зрения, является недостаточным при увеличении численности мелких домашних животных в городах.

Анализ ЛС для ветеринарного применения по производителям показал, что по состоянию на 01.07.2014 г. на долю отечественных производителей приходится 58%, соответственно на долю иностранных производителей 42% рынка. Отечественные производители выпускают 2061 препарат, из них 1421 (69%) - фармакологические препараты и 640 (31%) - иммунобиологические препараты. Иностранными производителями выпускается 1486 ЛП, из них 1088 (73%) фармакологических и 398 (27%) иммунобиологических.

33

Фармация и фармакология. № 5 (12), 2015

Другие страны 14-%

Рисунок 2 — Соотношение стран производителей ЛС для ветеринарного применения на фармацевтическом рынке РФ

На российском фармацевтическом рынке присутствуют компании из 45 стран мира, среди которых по объему представленных ЛС лидируют производители из Франции, Нидерландов, Германии, Испании, КНР, США, Великобритании, Индии, Словении, Болгарии (рис. 2).

При этом 20% общего рынка контролируют 4 страны (Франция, Испания, Германия, Нидерланды). Наиболее крупными представителями являются следующие компании: "S.P. Veterinaria, S.A."; "Laboratories Hipra S.A"; "INVESA"; "SYVA Laboratories S.A." (Испания); "Merial"; "CEVA Sante Animale"(Франция); «Lohmann Animal Health GmbH & Co.KG»; "Bayer Animal Health GmbH"; "BASF SE" (Германия); In-terchemie werken "de Adelaar" B.V."; "Beaphar B.V."; "Alfasan International B.V." (Нидерланды).

Российский фармацевтический рынок ветеринарных ЛС по многим причинам привлекателен для зарубежных производителей. Этому способствует отсутствие от-

лаженной инфраструктуры отечественной фармацевтической отрасли ЛС для ветеринарного применения и низкая заинтересованность государства в ее развитии. Малый опыт отечественных производителей в продвижении ЛС для ветеринарного применения и трудности в развитии животноводства создают потенциал для иностранных фирм. Кроме того, существует и психологический аспект при выборе ЛС, который иногда может быть смещен в сторону импортной продукции как более качественной.

Среди отечественных производителей можно отметить наиболее крупные организации, которыми являются ФГБУ "ВНИИЗЖ", Владимирская область; ООО "НВЦ Агроветзащита", Московская обл., ООО "Ветбиохим", Москва; ЗАО "НПО НАРВАК", г. Москва; ЗАО "Мосагроген", г. Москва; ГНУ ВНИИВВиМ Россельхоз-академии, Владимирская область и другие

[3].

34

Фармация и фармакология. № 5 (12), 2015

Рисунок 3 - Доля ассортиментных групп товаров, реализуемых через ветеринарные аптечные организации

Далее нами был проанализирован ассортимент ветеринарных аптечных организаций (рис. 3), в результате чего установлено, что основными товарными группами являются корма (31 %) и ЛС (30 %).

Так как на данный момент отсутствует какая-либо классификация ассортиментных групп товаров, реализуемых через ветеринарные аптечные организации, что затрудняет анализ их деятельности, нами предложена собственная классификация, которая представлена ниже.

Классификация ассортиментных групп товаров, реализуемых через ветеринарные аптечные организации:

1. Лекарственные средства и изделия ветеринарного назначения

(продаются только в ветеринарных аптеках или зоомагазинах,в составе которых есть ветеринарная аптека, при на,личии лицензии на фармдеятельность или имеют ветеринарное значение):

- лекарственные средства (фармакологические препараты; иммунобиологические препараты);

- средства гигиены (шампуни, пасты, спреи, лосьоны, наполнители для туалетов, поглотители запаха, пеленки, памперсы, салфетки для лап и т.д.);

- перевязочные средства (бинты, марля, вата, послеоперационные попоны, лейкопластыри, защитные воротники, перчатки и т.д.);

- инструменты (шприцы, иглы, катетеры, термометры, системы инфузионные и т.д.);

- корма (в т.ч. диетические);

- кормовые добавки.

2. Товары для животных

(могут продаваться как в ветеринарной аптеке, так и в зоомагазине, без лицензии и не имеют ветеринарного значения):

- лакомства (семена для прорастания (овес), потроха, уши, сухожилия и т.д.);

- одежда, лежанки, подстилки, переноски, миски, поилки, ошейники, поводки, шлейки, медальоны, намордники, лотки, совки;

- товары для груминга (расчески, щетки, пуходерки, когтерезы, когтеточки);

- документы (паспорт, микрочип и сканер чипирования);

- игрушки для животных;

- литература о животных;

- аквариумистика;

- животные.

Рассчитанный нами коэффициент полноты ассортимента ветеринарных аптек

35

Фармация и фармакология. № 5 (12), 2015

показал: в аптеке представлено только показателем и говорит о несоответствии 7,9% ЛС, а иммунобиологических препара- полноты ассортимента. тов - 2,2%, что, очевидно, является низким

Выводы

1. Впервые проведен анализ Государственного реестра ЛС для ветеринарного применения по следующим показателям: общее количество зарегистрированных ЛС, в том числе фармакологических и иммунобиологических препаратов; фармакотерапевтические группы; лекарственные формы; группы ЛС в зависимости от назначений различным видам животных; фирмы и страны производителей.

2. Проведен анализ зарегистрированных ЛС в соответствии с анатомо-терапевтической-химической классификацией.

3. Проанализирован ассортимент ветеринарных аптек и предложена классификация товарных групп.

Библиографический список

1. Государственный реестр лекарственных средств для животных [Электронный ресурс]. - URL: https://irena.vetrf.ru/irena;

2. Дельцов А.А., Косова И.В. Анализ современного состояния фармацевтического рынка лекарственных препаратов для ветеринарного применения в Российской федерации // Актуальные проблемы биологии, нанотехнологий и медицины: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. 3-5 октября 2013 г. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. С. 323-325;

3. Дельцов А.А., Косова И.В. Анализ сферы обращения лекарственных средств для ветеринарного применения // Ремедиум. 2014. № 7-8. С. 29-31.

к к к

Дельцов Александр Александрович - кандидат биологических наук, доцент Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина. Область научных интересов: управление и экономика фармации, ветеринарная фармация, фармакология. E-mail: Deltsov-81@mail.ru.

Косова Ирина Владимировна - доктор фармацевтических наук, профессор Российского Университета дружбы народов. Область научных интересов: управление и экономика фармации, менеджмент и маркетинг в фармации, ветеринарная фармация. E-mail: Kosovaira@mail.ru

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.