Научная статья на тему 'Маркетинговые иследования рынков биржевого товара'

Маркетинговые иследования рынков биржевого товара Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИРЖЕВЫЕ СДЕЛКИ / БИРЖЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменева Н. Г.

В статье рассматриваются биржевые рынки, их особенность – торговля и обмен товарами одновременно продавцами и покупатели. Анализируются биржевые сделки на западных биржах, приводится пример функционирования Чикагской торговой биржи. Показаны тенденции объемов биржевых операций с различными видами продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каменева Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET RESEARCH EXCHANGE GOODS

The article considers the stock markets, they feature – trade and exchange of goods both sellers and buyers. Analyzes stock transactions on foreign exchanges, is an example of the functioning of the Chicago Mercantile Exchange. The trends volume of stock transactions with various kinds of products.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые иследования рынков биржевого товара»

лицензирования и патентования, информационного, ценового, налогового, правового регулирования, трансферта технологий, инфраструктурного обеспечения инноваций.

Библиографический список

1. Российский статистический ежегодник 2012:Стат.сб./Росстат.-М.:

2012.

2. Барышева А.В. Инновационный менеджмент: учеб. пос. /А.В. Барышева[и др.]; под общ. ред. А.В. Барышевой. - 3-е изд., доп. М.: Дашков и Ко, 2010. - 384 с.

3. Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. М.: ТЕИС, 2002.

4. Кузнецов Д.В. Проблемы и перспективы развития лизинга в России как источника финансирования инвестиций /Д.В. Кузнецов, И.Н. Новокупова //Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 18. -С. 36-45.

5. Лямзин О.Л. О подходах к интеграции базовых участников национального инновационного процесса /О.Л. Лямзин, В.А. Титова //Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 5. - С. 19-27.

6. Мильнер, Б.З. Теория организации. М.: Инфра, 2002. - 558 с.

7. Третьяк О.А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления: учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.

8. Шевченко Д.А. Маркетинг как феномен современного бизнеса //Личность. Культура. Общество. - 2011. - № 61/62. - С 131-140.

Контактная информация

8 (920) 900-71-93 Iskt1960@mail.ru

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИСЛЕДОВАНИЯ РЫНКОВ БИРЖЕВОГО

ТОВАРА

MARKETING RESEARCH IN COMMODITY MARKETS

Н.Г. КАМЕНЕВА, докт. экон. наук, профессор МАТИ

N.G. KAMENEVA, Doctor of Economic Sciences, full professor MATI

Аннотация

В статье рассматриваются биржевые рынки, их особенность -торговля и обмен товарами одновременно продавцами и покупатели. Анализируются биржевые сделки на западных биржах, приводится пример функционирования Чикагской торговой биржи. Показаны тенденции объемов биржевых операций с различными видами продукции.

Abstract

The article considers the stock markets, they feature - trade and exchange of goods both sellers and buyers. Analyzes stock transactions on foreign exchanges, is an example of the functioning of the Chicago Mercantile Exchange. The trends volume of stock transactions with various kinds of products.

Ключевые слова: биржевые сделки, биржевые операции

Keywords: exchange transactions, stock transactions

Все рынки мира, в том числе и биржевые, - это место, где для торговли и обмена товарами собираются продавцы и покупатели, побуждаемые к покупке или продаже самыми различными причинами. Рынки играют существенную роль во взаимодействии реально-товарного и финансового секторов экономики.

Основной базой на современных рынках является товар. Отсутствует товар, в том числе и биржевой, отсутствуют и сделки. Рынки и только рынки способны определять цену, на которую ориентируются покупатели и продавцы.

Главная сущность цен заключается в том, что они являются «побочным продуктом» действий отдельных индивидов и их групп, руководствующихся своими личными ценностями3. Цены устанавливаются на биржевой товар в зависимости от спроса и предложения.

Существуют три основных способа перехода товара от одного владельца к другому: купля-продажа физического товара; заключение двусторонних контрактов на поставку товара в будущем (форвард, контрактов); купля-продажа биржевых контрактов (фьючерсов и опционов). В двух последних случаях в момент заключения сделки

меняется лишь владелец товара, а сам товар в это время может еще находиться в стадии производства или вообще отсутствовать. Торговля физическим товаром на бирже может производиться либо как на обычном базаре, т.е. продается наличный товар после осмотра его покупателем и установления цены в зависимости от качества и других параметров, либо по образцам товара, как это делается на оптовых рынках и ярмарках.

Доставка товара на биржу осуществляется продавцом, а с биржи его везет уже покупатель. При торговле физическим товаром у биржи, как правило, имеются склады для хранения привезенного, но еще не проданного или проданного, но еще не вывезенного товара.

Сам биржевой товар согласно закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» (в статье 6) дано следующее определение: «Биржевой товар - это не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент (расписка, выдаваемая судовладельцем грузоотправителю и удостоверяющая принятие груза к перевозке) допущенный в установленном порядке биржей к биржевым торгам. Биржевым товаром не может быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности»[1].

1. Товар не должен быть монопольным ни в производстве, ни в распределении. Что касается производства, то уникальные по манере исполнения изделия единственного производителя, хотя и созданные в достаточно большом количестве, не могут быть предметом биржевого торга, так как неповторимые и невоспроизводимые свойства таких вещей не позволяют выявить общепринятую оценку, но позволяют затребовать непривычную цену, обоснованность которой не могут проверить даже эксперты. Такому товару место на аукционе товаров, а не на бирже.

2. Биржевой товар не должен быть конечным продуктом промышленного производства, так как увеличение или уменьшение их производства во многом зависит от воли производителя, который тем самым может манипулировать ценой. В идеале биржевым товаров должно

быть то, что прошло лишь первичную переработку, т.е. сырье или, в крайнем случае, полуфабрикаты.

3. Товар должен быть массовым.

4. Товар должен быть стандартным по количеству, т.е. товар на бирже выставляют в строго определенных размерах и продают в виде биржевых единиц, соответствующих либо вместимости транспортного средства (вагон), либо месту по объему и весу (кипа хлопка). Фактические величины продажи, называемые лотами, т.е. партиями, должны быть числом, кратным биржевой единице. Это значит, что сами партии не могут устанавливаться продавцом и покупателем произвольно и иметь индивидуализированный характер.

5. Стандартизация качества. Введение базисного сорта как единой меры, точки отсчета, с помощью которой все остальные виды продукции ранжируются по степени содержания в них полезности.

Базисный сорт и его характеристика - это своеобразная биржевая проба или идеально мыслимый образец. Цена базисного сорта служит для выражения цены остальных видов продукции. Ценовые коэффициенты за различную сортность позволяют экономически выразить отличия больших масс товаров, не одинаковых по своим природным признакам. Подгонка собственной продукции по биржевые стандарты качества - дело самого производителя, которому невыгодно иметь продукт ниже принятого качества, так как вопрос о цене решатся не в его пользу[2].

За базисный сорт берется наиболее распространенный вид продукции данного рынка. Биржа призвана стереть уникальные признаки сырья и полуфабрикатов, произвести усреднение. Например, смешивание различных сортов зерна обеспечивает качественно однородные массы, в которых стираются неповторимые свойства продукции с определенного поля и участка. Сведение своеобразных признаков к базисному сорту, даже если данная партия самого высокого качества, делается с помощью ценовых коэффициентов. В этом смысле даже едва уловимое отличие будет схвачено ценой и найдет общую меру счета. С помощью

стандартизации качества товаров удается еще до непосредственной котировки обеспечить предварительную сопоставимость цен. В результате осуществляется принцип: равная оплата - за равные затраты капитала и труда. Тем самым закладываются основы ценообразующей функции биржи.

Следует отметить, что современное западное законодательство дает более широкое толкование термина «товар». В него включают как осязаемые, так и не осязаемые биржевые товары, такие как услуги. Права, проценты. Поэтому на международных современных товарных биржах, особенно фьючерсных, ведется торговля не только осязаемыми предметами, но и неосязаемыми ценностями (индексами цен, банковскими процентами), биржевые сделки с которыми начали заключаться с конца 70-х годов.

В мировой практике среди осязаемых традиционно ведущей группой биржевых товаров была сельскохозяйственная продукция. В середине 90-х годов на нее приходилось более 95% биржевого оборота. В настоящее время объем биржевых сделок с аграрной продукцией и изделиями из нее практически такой же, как с минеральным сырьем и продуктами его переработки. Эти две группы товаров обеспечивают весь биржевой оборот с осязаемыми продуктами.

Биржевые сделки с товарами широкого потребления и машинотехнической продукцией не совершаются из-за качественной разнородности, мелкосерийности производства, быстрой смены технических параметров, дифференциации продукции, высокой степени монополизации производства и сбыта.

В последнее время на западных биржах ведется торговля более чем 65 видами товаров. При этом с 45-50 видами товаров сделки заключатся постоянно, а остальные составляют группу товаров, которые то включаются в биржевой оборот, то выпадают из него. Так из биржевого оборота выпали такие товары, как фанера, кожа, ртуть, яйца, черные металлы, чугун. В то же время на биржах, стали заключаться сделки по

алюминию, никелю, бензину, мазуту, пропану. А также концентрату апельсинового сока, живому крупному рогатому скоту, вину, алмазам, жемчугу, фруктам.

Из общего объема биржевых операций с сельскохозяйственной продукцией, в стоимостном выражении оцениваемого в 1,7-1,8 трлн долл., до 40% приходится на масличные семена и растительные масла; более 20% - на зерновые (пшеницу, кукурузу, ячмень, рожь, овес); около 18% - на продукцию животноводства (живой крупный рогатый скот, живые свиньи и т.д.); до 10% - на пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао); почти 7% -на текстильное сырье и изделия из него (хлопок, шелк, шерсть, пряжа и т.п.); а остальное количество - на пиломатериалы, каучук, картофель, замороженный концентрат апельсинового сока и ряд других товаров.

Так, например, Чикагская торговая биржа (США), в настоящее время торгует фьючерсами и опционами под пшеницу, кукурузу, овес, рис, соевые бобы, соевое масло, соевую муку, диаммоний фосфат, золото, серебро, платину, рутений, государственные облигации, фондовые и товарные индексы. Итак, можно сказать, что данная биржа в своих секциях торгует как осязаемыми, так и не осязаемыми биржевыми товарами.

На Чикагской товарной бирже (США) совершаются сделки, достаточно крупные на биржевой товар, как живой скот, мясные продукты, сливочное масло, молоко, сыр. А также валюты, казначейские векселя, фондовые и товарные индексы, краткосрочные процентные ставки. На Нью-Йорской товарной бирже (НАЙМЕКС) в том числе: основное подразделение НАЙМЕКС, а также подразделение включающее бывшую товарную биржу КОМЕКС совершают сделки с печным топливом, природным газом, электричеством, пропаном, сырой нефтью, бензином, платиной, палладием, золотом, медью, фондовыми индексами[3].

Широкое распространение за последние два десятилетия получил финансовый рынок, т.е. торговля фьючерсами и опционами на конвертируемую валюту многих стран, индексы акций, государственные ценные бумаги. Как правило - это международные биржи, которые

являются многопрофильными, т.е. торгуют контрактами на многие виды продукции. Наряду с многофункциональными имеются узкоспециализированные биржи, торгующие одним или двумя видами продукции такие как: Лондонская биржа металлов (ЛБМ): медь, никель, цинк, свинец, олово, первичный алюминий и алюминиевый сплав. Международная нефтяная биржа (ИПЕ) в Лондоне: сырая нефть, газойль и неэтилированный бензин; Биржа металлов в Шанхае: медь, алюминий, никель, олово.

Изучение опыта работы современных бирж в различных странах мира показывает важность биржевого товара, как основа ценообразующей функции биржи. Биржевой товар - это база биржевой торговли. Нет товара на биржевом рынке, нет сделок и отсутствие прибыли для пополнения бюджета государства.

Библиографический список

1. Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г.; от 30 апреля 1993 г.; от 24 февраля 2011 г.

2. Каменева Н.Г. Организация биржевой торговли. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1998.

3. Ковел М. Биржевая торговля по трендам. Как заработать, наблюдая тенденции рынка /Пер. с англ. под ред. В.В.Ильина. СПб: Питер, 2009. (Серия «Трейдинг & инвестиции»).

Контактная информация

8 (926) 013-43-19

nkameneva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.