Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОЦЕНКЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ЧАСТНОГО ХОККЕЙНОГО ЛАГЕРЯ НА РЫНКЕ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ'

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОЦЕНКЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ЧАСТНОГО ХОККЕЙНОГО ЛАГЕРЯ НА РЫНКЕ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА РЫНКЕ УСЛУГ / КРИТЕРИИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насонов В.В., Речапов Д.С.

Цель исследования - оценка конкурентоспособности частного хоккейного лагеря по модели Мак Кинзи (McKinsey). Методика и организация исследования. Объектом эксперимента был выбран частный хоккейный лагерь «YACH-CAMP». С помощью матрицы Мак Кинзи (McKinsey) оценивались конкурентные позиции спортивной организации и потенциал различных направлений деятельности для продвижения услуг в новых сегментах. Результаты исследования и выводы. Результаты оценки конкурентного преимущества частного спортивного лагеря показали, что наибольшее значение в его формировании имеет обеспеченность финансовыми, кадровыми, инвестиционными ресурсами. Сотрудничество руководства частного лагеря со спонсорами и стратегическими партнерами указывает на грамотно выстроенную политическую стратегию, что является эффективным инструментом маркетинга, а также свидетельством инвестиционной привлекательности для множества крупных компаний региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Насонов В.В., Речапов Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОЦЕНКЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ЧАСТНОГО ХОККЕЙНОГО ЛАГЕРЯ НА РЫНКЕ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ»

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОЦЕНКЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ЧАСТНОГО ХОККЕЙНОГО ЛАГЕРЯ НА РЫНКЕ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ

УДК/UDC 796.065

Поступила в редакцию 20.03.2023 г.

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Насонов1 Кандидат педагогических наук, доцент Д.С. Речапов1 1Тюменский государственный университет, Тюмень

MARKETING TOOLS IN ASSESSING THE STRATEGIC POSITION OF A PRIVATE HOCKEY CAMP IN THE SPORTS SERVICES MARKET

PhD, Associate Professor V.V. Nasonov1 PhD, Associate Professor D.S. Rechapov1 University of Tyumen, Tyumen

Информация для связи с автором: kolunin2@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - оценка конкурентоспособности частного хоккейного лагеря по модели Мак Кинзи (McKinsey).

Методика и организация исследования. Объектом эксперимента был выбран частный хоккейный лагерь «YACH-CAMP». С помощью матрицы Мак Кинзи (McKinsey) оценивались конкурентные позиции спортивной организации и потенциал различных направлений деятельности для продвижения услуг в новых сегментах.

Результаты исследования и выводы. Результаты оценки конкурентного преимущества частного спортивного лагеря показали, что наибольшее значение в его формировании имеет обеспеченность финансовыми, кадровыми, инвестиционными ресурсами. Сотрудничество руководства частного лагеря со спонсорами и стратегическими партнерами указывает на грамотно выстроенную политическую стратегию, что является эффективным инструментом маркетинга, а также свидетельством инвестиционной привлекательности для множества крупных компаний региона.

Ключевые слова: конкурентоспособность на рынке услуг, критерии привлекательности услуг.

Abstract

Objective of the study was to assess the competitiveness of a private hockey camp according to the McKinsey model.

Methods and structure of the study. The object of the experiment was a private hockey camp "YACH-CAMP". The McKinsey matrix was used to assess the competitive position of a sports organization and the potential of various activities to promote services in new segments.

Results and conclusions. The results of assessing the competitive advantage of a private sports camp showed that the greatest importance in its formation is the availability of financial, human, investment resources. The cooperation of the private camp management with sponsors and strategic partners indicates a well-built political strategy, which is an effective marketing tool, as well as evidence of investment attractiveness for many large companies in the region.

Keywords: competitiveness in the market of services, criteria of attractiveness of services.

Введение. Спорт на современном этапе является отдельной индустрией со своей инфраструктурой, игроками и правилами игры, плотно конкурирующий с различного рода развлечениями. Без рекламы бизнес-индустрия не может состояться, так как современные рынки предлагают потребителю большое изобилие товаров, а сбыт происходит в условиях жесткой конкуренции.

Немаловажным условием успешного функционирования спортивных клубов, федераций, комитетов и отдельных спортсменов является создание позитивного мнения о себе и своей деятельности в кругах широкой общественности, а также среди собственных работников. Формирование благоприятного имиджа своей организации, создание доброго имени в значительной степени помогают участникам экономических отношений в области спорта решать многие задачи, такие как: привлечение спонсоров, дополнительных болельщиков, молодых и уже сложившихся спортсменов и тренеров, установление хороших контактов со средствами массовой информации, зарубежными организациями и государственными органами. Реклама спортивных клубов с позитивным имиджем, их эмблем и товарных знаков воспринимается общественностью с большим доверием.

Цель исследования - оценка конкурентоспособности частного хоккейного лагеря по модели Мак Кинзи (МсК^еу).

Методика и организация исследования. Объектом эксперимента был выбран частный хоккейный лагерь <^АСН-САМР». С помощью матрицы Мак Кинзи (МсК^еу) оценивались конкурентные позиции спортивной организации и потенциал различных направлений деятельности для продвижения услуг в новых сегментах.

В расчетах уровня конкурентоспособности услуг и привлекательности рыночного сегмента использовался интегральный показатель оценки, позволяющий повышать правдоподобность оценки, так как использует вес (или важность) критериев.

Результаты исследования и их обсуждение. Оценка конкурентоспособности услуг хоккейного лагеря <^АСН-САМР», представленная в табл. 1, показала, что самыми весомыми факторами явились: уникальное преимущество авторских методик подготовки юных хоккеистов; удовлетворение потребностей целевой аудитории; сила бренда, подразумевающего хороший имидж, высокий уровень знания, лояльность аудитории.

Средний вес факторов пришелся на такие критерии, как: достаточные финансовые, трудовые, временные, ресурсы для функционирования на новом рынке; управленческая гибкость и быстрая адаптация к рыночным изменениям. Слабый вес факторов пришелся на критерии: высокий уровень конкуренции в сегменте (рынок насыщен); быстрая реакция со стороны конкурентов на деятельность организации.

Наиболее важными факторами конкурентоспособности услуги являются ее уникальность и способность удовлетворять потребности целевой аудитории максимально полно.

Результаты оценки по критериям привлекательности сегмента хоккейного лагеря «YACH-CAMP» представлены в табл. 2.

Следует отметить, что привлекательность сегмента влияет на целесообразность высоких вложений в развитие товара на данном рынке, является индикатором для получения сверхприбыли в сегменте. Критерии привлекательности рынка включают в себя оценку внутрирыночных факторов, спроса и тенденции развития рынка.

Самыми весомыми факторами явились: существование на рынке неудовлетворенных и скрытых потребностей; низкий уровень культуры использования услуги (следовательно, есть возможность роста); невысокая сила конкурирующих брендов (низкий уровень знания, лояльности, несформированный имидж продукта); высокий объем продаж сегмента.

Средний вес факторов пришелся на такие критерии, как: высокие темпы роста сегмента или превышение темпов роста рынка; низкие инвестиции в рекламу в сегменте; незначительное количество игроков в сегменте. Наименее значимыми оказались факторы: прогноз долгосрочного роста сегмента; имеющиеся возможности для расширения ассортимента в сегменте; минимальные риски влияния внешних факторов (экономических, политических, социальных тенденций).

От положения услуги или сегмента рынка в матрице зависит маркетинговая стратегия, а именно, чем выше конкурентоспособность услуги, и чем выше привлекательность рынка, тем выше потенциал достижения успехов в данном направлении деятельности; чем слабее услуга организации относительно конкурентов, чем ниже привлекательность отрасли, тем ниже возможности для роста бизнеса в данном направлении.

Сегмент оценивается как перспективный для входа, если он имеет высокие оценки как минимум по одному из критериев: либо «высокий по привлекательности», либо «высокий по конкурентоспособности». Сегменты, отмеченные зеленым цветом в матрице, могут быть рассмотрены как целевые в случае: если существуют положительные прогнозы по вопросу привлекательности и конкурентоспособности сегмента; или выход в данные сегменты обеспечит более легкое проникновение в будущем в наиболее привлекательные сегменты. Сегмен-

Таблица 1. Критерии конкурентоспособности услуг хоккейного лагеря «YACH-CAMP»

Критерии конкурентоспособности Вес фактора Оценка выраженности фактора от 1 до 10 Итоговая оценка Сегмент 1 Итоговая оценка Сегмент 2

100% Сегмент 1 Сегмент 1 7,25 5,69

Услуга частного хоккейного лагеря «YACH-CAMP» имеет уникальное преимущество (авторские методики подготовки юных хоккеистов) 27% 8 3 2,16 0,81

Услуга частного хоккейного лагеря «YACH-CAMP» удовлетворяет потребности целевой аудитории 20% 9 9 1,8 1,8

Сила бренда частного хоккейного лагеря «YACH-CAMP», под которым реализуется услуга, сопоставима или выше, чем у конкурентов (бренд имеет хороший имидж, высокий уровень знания, лояльность аудитории) 15% 5 10 0,75 1,5

Частный хоккейный лагерь «YACH-CAMP» обладает достаточными ресурсами для функционирования на новом рынке (финансовые, трудовые, временные, квалификация) 12% 7 4 0,84 0,48

Частный хоккейный лагерь «YACH-CAMP», как организация, является гибкой и может быстро адаптироваться к рыночным изменениям 10% 9 7 0,9 0,7

Уровень конкуренции в сегменте высокий (рынок насыщен) 8% 2 2 0,16 0,16

Быстрая реакция со стороны конкурентов на деятельность организации 8% 8 3 0,64 0,24

Таблица 2. Критерии привлекательности сегмента хоккейного лагеря «YACH-CAMP»

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Критерии конкурентоспособности Вес фактора Оценка выраженности фактора от 1 до 10 Итоговая оценка Сегмент 1 Итоговая оценка Сегмент 2

100% Сегмент 1 Сегмент 1 8,10 4,75

Объем продаж сегмента высокий 12% 10 8 1,2 0,96

Темпы роста сегмента высокие или превышают темпы роста рынка 10% 9 5 0,9 0,5

Кол-во игроков в сегменте незначительно 9% 3 2 0,27 0,18

Инвестиции в рекламу в сегменте отсутствуют или находятся на низком уровне 10% 8 4 0,8 0,4

Существуют возможности для расширения ассортимента в сегменте 5% 10 9 0,5 0,45

Низкий уровень культуры использования услуги (значит, есть возможность роста) 14% 8 4 1,12 0,56

Сила конкурирующих брендов невелика (низкий уровень знания, лояльности, несформированный имидж продукта) 12% 8 3 0,96 0,36

На рынке существуют неудовлетворенные и скрытые потребности 15% 7 2 1,05 0,3

Прогнозируется долгосрочный рост сегмента 8% 10 8 0,8 0,64

Риски влияния внешних факторов (экономических, политических, социальных тенденций) минимальны 5% 10 8 0,5 0,4

70

http://www.teoriya.ru

№5 • 2023 Май | Мау

ты, отмеченные оранжевым цветом, должны рассматриваться с особой осторожностью, так как обладают высокими рисками.

Выводы. Результаты оценки конкурентного преимущества частного спортивного лагеря показали, что наибольшее значение в его формировании имеет обеспеченность финансовыми, кадровыми, инвестиционными ресурсами. Сотрудничество руководства частного лагеря со спонсорами и стратегическими партнерами указывает на грамотно выстроенную политическую стратегию, что является эффективным инструментом маркетинга, а также свидетельством инвестиционной привлекательности для множества крупных компаний региона.

Литература

1. Зуев В.Н. Спортивный арбитр: учеб. пособие / В.Н. Зуев. - М.: Советский спорт, 2004. - 394 с.

2. Зуев В.Н. Влияние волевых характеристик волейбольного арбитра на его профессиональный рост / В.Н. Зуев, В.В. Насонов // Теория и практика физической культуры - 2010. - № 1. - С. 77-80.

3. Насонов В.В. Проектирование комплекса спортивного маркетинга и основных направлений деятельности волейбольного клуба «Са-мотлор» / В.В. Насонов, А.А. Мальцев, А.В. Маняхин // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: актуальные вызовы и ответы. -2020. - С. 66-72.

4. Насонов В.В. Эффективность PR-стратегии формирования положительного имиджа волейбольного клуба «Локомотив» (г. Новосибирск) В.В. Насонов, А.А. Мальцев, А. Цымбал, Е.В. Шуршилина // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: целевые ориентиры, технологии и инновации. - 2021. - С. 94-105.

References

1. Zuev V.N. Sportivnyy arbitr [Sports referee]. Study guide. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2004. 394 p.

2. Zuev V.N., Nasonov V.V. Vliyaniye volevykh kharakteristik voleybol-nogo arbitra na yego professionalnyy rost [The influence of the volitional characteristics of a volleyball referee on his professional growth]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2010. No. 1. pp. 77-80.

3. Nasonov V.V., Maltsev A.A., Manyakhin A.V. Proyektirovaniye kom-pleksa sportivnogo marketinga i osnovnykh napravleniy deyatelnosti voleybolnogo kluba «Samotlor» [Designing a complex of sports marketing and the main activities of the volleyball club "Samotlor"]. Strategiya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni naseleniya sredstvami fiziches-koy kultury i sporta: aktualnyye vyzovy i otvety. 2020. pp. 66-72.

4. Nasonov V.V., Maltsev A.A., Tsymbal A., Shurshilina E.V. Effektivnost PR-strategii formirovaniya polozhitelnogo imidzha voleybolnogo kluba «Lokomotiv» (g. Novosibirsk) [Effectiveness of the PR-strategy for the formation of a positive image of the volleyball club "Lokomotiv" (Novosibirsk)]. Strategiya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni naseleniya sredstvami fizicheskoy kultury i sporta: tselevyye oriyentiry, tekhnologii i innovatsii. 2021. pp. 94-105.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ШАХМАТИСТОВ НА ОСНОВЕ

ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ШАХМАТНЫХ ПРОГРАММ

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Бурцева1

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Бурцев1

Кандидат педагогических наук, доцент М.Н. Чапурин2

1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

2Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары

УДМ^С 796/799

Ключевые слова: методика, технико-тактическая подготовка, квалифицированные шахматисты, компьютерные шахматные программы.

Введение. Применение инновационных технологий компьютерных шахматных программ, направленных на развитие абстрактно-логического мышления, значительно расширяет возможности эффективного управления процессом технико-тактической подготовки квалифицированных шахматистов и повышает уровень их игрового мастерства [1, 2].

Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность методики технико-тактической подготовки квалифицированных шахматистов на основе применения компьютерной шахматной программы ChessBase.

Методика и организация исследования. Методика общей технико-тактической подготовки осуществлялась совместно с тренером и включала в свое содержание решение следующих задач: разучивание типовых стратегических приемов; продвижение в реализации тактических идей; изучение динамических позиций и отработка розыгрыша эндшпиль. Специальная технико-тактическая подготовка проводилась самостоятельно в индивидуальном формате разыгрываемых шахматных позиций и эффективного решения задач на игровой платформе Chess.com, а также анализа дебютных партий с применением программ ChessBase 15. В процессе работы на данной платформе были разработаны дебютные схемы, что позволило сформировать индивидуальную картотеку дебютного репертуара.

Результаты исследования и их обсуждение. Вначале педагогического эксперимента в выборках контрольной

METHODOLOGY OF TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF QUALIFIED CHESS PLAYERS BASED ON THE USE OF COMPUTER CHESS PROGRAMS

PhD, Associate Professor E.V. Burtseva1 PhD, Associate Professor V.A. Burtsev1 PhD, Associate Professor M.N. Chapurin2 1Volga Region State University of Physical Culture,

Sports and Tourism, Kazan 2I.N. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary

Поступила в редакцию 27.02.2023 г.

и экспериментальной групп не было выявлено статистически значимых различий в показателях технико-тактической подготовленности квалифицированных шахматистов. В конце формирующего эксперимента в КГ наблюдался незначительный прирост по исследуемым показателям, вместе с тем, в ЭГ в результате применения разработанной методики был отмечен значительный прирост по следующим показателям технико-тактической подготовленности: «количество решаемых задач на комбинационное зрение» увеличилось на 18%; «количество решаемых задач на технику расчета вариантов» на 20%; «точность игры» на 22%. Статистический анализ результатов отборочных соревнований по шахматам РТ показал, что в конце эксперимента все испытуемые ЭГ по сравнению с КГ были отобраны в финал Первенства РФ.

Выводы. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют об эффективности методики технико-тактической подготовки квалифицированных шахматистов на основе применения компьютерных шахматных программ, что создает перспективы внедрения в тренировочный процесс инновационных компьютерных шахматных программ, направленных на повышение результативности соревновательной деятельности.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бурцев В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

2. Бурцева Е.В. Развитие интеллектуальных способностей квалифицированных боксеров / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, И.В. Кожанов // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 1. - С. 58.

Информация для связи с автором: volder1968@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.