Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
- установление административной ответственности налогоплательщиков - продавцов за несоблюдение порядка оформления и предъявления покупателям счетов-фактур;
- ужесточение требований к счету-фактуре как юридически значимому для обоснования вычетов документу: бланки счетов-фактур должны быть бланками строгой отчетности, изготовленными типографским способом и защищенными от подделки (с регистрацией в налоговых органах);
- совершенствование системы предварительной уплаты НДС в бюджет путем введения в оборот защищенных от подделки счетов-фактур специального вида (по принципу налоговой марки) применительно к обороту отдельных видов товаров (отдельные экспортные товарные группы, имеющие главное бюджетообразующее значение). Приобретение у государства специального бланка счета-фактуры должно юридически приравниваться к уплате соответствующих сумм налога.
Совершенствование системы администрирования НДС предполагает следующие меры:
- расширение сферы и временных рамок проведения камеральных проверок, совершенствование механизма проведения встречных проверок;
- развитие форм информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, финансовыми и правоохранительными органами, усиление роли последних в проведении мероприятий налогового контроля;
- введение специального порядка регистрации плательщиков НДС;
- создание единого информационного пространства с применением электронных счетов-фактур.
Построение эффективной системы функционирования НДС возможно только при реализации комплексного подхода к данной проблеме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1.
2. МинаевБ.А. НДС в условиях реформирования налогового законодательства. М.: Налоговый вестник, 2005.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. I, II. М.: ЭКМОС, 2007.
4. Цибизова О.Ф., Чехарина З.А., Вихляева Е.Н., Хромова М.Н. О налоге на добавленную стоимость // Налоговый вестник. 2006. № 2.
СУКИАСЯН Д.А.
МАРКЕТИНГОВЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
С 2000 года отношения в цепях поставок розничных сетей изменились: значительная доля рыночной власти перешла от поставщиков, господствовавших на протяжении 90-х гг., к розничным продавцам. Произошло это, по мнению В. Радаева, потому, что, во-первых, резко усилился экономический вес розничных сетей, которые росли опережающими темпами. Работа с торговыми сетями стала выгодной для поставщиков с точки зрения объемов и устойчивости продаж. Во-вторых, розничные сети стремительно развивают современные торговые форматы, более эффективные с точки зрения управления поставками и более привлекательные для конечного потребителя [1]. В этих условиях само наличие товара в ведущих сетях сегодня играет принципиальную роль для его продвижения. В специальной литературе этот процесс назван переходом от цепей поставок, регулируемых производителями, к построению цепей поставок, регулируемых покупателем, где в качестве покупателя как раз и выступают розничные компании. Этот объективный процесс, наблюдаемый во множестве других стран, и послужил причиной волнений и законотворческих инициатив.
Одной из характерных особенностей исследования стратегии сети яв-ляется многовариантность путей и методов достижения результата. К одной и той же стратегии развития сети можно прийти посредством своевременного управленческого воздействия на различные составляющие среды. Но степень эффективности регулирования может быть различной. Поэтому необходимым условием исследования стратегии развития сети является использование принципа оптимальности, в соответствии с которым объектом исследования выступает не только качественный уровень стратегии, но и эффективность способов достижения результатов.
Любое управленческое воздействие, имеющее своей целью повышение уровня стратегии предприятия с точки зрения оптимальности регулирования, может быть оценено различными показателями: увеличением объема продаж, повышением качества продукции, улучшением финансовой деятельности [2].
Избранные с учетом одного из указанных параметров варианты управленческого воздействия могут оказаться нерациональными или даже неприемлемыми с точки зрения других. Принцип оптимальности предполагает комплексную оценку путей достижения определенных конкурентных позиций и с учетом прямых затрат, связанных с реализацией мероприятий по регулированию отдельных факторов внутренней и внешней среды, поддержанием новой стратегии развития предприятия.
Подходы к оценке результатов управленческого воздействия не могут ограничиваться только конкретным количественным результатом в определенный момент времени, так как практически любое регулирующее воздействие характеризуется не только множественностью, но и разновременностью получаемых результатов.
Принцип конструктивности в исследовании стратегии предприятия означает, что приходится определять не только достигнутый уровень стратегических решений, но и конкретные пути его повышения [3].
При функциональном подходе к стратегии предприятия оценка воздействия каждой составляющей среды одновременно предусматривает оценку соответствующих функций управления, которые в зависимости от условий внешней и внутренней среды предприятия в каждый конкретный промежуток времени могут быть основными, вспомогательными, полезными, вредными, бесполезными, нейтральными и излишними.
Институционально-сетевая транснационализация бизнеса - это процесс объективный,
и, как всякий объективный процесс, он несет больше положительных моментов, чем отрицательных. Если бы не было международной экспансии, то, возможно, компании часть этих денег вкладывали бы в России. Вступление в ВТО, рассматривается в общем контексте транснационализации бизнеса, как очень полезный инструмент для того, чтобы многим нашим конкурентоспособным компаниям упрочить свои позиции на мировых рынках. При этом все большее число российских компаний отказываются от оффшорных схем владения бизнес. В настоящее время многие государства, в том числе, и Россия, ужесточают требования к оффшорным компаниям. Планируется с помощью новых правил оформления налоговых деклараций, отслеживать связи российских компаний с оффшорами. Организации обяжут перечислять данные обо всех аффилированных иностранных фирмах.
Несмотря на то, что рынок организованной сетевой розничной торговли является одним из признаком развитой экономики, на сегодняшний день в Тбилиси функционирует всего 7 крупных и благоустроенных торговых центров. Подданным «Deloitte & Touche», общая площадь существующих на сегодняшний день в Тбилиси современных торговых центров составляет примерно 60-80 тыс. кв. м, причем среди них нет ни одного крупного международного торгового центра, т.к. на рынок еще не вошли известные международные операторы розничной торговли (Tesco, Wall-Mart и др.). Это обусловлено незначительной емкостью грузинского потребительского рынка, за счет чего Грузия не входит в список 30 наилучших развивающихся стран, яв-ляющихся привлекательными для международных операторов сети розничной торговли: среди стран постсоветского пространства консультационная компания «AT Kearny» ежегодно выделяет лишь Россию, Украину, Литву и Латвию.
На грузинском рынке полностью доминируют местные компании. Существующие в Тбилиси торговые площади можно разделить на три основные группы - несколько крупных
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
торговых центров, магазины, открытые рынки и ярмарки. Большая часть оборота розничной торговли приходится на ярмарки и магазины.
В отличие от крупных торговых центров в Тбилиси хорошо развита сеть магазинов розничной торговли. Например, число сети аптек фармацевтических компании «PSP» и «Avers» превышает 100 единиц. У компании по реализации бытовой техники «Beko» и «Elit Electronics» в Тбилиси открыто около 20-30 магазинов. Самой большой сетью магазинов владеет компания «Попули» («Populi») -30 магазинов.
В Тбилиси зарегистрировано около 110 открытых торговых мест, а число торговцев на данных объектах в 2007 году достигло 19 тыс. человек. По всей Грузии функционирует 310 открытых рынков общей площадью 1,8 млн кв. м. В Тбилиси общая площадь открытых рынков составляет 500-600 тыс. кв. м.
Проекты строительства современных торговых центров являются привлекательными для местных девелоперов с точки зрения вложения инвестиций. Вскоре в Тбилиси начнут функционировать несколько новых торговых центров, что существенно изменит баланс между спросом и предложением. В период с 2008 по 2010 гг. в Тбилиси откроется еще 8 современных торговых центров, общей площадью примерно в 150 тыс. кв. м. Кроме того, в Тбилиси осуществлены несколько крупных транзакций по продаже земельных участков и предполагается, что и эти участки будут использованы для строительства торговых центров.
Основной причиной повышения спроса на торговые центры и коммерческие площади является высокий темп роста торгового оборота. В период с 2003 по 2007 гг. оборот розничной торговли в Тбилиси увеличился почти в 4 раза. В будущем одним из существенных фактов повышения спроса на торговые/коммерческие площади должен стать рост ВВП и рост доходов населения, а так же преобразование старых ярмарок открытого типа в современные торговые центры.
На сегодняшний день коммерческие/торговые центры являются одним из наиболее дорогих видов недвижимого имущества в Грузии. Стоимость аренды коммерческой площади в торговых центрах, расположенных в престижных районах Тбилиси, в два раза превышает арендную плату за офисные центра класса «A», расположенных в тех же районах города.
Например, арендная плата за 1 кв. м коммерческой площади в торго-вом центре «GTC» составляет 90 евро в месяц, а в торговых центрах «Кидобани» и «Мегалайн» - 40-60 евро. При этом размер ежемесячной платы за аренду офисных площадей в центрах класса «A» колеблется в пределах 27-35 евро за 1 кв. м. В среднем арендная плата за 1 кв. м офисной площади в Тбилиси составляет 20 евро.
Коэффициент загруженности торговых центров составляет почти 100%. Практически все коммерческие площади торговых центров уже арендованы, а если площади высвобождаются, то ненадолго.
Что касается открытых ярмарок, ежегодная арендная плата со-ставляет около 20 евро за 1 кв. м, что почти в 8-10 раз меньше арендная плата за коммерческие площади в современных торговых центрах. Коэффициент загруженности открытых ярмарок составляет примерно 75-80%.
Из-за недостатка информации по ценам продажи коммерческих площадей трудно установить точный процент доходности торговых центров. По предположительной оценке экспертов на сегодняшний день доходность тбилисских торговых центров составляет примерно 14-16% годовых.
Первой в нише мультиформатного сетевого ритейла в Грузии стала тбилисская сеть розничной торговли «Попули». Идея создания подобной сети появилась в 2001 г., после чего последовало открытие первого магазина. Целевой сегмент рынка сети - средний класс и покупатели с доходами выше среднего уровня. Средний чек в магазинах «Попули» в 2007 г. составлял 4,1 евро. Принципы работы сети ориентированы на качество продукций и широкий набор продуктовых линеек, формируемый в соответствии с предпочтениями потребителей.
Ритейлинговая торговая сеть «Попули» только в Тбилиси обслуживает более 100000 домохозяйств. Перед открытием каждого нового магазина сети, компания проводит анализ рынка с целью выявления уровня покупательной способности потенциальных клиентов, а так же товарных предпочтений местных потребителей.
Специфика экономической ситуации в Грузии во многом обусловила маркетинговую стратегию компании. Основным конкурентом организованной торговли в Грузии продолжают оставаться открытые рынки, что обусловлено традиционными формами взаимодействия на продовольственном рынке: низкая покупательная способность породила квазикредитование, когда покупатели берут товар у продавцов с отсрочкой оплаты.
Помимо этого, структура потребительских предпочтений демонстрирует лояльность покупателей к свежей, промышленно необработанной продукции. Поэтому одним из компонентов финансово-маркетинговой стратегии рителинговой торговой сети стало открытие кредитных карт в магазинах и включение региональных производителей в структуру поставщиков, что было широко освещено в рекламной компании. Результатом этой политики стала высокая узнаваемость брэнда, достигшая в 2007 г. 95%.
Наращивание масштаба торговой сети компании «Попули» идет высокими темпами. Так, в течение года, количество магазинов увеличилось на 43% (с 17 магазинов на 01.01.2007 до 30 магазинов на 01.01.2008). Инновационная для грузинского рынка стратегия развития сети базируется не только на удовлетворении текущих потребностей покупателей, но и на принципах форсайта - перспективного видения запросов рынка.
Система внешних коммуникаций торговой сети «Попули» построена на принципах прямых транзакций с внешними контрагентами. Так, сеть не работает с посредниками, а вся система формирования дистрибутивного ряда строится только через взаимодействие с непосредственными производителями посредством принадлежащего компании логистического департамента. Ритейлинговая торговая сеть «Попули» имеет современную организационную структуру, согласно которой все магазины подчинены департаменту дистрибьюции. В сети занято более 1500 человек.
Финансовый эффект ритейлинговой торговой сети во многом обусловлен возможностью тиражирования технологий по сети. В частности, единые центры управления, корпоративный стиль, интерьер и экстерьер торговых площадей, база поставщиков и промоутерские акции для потребителей апробируются на базе одного из элементов торговой сети, а затем распространяются на требуемое число компонентов.
Магазины торговой сети «Попули» работают в режиме круглосуточной торговли. Среди продуктовых линеек сети представлены более 300 грузинских и иностранных производителей, хорошо известных как на грузинском, так и на международном рынке.
Среди акционеров компании - Национальный банк Грузии, американская инвестиционная компания «Firebird Aurora Fund», немецкая инвестиционная группа «Ostinvestor» и шведская финансовая компания «EastCapital».
Сеть работает в трех форматах:
- дискаунтер,
- супермаркет,
- гипермаркет.
Магазины каждого формата имеют свои специфические черты (табл.1).
Таблица 1
Характеристики форматов торговли ритейлинговой торговой сети «Попули» [4]
Характеристики Дискаунтер Супермаркет Гипермаркет
Сервис 24 часа 24 часа 16 часов
Ассортимент (кол-во наименований) 3000 7000 20 000
Торговая площадь, кв. м до 1000 до 1000 до 3000
Торговля опт и розница опт и розница опт и розница
Дополнительно - кулинария кулинария, пекарня, кафе
В настоящее время сеть «Попули» состоит из 30 действующих торго-вых точек в Тбилиси и регионах. Еще 9 торговых точек находятся в стадии строительства. К концу 2008 г. сеть должна достичь 60 магазинов.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Сеть продолжает реализовать стратегию экспансии, открыв в 2007 г. 14 магазинов, среди которых 6 супермаркетов и 8 дискаунтеров. Совокупные инвестиции в открытие новых магазинов составили порядка 7,1 млн евро. Финансовый оборот компании увеличился в 3 раза (20 млн евро в 2007 г. по сравнению с 6,7 млн евро в 2006 г.). Рост сопоставимых продаж (без учета продаж новых магазинов) составил 52%.
Компания «Попули» не является единственной розничной сетью в Грузии, хотя ее доля на рынке розничной торговли составляет 7%. Этот сегмент торговли быстро развивается, и растет количество конкурирующих сетей. Ближайшими конкурентами «Попули» в Грузии являются сети Goodwill, IBS, Livo Group. В настоящее время компания ве-дет переговоры о приобретении одной из сетей-конкурентов. Кроме того, до 2009 года «Попули» планирует провести четвертый раунд допэмиссии и повысить капитализацию путем выхода на местные фондовые биржи, а затем и на международные площадки.
На данный момент, акционерами «Попули» являются инвестиционные компании и фонды Galt & Taggart Capital (22,45% акций), Firebird Aurora Fund (21,93%), Ostinvestor (12,50%), а также EastCapital (12,50%). Учредителем и генеральным директором компании является Евгений Пичхая, держащий 30,62% акций.
Анализ финансового состояния компании основывается на показателях, характеризующих степень ликвидности предприятия, его деловую активность, эффективность управления источниками средств, рентабельность и рыночную активность фирмы.
На основе проведенных автором в исследовании расчетов было установлено, что ликвидность компании имеет возрастающий тренд, что свидетельствует о достаточной платежеспособности компании, обусловленной сохранением эффективной структуры капитала.
Анализ динамики показателя чистого оборотного капитала показал благоприятную инвестиционную и кредитную картину для компании. Это происходит за счет увеличения объемов продаж. В преддверие допэмиссии компании следует сохранять эту же динамику и в последующих периодах.
Оценка качества активов послужила более детальным инструментом анализа финансовой устойчивости компании. Если величина активов неоправданно завышена, компании придется нести дополнительные расходы (например, проценты по дополнительным банковским ссудам), что негативно скажется на прибылях. С другой стороны, если величина активов недостаточна для выполнения производственной программы, могут быть утрачены выгодные коммерческие сделки.
Коэффициент оборачиваемости запасов отражает скорость реализации товарно-материальных запасов компании. Чем выше этот показатель, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем устойчивее считается финансовое положение фирмы, что особенно актуально для ритейлинговых сетей. Динамика оборачиваемости запасов свидетельствует о сохранение эффективности продаж в масштабах наращиваемой сети. Можно сделать вывод о том, что экспансионалистская стратегия компании «Попули» оправдана наличием эффективной сети дистрибьюции. Кроме того, динамика свидетельствует об активных реинвестициях в основной компании «Попули» в 2006 г., что характерно для экспансионалист-ской стратегии в регионы с закупкой недвижимости. Однако, приносимые в 2007 г. 2,5 единицы дохода на единицу вложений характеризуют компанию как высокодоходную.
Динамика изменения основных финансовых показателей торговой компании сетевого ритейла АО «Попули» свидетельствует об опыте модификации активов компании с сохранением роста показателей, обуславливающих финансовую устойчивость в долгосрочном периоде. Гармонизация динамик роста долгосрочной дебиторской задолженности и кредиторской задолженности позволяет выделять инструменты для развития сети.
Анализ направлений территориальной экспансии компании свидетельствует о согласованности стратегии развития дистрибьюторской сети и менеджерской сети как основного носителя организационного капитала. По нашему мнению, превалирующее количество региональных представительств АО «Попули» в Грузии позволяет говорить о высокой степени охвата национального рынка торговой сетью благодаря нишевой конкурентной стратегии и использованию новых сетевых технологий и принципов организации структуры бизнеса, финансовыми преимуществами которой являются:
- возможность получения стабильных денежных потоков за счет низкой корреляции потоков доходов подразделений компании. Получение ста-бильных денежных потоков снижает риск дефолта компании, и это, в свою очередь, определяет следующий признак диверсифицированной компании;
- возможность привлечения значительных объемов финансирования;
- наличие внутреннего перелива капитала, посредством которого происходит перераспределение капитала между элементами сети, что позволяет внедрять перспективные проекты и увеличивать долгосрочную стоимость сетевой компании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Радаев В.В. Правила игры: В защиту «торгашей» / Ведомости, 2008. № 77 (2099) от 28 апреля 2008 г.
2. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. - СПб., 2006. С. 67.
3. Бородин А.И., Николаева С.И. К оценке стратегии развития предприятия в конкурентной среде // Проблемы современной экономики, 2005, № 1 (5).
4. Составлено автором в ходе диссертационного исследования.
БАГОВА Д.М., БУЗДОВ З.З.
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК
Сельское хозяйство является ведущим сектором экономики, формирующим основную часть валового регионального продукта Кабардино-Балкарской Республики. За годы реформ в данном секторе произошли глубокие социально-экономические преобразования. В этих преобразованиях главным является изменение отношений собственности, которое направлено на формирование многоукладной экономики, предполагающей наличие крупных и мелких форм хозяйствования.
Хозяйствующих субъектов малого бизнеса, занимающихся сельскохозяйственным производством, можно условно разделить на две группы. Первая группа представлена хозяйствами населения, стабильность функционирования которых зависит от помощи, оказываемой им сельскохозяйственными предприятиями. Во вторую группу входят малые сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые конкурируют с крупными предприятиями и между собой.
Как известно, хозяйства населения существовали и раньше. Но в ходе реформ выросли их масштабы, качественно трансформировались социально-экономическая природа и функции, что дает основания для их выделения в особый уклад.
Основу хозяйств населения составляют личные подсобные хозяйства и садово-огородные участки. Однако в общей структуре данного социально-экономического уклада садовоогородные хозяйства занимали небольшой удельный вес и по площади земельных угодий, и по производству продукции.
В Кабардино-Балкарской Республике в 2000 г. 40,9 тыс. семей располагали садовыми участками общей площадью 2,9 тыс. га и 44,4 тыс. семей - огородными участками общей площадью 2,8 тыс. га. На начало 2006г. насчитывалось 38,4 тыс. садовых участков, а огородные хозяйства уже не функционировали.
Ключевую роль в анализируемом укладе занимают личные подсобные хозяйства населения.
Развитие личных подсобных хозяйств стало заметным явлением в аграрной экономике России в 90-е годы ХХ века. С одной стороны, это признак прогрессивных сдвигов в аграрной структуре страны и доказательство преимуществ частносемейного производства по сравнению с коллективным. С другой стороны, это было проявление углубляющегося аграрного
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2