Научная статья на тему 'Маркетинговые и экологические исследования важные направления в развитии отечественного производства фитопрепаратов'

Маркетинговые и экологические исследования важные направления в развитии отечественного производства фитопрепаратов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1035
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИТОПРЕПАРАТЫ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТИТЕЛЬНОЕ СЫРЬЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / PHARMACEUTICAL MANUFACTURES / PHYTOPREPARATIONS / MEDICINAL RAW MATERIAL / ECONOMICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Попов И. В., Попова О. И.

Изучены технико-экономические особенности производства фитопрепаратов. Определена маркетинговая стратегия на предприятиях, выпускающих препараты из растительного сырья, включающая товарную политику, каналы распределения и товародвижения, ценообразование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Попов И. В., Попова О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING AND ECOLOGICAL INVESTIGATIONS IMPORTANT WAYS IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL PHYTOPREPARATIONS MANUFACTURE

Technical and economic features of phytopreparations manufacture have been studied. Marketing strat-egy at the enterprises which are letting out preparations from vegetative raw material, including a com-modity policy, channels of distribution and motion, pricing has been certain.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые и экологические исследования важные направления в развитии отечественного производства фитопрепаратов»

УДК 339.18(074.4)661.123

МАРКЕТИНГОВЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ -ВАЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ФИТОПРЕПАРАТОВ

© 2010 И.В. Попов, О.И. Попова

Пятигорская государственная фармацевтическая академия

Поступила в редакцию 30.09.2010

Изучены технико-экономические особенности производства фитопрепаратов. Определена маркетинговая стратегия на предприятиях, выпускающих препараты из растительного сырья, включающая товарную политику, каналы распределения и товародвижения, ценообразование.

Ключевые слова: фармацевтические предприятия, фитопрепараты, лекарственное растительное сырье, экономические факторы

Определение медицинской и фармацевтической промышленности в качестве одного из приоритетных направлений модернизации российской экономики и утверждение Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2010 г. привели к тому, что отрасль оказалась в сфере действия мер по стимулированию инновационного развития экономики. Причины пристального внимания к отрасли заключаются не только в том, что она потенциально является одной из более наукоемких, но и в том, что в последние годы значительно расширились государственные программы лекарственного обеспечения. В связи со значительными государственными инвестициями в лекарственное обеспечение на повестке дня оказался вопрос о необходимости использования этих средств для развития российской фармацевтической отрасли и создания фармацевтических кластеров [1]. По данным анализа С. Романовой производство лекарственных средств (ЛС) по России в первом квартале 2010 г. увеличилось по сравнению с прошлым годом на 61,5% и составило 28343,363 млн. руб. Существенно возросло производство ЛС на следующих ведущих предприятий отрасли: ОАО «Нижфарм» - в 1,57 раза; ОАО «Фарм-стандарт-УфаВита» - в 2,8 раза; ОАО «Фарм-стандарт-Лексредства» - в 1,74 раза; ОАО «Верофарм» (Белгородский филиал) - в 1,32 раза [2].

ОАО «Красногорсклексредства», основной производитель ЛС из нативного лекарственного растительного сырья (ЛРС) имеет

Попов Иван Викторович, кандидат фармацевтических наук, ассистент кафедры управления и экономики фармации. E-mail: beegeeslover@mail.ru Попова Ольга Ивановна, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры фармакогнозии

70-летнюю историю и большой опыт работы с лекарственным растительным сырьем. Опыт ОАО «Красногорсклексредства» с 1996 г. систематически дополняется опытом немецкой фирмы «Мартин Бауер» (Германия), которой теперь принадлежит 100% акций. В год обе компании перерабатывают более 30 тыс. тонн сухого растительного сырья [3]. Устаревшая на сегодняшний день ГФ XI изд. рекомендует производителю осуществлять контроль качества исходного ЛРС и готового ЛС по ОФС «Правила приемки лекарственного растительного сырья», в то время как в ЕС контроль ЛРС проводится по Спецификациям. Причем объем требований, заложенных в Спецификации по ГОСТ 52249, намного шире характеризует сырье, поступающее для переработки, чем требования ГФ XI. Согласно ГОСТ 52249 фармакологическая активность и стабильность готового ЛС во многом зависит от способа получения ЛРС, т.е. от выбора семян, условий выращивания и заготовки сырья. Именно поэтому в Спецификацию на ЛРС введены требования о происхождении сырья, об использовании пестицидов при его заготовке, методы определения содержания пестицидов и их допустимые концентрации, а также испытания на содержание токсичных металлов и др. [3, 4]. Однако на аптечном рынке готовых ЛС по прежнему доминируют иностранные производители. Переработку ЛРС в фармацевтической промышленности России осуществляют более 100 предприятий, имеющих федеральные лицензии. Лицензии на право производства галеновых препаратов имеют в России 82 предприятия, из них 18 предприятий фармацевтической промышленности и 29 фармацевтических фабрик.

2091

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 1(8), 2010

Практически во всех видах производств лекарственных препаратов растительного происхождения имеет место прирост производственных мощностей. Тем не менее с переходом к рынку ощутимых структурных преобразований в производстве ЛС растительного происхождения не произошло. Рыночные механизмы даже при спросе населения пока не смогли существенно изменить ситуацию в сторону модернизации и технического перевооружения галеновых и новогаленовых производств фармацевтических заводов и фармацевтических фабрик [5].

Маркетинговые цели предприятий, выпускающих препараты из ЛРС, характеризуют производственно-техническую деятельность при маркетинговом сопровождении выпуска продукции, хозяйственно-экономическую деятельность предприятия с учетом создания на предприятии маркетинговых структур, инновационную деятельность предприятия, направленную на обновление выпускаемой продукции, формирование маркетинговых коммуникаций и экологическую деятельность, направленную на организацию маркетинга в рамках охраны окружающей среды. Основными составляющими комплекса маркетинга на предприятиях, выпускающих фитохимические препараты, являются:

- товарная политика (заранее разработанные действия товаропроизводителя, которые призваны обеспечить преемственность решений по формированию ассортимента ЛС и его управлению, поддержанию конкурентоспособности);

- каналы распределения и товародвижения (путь передвижения выпускаемых ЛС от производителей к потребителям, повышение его эффективности за счет создания на предприятии отдела логистики);

- ценообразование выпускаемой продукции (фитопрепаратов);

- коммуникационная политика (товарная реклама с указанием его специфических свойств, отличающих от других аналогов, и подчерки-вющих эффективность и безопасность, связь с общественностью).

Маркетинговые стратегии на фармацевтическом предприятии включают ряд функциональных блоков:

1. Организация управления маркетингом, направленная на ориентацию деятельности предприятия не только на совершенствование производства, но и на требования рынка, учет его потребностей.

2. Стратегическое планирование и контроль: планирование роста прибыли, издержек предприятия, увеличение доли рынка и доли

продаж, улучшение социальной политики предприятия.

3. Анализ рыночных возможностей, товарная стратегия, сегментирование и отбор целевых рынков, которые определяют что производить, с какими потребительскими свойствами и по какой цене [3].

С этой целью фармацевтические предприятия исследуют состояние рынка, потребности в своей продукции, продвижение товара на рынок, разрабатывают программу производства и обновления продукции, повышения ее конкурентоспособности. Большинство российских фармацевтических производств имеют изношенные производственные фонды и по этой причине остро нуждаются в инвестициях, которые определяют уровень технологической основы и эффективности маркетингового производства. Несмотря на сложное материальное положение предприятий фармацевтической промышленности, многие из них в силу отраслевых, территориальных и других сохраняют конкурентоспособность, а значит и инвестиционную привлекательность. В настоящее время ситуация с инвестиционным капиталом в России меняется, кардинально улучшаются условия финансирования инвестиционных проектов.

Эффективная инвестиционная деятельность фармацевтических предприятий не возможна без привлечения денежных средств (собственных, заемных). Активизация инвестиционного процесса в секторе российской экономики фармацевтических предприятий проходит по четким инвестиционным программным проектам, учитывающим технико-экономические особенности производства фитопрепаратов [1, 2]. Предприятия химико-фармацевтической промышленности, выпускающие фитохимические препараты, построены по цеховому принципу, т. е. состоят из комплекса специализированных отделений (цехов). В зависимости от характера выполняемой работы цеха можно подразделить на основные, вспомогательные и подсобные. Они состоят из ряда отделений и участков, представляющих собой собрание отдельных машин или аппаратов, выполняющих в разных условиях однотипную работу (измельчение, экстракцию, сушку и т.п.) или объединяющих ряд стадий технологического процесса (ТП). Планирование отделений цеха и расположение различных машин и аппаратов учитывает последовательность технологических операций (ТО) и организацию производственного потока в соответствии с требованиями ОСТ 42-510-98 и введенного в действии (с 01.01.2005) Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52249-2004 «Правила производства и контроля качества лекарственных фитопрепаратов».

2092

Производство фитопрепаратов относится к крупносерийным (т.е. в течение года периодически, например, в течение месяца, квартала, осуществляют выпуск однотипной продукции) и лишь иногда носит массовый характер (т.е. в течение года выпускают одну и ту же продукцию). Наряду с общими признаками, присущими химико-фармацевтической промышленности, производство фитохимических препаратов имеет следующие основные особенности:

- малотоннажность выпускаемой продукции (характерно для суммарных очищенных ЛС и индивидуальных веществ);

- высокий материальный индекс (количество сырья, необходимое для получения одной единицы продукции). Для новогаленовых препаратов и индивидуальных веществ он может составлять от 300 до 50000. В связи с низким содержанием действующих веществ в растительном сырье ТП на первых стадиях заключается в переработке больших количеств ЛРС, что приводит к образованию большого количества отходов, нередко плохо утилизируемых;

- большой ассортимент выпускаемой продукции (50-100 наименований ЛС на одном предприятии);

- высокие требования к чистоте получаемых продуктов, особенно для парентерального применения;

- значительные затраты на сырье и вспомогательные материалы, особенно при производстве очищенных препаратов;

- высокие требования к охране труда и технике безопасности, что обусловлено использованием больших количеств огневзрывоопасных и токсичных растворителей, а в ряде случаев -сильнодействующего растительного сырья.

Основные направления развития производства фитопрепаратов, позволяющие увеличить их выход и качество, снизить себестоимость и трудоёмкость, повысить фондоотдачу и рентабельность включают:

- совершенствование технологии уже известных фотохимических препаратов;

- разработку комплексной безотходной технологии ряда лекарственных веществ из основного вида сырья;

- внедрение в производство инновационных технологий для разделения и очистки выделяемых веществ, более совершенного оборудования для экстракции, применение более дешевых растворителей, усовершенствование способов их регенерации и использование шрота;

- снижение стоимости растительного сырья за счёт сокращения затрат при его заготовке;

- использование сырья с повышенным содержанием действующих веществ за счёт внедрения современных аграрно-технических мероприятий и методов селекции [5];

- совершенствование методов постадийного контроля в производстве фитохимических препаратов;

- организацию производства в соответствии с Международными стандартами производства и контроля качества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Голант, З. Фармацевтические кластеры - в поддержку развития отечественной фармотрасли / З.

Голант, Е. Трофимова // Ремедиум. 2010, №10. С. 5-15.

2. Романова, С. Рейтинг предприятий фармацевтической промышленности / С. Романова // Ремедиум. 2010. №10. С. 39-44.

3. Решетько, О.В. Регуляторный статус и проблема безопасности / О.В. Решетько, Н.В. Горшкова, К.А. Луцевич, А.М. Семибратова // Ремедиум. 2010. №5. С. 30-33.

4. Бровченко, В.И. Лекарственные средства растительной природы. Международные требования / В. И. Бровченко, Б. В. Бровченко // Фармацевтические технологии и упаковка. 2010. №1. С. 62-63.

5. Минина, С.А. Химия и технология фитопрепаратов / С.А. Минина, И.Е. Каухова. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009. 560 с.

MARKETING AND ECOLOGICAL INVESTIGATIONS -IMPORTANT WAYS IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL PHYTOPREPARATIONS MANUFACTURE

© 2010 I.V. Popov, O.I. Popova Pyatigorsk State Pharmaceutical Academy

Technical and economic features of phytopreparations manufacture have been studied. Marketing strategy at the enterprises which are letting out preparations from vegetative raw material, including a commodity policy, channels of distribution and motion, pricing has been certain.

Key word: pharmaceutical manufactures, phytopreparations, medicinal raw material, economical factors

Ivan Popov, Candidate of Pharmacy, Assistant at the Department of Management

and Economy of Pharmacy. E-mail: beegeeslover@mail.ru

Olga Popova, Doctor of Pharmacy, Professor at the Pharmacognosy Department

2093

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.