Научная статья на тему 'Маркетинговые аспекты инновационного развития приоритетных традиционных отраслей АПК Республики Саха (Якутия)'

Маркетинговые аспекты инновационного развития приоритетных традиционных отраслей АПК Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ОТРАСЛИ / PRIORITY TRADITIONAL INDUSTRIES / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / SCIENTIFIC-TECHNICAL AND INNOVATIVE PRODUCTS / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INNOVATIVE PROCESSES / МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ / MARKETING INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Ирина Кимовна

В статье рассмотрены маркетинговые аспекты инновационного развития приоритетных традиционных отраслей АПК, представлена схема рыночных сегментов на научно-техническую и инновационную продукцию в табунном коневодстве, северном домашнем оленеводстве и других связанных с ними отраслях Республики Саха (Якутия). Предложено, что для повышения спроса необходимо проведение предварительных маркетинговых исследований на стадии НИОКР, развитие базовых инноваций, производство и организация принципиально новых товаров и услуг, ориентированных на «неклиентов» традиционной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING ASPECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF PRIORITY TRADITIONAL INDUSTRIES OF AGRIBUSINESS OF REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article discusses marketing aspects of innovative development of priority traditional industries of agribusiness, represented scheme of market segments on scientific-technical and innovative products in the herd horse breeding, northern homemade reindeer and other related industries of the Republic of Sakha (Yakutia). Suggested that for increase demand necessary to conduct preliminary market research at the stage of research and development works, development of basic innovation, production and organization of innovative products and services, focused on «non-clients» of traditional products.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые аспекты инновационного развития приоритетных традиционных отраслей АПК Республики Саха (Якутия)»

УДК 338.43:001.895 (571.56)

ЭКОНОМИКА РЕГИОНОВ

Николаева Ирина Кимовна,

научный сотрудник отдела социально-экономического развития села,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства

e-mail: nikolaeva_ik@mail.ru

Nikolaeva Irina Kimovna,

research associate, Federal State Budget Scientific Institution Yakut Scientific Research Institute of Agriculture of Russian Academy of Agricultural Sciences e-mail: nikolaeva_ik@mail.ru

МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ТРАДИЦИОННЫХ ОТРАСЛЕЙ АПК РЕСПУБЛИКИ САХА

(ЯКУТИЯ)

В статье рассмотрены маркетинговые аспекты инновационного развития приоритетных традиционных отраслей АПК, представлена схема рыночных сегментов на научно-техническую и инновационную продукцию в табунном коневодстве, северном домашнем оленеводстве и других связанных с ними отраслях Республики Саха (Якутия). Предложено, что для повышения спроса необходимо проведение предварительных маркетинговых исследований на стадии НИОКР, развитие базовых инноваций, производство и организация принципиально новых товаров и услуг, ориентированных на «неклиентов» традиционной продукции.

Ключевые слова: приоритетные традиционные отрасли, научно-техническая и инновационная продукция, инновационные процессы, маркетинг инноваций.

I.K. NIKOLAEVA

MARKETING ASPECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF PRIORITY TRADITIONAL INDUSTRIES OF AGRIBUSINESS

OF REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article discusses marketing aspects of innovative development of priority traditional industries of agribusiness, represented scheme of market segments on scientific-technical and innovative products in the herd horse breeding, northern homemade reindeer and other related industries of the Republic of Sakha (Yakutia). Suggested that for increase demand necessary to conduct preliminary market research at the stage of research and development works, development of basic innovation, production and organization of innovative products and services, focused on "non-clients" of traditional products.

Key words: priority traditional industries, scientific-technical and innovative products, innovative processes, marketing innovation.

Вопрос сохранения и развития традиционных видов хозяйствования северных регионов имеет важное социально-экономическое, культурное, экологическое, политическое значение. К традиционным отраслям хозяйства коренного населения Республики Саха (Якутия) относятся отрасли, имеющие тесные экономические, производственные и социальные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении [1]. Приоритетными традиционными отраслями АПК в Якутии являются табунное коневодство, северное домашнее оленеводство и другие отрасли, принимающие участие в производстве их продукции, переработке и доведения до потребителя, являющиеся исконным занятием коренных жителей, их самобытной культурой, образом жизни.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью рассмотрения маркетинговых аспектов повышения спроса на инновационную продукцию в приоритетных традиционных отраслях АПК Якутии.

Объектом исследования явились инновационные процессы в табунном коневодстве и северном домашнем оленеводстве Якутии.

Целью исследования явилось обоснование и разработка предложений по маркетинговой стратегии инновационных процессов в приоритетных традиционных отраслях АПК Якутии для повышения спроса на инновационную продукцию.

Новизна исследования состоит в обосновании маркетингового подхода к инновационному развитию приоритетных традиционных отраслей АПК Якутии, обеспечивающий повышение спроса на инновационную продукцию.

Одним из факторов торможения инновационных процессов в АПК, как подчеркивают российские ученые аграрного сектора экономики, является проблема низкого уровня платежеспособного спроса на научно-техническую и инновационную продукцию в сфере АПК [2]. Если в таких отраслях, как птицеводстве и скотоводстве по России наблюдается сравнительно большое количество поставщиков техники, технологий, в том числе зарубежных, тенденция к модернизации, повышению инновационной активности, инвестиционной привлекательности, то в приоритетных традиционных отраслях АПК в Якутии рынок научно-технической и инновационной продукции слабо развит.

Тем не менее, имеются следующие региональные конкурентные преимущества приоритетных традиционных отраслей АПК: наличие достаточных площадей пастбищ, относительно стабильное поголовье лошадей и оленей, традиционные навыки сельского населения, механизмы государственной поддержки, возможности интенсификации производства за счет развития инновационных технологий.

В республике имеется 1,5 млн. га конепастбищ и 76,3 млн. га оленепастбищ. Если в коневодстве за последние 5 лет сохраняется стабильность поголовья лошадей на уровне 160-167 тыс. голов, то в оленеводстве за последний год наблюдается некоторый спад поголовья. Так, за 2009-2012 годы поголовье оленей составляло 191-200 тыс. голов, за 2013 год снизилось до 177 тыс. голов, что на 7,3 % меньше чем в 2012 году.

При этом необходимо отметить, что в традиционных отраслях предусматривается значительная государственная поддержка федерального и регионального уровня. Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусмотрено основное мероприятие «Развитие северного оленеводства и табунного коневодства», которое направлено на сохранение традиционного уклада жизни и занятости народов отдельных территорий, в том числе Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, эффективное использование обширных кормовых ресурсов пастбищ, не пригодных для других видов сельскохозяйственных животных, а также увеличение производства продукции оленеводства и коневодства. Государственная поддержка табунного коневодства из бюджета Республики Саха (Якутия) заключается в предоставлении субсидий на возмещение части затрат по содержанию племенных животных (кобыл, важенок), приобретению племенных лошадей, содержанию кобыл от трех лет и старше, организации селекционных работ по породам лошадей. Субсидии на поддержку северного оленеводства направлены на возмещение части затрат по приобретению товарно-материальных ценностей, содержанию маточного поголовья

оленей (важенки, сырицы), проведению обязательной двухразовой корализации (плановых, зоотехнических и ветеринарно-профилактических мероприятий), приобретению товарного поголовья оленей, а также предусмотрены субсидии на возмещение части затрат по заготовке и переработке продукции домашнего оленеводства (панты, бой рогов).

В специализированных хозяйствах производство конского мяса занимает до 40 и выше процентов от валового производства мяса всех видов. Кобылье молоко служит сырьем для приготовления уникального диетического продукта питания - кумыса, мясо и субпродукты первой категории - для приготовления мясных деликатесов (казы, саал, ойогос, харта и др.). Ежегодное производство кумыса достигает 100-110 тонн, носит сезонный характер, так как кобылы доятся 1-3 месяцев [3]. Продукцией северного домашнего оленеводства в Республике Саха (Якутия) являются: оленина, кожевенно-меховое сырье, шерсть, окостеневшие рога, растущие рога (панты), молоко, кровь, эндокринно-ферментное сырье. В настоящее время изготовлением продукции из пантов северного оленя занимается ОАО Национальная акционерная оленеводческая компания «Таба».

Инновации приоритетных традиционных отраслей АПК включают следующие направления: селекционно-племенные работы, новые системы кормления, способы лечения и профилактики лошадей и оленей, вакцины и пробиотики, технологии выращивания молодняка лошадей, технологии борьбы с оводами северных оленей, новые формы организации и управления в оленеводстве и коневодстве, способы приготовления кумыса из кобыльего молока, способы консервирования кобыльего молока, технологии производства мясных полуфабрикатов и т.д.

Рынок инновационной продукции приоритетных традиционных отраслей АПК республики не может развиваться в полной мере из-за недостаточной рыночной ориентированности на платежеспособных потребителей, наличия «замкнутого круга» торможения инновационных процессов (Рис. 1). Отсутствие у организаций приоритетных традиционных отраслей АПК возможности купить или заказать существующие инновации ведет к низким продуктивности и производительности труда, приводящим снова к низким доходам организаций АПК [4].

Рисунок 1. Замкнутый круг торможения инновационных процессов в традиционных отраслях АПК Республики Саха (Якутия)

На стадии завершения инновационного процесса инновационная продукция в основном ориентирована на сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, которые в свою очередь, не считают приоритетом расходовать имеющиеся денежные средства на инновационные проекты.

Также причинами низкого спроса на инновационную продукцию традиционных отраслей АПК Якутии являются несоответствие темпов разработки инновационной продукции темпам изменения потребностей потребителей, отсутствие предварительного маркетингового исследования рынка инноваций, неопределенный характер спроса на инновационную продукцию на стадии фундаментальных исследований, недостаточная дифференциация товаров, стремление следовать за лидерами рынка.

Для успешной деятельности хозяйствующих субъектов на рынке инноваций могут применяться такие инструментарии традиционного маркетинга как мультиатрибутивная модель товара и кривая его жизненного цикла, модель пяти сил конкуренции М. Портера, матрица И. Ансоффа, модели проведения потребителей и модели рекламы, методы латерального маркетинга, рыночные тесты, методы ценообразования на основе воспринимаемой ценности товара, SWOT-, GAP-анализы, сегментирование рынка [5].

Например, рынок потребителей инновационных продуктов в мясном животноводстве подлежит сегментированию по различным принципам: отраслям АПК, географическому положению, организационно-правовым формам, размерам, специализации и т.д. С учетом особенностей конкретного сегмента складывается

комплекс маркетинга, объединяющий, исходя из концепции 4Р, четыре составляющие -инновационный продукт, его цену, распределение, то есть способы доведения инновационного продукта до потребителей, продвижение или коммуникации в рамках инновационного процесса [6].

Относительно выбора рыночного сегмента, следует отметить следующие особенности продовольственного рынка: связь с природными процессами, сезонность производства, длительность производственного процесса, зависимость от погодных условий, однородность и стандартизированность сельскохозяйственной продукции, зависимость сельскохозяйственного товаропроизводителя от поставщиков, ценовой диспаритет. На продовольственном рынке меньше возможности дифференциации продукции и цен. Для продукции сельского хозяйства характерна низкая эластичность, то есть спрос на нее относительно стабилен.

Низкую конкурентоспособность продукции традиционной отрасли в части продовольственного рынка доказывает золотое правило теории пяти сил конкуренции Майкла Портера: чем слабее влияние конкурентных сил, тем больше возможностей к получению высокой прибыли в отрасли имеет компания. И наоборот, чем выше влияние конкурентных сил, тем выше вероятность, что ни одна компания не в состоянии будет обеспечить высокую прибыльность от капиталовложений. А средняя прибыльность отрасли определяется наиболее влиятельными конкурентными силами [7].

Предлагается применять маркетинговый подход к инновационному развитию традиционных отраслей АПК (Рис 2.). При этом фундаментом инновационных процессов в АПК должна стать оценка ресурсного потенциала (земельных ресурсов) на долгосрочную перспективу. Именно на основе земельных ресурсов необходимо рассчитывать эффективность внедрения современных технологий, строительства новых объектов и разрабатывать инновационные проекты [8].

Оценка ресурсного —► Маркетинг —► Инновации —* Производство —► Потребление

потенциала

Рисунок 2. Схема согласованности маркетинговой и инновационной деятельности в приоритетных традиционных отраслях АПК

Маркетинг инноваций отличается от маркетинга традиционных товаров (услуг, технологий) тем, что в данном случае специалисты по маркетингу постоянно заняты

поиском новых путей удовлетворения существующих потребностей или вообще поиском новых или скрытых потребностей и, соответственно, путей их удовлетворения [9].

Положения по маркетинговой стратегии применительно к инновациям отражены в работе Ч.Ким, Р. Моборн «Стратегии голубого океана», которая нацелена на то, чтобы побудить компании вырваться из алого океана конкуренции путем создания для себя такой рыночной ниши, где можно не бояться конкурентов [10]. Данная стратегия отвергает основополагающий принцип: выбор между дифференциацией («отстройкой» от конкурентов) и низкими издержками. Где предприятие либо создает большую ценность для потребителей за счет более высоких издержек, либо создает разумную ценность, но при низких издержках. Успешные предприятия «голубых океанов» проводят дифференциацию и обеспечивают низкую стоимость одновременно. То есть необходимо при разработке новой продукции, технологии предлагать лучшее из данных отраслей, а прочие общеустановленные, но необязательные элементы минимизировать.

Сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также инноваторам в традиционных отраслях трудно быть конкурентоспособным на рынке пищевых продуктов, поэтому предлагается использовать конкурентное преимущество традиционных отраслей АПК Якутии, которое заключается в том, что их продукция является не только источником питания, но и источником здоровья, красоты и духовного развития. Как показывает опыт деятельности ОАО Национальной акционерной компании оленеводческой компании «Таба», существует возможность ориентироваться на рынок красоты и здоровья. Так, продукцией данной компании являются: Якутская косметическая линия ^СЦ) и БАДы из пантов северного оленя, которые обладают свойством быстро усваиваться любым организмом.

По критериям новизны инновации в традиционных отраслях Севера разделены на два основных типа: модифицирующие и базовые (Рис. 3). Первый тип рассматривается с точки зрения технологического совершенствования производственного процесса, повышения качества и объемов сельскохозяйственной продукции. В этом смысле целью реализации инвестиционных инновационных проектов является эффективное производство качественно усовершенствованной сельхозпродукции с применением новых методов, технологий, результатов сельхозяйственной науки.

Второй тип определен, как производство совершенно новой продукции. В процессе разработки базовые инновации из сырьевой продукции могут создаваться модифицирующие технологические инновации.

Согласно стратегии голубых океанов рекомендуется дополнительно ориентироваться на альтернативные варианты и с клиентов перейти на «неклиентов».

---► сырьевой продукт

-► научно-технический и инновационный продукт

Рисунок 3. Классификация инноваций в приоритетных традиционных отраслях АПК Республики Саха (Якутия).

В данном случае, альтернативным вариантом является рынок здоровья и красоты. Если клиентами традиционных пищевых продуктов являются преимущественно местное коренное население, предпочитающее мясо конины, оленины, кумыс, то «неклиентами» является та часть потребителей, которая не любит подобную еду, но является платежеспособным. По стратегии голубого океана клиентами услуг красоты и здоровья становятся бывшие «неклиенты» традиционной еды.

Как видно из рисунка 4, в традиционных отраслях АПК базовые инновации из сырьевой продукции имеют потенциальный спрос на научно-техническую и инновационную продукцию при условии расширения границ рынка и, соответственно, круга потенциальных платежеспособных потребителей.

Таким образом, для повышения на инновационную продукцию приоритетных традиционных отраслей АПК Республики Саха (Якутия) предлагается:

- проводить предварительные маркетинговые исследования инноваций уже на стадии НИОКР;

- обратить внимание на базовые инновации из сырьевой продукции приоритетных традиционных отраслей АПК;

Процесс

Производство и переработка продукции приоритетных традиционных отраслей АПК РС (Я)

Базовые инновации приоритетных традицио нных отрасл ей АПК РС (Я)

Ц

Сфера

Рынок

Организация туризма

Организация новых медицинских услуг

кумысолечение, иппотерапия и др.

Производство новых БАД

из крови, молока, пантов и др.

Торговля непродовольственными

товарами

Туристические услуги

Новые медицинские услуги санатории, профилактории

Производство косметических средств

из крови, молока, пантов и др.

Косметологические услуги салоны красоты, косметологические кабинеты

Аптечная торговля

Сегмент

Продовольствие Продовольственные товары

Производство традиционных изделий народного промысла Общественное питание рестораны, кафе

Принципиально новые услуги

Клиенты традиционной еды Севера и новый сегмент («неклиенты»)

Клиенты традиционных изделий народного промыслам и новый сегмент («неклиенты»)

Новый сегмент

Широкий круг потребителей

платежеспособные, желающие

сохранить, улучшить свое здоровье, отдохнуть в свободное время

сырьевой продукт

научно-технический и инновационный продукт

Рисунок 4. Рыночные сегменты научно-технической и инновационной продукции приоритетных традиционных отраслей АПК Республики Саха (Якутия)

- направлять исследования не только на эффективное производство сельхозпродукции, но и на альтернативные варианты - принципиально новые виды товаров и услуг из продукции приоритетных традиционных отраслей АПК.

- ориентироваться на широкий круг платежеспособных потребителей, рассматривать «неклиентов» в качестве будущих клиентов.

Применение маркетингового подхода в развитии инновационных процессов способствует получению высокой прибыли производителями и продавцами инноваций традиционных отраслей АПК, а также повышению ценности новых продуктов, технологий, услуг из сырьевой продукции и повышению эластичности цены на нее. В результате чего сельскохозяйственные товаропроизводители, являясь поставщиками сырьевой продукции, смогут использовать методы ценообразования, ориентированные на спрос, повысить свои доходы, уровень и качество жизни.

Список литературы

1. Сыроватский Д.И., Винокуров В.С. Оленеводство как отрасль жизнеобеспечения на Севере // Проблемы северной экономики. - 2012. - № 4. - С. 501 - 502.

2. Итоги научно-практической конференции «Механизмы инновационного развития АПК России» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/news/news/show/7102.htm (дата обращения 06.11.2013 г.).

3. Система ведения сельскохозяйственного производства в Республике Саха (Якутия), на период до 2015 г. / В.И. Винокуров, Г.И. Даянова, Т.А. Никонова [и др.] / Рос.акад. с.-х. наук, Якут. НИИ сель.хоз-ва. - Якутск, 2009. - 316 с.

4. Николаева, И.К. Инновационные процессы в традиционных отрас-лях сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) // Материалы III международной конференции «Инновационные разработки молодых ученых - развитию агропромышленного комплекса»: Сборник научных трудов. ГНУ СНИИЖК, Ставрополь, 2014. -том 2. -вып. 7. - С. 599-603.

5. Маркова В.Д. Маркетинг в сфере инноваций: классификация задач и инструментов // Электронный научный журнал «Вопросы современной экономики». 2013. № 4 [Электронный ресурс]. - М.2013 - Ид. номер ФГУП НТЦ «Информрегистр» 067. - Режим доступа: http://economic-journal.net/2013/12/067, свободный - Загл. с экрана.

6. Буробкин И., Аргунеева О. Маркетинг инноваций в мясном скотоводстве // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 8. - С. 26 - 32.

7. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. Уч. пос. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 495 с.

8. Винокуров В.С., Николаева И.К. Региональная структура инновационной системы АПК // АПК: экономика управление. - 2007. - № 10. - С.24 - 26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Научные основы маркетинга инноваций: монография в3т.Том1. / под ред. д.э.н., профессора С.Н. Ильяшенко. -Сумы: ООО «Печатный дом «Папирус», 2013. - 279 с.

10. Ким Ч., Моборн Р. Стратегия голубого океана.[Электронный ресурс]. URL: http://www.litmir.net/br/?b= 175005&p= 1(дата обращения 25.03.2014 г.).

Bibliography

1. SyrovatskyD.I., VinokurovV.S., ReindeerherdingasabranchoflivelihoodintheNorth // Problems of northern economy. - 2012. - № 4. - P. 501 - 502.

2. Results of a scientific-practical conference "Mechanisms of innovative development of Russian AIC" [internet resource]. URL: http://www.mcx.ru/news/news/show/7102.htm (date accessed 06.11.2013)

3. Agricultural production system in the Republic of Sakha (Yakutia), the period up to 2015 / V.I. Vinokurov, G.I. Dayanova, T.A. Nikonova [et al.] / Rus. Acad. of Agricultural Sciences, Yakut SRIA. - Yakutsk, 2009. - 316 p.

4. Nikolaeva I.K. Innovation processes in traditional industries of agriculture of the Republic of Sakha (Yakutia) // Proceedings of the III International Conference "Innovative development of young scientists - development of agro-industrial complex: collection of scientific papers. SSI SSRILFP, Stavropol, 2014. - tom 2. -edit. 7. - P. 599- 603.

5. Markova V.D. Marketing in innovation : the classification of the tasks and tools // Electronic scientific journal «Questions of the modern economy». 2013. № 4 [internet resource]. - M.2013 - id. Number FSUE RDC «Informregistr» 067. - access mode: http://economic-journal.net/2013/12/067, free

6. Burobkin I., Arguneyeva O., Innovation Marketing in cattle beef // Economics of Russian Agriculture. - 2008. - № 8. - P. 26 - 32.

7. Porter M., Competition. Russ. from English. Uch. pos. - Moscow: Publishing House "Williams", 2001. - 495 p.

8. Vinokurov V.S., Nikolaeva I.K., Regional structure of the AIC innovation system // AIC: economics management. - 2007. - № 10. - P.24 - 26.

9. Scientific fundamentals of innovation marketing: monograph v3t.Tom1. / Ed. Doctor of Economics, Professor Ilyashenko S.N. - Sumi: "Printing House" Papyrus" Ltd., 2013. - 279 p.

10. Kim Ch., Mauborgne R., Blue Ocean Strategy. [Internet resource]. URL: http://www.litmir.net/br/?b=175005&p=1 (date accessed 25.03.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.