Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА'

МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайлиева М.М.

В статье обосновывается необходимость комплексного учета маркетинговых аспектов при формировании товарной политики субъекта малого бизнеса. Отмечается, что учет фактора напряженности конкуренции, инновационной составляющей в товарной номенклатуре и учет политических рисков формирует более четкое представление о перспективах бизнеса, то есть повышает качество прогнозирования его результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING ASPECTS OF THE FORMATION OF A COMMODITY POLICY OF SMALL BUSINESSES

The article substantiates the need for a comprehensive accounting of marketing aspects accompanying the activities of small businesses for the formation of a product policy. It is noted that the forecast of the factor of tension of competitive influence, the innovative component in the product range and risk accounting forms a clearer idea of the prospects of the business, that is, it increases the quality of its results.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА»

УДК 338

doi:10.52210/2224669X_2021_3_134

МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

М.М. Шайлиева

Аннотация. В статье обосновывается необходимость комплексного учета маркетинговых аспектов при формировании товарной политики субъекта малого бизнеса. Отмечается, что учет фактора напряженности конкуренции, инновационной составляющей в товарной номенклатуре и учет политических рисков формирует более четкое представление о перспективах бизнеса, то есть повышает качество прогнозирования его результатов.

Ключевые слова: товарная политика, малый бизнес, маркетинг

MARKETING ASPECTS OF THE FORMATION

OF A COMMODITY POLICY OF SMALL BUSINESSES

M.M. Shajjlieva

Abstract. The article substantiates the need for a comprehensive accounting of marketing aspects accompanying the activities of small businesses for the formation of a product policy. It is noted that the forecast of the factor of tension of competitive influence, the innovative component in the product range and risk accounting forms a clearer idea of the prospects of the business, that is, it increases the quality of its results.

Keywords: product policy, small business, marketing.

Товарная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на эффективное продвижение товара или услуги на рынке. В зависимости от специфики рынка, баланса спроса и предложения, который характеризует конкурентную напряженность рынка по той или иной товарной группе, существует комплекс аспектов, которые должны быть учтены при формировании товарной политики, в том числе товарной политики субъектов малого бизнеса.

Маркетинговые аспекты являются результатом комплексного анализа факторного воздействия на состояние рынка. Комплексный анализ, в общем его виде, должен учитывать максимальное количество векторов факторного воздействия, которые могут различаться интенсивностью воздействия, длительностью инерционного воздействия и степенью устойчивости к политическим рискам.

Актуальной задачей представляется формирование базового комплекса маркетинговых аспектов, которые должны быть учтены при формировании товарной политики субъекта малого бизнеса. Учитывая тот факт, что любое коммерческое предприятие создается с целью получения прибыли, товарная политика субъекта малого бизнеса должна быть направлена на достижение экономического результата от коммерческой деятельности, который в свою очередь может быть выражен:

1. Достижением точки безубыточности, при которой субъект малого бизнеса компенсирует все затраты и издержки, связанные не только с производством, но и с распределением товара или услуги в системе регионального или международного рынка [3];

2. Достижение оптимального экономического результата, при достижении которого были ограничены какие либо возможности субъекта малого бизнеса, то есть были уравновешены относительно прочих параметров оптимизации. Например, на рынок был выведен объем продукции или услуг, который мог быть произведен субъектом малого бизнеса без дополнительных вложений;

3. Достижение максимального экономического результата, при котором субъектом малого бизнеса мобилизованы все силы и средства, а также предприняты мероприятия по дополнительному стимулированию потребительского спроса, в том числе в формате конкурентной борьбы. В этом случае субъект малого бизнеса идет на определенные риски, связанные с внедрением новых подходов к ведению бизнеса.

Достижение указанных экономических результатов обусловливается учетом маркетинговых аспектов, оказывающих определяющее влияние на достижение этих результатов. Отсутствие учета маркетинговых аспектов, в большинстве случаев делает невозможным ведение бизнеса в формате достижения оптимальной экономической эффективности и тем более максимизации экономического результата.

Определим основные маркетинговые аспекты, оказывающие факторное влияние на экономическую эффективность реализации товарной политики:

1. Аспект напряженности конкурентного поля номенклатуры товаров или услуг, реализуемых субъектом малого бизнеса в регионе.

Развитость конкуренции оказывает влияние на объем предложений на рынке, при котором необходимо учитывать объём товарных запасов или потенциал материальных и трудовых ресурсов, обеспечивающих генерацию оказываемой на рынке услуге [1]. Следует отметить, что содержание больших, не оптимальных объемов товаров, приводит к увеличению операционных издержек по их хранению и первично ведет и иммобилизации денежных средств, вложенных в этот товар (деньги, вложенные в излишние объемы товара «не работают»). Напряженность конкурентного поля, возможно выразить через отношение объема продавцов, предлагающих множеству покупателей однородный товар, который в большей степени одинаково удовлетворяет их потребительский спрос.

2. Аспект реализации проектов с инновационной составляющей. Согласно теории инноваций Й. Шумпетера, товар или услуга может иметь инновационное содержание, если удовлетворяет одному или нескольким из соответствующих признаков [2]. Из числа данных признаков наиболее существенные в маркетинговом отношении - новый товар и новый рынок сбыта товара. Соответственно маркетинговые стратегии, являющиеся частью товарной политики, должны отыгрывать «инновационный» аспект, так как это является позитивным с точки зрения охвата целевых групп потребителей [5]. Выход на новые рынки сбыта в полной мере сопровождается конкурентным сопротивлением и отсутствием лояльности потребителей, однако потребители имеют первичный интерес к новому товару и могут исследовать вопрос качественных его характеристик на собственном потребительском опыте или потребительском опыте своих близких.

3. Аспект реализации политических рисков в торгово-экономической сфере региона ведения бизнеса. Данный аспект должен учитывать два формата реализации рисков:

- риски, реализуемые в отношении субъекта малого бизнеса (в этом случае негативные эффекты могут нанести ущерб субъекту малого бизнеса и снизить его экономическую эффективность);

- риски, реализованные в отношении конкурентов субъекта малого бизнеса (здесь наблюдается обратный эффект, экономическая эффективность субъекта малого бизнеса может воз-

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

расти в связи с уходом с рынка или падением интенсивности деловой активности конкурентов субъекта малого бизнеса). Комплексный учет маркетинговых аспектов, оказывающих влияние на формирование товарной политики, позволяет совершенствовать набор товарных номенклатур, представляемых товаров и услуг в регионе ведения бизнеса и дает возможность гибко реагировать на изменения внешней среды. Отсутствие учета данных маркетинговых аспектов наверняка снижает экономическую эффективность субъекта малого бизнеса, а в некоторых случаях приводит е его уходу с рынка.

Научная новизна представленного исследования состоит в комплексном учете маркетинговых аспектов (носящих базовый характер) при формировании товарной политики субъекта малого бизнеса.

Касаясь территориального аспекта ведения бизнеса, можно заключить следующее - факторное воздействие на бизнес оказывает:

- уровень покупательной способности населения;

- развитость транспортной и распределительной инфраструктуры;

- уровень владения и объем потребителей электронных торговых площадок;

- особенности трансграничных взаимосвязей и кооперации [6; 4].

Комплексный учет маркетинговых аспектов при формировании товарной политики позволяет не только сформировать благоприятные условия для развития конкуренции, но и в полной мере использовать потенциал некоторых депрессивных с экономической точки зрения регионов. В этой связи субъекты малого и среднего бизнеса, могут (и должны) формировать маркетинговые стратегии своих компаний на основе учета мер государственной поддержки и реализаций программ развития территорий, ведь залогом успешного развития является, как было уже отмечено выше, транспортная и торговая (распределительная инфраструктура)

Библиографический список

1. Арский А.А. Фактор эффекта масштаба в модели Уилсона Economic order quantity // Маркетинг и логистика. 2019. № 4 (24).

2. Арский А.А. Сущность и понятие инноваций в теории управления логистическими системами пищевой промышленности // Маркетинг и логистика. 2020. № 4 (30).

3. Капитонова О.Л. Проблемы расчета точки безубыточности в малом бизнесе // Маркетинг и логистика. 2018. № 6 (20).

4. Филаткина Е.М. Перспективы торгово-экономического сотрудничества ЕАЭС в Арктическом регионе в контексте формирования единого цифрового пространства // Мировые цивилизации. 2021. № 1.

5. Шайлиева М.М. Посткризисное развитие малого бизнеса в агропромышленном комплексе Центрального федерального округа // Маркетинг и логистика. 2021. № 1 (33).

6. Шайлиева М.М. Проблемы и тенденции развития экономического потенциала агробизнеса в регионах России // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2020. № 4.

М.М. Шайлиева

кандидат технических наук, доцент директор Института управления и агробизнеса Московский государственный университет пищевых производств E-mail: shajjlievamm@mgupp.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.