Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ'

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1109
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
маркетинг / туризм / исследование / турагентство / тур индустрия / турист / маркет / рынок / marketing / tourism / research / travel agency / tour industry / tourist / market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муборак Джураевна Раимова, Эркин Мамадалиевич Гуломхасанов

В данной статье рассматриваются роль и преимущества маркетинговых исследований в туризме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING RESEARCH IN TOURISM

This article discusses the role and benefits of marketing research in tourism

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ»

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ

Муборак Джураевна Раимова Эркин Мамадалиевич Гуломхасанов

КарГУ

АННОТАТЦИЯ

В данной статье рассматриваются роль и преимущества маркетинговых исследований в туризме

Ключевые слова: маркетинг, туризм, исследование, турагентство, тур индустрия, турист, маркет, рынок

MARKETING RESEARCH IN TOURISM ABSTRACT

This article discusses the role and benefits of marketing research in tourism

Keywords: marketing, tourism, research, travel agency, tour industry, tourist, market

Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Туризм - принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. Когда мы говорим о туризме, мы подразумеваем людей, которые посещают друзей и родственников, отдыхают на каникулах и просто хорошо проводят время. В свободное время они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные ванны, кататься на лошадях, могут ходить в походы, читать, разговаривать и, наконец, просто наслаждаться окружающим миром.

Индустрия туризма является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Рынок туризма представляет собой сложное структурированное образование, включающее следующие функциональные компоненты: экономический, экологический, социальный, правовой, — которые проникают во все сферы деятельности. Цель туристического рынка — это определение факторов, обеспечивающих удовлетворение спроса клиентов в туристских услугах. Первоочередными задачами туристического рынка являются потребности туристов, исследование рынка, так как каждый день появляется большой выбор товаров и услуг, чтобы продолжать свое успешное функционирование на рынке возникает необходимость в их продвижении. Одной

из основных функций маркетинга наряду стоварной, сбытовой и другими функциями является аналитическая функция маркетинга. Становление маркетинга на любом уровне организации маркетинга в туризме: на уровне туроператоров и турагентов, на уровне производителей туристских услуг — средств размещения, предприятий питания, предприятий транспорта, предприятий экскурсионного обслуживания, на уровне национальных туристских администраций (НТА), туристских информационных центров, на уровне туристских дестинаций начинается с постановки информационной и аналитической работы.

Маркетинг в туризме - это деятельность по планированию и разработке туристских товаров и услуг, продаже, продвижению товаров и услуг, стимулированию на них спроса и ценообразованию.

Эта деятельность помогает продвигать товары или услуги от производителя к потребителю с целью получения максимальной прибыли при наиболее эффективном удовлетворении потребностей целевой группы туристов.

Специфический характер маркетинга в туризме определяется особенностями и отличительными характеристиками туристского продукта (в сравнении с другими потребительскими товарами и услугами), а также особенностью потребителей и производителей туристских товаров и услуг. Туристские услуги имеют 7 отличительных характеристик:

1. Неспособность к хранению. Места в отеле или на самолете в случае отсутствия на них спроса в данный момент не могут быть складированы с целью их продажи в будущем. Следовательно, менеджерам необходимо приложить усилия к стимулированию спроса на эти услуги в данном краткосрочном периоде.

2. Неосязаемость услуг. Для оценки турпродукта нет мерных величин: невозможно иметь представление о качестве продукта до его покупки и потребления. В связи с этим особую значимость для потребителей при покупке имеет имидж фирмы на рынке, престижность ее товаров (услуг).

3. Подверженность сезонным колебаниям. Маркетинговые мероприятия турфирмы будут отличаться в пик сезона и в межсезонье. В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, различные дополнительные услуги, варьирование различными видами туризма (диверсификация предложения).

4. Значительная статичность, привязанность к определенному месту (турбазе, аэропорту, так как их невозможно перенести в другое место).

5. Несовпадение во времени факта продажи тур услуги и ее потребления. Покупка товаров (услуг) туризма производится за недели или за месяцы до начала их потребления [1-10]. В этом случае большую роль играет рекламная печатная продукция, предоставляющая наглядную информацию, а покупаемом

турпродукте и позволяющая создать ощущение выгод, которые могут быть извлечены из его потребления в будущем. Большое значение на стадии продажи турпродукта придается степени достоверности информации, а также надежности продукта (соответствию качества продукта его цене).

6. Территориальная разобщенность потребителя и производителя на туристском рынке. Важны мероприятия по информированию и рекламе на более широком (международном) уровне.

7. Покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.

Маркетинговые исследования имеют существенное значение для определенной фирмы в процессе систематического сбора и анализа информации с целью выявления угроз, слабых и сильных черт и возможностей туристского рынка, а также с целью выработки соответствующей маркетинговой стратегии для успешного ведения бизнеса.

В работе по проведению исследований могут быть использованы как первичные, так и вторичные данные. Первичные - это данные, впервые собранные специально с целью решения определенной проблемы в туристской среде. Вторичные - данные, собранные ранее с другими целями, которые можно получить, просто посетив библиотеку или другие хранилища вторичных данных. Когда исследователи проводят опрос пассажиров круизов с целью определения их отношений и мнений, они таким образом собирают первичные данные. Когда же они обращаются к статистическим данным, полученным из предыдущих опросов и анкетирования пассажиров, то они используют вторичные данные.

Для каждого вида тур предприятия целесообразен свой специализированный маркетинг. Ввиду того, что туризм - сложная система, симбиоз экономики, политики, социологии, экологии и культуры, для достижения положительного маркетингового эффекта здесь более чем где-либо необходима тесная координация маркетинга различных организаций и предприятий, работающих в этой сфере.

Туристические агентства представляют собой коммерческие предприятия и как таковые не могут обойтись без двух важнейших составляющих успеха любого современного бизнеса: маркетинга и рекламы. Задачей маркетинговой деятельности является формирование и определение продукта - т.е. что, как, где, когда и кому продавать [11-17]. В более строгом определении маркетинг представляет собой серию последовательных решений и действий продавца, направленных на выработку у потребителя предпочтения к конкретному продукту. Для успеха агентства исключительно важно формирование, принятие и претворение в жизнь сбалансированного маркетингового плана, учитывающего интересы как агентства, так и его клиентов. Последнее особенно важно, так как с

одной стороны агентство не может себе позволить продавать себе в убыток в угоду интересам клиента, с другой стороны, агентство также не может концентрировался на высоко прибыльных продуктах, если они не пользуются спросом у покупателей.

REFERENCES

1. Гуломхасанов Э. М., Каримов К., Лазизова М. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ НА ТЕРРИТОРИИ БУХАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСЛЕ КРИЗИСА COVID-19 //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 5. - С. 474-478.

2. Djuraevna R. M. et al. Development Prospects for Digital Economy Development in Uzbekistan //Academic Journal of Digital Economics and Stability. - 2021. - С. 58-64

3. Raimova M. D., ogli Makhatov S. I. DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT PRIORITIES IN UZBEKISTAN //Journal of Central Asian Social Studies. - 2021. - Т. 2. - №. 02. - С. 160-168.

4. Yakubova Shamshinur Shukhratovna. "Innovative Approaches for Modeling the Impact of Monetary Policy on Economic Development." Academic Journal of Digital Economics and Stability (2021): 311-318.

5. Yakubova, Shamshinur Shuxratovna. "ANALYSIS OF COUNTRY DEBT POLICIES AND ITS EFFECTIVE GOVERNANCE." Theoretical & Applied Science 3 (2021): 410-413.

6. Odilovich, O. A., Sharifa, G., Lola, B., Komila, A., & Zarifa, M. (2021). Higher education as a factor in increasing economic growth in Uzbekistan. Psychology and Education Journal, 58(2), 5006-5013.

7. Bozarov E., Babayeva L. TURIZM SOHASIDA KLASTERLARNING SAMARASI VA AHAMIYATI //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 6. - С. 208-212.

8. Gulomkhasanov E. M., Bakhadir O., Madina L. DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE TOURISM SPHERE IN UZBEKISTAN //ПРОБЛЕМИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ РЕАЛ1ЗАЦ11 ТА ВПРОВАДЖЕННЯ М1ЖДИСЦИПЛ1НАРНИХ НАУКОВИХ ДОСЯГНЕНЬ. - 2021. - С. 24.

9. Gulomkasanov E., Shukurova M., Elmurodov B. THE ROLE OF GUIDES IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TOURISM IN UZBEKISTAN //Збiрник наукових праць SCIENTIA. - 2021.

10. Odilovich, O. A., Fayzullaevich, K. G., Djuraevna, R. M., Bakhtiyorovich, K. S., & Narkulovich, D. O. (2020). Suggestions For Improving The Efficiency Of Management Of Training Highly Qualified Personnel In The Higher Education System Of Uzbekistan. European Journal of Molecular & Clinical Medicine, 7(3), 3687-3695.

11. Ergashev, Rakhmatulla Khidirovich, and Zuhra Jabborova. "THE IMPORTANCE OF INNOVATIVE ACTIVITY IN TOURISM." (2021).

12. Bozarov E. B. ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN UZBEKISTAN //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 6. - С. 213-216

13. Gulomkhasanov E., Uktamova U., Akramov S. DEVELOPMENT OF ECOTURISM IN UZBEKISTAN //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 8. - С. 614-617.

14. Kadirov, A. M. (2018). The role of labor resources in ensuring the economic sustainability of oil and gas industry companies in Uzbekistan. Экономика и предпринимательство, (11), 398-402.

15. Kadirov, A. (2018). INTERNAL FACTORS AFFECTING THE ECONOMIC SUSTAINABILITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES. SCIENTIFIC RESEARCHES FOR DEVELOPMENT FUTURE, 47.

16. Кадиров, А. М. (2021). МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА.

17. Кадиров, А. (2021). САНОАТ КОРХОНАЛАРИНИНГ ЩТИСОДИЙ БАРКАРОРЛИГИНИ ТАЪМИНЛАШДА КОНТРОЛЛИНГ ТИЗИМИ САМАРАДОРЛИГИНИ БАДОЛАШ. Иктисодиёт ва таълим, (3), 152-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.