Научная статья на тему 'Маркетинговое исследование суппозиториев, включенных в Государственный реестр лекарственных средств Российской Федерации'

Маркетинговое исследование суппозиториев, включенных в Государственный реестр лекарственных средств Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
368
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / MARKETING / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / CONTENT ANALYSIS / СУППОЗИТОРИИ / SUPPOSITORIES

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Саенко А.Ю., Попова Е.А., Куль И.Я., Петров А.Ю.

Проведено маркетинговое исследование суппозиториев, включенных в Государственный реестр лекарственных средств Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Саенко А.Ю., Попова Е.А., Куль И.Я., Петров А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing study of suppositories included in the state register of medicinal products of the Russian Federation

A marketing study of suppositories included in the State Register of Medicinal Products of the Russian Federation was conducted. The study showed that suppositories accounted for 1.5% of the total amount of medicinal products in the State Register. The share of rectal suppositories is 61.9%, and a share of vaginal ones is 38.1%. Domestic-to-foreign products analysis showed that the domestic suppositories accounted for 68.6%, and the foreign ones accounted for 31.4%. 21 countries supply the suppositories to Russia. Germany (7.3%), Moldova (3.7%), Slovenia (2.8%) made up the largest share in the supplies. The pharmacological action analysis of suppositories allowed to establish that the largest number of suppositories manufactured in our country contain medicinal substances of non-steroidal anti-inflammatory (13.0%), antimicrobial and antiprotozoal (8%), antihemorrhoidal (7.7%), antifungal (7.9%), analgesic non-narcotic action (5.0%). The number of antiviral suppositories is insignificant and accounts for 1.3%. Content analysis made it possible to form an information array of suppository assortments of domestic and foreign manufacture to determine a rectal-to-vaginal suppository ratio.

Текст научной работы на тему «Маркетинговое исследование суппозиториев, включенных в Государственный реестр лекарственных средств Российской Федерации»

А. Ю. САЕНКО1, кфарм.н., Е.А. ПОПОВА1, к.фарм.н., И.Я. КУЛЬ1, к.фарм.н., А. Ю. ПЕТРОВ2, д.фарм.н.

' Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал Волгоградского медицинского университета Минздрава России 2 Уральская государственная медицинская академия Минздрава России, Екатеринбург

10.21518/ 1561-5936-2018-3-29-32

Маркетинговое исследование суппозиториев,

ВКЛЮЧЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проведено маркетинговое исследование суппозиториев, включенных в Государственный реестр лекарственных средств Российской Федерации.

Установлено, что суппозитории составляют 1,5% от общего количества лекарств в Госреестре. Доля ректальных суппозиториев - 61,9%, вагинальных -38,1%. Анализ соотношения отечественных и зарубежных препаратов показал, что суппозитории отечественного производства составляют 68,6%, зарубежного - 31,4%. Суппозитории поставляет в Россию 21 страна. Наибольшее количество поступает из Германии (7,3%), Молдовы (3,7%), Словении (2,8%). Анализ суппозиториев по фармакологическому действию позволил установить, что наибольшее количество суппозиториев, производимых в нашей стране, содержат лекарственные вещества нестероидного противовоспалительного (13,0%), противомикробного и противопротозойного (8,%), антигеморроидального (7,7%), противогрибкового (7,9%), анальгетического ненаркотического действия (5,0%). Количество противовирусных суппозиториев незначительно и составляет 1,3%. Контент-анализ позволил сформировать информационный массив ассортимента суппозиториев отечественного и зарубежного производства, определить соотношение ректальных и вагинальных ЛС.

SUMMARY

Keywords: marketing, content analysis, suppositories

A marketing study of suppositories included in the State Register of Medicinal Products of the Russian Federation was conducted. The study showed that suppositories accounted for 1.5% of the total amount of medicinal products in the State Register. The share of rectal suppositories is 61.9%, and a share of vaginal ones is 38.1%. Domestic-to-foreign products analysis showed that the domestic suppositories accounted for 68.6%, and the foreign ones accounted for 31.4%. 21 countries supply the suppositories to Russia. Germany (7.3%), Moldova (3.7%), Slovenia (2.8%) made up the largest share in the supplies. The pharmacological action analysis of suppositories allowed to establish that the largest number of suppositories manufactured in our country contain medicinal substances of non-steroidal anti-inflammatory (13.0%), antimicrobial and antiprotozoal (8%), antihemorrhoidal (7.7%), antifungal (7.9%), analgesic non-narcotic action (5.0%). The number of antiviral suppositories is insignificant and accounts for 1.3%. Content analysis made it possible to form an information array of suppository assortments of domestic and foreign manufacture to determine a rectal-to-vaginal suppository ratio.

A.Yu. SAENKO, PhD in pharmacology, E.A. POPOVA, PhD in pharmacology, I.Ya. KUL, PhD in pharmacology, Pyatigorsk Medical Pharmaceutical Institute - a branch of Volgograd Medical University of the Ministry of Health of Russia A.Yu. PETROV PharmD, Ural State Medical Academy of the Ministry of Health of Russia, Yekaterinburg. MARKETING STUDY OF SUPPOSITORIES INCLUDED IN THE STATE REGISTER OF MEDICINAL PRODUCTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ключевые слова:

маркетинг, контент-анализ, суппозитории

Объем производства лекарственных средств определяется потребностями фармацевтического рынка [1]. Важным инструментом изучения рынка и воздействия на него с целью облегчения решения задач, стоящих перед экономическими субъектами, служит маркетинг [2, 3]. Ключевым моментом маркетинговых исследований является изучение ассортимента ЛС. Его полнота, степень обновления играют важную роль и учитываются как при назначении, так и при выборе лекарственных препаратов (ЛП) [4]. Основным методом изучения фармацевтического рынка является контент-анализ, т. е. метод количественного анализа документов, позволяющий получить детальное представление о выбранной группе товара или терапевтической группе ЛС. В качестве основных документов используются реестры лекарственных средств, регистры, монографии, справочники и другая литература. Наиболее часто используют официальное издание -Государственный реестр лекарственных средств РФ, который периодически пересматривается и расширяется за счет регистрации новых лекарств. Изучение номенклатуры ЛС, включенных в Госреестр, позволяет получить характеристику выбранного ассортимента в ретроспективе [5].

РЕМЕОиУМ

россиискии и зарубежный рынки

30

32018

Целью настоящей работы было провести контент-анализ Госреестра для всестороннего изучения такой лекарственной формы (ЛФ), как суппозитории. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) определить общее количество зарегистрированных суппозиториев в абсолютных показателях и процентном отношении к общему числу лекарств в Госреестре;

2) установить соотношение ректальных и вагинальных суппозиториев;

3) рассчитать абсолютные и относительные показатели соотношения отечественных и зарубежных ЛС;

4) провести анализ суппозиториев по странам - производителям ЛС в абсолютных показателях и процентах;

5) провести анализ суппозиториев по фармакологическим группам, представить данные в абсолютных и относительных показателях;

6) изучить ассортимент суппозиториев с противовирусным действием.

В результате изучения номенклатуры суппозиториев, включенных в Госреестр ЛС РФ 2017 г., установлено: общее число ЛП - 36 333, из них

рисунок ^ Количество препаратов в форме суппозиториев в Госреестре

1

1. Удельный вес суппозиториев, 1,5%

2. Остальные ЛФ, 98,5%

суппозиториев - 544, что составляет

1,5 %(рис. 1).

Дальнейший анализ показал, что соотношение ректальных и вагинальных суппозиториев, включенных в Госреестр-2017, составляет 61,9% к 38,1% (табл. 1, рис. 2). Далее был проведен анализ соотношения суппозиториев отечественного и зарубежного производства (табл. 2, рис. 3).

Из таблицы 2 и рисунка 3 следует, что в Госреестре преобладают суппозитории российского производства, их доля составляет 68,6%, а зарубежного - 31,4%.

Анализ суппозиториев зарубежных производителей приведен в таблице 3. В таблице 3 показано, что суппозитории поставляет в Россию 21 страна. Наибольшее количество суппозиториев, зарегистрированных в России, поступает из Германии (7,3%), Молдовы (3,7%), Словении (2,8%). Далее была проведена классификация суппозиториев, включенных

таблица Классификация суппозиториев по Госреестру

Наименование ЛФ Общее число Удельный вес, %

ректальные суппозитории 337 61,9

вагинальные суппозитории 207 38,1

таблица ^^ Суппозитории отечественных и зарубежных производителей в Госреестре (абсолютные и относительные показатели)

Страны Количество суппозиториев Удельный вес, %

Россия 373 68,6

Зарубежные 171 31,4

рисунок 2 Количество препаратов в форме суппозиториев в Госреестре

рисунок ^ Соотношение суппозиториев российского и зарубежного производства

1. Российское производство, 68,6%

2. Зарубежное производство, 31,4%

таблица ^^ Зарубежные производители суппозиториев

№ п / п Страна-производитель Количество суппозиториев Удельный вес, %

1 Болгария 2 0,4

2 Венгрия 6 1,1

3 Великобритания 2 0,4

4 Германия 39 7,3

5 Дания 3 0,6

6 Израиль 1 0,2

7 Индия 3 0,6

8 Ирландия 3 0,6

9 Испания 9 1,7

10 Италия 10 1,9

11 Молдова 20 3,7

12 Нидерланды 5 0,8

13 Польша 1 0,2

14 Румыния 3 0,6

15 Словения 15 2,8

16 США 8 1,5

17 Турция 10 1,9

18 Украина 4 0,7

19 Франция 12 2,2

20 Хорватия 3 0,6

21 Швейцария 7 1,3

таблица ^^ Классификация суппозиториев по фармакологическим группам

Наименование фармакологических групп Количество, Удельный вес,

по Госреестру ед. %

анальгетики ненаркотические 27 5,0

антибиотики 9 1,7

антисептики 18 3,3

витамины 2 0,4

антигеморроидальные 42 7,7

гемостатические 3 0,6

глюкокортикоиды 9 1,7

гомеопатические 23 4,2

иммуномодулирующие 16 2,9

контрацептивы 12 2,2

местноанестезирующие 3 0,6

метаболические 4 0,7

МИБП (бактериофаги, эубиотики) 2 0,4

т-холиноблокаторы 1 0,2

НПВП 71 13,0

для лечения хронического простатита 18 3,3

противоаллергические 1 0,2

противовирусные и иммуномодулирующие 7 1,3

противовоспалительные 7 1,3

противогрибковые 43 7,9

противомигренозные 2 0,4

противомикробные и противопротозойные 47 8,6

противорвотные 4 0,7

стимулятор регенерации тканей 18 3,3

слабительные 17 3,1

спазмолитические 13 2,3

ферментные 3 0,6

цитостатики 9 1,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эстрогены 10 1,8

эубиотики 24 4,4

прочие 79 14,5

кроме того...

В Японии зарегистрирован принципиально новый противогриппозный препарат

Фармпроизводитель Shionogi Co получил разрешение на продажу в Японии принципиально нового противовирусного препарата, эффективного в отношении вирусов гриппа А и B. Согласно данным клинических исследований, однократный прием ЛС под названием балоксавир марбоксил (baloxavir marboxil) позволяет полностью остановить репликацию вируса в организме пациента. Лекарственное средство обладает уникальным механизмом действия: подавляя активность фермента эндонуклеазы, оно предотвращает репликацию вируса после его проникновения внутрь клетки. До конца текущего года производитель не намерен выводить ЛС на международный рынок: оно будет продаваться только на территории Японии и находиться под постмаркетинговым наблюдением.

Регистрация вакцины против лихорадки денге в США остается под вопросом

Sanofi Pasteur примет решение о целесообразности регистрации своей вакцины для профилактики лихорадки денге на территории США по итогам консультаций с FDA. Об этом заявил глава подразделения вакцин Sanofi Дэвид Лев (David Loew). Вакцина Dengvaxia зарегистрирована в 19 государствах, эндемичных по лихорадке денге. В декабре прошлого года власти Филиппин приняли решение о приостановке государственной программы иммунизации этим препаратом в связи с новыми данными о его безопасности: как выяснилось, у пациентов, ранее не контактировавших ни с одним из родственных вирусов-возбудителей лихорадки, вакцинация могла спровоцировать более тяжелое течение заболевания. Встреча с представителями FDA по вопросу о дальнейшей судьбе Dengvaxia в США состоится в течение двух месяцев, сообщил Лев.

PEMEÖUUM

россиискии и зарубежный рынки

3-2018

таблица ^ Характеристика противовирусных суппозиториев по Госреестру

№ Название препарата Состав ЛФ и дозировка Фармакологическое действие Производитель

1 Гепазолон полисахариды побегов Solanum tuberosum суппозитории вагинальные 200 мкг, упаковки ячейковые контурные противовирусное и иммуномодулирующее средство ООО «Альтфарм», Россия

2 Релиф Про полисахариды побегов Solanum tuberosum суппозитории вагинальные 200 мкг, упаковки ячейковые контурные противовирусное средство растительного происхождения ЗАО «Байер», Россия

3 Долопрокт картофеля побегов экстракт суппозитории ректальные 0,2 мг, упаковки ячейковые контурные противовирусное средство растительного происхождения «Интендис ГмбХ», Германия

4 Панавир полисахариды побегов Solanum tuberosum суппозитории вагинальные 200 мкг, упаковки ячейковые контурные противовирусное средство растительного происхождения ОАО Альтфарм», Россия; ООО «Ланафарм», Россия

в Госреестр, по фармакологическим группам (табл. 4).

Как продемонстрировано в таблице 4, наибольшее количество суппозиториев, производимых в нашей стране, содержат лекарственные вещества нестероидного противовоспалительного действия (13,0%), далее следуют противомикробные и противопро-тозойные (8,6%), антигеморроидальные (7,7%), противогрибковые (7,9%), анальгетические ненаркотические средства (5,0%).

Наименьшее количество составляют суппозитории с действующими веществами: противоаллергическими, т-холиноблокаторами (по 0,2%), противомигренозными, витаминами, МИБП (бактериофаги, эубиотики) (по 0,4%). Сравнительно небольшое количество составляют суппозитории со спазмолитическими (2,3%), противовирусными (1,3%) лекарственными веществами.

Нами был изучен ассортимент суппозиториев противовирусного действия

(табл. 5).

Установлено, что в Государственный реестр РФ включено четыре противовирусных препарата в форме суппозиториев: Гепазолон (Россия), Релиф Про (Россия), Долопрокт (Германия), Генферон® Лайт (Россия). Следует отметить, что в Госреестре отсутствуют суппозитории с антикоагулянтами и веществами, улучшающими мозговое кровообращение. Контент-анализ позволил сформировать информационный массив ассортимента суппозиториев отечественного и зарубежного производства в абсолютных и относительных показателях, провести анализ зарубежных ЛС по странам-производителям, определить соотношение ректальных и вагинальных ЛС, а также провести оценку количества противовирусных суппозиториев.

ИСТОЧНИКИ

1. Битерякова A.M., Кузубова Е.Л. Маркетинговые исследования региональных рынков лекарственных средств. Человек и лекарство: тез. докл. 4 Рос. нац. конгр. 19-23 апр. 1997. М., 1997. 310.

2. Дремова Н.Б. Проблемы

и возможности маркетинговых исследований рынка лекарственных средств. Медико-фармац. вестник, 1996, 9-10: 3-8.

3. Дремова Н.Б., Афанасьева Т.Г. Ситуационный анализ российского рынка. Экономический вестник фармации, 2001, 1: 15-17.

4. Васнецова О.А. Маркетинг в фармации. 1999: 298-334.

5. Государственный реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://grls. rosminzdrav.ru/Default.aspx (дата обращения - 10.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.