УДК 339.13
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА ТУРЫ
В ГРЕЦИЮ
Челнокова Елена Александровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected] ) Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Лабазова Анастасия Васильевна, студент
(e-mail: [email protected]) Белоусова Ксения Владимировна, студент (e-mail: [email protected]) Иванова Дарина Сергеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье представлены результаты маркетингового исследования, проведенного в марте 2019 года. Целью опроса являлось выявление спроса на туры в Грецию у жителей Нижнего Новгорода. Выборка составила 45 респондентов. Анализировалось предпочтение по продолжительности и стоимости отдыха, вариантам покупки туров, спрос на экскурсионные программы, оценивалось желание посетить достопримечательности Греции, тематические мастер-классы и гастрономические предпочтения людей.
Ключевые слова: маркетинговое исследование, опрос, туристы, тур, Греция
Введение
Индустрия туризма является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики [1, 4]. Греция привлекает иностранных гостей своей богатой историей и традициями с давних времен. Страна в целом представляет собой уникальное собрание памятников древней и древнейшей культуры под открытым небом. Но в последние десятилетия значительно вырос спрос на пляжный туризм. На сегодняшний день Греция остается одним из самых популярных туристических направлений по всему миру [2, 5].
Методика исследования.
В марте 2019 года было проведен опрос 45 респондентов, проживающих в Нижнем Новгороде. Опрос проводится с целью выявления спроса на туры в Грецию. Актуальность маркетингового исследования состоит в том, что с помощью данных полученных и проанализированных в работе можно будет определить заинтересованность туристов в отдыхе в Греции, выявление требований к экскурсионному обслуживанию.
В опросе приняли участие 62,2% мужчин и 37,8% женщин (рис. 1). 49% опрошенных - лица в возрасте 25-34 лет, 29% - в возрасте от 18 до 24 лет, 13% - в возрасте от 35 до 44 лет, остальные респонденты старше 45 лет (рис. 2). У 42% опрошенных есть дети (рис. 3).
( Мужской > Женский
Рис. 1 - Пол респондентов
♦ ' 8 - 24 #25-34
35-44
# от 45 и старше
Рис. 2 - Возраст респондентов
• Да
Рис. 3 - Наличие детей Результаты и обсуждение
В рамках опроса выявлено, что 71% респондентов уже были за границей (рис. 4). 60 % опрошенных совершают туристические поездки 1 раз в год, 16% - 2-3 раза в год, 22% - не совершали поездок, 2% - поездки совершают 4-5 раз в год (рис. 5).
• Да
Ф Нет но хотел(а) бы
Рис. 4 - Выезд за границу
ШГ 15,3% п
'X / 22,2% Щ
X ' 1
> 1 раз >2-3 раза >4-5 раз
I более 5 раз
► Не совершал(а)
Рис. 5 - Периодичность туристических поездок
Наиболее часто респонденты выбирают для путешествия летний период - 78%, на втором месте - осень - 38%, зима составляет 29%, и весна - 17%, что видно из рисунка 6.
Рис. 6 - Время года для путешествий Чаще всего респонденты путешествуют в компании с друзьями или знакомыми - 35%, а также с семьей - 31%. Без компании путешествуют 20%, с супругой или с супругом 11% (рис. 7).
Ф С друзьями/знакомыми Ф С супругой/супругом Ф С семьей Ф Без компании Ф Попутчики
Рис. 7 - Компания для путешествия Наиболее популярным среди опрошенных является пляжный отдых и составляет 66%, также популярным является культурно-познавательный туризм - 58%, экстремально-спортивный туризм составляет 29%, и самую меньшую долю, 17% - составляет лечебно-оздоровительный туризм (рис. 8).
Пляжный отдых
Кул ьту рно-познавател ьн ый туризм
Л ечеб но-оздо ровител ьн ый туризм
Экстремал ьно-с порти вн ый туризм
(
Рис. 8 - Предпочтения респондентов по видам отдыха
Средняя продолжительность путешествия у 62% опрошенных составляет 8-14 дней, 24% отдыхают в среднем 7 дней, 9% - менее 7 дней, по 2% -15-21 день и более 28 дней (рис. 9).
> менее 7 дней
> 7 дней
> 8-14 дней
> 15-21 день ) 21-28 день
> более 28 дней
Рис. 9 - Средняя продолжительность путешествия
В качестве средств размещения 80% респондентов отдают предпочтение отелям [3], 15% - гостевым домам, 4% хостелам (рис. 10). Около 27% опрошенных готовы потратить 30-35 тыс. рублей за 7-дневное путешествие, 22% - 25-30 тыс. рублей, 20% - 35-40 тыс. рублей, 18% - 20-25 тыс. рублей, 11% - более 40 тыс. рублей (рис. 11). Спрос на туры представлен в разных стоимостных диапазонах.
Ф Хостелы
# Гостевые дома
# Отели
# Пансионаты
Рис. 10 - Места проживания на время путешествий и отдыха
Ф Менее 20 ООО р. Ф 20 ООО-25 ООО р.
25 000-30 000 р. Ф 30 000 - 35 000 р. Ф 35 000-40 000 р. Ф Более 40 ООО р.
Рис. 11 - Предпочтения по стоимости недельного тура Нужно отметить, что 84% опрошенных при планировании путешествия обращаются в турагентства, а 16% самостоятельно планируют путешествие. Чаще всего респонденты обращаются в турфирму по прошлому опыту, а также по рекомендации знакомых и конкретным заинтересовавшим предложениям (рис. 13).
# Самостоятельно бронируете транспорт, место проживания
# Обращаетесь в турагентство
Рис. 12 - Варианты планирования путешествия людьми
Известность компании
Реклама компании в СМ Л Рекомендаиии друзей, знакомых
Конкретное предложение, заинтересовавше... Цена, стоимость поездки Не пользуюсь услугами туристических агте... Не обращаюсь
'2(26,7%)
16(35.6 %}
13 {40 %}
16(35.6 %}
20
Рис. 13 - Причины обращения в турфирму Опрос показал, что 62% туристам на отдыхе в Греции было бы интересно посетить исторические памятники, 53% - природные заповедники и за-
казники, 47% - попробовать местную еду и напитки, 40% - посетить монастыри, храмы и другие святые места, 35% - интересны обзорные экскурсии, 26% - посетить этнические и тематические праздники, что отражено
Рис. 14 - Предпочтения туристов на отдыхе в Греции Около 73% респондентов предпочли бы посмотреть острова, 60% - пещеры, 55% - дворцы и озера, 51% - музеи, 46% - храмы и горы, 38% - ущелья, 33% - театры, 11% - стадионы (рис. 15).
Рис. 15 - Достопримечательности Греции Изучая спрос на мероприятия экскурсионных программ получено, что самым интересным из предложенных вариантов, респонденты выбрали виндсерфинг - 57%, кулинарный мастер-класс составляет 38%, 31% - экскурсии на фабрику по производству оливкового масла, 24% - мастер-класс по изготовлению сувениров из глины, что видно из рисунка 16.
Мастер - класс по изготовлению сувенире
Кулинарной мастер - класс
Экскурсия на фаЭрику по производству оп...
Виндсерфинг
О 10 20 30
Рис. 16 - Варианты программ на экскурсиях Изучая, что еще интересно туристам при посещении Греции выявлено, что 71 % опрошенных выбрали пляж Навагио, 69% - остров Санторини,
66% - Афинский акрополь, 64% - остров Крит, 58% - пещерное озеро Ме-лиссани, 53% - комплекс монастырей Метеоры, 46 % - Дворец Великих Магистров на Родосе, 42% - парк живой тропической природы (рис. 17). Результаты необходимо учитывать при формировании ассортимента экскурсионных программ и мероприятий туроператорами Греции.
акропол к - 30
Пляж НаБагио на острове1 ЗакинфР
Остров Са^рнни Пещерное озеро Мелисса ни на острове Кеф .
Парк живой тропической природы — Долина... Остров Крит
_|—32 {71.1 ЧЬ)
-.24 {53,3 %)
-31 {68,9%) -26 {57,3%) -21 {45,7%) '9 {42,2 %}
-20 {64.4%)
0 10 20 30
Рис. 17 - места для посещений в Греции Изучая, что интересно привезти из путешествия, выяснено, 49% приобрели бы в Греции недорогие сувениры, по 38% - алкоголь и косметику, 26% - изделия ручной работы, по 24% - сладости, керамику, иконы, картины, одежду и обувь, 20% - продукты питания, 13% - золото и серебро (рис. 18).
40
Продукты питания Сладости Ал ко пел ь Косметика Недорогие сувениры Керамика, иконы, картины Одежда и обувь Золото и серебро Изделия ручной работы
-9 (20 %)
11 {24.4 %)
| '1 {37,8%) | '7 {37,8%)
|—22 {43,9 %)
25
Рис. 18 - Покупки в Греции Во время путешествия и отдыха в Греции люди (указали 51% респондентов) попробовали бы запеченную баранину, 44% - креветки, 42% - запеканку из баклажанов, 40% - греческий салат, 38% - осьминогов, 35% -ликер, по 33% - пончики и анисовую водку (рис. 19).
Хорьятики (греческий салат) Мусака ( "запеканка" из баклажанов и мя...
Лукумадес (греческие пончики)
Гаридес еапанаки {креветки в красном со...
Мастика (ликер со смолой, которую получ...
" 3 {40 ЧЬ) ■ - 9 (42.2 ЧЬ)
| 23 (51.1 %)
|- ' 5 [33.3 №)
' "7 (37.8 К)
I 20 {44,4 ЧЬ)
| ' Б (33.3 ЧЬ)
- 6 б '&■> 15 20
Рис. 19 - Предпочтения в греческой еде и напитках
Выводы и заключение
Таким образом, опрос показал, что Греция является идеальным туристическим направлением, для кратковременного и длительного отдыха, благодаря современной туристической инфраструктуре и широкому выбору ассортимента экскурсионных услуг. При посещении Греции нижегородцы хотят посетить различные достопримечательности страны, попробовать местную кухню и посетить тематические мастер-классы.
Список литературы
1.Бикитеева Л.В. Туристско-рекреационный потенциал и организация международного туризма Греции // В сборнике: Студенческие научные общества - экономике регионов Сборник материалов Международной молодежной научной конференции. 2018. С. 521-527.
2. Калиненко Н.А. Туризм и курортно-рекреационный потенциал Греции // В сборнике: Естественные науки и экология межвузовский сборник научных трудов. Ежегодник. Омск, 2017. С. 77-81.
3. Лебедева Т.Е., Булганина С.В., Сульдина В.В., Белоусова К.В. Тенденции выбора средств размещения // Наука Красноярья. 2018. Т. 7. № 2-2. С. 36-40
4. Сардарова В.Г. К вопросу о перспективах развития туристской индустрии Греции и Российско-греческого сотрудничества в сфере туризма // Молодой ученый. 2017. № 11 (145). С. 255-258.
5. Тарханова Н.П., Мамадиев Б.Х. Рынок туристских предложений в Греции // В сборнике: Современные проблемы науки туриндустрии Научно-практическая ежегодная преподавательская конференция. 2015. С. 55-60.
Chelnokova Elena Alexandrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Bulganina Svetlana Viktorovna, Cand. Techn.Sci., associate professor Labazova Anastasia Vasilievna, student Belousova Ksenia Vladimirovna, student Ivanova Darina Sergeevna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia MARKETING STUDY OF THE DEMAND FOR GREECE TOURS Abstract. The article presents the results of a marketing study conducted in March 2019. The purpose of the survey was to identify the demand for tours to Greece from residents of Nizhny Novgorod. The sample consisted of 45 respondents. The preferences for the duration and cost of recreation, options for buying tours, the demand for excursion programs were evaluated, the desire to visit the sights of Greece, thematic workshops and gastronomic preferences of people were assessed.
The article presents the results of a marketing study conducted in March 2019. Keywords: marketing research, survey, tourists, tour, Greece