Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА '

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинговое исследование / опрос / потребительские предпочтения / marketing research / survey / consumer preferences

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Киселева, К.С. Иорина, И.О. Линкевич, Л.С. Драганчук

Обоснована необходимость проведения маркетингового исследования предпочтении потребителей при выборе направления обучения. Выявлены потребительские предпочтения и факторы выбора направлении обучения студентами бакалавриата высших учебных заведений г. Красноярска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.А. Киселева, К.С. Иорина, И.О. Линкевич, Л.С. Драганчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING RESEARCH OF PREFERENCES OF CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES OF HIGHER EDUCATION IN KRASNOYARSK

The necessity of conducting a marketing research of consumers ' preferences when choosing the direction of training is justified. Consumer preferences and factors of choice of training directions by undergraduate students of higher educational institutions of Krasnoyarsk are revealed.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА »

УДК 339.138

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

М. А. Киселева, К. С. Иорина, И. О. Линкевич Научный руководитель - Л. С. Драганчук

Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 E-mail: kkmmaa99@mail.ru

Обоснована необходимость проведения маркетингового исследования предпочтении потребителей при выборе направления обучения. Выявлены потребительские предпочтения и факторы выбора направлении обучения студентами бакалавриата высших учебных заведении г. Красноярска.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, опрос, потребительские предпочтения

MARKETING RESEARCH OF PREFERENCES OF CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES OF HIGHER EDUCATION IN KRASNOYARSK

M. A. Kiseleva, K. S. Iorina, I. O. Linkevich Scientific supervisor - L. S. Draganchuk

Siberian Federal University 79, Svobodny Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail:kkmmaa99@mail.ru

The necessity of conducting a marketing research of consumers ' preferences when choosing the direction of training is justified. Consumer preferences and factors of choice of training directions by undergraduate students of higher educational institutions of Krasnoyarsk are revealed.

Keywords: marketing research, survey, consumer preferences

Система высшего образования - ключевой фактор успеха любой страны. Проблемы системы высшего образования сдерживают ее развитие и обостряются иод воздействием глобализации экономики, ускорения процесса изменения потребностей, неразвитости рыночного сектора экономики, ухудшения демографической ситуации. В сложившихся условиях на рынке образовательных услуг все большее значение приобретает понимание потребителей и их предпочтений.

Одной из негативных тенденций изменения рынка образовательных услуг высшего образования г. Красноярска является снижение количества поступающих на бакалаврские программы направления «Менеджмент», что и обусловило необходимость проведения маркетингового исследования с целью уточнения проблемы и причин, ее вызывающих.

Исследование предпочтений потенциальных потребителей при выборе направления обучения является актуальным, поскольку позволяет не только выявить основные критерии выбора будущей профессии, но и использовать результаты исследования с целью влияния на принятие решений абитуриентов [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

С целью выявление предпочтений выбора направления «Менеджмент» среди бакалавров высших учебных заведения г. Красноярска, а также степени удовлетворенности обучающихся качеством получаемого образования было решено провести исследование среди студентов, обучающихся по программе «менеджмент». Методом исследования был выбран опрос, который первоначально проводился в январе 2020 г. Объем выборки составил 240 человек, из них на долю Сибирского федерального университета пришлось 75%, Красноярского государственного аграрного университета - 12,5%, Сибирского государственного университета науки и технологии - 12,5%.

Следует отметить, что 75% (180) - студенты 3 курса. 20,8% (50) - второго курса. 4,2%(10) - четвертого курса.

Исследование проводилось методом случайной выборки, поэтому и структура респондентов по вузам, курсам и специальностям сформировалась случайным образом и не являлись результатом целенаправленного отбора.

Результаты исследования показали, что среди причин получения высшего образования 80% респондентов отметили желание получить диплом, 77% респондентов указали на возможность удачного трудоустройства в будущем. Более 40% респондентов указали на такие причины, как развитие своих способностей, получение профессиональных знаний. Следовательно, студенты бакалавриата заинтересованы в саморазвитии и имеют желание стать высококвалифицированными специалистами. Современные высшие учебные заведения должны удовлетворять их потребности.

Большинство респондентов в качестве основного источника информации при выборе высшего учебного заведения используют интернет - 90,3%, при этом практически все опрошенные обращались к сайту высшего учебного заведения. День открытых дверей, печатные издания, телевиденье, как источник информации рассматривают 26%, 3% и 9% респондентов соответственно. Для получения достоверной и актуальной информации о высших учебных заведениях, соответствующие сайты должны быть информативными и удобными.

При выборе профессии респонденты ориентировались в большинстве на содержание профессии и на перспективу (67%). Так же важными аспектами в выборе специальности респонденты выделили соответствие интересам (51,8%) и возможность управлять (44%).

Исследование показало, что 54,2% опрошенных не имели представления о деятельности менеджера до поступления. В основном при выборе профессии они опирались не на свое мнение, а на моду, мнения знакомых, родственников. При этом 70,8% респондентов ответили, что у них есть знакомые, которые работают или учатся по направлению менеджмент.

Менее половины опрошенных (45,8%) не планировали поступать на направление «Менеджмент». Факторы, которые оказали влияние при принятии решения: более низкий проходной балл, рекомендации приемной комиссии.

Основной задачей высших учебных заведений является формирование профессиональных компетенций. Одними из главных характеристик, соответствующих основным чертам менеджера, являются стремление занять лидирующие позиции, руководить процессом и следить за исполнением работ. Большинство бакалавров (54,2%) считают, что эти качества у них присутствуют. Так же были выявлены респонденты склонные к предпринимательской деятельности (37,5%).

Более половины опрошенных (66,7%) предпочли бы работать удалённо. Так же 62,5% предпочли бы работать на себя. Это свидетельствует о стремлении большей части опрошенных к самостоятельности в принятия решений и готовности рисковать, беря ответственность на себя.

Далее респондентам было предложено оценить степень удовлетворенности качеством своего образования по 10-балльной шкале (1 балл - наихудший показатель, 10 - наилучший).

Работа на себя Работа в офисе Работы на открытом воздухе Работа удаленно

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00%

Распределение ответов на вопрос: «Какой тип работы вас привлекает больше всего?»

10% респондентов затруднились дать ответ на этот вопрос, 12% поставили наивысшую оценку - 10, 7% респондентов оценили удовлетворенность качеством образования в 8 баллов, 3 из них не прокомментировали свое решение. Оценку 7 баллов, отвечая на заданный вопрос, поставили 63% респондентов, мотивируя свой выбор недостаточностью практических навыков и языковой подготовки студентов, отсутствием отдельного подхода преподавателей к каждой аудитории, непониманием студентами значительной части учебного материала. Это весьма серьезные недостатки, учитывая то, что выставленная оценка высока. Еще 8% респондентов поставили оценку меньше 6 баллов, свои ответы они не прокомментировали.

Если исключить из рассмотрения затруднившихся ответить студентов, то средняя оценка, данная потребителями образовательных услуг г. Красноярск удовлетворенности качеством получаемого образования, составит 7,34. Это достаточно высокий показатель, но не следует забывать об отсутствии единой системы критериев выставления оценок потребителями, о том, что многие из них даже не обосновали свое решение, а одинаковые количественные оценки обоснованы по-разному.

В дальнейшем о трудоустройстве по специальности задумываются 45,8% респондентов, им нравится направление и программа обучения, 41,7% затрудняются ответить на этот вопрос. Респондентов, которые не хотят связывать свою жизнь с работой менеджера только 12,5%. В соответствии с полученными в нашем исследовании результатами, лишь менее половины респондентов - 45,8% выбрали направление «Менеджмент» имея обоснованные мотивы. Остальные выбрали данное направление под воздействие различных факторов, таких как наличие бюджетных мест, мнение родственников/друзей и т.д. У большинства опрошенных присутствуют и предпринимательские, и управленческие наклонности. Следует отметить, что большинству опрошенных нравится учиться, Благоприятной тенденцией является то, что только 12,5% бакалавров не собираются работать по выбранной специальности.

Полученные результаты можно использовать при проектировании и совершенствовании программ приемной комиссии, а также разработке и проведении маркетинговых мероприятий высшего учебного заведения.

Библиографические ссылки

1. Драганчук Л.С. Поведение потребителей: учеб. пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2018. -192 с.

2. Хайбулин Б.С., Андреева В.А., Малаховская Е.К. Исследование мотивации абитуриентов при выборе вуза // Научный журнал «Студенческий» 2018. № 13(33). С. 56-59

3. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: учебник для студентов вузов. - Москва Экономисть 2014 - 576 с.

© Киелева М. А., Иорина К. С., Линкевич И. О., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.