Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ (не примере оборонно-промышленного комплекса страны)'

МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ (не примере оборонно-промышленного комплекса страны) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ (не примере оборонно-промышленного комплекса страны)»

2 mi) - ms

МАРКЕТИНГ

МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ (не примере оборонно-промышленного комплекса страны)

И.Й. ТУМАНОВ,

кандидат экономических наук,Военный университет МО РФ

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что без активного применения маркетинга, основанного на использовании информационных технологий, отечественные предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее — предприятия ОПК) будут не в состоянии разрабатывать и производить качественную продукцию. Более того, уже сегодня высказываются определенные замечания к качеству продукции многих предприятий ОПК страны. Так, по мнению начальника вооружения Вооруженных Сил РФ A.M. Московского, после выполнения в 2003 г. контракта на поставку в Китай зенитно-ракетного комплекса С-300ПМУ-1 китайская сторона высказала 5,5 тыс. замечаний к качеству продукции. Всего же в 2003 г. более половины из почти 300 предприятий, подведомственных бывшему Российскому агентству по системам управления, получили рекламации от иностранных заказчиков

Современная организация предприятий ОПК страны должна, по мнению автора, предполагать разработку и развитие программы, направленной на повышение качества производимой продукции. Следует отметить, что в современных условиях управление качеством все в большей степени становится важным стратегическим оружием в конкурентной борьбе, активно применяемым для повышения устойчивости функционирования предприятия на рынке. Поэтому управление качеством требует, чтобы маркетинг предприятия ОПК определял уровень совершенства для каждого производимого вида продукции. Подчеркнем, что качественный товар — это товар, который отвечает требованиям и ожиданиям целевой аудитории. Качество военной продукции можно определить, как

! Рубченко М., Власова О., Медовников Д. и др. Ставка на сильных// Эксперт - 2004 - № 10 - С. 25.

степень соответствия совокупности ее качественных характеристик потребностям и ожиданиям клиента с учетом цены, которую он готов заплатить. Очевидно, что сравнения по качеству имеют смысл только для продукции, служащей удовлетворению одинаковых потребностей при одном уровне цен. Удовлетворенность клиента предприятия ОПК представляет собой функцию степени соответствия между его ожиданиями от продукции данного предприятия и восприятием ее реальных возможностей. Например, государственные заказчики противотанковых управляемых ракет (ПТУР) ожидают, что с помощью их можно будет поразить типовой зарубежный танк (к примеру, М1А2)2. Следовательно, данная характеристика должна быть одной из самых главных в сертификате качества ПТУР. Только в этом случае данная продукция будет конкурентоспособной, т.е. пользоваться спросом у покупателей. Маркетинговое управление качеством, соответственно, требует прежде всего хорошего знания ожиданий и мотивации на покупку со стороны целевых клиентов. Качество, таким образом, — понятие в большей степени относительное. К примеру, покупатель самолета «МиГ - 290ВТ» не ждет от него того же, что и от самолета «Р-35». Тем не менее оба изделия могут быть качественными в той мере, в какой они соответствуют степени совершенства, ожидаемой от них с учетом цены.

Как следствие разнообразия потребностей (палубные истребители, истребители-перехватчики и т.д.) степень совершенства каждого вида военной продукции может задаваться для каждого сегмента. Это предполагает, что каждому ожидаемому уровню качества и приемлемому диапазону

2 Растопшин М. Единая методическая основа// ВПК - 2004. -№ 17.-С. 6.

2(1221 ~ 2Ш

МАРКЕТИНГ

цен соответствует различный набор выгод. Следовательно, маркетинговая стратегия качества должна опираться на анализ сегментации рынка.

Сегодня очевидно, что покупатели воспринимают военную продукцию как набор свойств, способный выполнить кроме желаемой базовой функции другие, связанны^ с ней функции. Например, «Воздушный робототехнический комплекс для мониторинга и ликвидации чрезвычайных ситуаций», разрабатываемый корпорацией «Иркут» (Россия), будет способен решать очень широкий спектр актуальных для Министерства обороны РФ, МЧС и других ведомств задач. В их числе: разведка, наблюдение за трубопроводами, транспортными магистралями и ЛЭП, охрана границ, выявление ледовых заторов. Кроме того, данный комплекс можно использовать для организации локальной мобильной связи и навигационного обеспечения3.

Маркетинговое управление качеством требует разбить полное качество на составляющие, чтобы установить стандартные требования к каждой из них. Составляющими качества продукции предприятий ОПК страны, по мнению автора, могут быть:

1. Функциональное соответствие — способность продукции успешно выполнять базовые функции.

2. Дополнительные функции — диапазон возможностей продукции, кроме базовых функций.

3. Соответствие - соблюдение качественных характеристик на заявленном уровне совершенства.

4. Надежность - отсутствие поломок или дефектов в работе в течение заданного срока.

5. Потенциал. О потенциале качественного товара говорят в тех случаях, когда его добавленная ценность настолько велика, что клиенты неохотно соглашаются на замени-

тель данного продукта даже при наличии более дешевых или легкодоступных аналогов. Психологические выгоды — доверие, уважение, удовлетворение — обеспечивают превосходство качественного товара, высокую разницу между себестоимостью и ценой реализации, а также долгосрочную лояльность качественному товару4. Именно качественная продукция позволяет, например, корпорации «Boeing» удерживать лидирующие позиции в своей области деятельности.

6. Долговечность — полезный срок службы изделия или частота его использования до выхода из строя.

7. Обслуживание — объем, скорость и эффективность услуг, обеспечиваемых до, во время и после продажи. Например, эффективный маркетинговый инструмент применило руководство корпорации «МиГ», предложив основному заказчику (Министерству обороны РФ) определенное количество своих самолетов «МиГ - AT» на условиях лизинга5.

8. Воспринимаемое качество - имидж изделия (например, имидж «Су»).

Программа контроля качества продукции предприятий ОПК страны должна состоять в установлении норм по каждой составляющей, а также в разработке признаков, позволяющих следить за соблюдением этих норм.

В современных условиях процесс повышения качества продукции предприятий ОПК страны может, по мнению автора, осуществляться по направлению от ценности продукции для клиентов к требованиям, которые предъявляются к самой продукции, далее к определению модульной структуры процесса и затем к производству и техническим условиям процесса (рис.1).

Рис. 1. Процесс повышения качества продукции предприятий ОПК

4 Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб: Питер.

__- 1999. - С. 234.

' Коммерсантъ//АВИА. - 2003 - № 147 - С. 21. 5 ВПК. - 2004. - № 11. - С. 6.

Безусловно, каждая составляющая качества продукции представляет собой возможное направление дифференциации продукции по отношению к конкурентам. По мере обострения конкуренции выигрывать в конкурентной борьбе все труднее и труднее. В результате глобализации и технологических изменений возникают новые источники конкуренции:

дерегулирование изменяет правила конкуренции для многих отраслей экономики; рынки товаров и услуг становятся сложнее и менее предсказуемыми, а изобилие и доступность информации позволяют предприятиям быстрее реагировать на действия и замыслы конкурентов.

Обострение и ускорение конкуренции в современных условиях означают, что нельзя ограничиваться только реакцией на действия конкурентов. Характерными чертами информационной экономики являются предвидение и подготовка к изменениям. Лучшие предприятия отличает пронизывающее всю организацию внимание к конкурентам и стремление больше знать о них.

Здесь важно отметить, что сбор информации о конкурентах должен осуществляться в рамках честной конкуренции, иначе у предприятия, которое использует приемы нечестной конкуренции, могут возникнуть существенные трудности. Так, например, в 2003 г. корпорация «Boeing» была обвинена в использовании секретов компании «Locheed Martin». Данное обвинение привело к тому, что «Boeing» лишился заказов Министерства обороны США на несколько миллиардов долларов6.

Успешные предприятия выделяют на анализ деятельности конкурентов значительные ресурсы. Они разрабатывают эффективные маркетинговые стратегии, которые предполагают использование современных маркетинговых инструментов. Их целью является долгосрочных успех, а не краткосрочные преимущества. Кроме того, они стремятся разрабатывать и производить то, что не допускает повторения.

Важно отметить, что сегодня предприятиям ОПК России необходимо не только достигать высшего качества своей продукции, но и улучшать обслуживание клиентов, повышая тем самым привлекательность своей продукции. Со-

6 Компания. - 2004 - № 2. - С. 48.

ответственно в современных условиях качество товаров принимают как само собой разумеющееся; ныне идет борьба за качество обслуживания. Отечественным предприятиям ОПК целесообразно, по мнению автора, предлагать свою продукцию в пакете с дополнительными услугами, такими, как, например, бесплатное обучение пользователей, бесплатное консультирование по эксплуатации и др.

Для повышения качества обслуживания клиентов необходимо соблюдать следующие правила:

1. Определить цели предприятия ОПК в области обслуживания клиентов. Например, добиться наибольшей удовлетворенности клиентов, продавая им современную конкурентоспособную продукцию. Несомненно, реализация этой цели будет способствовать формированию доверительных отношений предприятия ОПК со своими клиентами. Здесь важно привести определение доверия, предложенное, например, В.П. Хоревым. Он отмечает, что доверие представляет собой отношения между хозяйствующими субъектами, при котором одна из сторон контракта на основе оценки моральных и деловых качеств другой стороны исключает, в той или иной мере, возможность ее оппортунистического (эгоистического - прим. авт.) поведения7. Необходимо отметить, что если у предприятия российского ОПК существуют доверительные отношения с клиентами, то это является его существенным конкурентным преимуществом и фактором успеха.

2. Выбрать соответствующих сотрудников. Данные сотрудники предприятия должны с уважением и доброжелательно относиться к клиентам предприятия.

3. Непрерывно обучать сотрудников предприятия.

4. Измерять и доводить до всеобщего сведения стандарты качества. Во многих видах хозяйственной деятельности все важное происходит в течение первых минут контакта с клиентом. Производит ли сотрудник предприятия должное впечатление? Воспринимают ли клиенты предприятие ОПК как уважительное и склонное помочь? Сотрудникам предприятия важно знать, чего от них ожидают руководители и клиенты.

7 Хорев В.П. Институт доверия в сфере функционирования оборонно-промышленного комплекса России: основные проблемы и тенденции развития . — М.: ВУ, 2003. - С. 12.

Руководители предприятия должны: а) подробно объяснять сотрудникам, что и как они должны делать; б) ради надежности регулярно проводить опросы клиентов, для чего предоставлять им вопросники. Результаты опросов необходимо доводить до сведения всех сотрудников предприятия, при этом подчеркивать реакции клиентов, что нужно исправить в работе с клиентами и как награждены лучшие сотрудники.

5. Для повышения удовлетворенности клиентов использовать информационные технологии. Информационные системы определяют пути движения информации на предприятии, которая обеспечивает связь между клиентами и предприятием, способствуют обмену знаний и опытом между отделами предприятия, а также его различными функциональными областями. К таким системам можно отнести, например, CRM (Customer Relationship Management), которая представляет собой информационную систему, позволяющую автоматизировать все операции, которые связаны с удовлетворением и предвосхищением потребностей клиентов.

х 6. Предприятие ОПК должно стараться превзойти ожидания клиентов. Дать больше ожидаемого — верный путь к доверию. Добиться этого можно с помощью прямого маркетинга, интерактивной маркетинговой коммуникации и т.д.

Кроме того, повышению качества обслуживания будет способствовать, по мнению автора, создание на предприятиях ОПК России отдела по управлению отношениями с клиентами. Основная цель деятельности данного отдела — улучшение отношений с клиентами.

Сегодня очевидно, что предприятия ОПК России будут не в состоянии производить качественную и конкурентоспособную продукцию, если не решены проблемы отечественного машиностроения. Мировой опыт свидетельствует о том, что все промышленно развитые страны одним из важнейших приоритетов считают развитие технологической базы как основы передового машиностроения и, в первую очередь, станкостроения. К сожалению, с начала 1999-х гг. металлорежущее оборудование на российских заводах практически не обновлялось и не модернизировалось. Все это привело к потере точности и производительности оборудования и, следовательно, к падению конкурентоспособности отечественной продукции. В современных

условиях уровень производства станкостроения России существенным образом снизился. Если в 1980-х в нашей стране выпускалось около 17 ООО станков с ЧПУ, то сейчас — около 200. Соответственно необходимо обратить внимание на возрождение отечественного станкостроения, в том числе путем модернизации существующего оборудования, во многом определяющего потенциал предприятия, на базе применения современных информационных технологий, разработки новых и перспективных образцов8.

Следовательно, технологическое перевооружение, которое должно стать составной частью современной организации российского предприятия ОПК, является задачей, которую можно успешно решить только при активном участии государства. Именно государство должно обеспечить межфункциональную координацию в области повышения качества и конкурентоспособности отечественной конечной продукции, продукции предприятий ОПК в том числе. Надо отметить, что Правительство РФ уже в 2001 г. разработало и утвердило продуманную, по мнению автора, федеральную целевую программу «Национальная технологическая база» на 2002 - 2006 гг. Основная цель этой программы

- развитие национальной технологической базы, способной обеспечить разработку и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции для решения приоритетных задач в области социально-экономического развития и национальной безопасности России9. Но, к сожалению, реализация положений данной программы осуществляется очень медленно.

Необходимо подчеркнуть, что предприятиям ОПК страны целесообразно, по мнению автора, стремиться к созданию союзов с успешными компаниями, что будет способствовать повышению качества и конкурентоспособности их продукции. Главной целью таких союзов может быть доступ к технологиям, к маркетинговым каналам, крынкам, к сервисным возможностям. Кроме того, большинство форм союза предполагают, что предприятие предъявляет определенную часть своих организационных процессов новым партнерам, а это, в свою очередь, может

8Ходаков В.Н. Кризис отечественного машиностроения//ВПК

- 2004.- № 9. - С. 4.

(> Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы//Собрание законодательства РФ. -2001 -№48.-С. 9811.

стать источником ценных идей совершенствования, так как:

как правило, предприятию необходимо подготовить детальную программу предъявления своих возможностей в рамках союза, что создает благоприятную ситуацию для появления новых идей;

опыт партнера приходится использовать в новых условиях, а это позволяет выявить многие слабые стороны; когда дело доходит до подробного знакомства с производственной деятельностью, партнер может оказаться требовательнее любого клиента, что должно побуждать предприятие ОПК страны к повышению качества своей продукции.

Таким образом, создание союза может способствовать обновлению и совершенствованию предприятия ОПК России. Хорошим примером является возможный союз между французской компанией «Dassault» (разработчикистребителей марки «Мираж» и «Рафаль») и АВПК «Сухой», заключение которого предполагается с целью создания беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Если данный проект будет реализован, он станет одним из примеров разработки нового образца боевой техники для Вооруженных Сил РФ совместно со странами НАТО. Специалисты подчеркивают, что данный союз выгоден и России, и Франции, так как обе страны значительно отстают в области БПЛА от США и. Израиля, которые уже активно применяют беспилотные летательные аппараты в боевых действиях10.

Активное внедрение информационных технологий является следующим важнейшим направлением повышения качества и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий ОПК.

В федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» отмечается, что создание и широкое использование информационных технологий обеспечат:

включение отечественных производителей в международную кооперацию при проектировании и производстве сложной наукоемкой продукции;

эффективную организацию процессов проектирования, производства и технической

10 Ведомости. - 2004. - № 39. - С. А2.

эксплуатации сложной наукоемкой техники, повышение качества выпускаемой продукции, резкое сокращение сроков и стоимости ее создания, снижение эксплуатационных затрат11.

Следуетподчеркнуть,чтосреднегодовыетем-пы прироста, например, электронной продукции во всем мире составляют более 10 %. Это обусловлено, прежде всего, постоянным ростом удельного веса электронных компонентов в конечной продукции самого разнообразного назначения. В плане же применения во всех областях экономики и обороны электроника — это универсальный инструмент обеспечения жизнедеятельности. К примеру, характерной особенностью программ развития средств воздушно-космического нападения (СВКН) является активизация работ по перспективным технологиям, в том числе в области гиперзвука, «СТЕЛС», модульного принципа конструкции и использования новейших достижений в бортовой электронике. Это позволит создать в настоящее время принципиально новое поколение средств вооруженной борьбы. Специалисты отмечают, что наиболее перспективными образцами, например, авиационно-космической техники третьего тысячелетия станут гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА), способные действовать на скоростях от 5 до 25 М и в диапазоне высот от 30-120 км, слабо контролируемом нынешней системой ПВО. Сегодня, к примеру, в США ведутся работы над созданием гиперзвукового самолета-разведчика, гиперзвуковой крылатой ракеты (ГЗКР), стратегической ракеты с планирующей головной частью (СР ПГЧ), воздушно-космического самолета (ВКС) и гиперзвукового транспортно-пас-сажирского самолета. Можно с уверенностью утверждать, что при сохранении тенденций в развитии средств вооруженной борьбы созданные группировки СВКН и сил ВКО наиболее развитых стран в начале третьего тысячелетия увеличат свои возможности не менее чем в 1,5 - 2 раза12.

В то же самое время современный, трудно преодолимый кризис отечественной электронной промышленности создает предпосылки к

11 Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы.//Собрание законодательства РФ. - 2001.-№48.-С. 9825.

12 ВПК.-2004.-№7-С. 2.

полной утрате возможностей в области производства перспективной российской продукции. Надо отметить, что первые результаты предпринятых сейчас в этом направлении попыток для исправления создавшегося положения были продемонстрированы некоторыми отечественными предприятиями ОПК на международной специ ализированной выставке «Новые технологии в электронике и системах управления» в Нижнем Новгороде, где были показаны последние достижения в наноэлектронике, специальной микроэлектронике, квантовой оптике, оптикоэлектро-нике, радиосвязи, радиолокации и т.д.13.

Сейчас можно с уверенностью утверждать, что без необходимых навыков и умений настойчивость отечественного предприятия ОПК в реализации маркетинговой стратегии качества означает, как правило, напрасную растрату ограниченных экономических ресурсов. По мнению, например, П. Дойля, чтобы разрабатывать товары, превосходящие по многим характеристикам продукцию конкурентов, необходимы глубокие знания и способности к обучению. Здесь требуется наличие знаний в двух областях. Первая область связана с интересами и ценностями потребителей, вторая — относится к технологическим навыкам, необходимым для создания и представления этих ценностей. Основные деловые способности предприятия, его основные компетенции - это уникальные навыки и мастерство его сотрудников, которые позволяют приобрести устойчивые конкурентные преимущества14.

Следовательно, основной задачей руководителей предприятий российского ОПК должно быть определение возможностей, которые во многом зависят от основных способностей предприятия и представлений о развитии тренда маркетинговой среды, а также от того, какие компетенции обеспечат ему лидирующее положение в сфере деятельности. После того, как основные деловые способности предприятия будут определены, их дальнейшее совершенствование требует полной самоотдачи всех сотрудников предприятия и экономических ресурсов. Безусловно, основные деловые спо-

В.Н. Кризис отечественного машиностроения.//— ВПК. - 2004. - № 9. - С. 4.

14 Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 1999.-С. 44-45.

собности отечественного предприятия ОПК должны непрерывно развиваться и приспосабливаться к постоянно изменяющейся маркетинговой среде.

Следует отметить, что существуют определенные параметры для измерения качества продукции. Например, П. Диксон для определения качества продукции предлагает использовать следующие параметры15.

1. Работа. Измеряется по специфическим параметрам, таким как отсутствие шума, например, при езде на автомобиле. Этот параметр в значительной степени зависит от первичных выгод, искомых при использовании продукта.

2. Особенности. Это относится к вспомогательным характеристикам, которые обеспечивают вторичные выгоды — гудки и сигналы, например.

3. Надежность. Обычно измеряется как среднее время до первого ремонта, среднее время между ремонтами и количество поломок в единицу времени.

4. Продолжительность службы. Мера срока службы товара и устойчивость к стрессовым воздействиям.

5. Удобство ремонта. Быстрота, удобство, компетентность и легкость ремонта.

6. Эстетика. Воздействие товара на ощущения — как он выглядит, звучит, ощущается, пахнет.

7. Репутация. Репутация, переходящая с имени компании или имиджа товара.

8. Соответствие. Соответствует ли товар или услуга рабочим стандартам, спецификациям и насколько товар или услуга может отклоняться от установленных стандартов.

Безусловно, все эти параметры, с обязательным учетом специфики выпускаемой продукции, можно успешно использовать и для оценки качества изделий предприятий ОПК России.

Сегодня очевидно, что современная организация отечественного предприятия ОПК должна быть сфокусирована в первую очередь на качество продукции. В своей книге «Эпоха инноваций» Ф. Янсен рассматривает эволюционную модель П. Болуина и Т. Кумпе (рис. 2), согласно которой доминирующая практика менеджмента изменилась16. Теперь от сфо-

,5 Диксон П. Управление маркетингом. - М.: Издательство

«БИНОМ», 1998. С. 265.

16 Янсен Ф. Эпоха инноваций. - М.: ИНФРА - М, 2002. - С. 27.

кусированности на эффективность она перешла к сфокусированности на качество, гибкость и, в конечном счете, на инновации. Согласно утверждениям П. Болуина и Т. Кумпе, подобные изменения были вызваны изменениями на рынке и смещениями потребностей потребителей.

Необходимо подчеркнуть, что задача обеспечения повышения качества и конкурентоспособности продукции предприятий ОПК России отнесена к числу приоритетных направлений работ, утвержденных Президентом РФ 10 ноября 2001 г. в рамках "Основ политики Российской Федерации в области развития ОПК на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".

Проблемы обеспечения качества продукции предприятий ОПК были рассмотрены 5 марта 2002 г. Комиссией Правительства РФ по военно-промышленным вопросам. Во исполнение решений Комиссии Министерство промышленности, науки и технологий РФ совместно с Министерством обороны России, Минатомом России, Госстандартом РФ, Госкомстатом России, российскими агентствами оборонных отраслей промышленности разработан и утвержден План мероприятий по обеспечению повышения качества продукции предприятий ОПК страны17.

Комплекс работ по выполнению Плана мероприятий был связан с созданием нормативно-правовой, научно-методической и программно-технической базы, необходимой для создания условий для повышения качества продукции предприятий ОПК России. В соответствии с поручением Правительства РФ от 10.04.2001 № ИК-П8-06305 Министерством промышленности, науки и технологий РФ совместно с заинте-

17 Следует отметить, что на сегодняшний день существует новая структура Правительства РФ. Соответственно, некоторые перечисленные здесь министерства и ведомства или переименованы, или упразднены (например, «Эксперт». - 2004 - № 10. - С. 18-27).

Дополняя их, можно отметить, что динамичное развитие информационных технологий также обусловливает развитие качества продукции как важнейшего фактора и конкурентоспособности предприятия, и совершенствования его организации, и развития конкуренции.

ресованными министерствами и ведомствами были разработаны и представлены материалы к заседанию правительственной Комиссии по научно-инновационной политике, связанные с развитием в отечественной промышленности технологий, обеспечивающих информацион-ную поддержку этапов жизненного цикла наукоемких изделий. Данные материалы включали:

1) основные направления развития CALS -технологий (Continuous Acquisition and Life cycle Support) в промышленности России;

2) межведомственную программу первоочередных мер, обеспечивающих реализацию основных направлений развития CALS-тех-нологий в промышленности России в 2003 - 2006 гг.

Эти материалы были согласованы с Министерством РФ по атомной энергии, Министерством обороны РФ, Министерством образования РФ, Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, «Росавиакосмосом» (ныне Федеральное космическое агентство, которое возглавляет А. Перминов), а также с агентствами, на базе которых сегодня создано Федеральное агентство по промышленности (возглавляет Б. Алешин).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные направления развития CALS-тех-нологий в промышленности РФ были рассмотрены и одобрены на заседании Коллегии Министерства промышленности, науки и технологий РФ. Учитывая ограниченность ресурсов и сроков, отведенных на преодоление отставания отечественной промышленности в области CALS-техно-

Время ; Запросы рынка Сфокусированность на следующих параметрах Компания

1960 г. Цена Эффективности Эффективная

1970 г. Цена, качество Эффективности + качестве Обеспечивающая высокое качество

1980 г. Цена, качество, выбор, время доставки Эффективности + качестве + гибкости Гибкая

1990 г. Цена, качество, выбор, время доставки, уникальность Эффективности + качестве + гибкости + инновационности Инновационная

Рис.2. Эволюционная модель П. Болуина и Т. Кумпе

логий, было признано, что необходимо разработать межведомственную программу первоочередных мер, обеспечивающих реализацию основных направлений развития CALS-технологий в промышленности России в 2003-2006 гг.

Следует отметить, что обеспечение требуемого качества продукции отечественных предприятий ОГТК является одной из главных целей реализации концепции «CALS» в России. Соответственно создание системы менеджмента качества (СМК - термин международных стандартов качества серии ИСО 9000) должно быть важнейшим направлением организации отечественных предприятий ОПК. По мнению автора, безусловно, СМК будет способствовать повышению качества продукции и, в конечном счете, повышению ее конкурентоспособности.

Именно активное использование маркетинга, основанного на использовании информационных технологий, позволило, например, ОАО «НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова» совместно с ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» создать уникальное изделие - радиолокационную систему управления (РЛСУ) «Барс». Специалисты, рассмотрев режимы работы РЛСУ и решаемые ею задачи, сделали вывод, что РЛСУ «Барс» сегодня не имеет аналогов в мире.

Самолет, оснащенный БРЛС «Барс», получает возможность с большой скоростью просматривать воздушное пространство, одновременно сопровождая до 15 объектов и реализовывая атаку до 4 целей, находящихся в любой точке зоны обзора, и при этом осуществлять поиск новых целей. Данный режим позволяет в случае необходимости изменить атакуемую цель. Несомненно, РЛСУ «Барс» - это важнейший очередной шаг на пути к созданию российского конкурентоспособного истребителя пятого поколения.

Кроме того, следует отметить, что РЛСУ создана с учетом требований международных стандартов качества (ISO). Учитывая расширение военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, данный факт является крайне важным. Соответственно РЛСУ «БАРС» отличает такая особенность, как возможность использова-

ния в ней компонентов иностранного производства. В частности, возможно применение вычислительной техники, произведенной в странах-потребителях. Элементная база, операционная система и прикладное ПО РЛСУ «БАРС» полностью совместимы с западными стандартами, что позволяет производить их модернизацию, не меняя логики работы РЛСУ. Вычислительная техника БЦВМ РЛСУ «Барс» выполнена в конструктиве западных военных стандартов (Compact-Pci)18.

Необходимо подчеркнуть, что в современных условиях и ОАО «НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова», и ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» активно используют CALS-технологии, основным предназначением которых является улучшение процессов жизненного цикла изделия за счет повышения эффективности управления информацией о нем19.

Под системой менеджмента качества следует понимать управление процессами, направленное на обеспечение качества их результатов. Такой подход соответствует идеям всеобщего управления качеством (Total Quality Management), суть которых как раз и заключается в управлении предприятием через управление качеством. В контексте концепции CALS методы и технологии управления качеством приобретают новое развитие. Применение интегрированной информационной системы обеспечивает информационную поддержку и интеграцию процессов, а также возможность использования электронных данных, созданных в ходе различных процессов предприятия, для задач управления качеством.

Итак, в современных условиях клиенты более не приемлют низких стандартов качества товаров и услуг. Маркетинговые стратегии управления тотальным качеством (МСУТК) превратились сегодня в главный элемент конкурентоспособности.

Безусловно, для достижения успеха предприятию ОПК страны недостаточно только высокого качества выпускаемой им продукции, тем не менее, его можно считать

18 ВПК.-2004.-№ 11.- С. 6.

19 www.cals.ru

2(1221-2005

важнейшим конкурентным преимуществом предприятия.

Обеспечить существенное повышение качества военной продукции и ее конкурентоспособности позволит, по мнению специалистов, активное применение предприятиями и организациями ОП К страны информационных технологий, САЬ5-^гехнологий в первую очередь20.

Таким образом, маркетинговая стратегия повышения качества продукции российских предприятий ОПК должна учитывать, по мнению автора, современные тенденции развития мировой экономики, информатизации предприятий, военного дела, технического оснащения вооруженных сил ведущих иностранных государств.

20 См.: например, Sims, Oliver. Enabling the Virtual Enterprise, The Internet provides the infrastructure // Object Magazine, Vol.1, Issue 10, October 1996, Currents On-line Journal; Дмитров В.И. Опыт внедрения CALS за рубежом.//Автоматизация проектирования. - 1997. - №1. - С. 2-9; Дмитров В.И., Макаренков Ю.М. Аналитический обзор международных стандартов STEP, PLIB, MANDATEy/Ин-формационные технологии. - 1996. - №1. - С.6-11; Дмитров В.И., Норенков И.П., Павлов В.В. К проекту Федеральной программы "Развитие CALS -технологий в России'У/Информационные технологии. - 1998. — № 4 — С. 2-11; Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М.: «Эксмо», 2002; Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: ЮНИТИ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.