УДК 331.34
маркетинговая модель адаптации молодых специалистов
на рынке труда
е. с. григорян,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и экономической теории E-mail: grek77-77@mail. ru Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
В статье представлены результаты маркетингового исследования функционирования молодежного рынка труда Пензенского региона. Выявлены и обоснованы элементы комплекса маркетинга молодежного рынка труда, определены возможности маркетинга в решении проблем адаптации молодежи на рынке труда. На основе результатов проведенного исследования разработана маркетинговая модель адаптации молодых специалистов на региональном рынке труда.
Ключевые слова: комплекс маркетинга, молодежный рынок труда, молодежь, трудоустройство, занятость, работодатели, образовательные учреждения.
Молодым специалистам в настоящее время трудно как никогда. Мировой финансово-экономический кризис внес серьезные коррективы как в ситуацию, происходящую на рынке труда, так и во взаимоотношения работодателей и кандидатов на имеющиеся вакансии. Возросла динамичность рынка труда, повысились требования работодателей к качеству молодых специалистов, а молодежи — к содержанию, условиям и оплате труда. Последствиями этого стали:
— обострение проблемы адаптации и трудоустройства молодежи, имеющей острый социальный характер, и связанной с ней проблемы дефицита квалифицированных специалистов в отраслях экономики, что является фактором, сдерживающим темпы развития экономики;
— усиление конкуренции как за трудовые ресурсы, так и за рабочие места, усугубляемой развитием демографического кризиса и процессов трудо-
вой миграции, что требует разработки новых направлений повышения занятости молодежи на основе маркетинга.
В научной литературе по этой проблеме сформировался ряд направлений в маркетинговом подходе к анализу:
— спроса и предложения на рынке труда (А. Я. Кибанов, Р. А. Галиахметов, И. Б. Дурако-ва, Э. Р. Саруханов, В. В. Томилов и др.);
— трудоустройства населения (Е. Ю. Климова, Т. Ю. Попова, И. Н. Новикова);
— маркетинга персонала (Р Вундерер, Л. Н. Се-меркова, А. П. Егоршин, и др.);
— маркетинга образовательных услуг (В. В. Боб-рушева, И. Н. Молчанов);
— самомаркетинга (Е. Л. Богданова, И. И. Иваниц-кий и др.).
При этом ученые подчеркивают необходимость маркетингового подхода к исследованию функционирования молодежного рынка труда.
В связи с этим в начале 2011 г. было проведено маркетинговое исследование функционирования молодежного рынка труда Пензенского региона. В исследовании приняли участие 384 жителя г. Пензы в возрасте от 16 до 29 лет, т. е. молодые люди, которые в основном уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и практический опыт. Основным инструментом моделирования процесса функционирования молодежного рынка труда и трудоустройства молодежи является комплекс маркетинга.
В наиболее часто употребляемой форме марке-тинг-микс включает четыре субмикса маркетинга
Маркетинг-микс
Товарный Договорный Коммуникативный Распределительный
микс микс микс микс
Товарная Договорная Коммуникативная Распределительная
политика политика политика политика
Рис. 1. Структура маркетинг-микса [1]
— товарный микс;
— договорный микс;
— коммуникативный микс;
— распределительный микс (рис. 1). Каждый субмикс включает самостоятельный комплекс мероприятий, проведение которых формирует соответствующую политику в сфере маркетинга.
Например, товарный микс формирует товарную политику, которая включает все взаимосвязанные с товаром мероприятия, способствующие наиболее полному признанию товара у потребителя. Такими мероприятиями могут быть:
— дизайн;
— проектирование или разработка продукта, его оформление;
— качество продукта;
— упаковка;
— именная политика;
— обслуживание покупателей;
— политика гарантийного обслуживания;
— диверсификация товара;
— вариация товара, ассортиментная политика и т. д.
Договорная (ценовая) политика предполагает проведение мероприятий, благодаря которым осуществляются согласование условий акта купли—продажи товара и оформление этого акта в виде контракта. К таким мероприятиям, как правило, относят:
— ценовую политику;
— систему скидок и надбавок;
— условия поставки товара и его оплаты;
— кредитную политику. Распределительная политика осуществляется
в целях своевременной поставки товара с места его изготовления к получателю. Она проводится на основе:
— анализа и обоснования каналов сбыта;
— маркетинг-логистики;
политики торговли; политики средств сбыта; политики размещения производительных сил; политики местонахождения потребителей и рынков; политики поставок; политики складирования готовой продукции и т. д. Задача коммуникативной политики — организация взаимодействия предприятия- изготовителя (или распределителя) продукции со всеми субъектами маркетинговой системы для обеспечения стабильной и эффективной деятельности по формированию спроса и продвижению товаров и услуг на рынок с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли. Эффективная коммуникативная политика базируется на следующих направлениях деятельности:
— планирование и организация бизнес-коммуникаций, т. е. взаимоотношений с партнерами, конкурентами и потребителями;
— реклама;
— стимулирование сбыта;
— организация связи с общественностью;
— личная продажа [1].
Применительно к молодежному рынку труда традиционный комплекс маркетинга выглядит следующим образом:
— 1Р — «Product» — рабочая сила молодого специалиста;
— 2Р — «Price» — заработная плата молодого специалиста;
— 3Р — «Placement» — распределение специалиста;
— 4Р — «Promotion» — продвижение молодого специалиста на рынке труда. Современные исследователи постоянно расширяют этот список, благодаря чему возникают новые концепции: 5P, 6Р, 7Р, 10Р, 12Р, 4С, 4Е и др. В ходе исследования были проанализированы данные концепции и сделана попытка расширить базовый комплекс маркетинга молодежного рынка труда, дополнив его следующими элементами:
— 5Р — «Process» — выбор места работы;
— 1Е — «Education» — уровень образования специалиста;
— 1С — «Compentencies» — компетенции молодого специалиста;
HJ
-0
H
В 1
W 1
s
W
Ч
m
m 1
'À 1
СО
о
PO
<
W
1Р - «Product»
(рабочая сила молодого специалиста)
2Р- «Price»
(заработная плата)
3Р - «Placement»
(распределение специалиста)
4P - «Promotion»
(продвижение на рынке труда, информационный обмен)
5Р - «Process»
(выбор места работы)
1Е - «Education»
(уровень образования специалиста)
1С - «Compentencies»
(компетенции молодого специалиста)
2С - «Connectivity»
(взаимодействие молодых специалистов с различными учреждениями)
hj
-0
H
В
W
s
i W
1 m
m
'À
В
1 -a
4
1 W
H
в
В
о
в
о
ч
КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА
Рис. 2. Комплекс маркетинга молодежного рынка труда
— 2С — «Сonnectivity» — взаимодействие молодых специалистов с различными учреждениями.
В итоге комплекс маркетинга молодежного рынка труда выглядит следующим образом (рис. 2).
Выбор данных элементов комплекса маркетинга обоснован рядом обстоятельств. Так, для многих молодых специалистов проблема нахождения и получения работы считается трудноразрешимой, поскольку их волнует то, как обойти конкурентов на рынке труда и получить интересующую работу, с которой можно успешно справляться. Для этого необходимо не только обладать специальными знаниями и соответствовать определенным требованиям со стороны работодателей, но и уметь правильно ориентироваться в конкретной ситуации. В связи с этим логичным является включение в комплекс маркетинга такого инструмента для молодого специалиста, как «выбор места работы — 5Р».
Вместе с тем следует отметить, что в процессе адаптации молодого специалиста на рынке труда важное значение имеют факторы выбора места работы, влияющие на поведение соискателя в условиях рынка. Среди основных таких факторов выделяются:
— уровень заработной платы;
— репутация и имидж организации;
— условия труда;
— перспективы карьерного роста;
— удобное месторасположение организации.
Еще одна дополнительная составляющая комплекса маркетинга в системе молодежного рынка труда — «уровень образования — 1Е». Она помогает впервые вышедшему на рынок труда молодому специалисту быть наиболее конкурентоспособным и менее уязвимым по сравнению с другими экономически активными категориями трудовых ресурсов.
Поскольку наиболее востребован в современных условиях многопрофильный, мобильный и «гибкий» специалист, актуальной задачей системы современного профессионального образования является разработка и внедрение таких инновационных технологий, которые гарантируют молодым специалистам формирование комплекса личностных и профессиональных компетенций («компетенции — 1С»), обеспечивающих им конкурентоспособность на современном рынке труда непосредственно за счет готовности к саморазвитию.
В процессе подготовки и трудоустройства молодые специалисты взаимодействуют с другими субъектами молодежного рынка труда: образова-
тельными учреждениями, предприятиями-работодателями, службами занятости, управлением по делам молодежной политики, административными и законодательными органами власти и т. д. Взаимодействие молодежи с различными учреждениями — 2С, ориентированное на взаимовыгодное сотрудничество, является адекватным сложившимся социально-экономическим условиям.
Следует отметить, что на процесс адаптации молодых специалистов на региональном рынке труда влияют особенности функционирования и развития как рынка труда, так и региона в целом. Говоря о Пензенском регионе, следует заметить, что он является административным, промышленным и культурным центром, имеет выгодное геостратегическое положение. Пенза—один из динамично развивающихся российских городов с высоким промышленным и инновационным потенциалом. В настоящее время ситуация в целом в экономике характеризуется здесь стабилизацией показателей по ряду направлений социально-экономического развития.
Однако рынок труда региона по-прежнему остается дестабилизированным, что проявляется в особенностях его функционирования, которые могут быть классифицированы как общие и специфические.
Общие особенности проявляются как на рынке труда Пензенского региона, так и на некоторых других региональных рынках труда (Республика Мордовия, Нижегородская, Самарская, Ульяновская области). В процессе исследования выявлено, что происходят следующие процессы:
— систематическое сокращение численности населения (по Пензенскому региону — на 6 %, по России — на 3 %);
— рост уровня экономической активности населения в среднем на 10 % за анализируемый период;
— преобладание численности занятых в структуре экономически активного населения;
— снижение уровня безработицы (по Пензенскому региону — на 4,6 %, по Приволжскому федеральному округу — на 2 %);
— преобладание в числе безработных женщин (около 70 % от числа официально зарегистрированных безработных).
Специфические особенности сложились на рынке труда исходя из региональной специфики социально-экономического и демографического развития. Исследование выявило:
— наличие достаточно высокого среднего возраста занятого населения — 39 лет (в среднем по РФ — 37лет), что свидетельствует о старении населения;
— высокий уровень скрытой безработицы (в среднем за период — 9,4 %);
— высокий уровень молодежной безработицы (более 30 %), тогда как общероссийская динамика свидетельствует о преобладании в числе безработных лиц предпенсионного возраста;
— высокий уровень безработицы среди сельских жителей и лиц с высшим и средним профессиональным образованием [2, 3].
Именно высокий уровень молодежной безработицы в регионе подтолкнул к исследованию процесса адаптации молодежи на рынке труда на основе использования маркетингового инструментария.
Проанализируем комплекс маркетинга молодежного рынка труда.
Традиционным элементом комплекса маркетинга является 1Р (товар) — (в данном случае) численность молодежи в возрасте 16—29 лет, условно разделенная по трем возрастным категориям:
— 16—19 лет;
— 20—24 года;
— 25—29 лет.
Основываясь на статистических данных, можно проследить уменьшение численности молодежи. По сравнению с 2005 г. численность указанной категории лиц уменьшилась на 15,3 тыс. чел., и в 2010 г. составила 303,2 тыс. чел. Это вызвано демографическим кризисом, выпавшим на 1990-е гг.
Второй элемент молодежного рынка труда — 2Р (цена) — заработная плата. Так, за 2008—2010 гг. динамика средней заработной платы по Пензенскому региону имеет тенденцию к росту. За анализируемый период средняя заработная плата увеличилась на 25,3 % (6 567,5 тыс. руб.). Следует отметить, что средняя заработная плата в регионе характеризуется значительной дифференциацией в отраслевом разрезе: самые высокие среднемесячные заработные платы сохраняются в таких отраслях, как финансы, кредит, страхование. Средняя заработная плата здесь почти в два раза превысила средний уровень по экономике.
Третий элемент — 3Р (распределение) — распределение молодежи по сферам деятельности. Больше всего занятой молодежи наблюдается в таких отраслях, как промышленность, строительство и торговля. Это может быть связано:
— с расширением промышленного производства;
— с ростом спроса на элитное жилье — возрождаются проектно-строительные организации;
— с развитием сферы услуг (появляется все больше кафе, баров, казино, «точек» быстрого питания).
Четвертый элемент — 4Р (продвижение) — коммуникации на молодежном рынке труда. Коммуникативное (информационное) взаимодействие на молодежном рынке труда представляет собой непосредственный процесс передачи и приема информации соискателем и работодателем, включающий способы и правила обмена. В настоящее время в период широкого применения маркетинговых коммуникаций наблюдается значительное снижение эффективности их традиционных средств (стандартная теле- и радиореклама, реклама в прессе, средства директ-мейл — прямая почтовая рассылка). Все более распространенным каналом маркетинговых коммуникаций становится Интернет. Более 90 % кадровых служб ищут для своих компаний работников через Интернет. Именно поэтому особое значение ныне приобретает новое направление маркетинга — маркетинг сотрудничества или opt-in маркетинг.
Выбор места работы — 5Р. Ситуация на рынке труда молодежи сложилась таким образом, что не только работодатель, но и молодой специалист имеет возможность выбора. Основными факторами выбора являются уровень заработной платы, перспективы карьерного роста, условия труда, репутация и имидж организации, удобное месторасположение организации. Отмеченные факторы представлены в порядке уменьшения степени значимости, которую учитывают молодые люди в процессе выбора работы.
Уровень образования — 1Е. Пензенский регион обладает высоким образовательным уровнем и имеет положительную динамику его роста, что свидетельствует о развивающейся, инновационно ориентиро-
ванной системе образования и подготовки кадров. В настоящее время в высших учебных заведениях ведется большая научная работа. В свете нового федерального законодательства вузы приступили к созданию на своей базе малых инновационных предприятий. Образование и профессиональная подготовка выступают как основа формирования и воспроизводства рабочей силы, обеспечения подготовки молодежи к вступлению на рынок труда в соответствии с требованиями этого рынка.
Компетенции молодого специалиста — 1С являются важным элементом маркетинга молодежного рынка труда. Сейчас существенно изменилось отношение к персоналу компании со стороны работодателей. Работодатели хотят видеть у молодых специалистов:
— активную жизненную позицию;
— высокую мотивацию;
— склонность к саморазвитию;
— трудолюбие;
— нацеленность на результат;
— развитые коммуникативные способности.
Эксперты выделяют эти основные компетенции
как повышающие конкурентоспособность выпускника на рынке.
Взаимодействие субъектов молодежного рынка труда—2С, как правило, происходит по следующей схеме (рис. 3).
Во взаимодействии вуза и предприятия наблюдается взаимная активность: работодатели считают целесообразным иметь прямые связи с учебными заведениями, ведущими подготовку будущих специалистов. Однако взаимодействие других субъектов практически не осуществляется. Так, большинство руководителей предприятий не участвует в государственных программах стажировок молодых специалистов и даже не знает о такой возможности.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем трудоустройства молодежи и обеспечения предприятий в Пензенском
Рис.3. Взаимодействиесубъектов молодежногорынкатруда
/
Региональные программы поддержки молодежи.
Целевой прием вузы.
Формирование резерва
управленческих кадров.
Нормативно-правовая база
v
г > ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ
Реализация региональных программ поддержки молодежи, трудоустройство выпускников, развитие инициативы и профессиональной самореализации молодежи
МОЛОДЕЖЬ (МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ)
Образовательные учреждения(вузы, ссузы и др.)
Профориентация, целевая подготовка специалистов, практика, вузовские мероприятия по трудоустройству
Региональные межвузовские мероприятия, содействующие трудоустройству,
договоры с предприятиями-работодателями на
прохождение производственных практик, трудоустройство
Предприятия-работодатели
Рис. 4. Маркетинговая модель адаптации молодых специалистов на региональном рынке труда
регионе квалифицированными специалистами по своей сути не отличается от мер, предпринимаемых в других регионах. Оно зависит от следующих условий:
— высокое качество подготовки специалистов в
вузах;
— активное развитие целевых форм подготовки специалистов,
— быстрая адаптация и закрепление молодых специалистов на предприятиях и т. д.
На основе результатов проведенного исследования была разработана маркетинговая модель адаптации молодых специалистов Пензенского региона (рис. 4).
Взаимная заинтересованность вузов, предприятий, государства и общественных организаций в решении проблемы адаптации и трудоустройства молодежи стимулирует их к взаимодействию и к развитию интеграционных процессов по всему комплексу маркетинга.
Итак, результаты исследования свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем адаптации и трудоустройства молодежи и обеспечения предприятий в Пензенском регионе квалифицированными специалистами зависит от следующих факторов:
— качество подготовки специалистов в вузах;
развитие программ опережающей подготовки, учитывающих тенденции перспективного развития экономики региона; структура и объем подготовки специалистов с высшим образованием в регионе, их соответствие текущей и перспективной потребности реальной экономики;
обучение навыкам предпринимательства, развитие в вузах малых предприятий; развитие целевых форм подготовки специалистов, программ совместной (предприятий и вузов) послевузовской профессиональной подготовки молодых специалистов, развитие непрерывных форм подготовки специалистов; развитие студенческой инициативы в сфере трудоустройства выпускников и их адаптации к рынку труда;
адаптация и закрепление молодых специалистов на предприятиях, развитие наставничества, социальных программ поддержки молодых специалистов;
— создание условий для самореализации молодежи, успешного творческого, профессионального и служебного роста молодых специалистов, поддержка молодежных инициатив и т. д.
Список литературы
1. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: учеб. для вузов. М.: Экономика. 2001.
2. Григорян Е. С., Ишмаметова Э. Ш. Современные тенденции развития молодежного рынка труда Пензенского региона. Международный научный форум «Студенческая наука — интеллектуальный потенциал XXI века». Пенза: ПГУА. 2011.
3. Резник Г. А. , Григорян Е. С. , Ишмаметова Э. Ш. Адаптация молодых специалистов на рынке труда (на примере Пензенского региона). Материалы Международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов». Пенза: ПДЗ. 2011.