Научная статья на тему 'Маркетинговая модель адаптации молодых специалистов на рынке труда'

Маркетинговая модель адаптации молодых специалистов на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА / МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА / МОЛОДЕЖЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЗАНЯТОСТЬ / РАБОТОДАТЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорян Е.С.

В статье представлены результаты маркетингового исследования функционирования молодежного рынка труда Пензенского региона. Выявлены и обоснованы элементы комплекса маркетинга молодежного рынка труда, определены возможности маркетинга в решении проблем адаптации молодежи на рынке труда. На основе результатов проведенного исследования разработана маркетинговая модель адаптации молодых специалистов на региональном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговая модель адаптации молодых специалистов на рынке труда»

УДК 331.34

маркетинговая модель адаптации молодых специалистов

на рынке труда

е. с. григорян,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и экономической теории E-mail: grek77-77@mail. ru Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

В статье представлены результаты маркетингового исследования функционирования молодежного рынка труда Пензенского региона. Выявлены и обоснованы элементы комплекса маркетинга молодежного рынка труда, определены возможности маркетинга в решении проблем адаптации молодежи на рынке труда. На основе результатов проведенного исследования разработана маркетинговая модель адаптации молодых специалистов на региональном рынке труда.

Ключевые слова: комплекс маркетинга, молодежный рынок труда, молодежь, трудоустройство, занятость, работодатели, образовательные учреждения.

Молодым специалистам в настоящее время трудно как никогда. Мировой финансово-экономический кризис внес серьезные коррективы как в ситуацию, происходящую на рынке труда, так и во взаимоотношения работодателей и кандидатов на имеющиеся вакансии. Возросла динамичность рынка труда, повысились требования работодателей к качеству молодых специалистов, а молодежи — к содержанию, условиям и оплате труда. Последствиями этого стали:

— обострение проблемы адаптации и трудоустройства молодежи, имеющей острый социальный характер, и связанной с ней проблемы дефицита квалифицированных специалистов в отраслях экономики, что является фактором, сдерживающим темпы развития экономики;

— усиление конкуренции как за трудовые ресурсы, так и за рабочие места, усугубляемой развитием демографического кризиса и процессов трудо-

вой миграции, что требует разработки новых направлений повышения занятости молодежи на основе маркетинга.

В научной литературе по этой проблеме сформировался ряд направлений в маркетинговом подходе к анализу:

— спроса и предложения на рынке труда (А. Я. Кибанов, Р. А. Галиахметов, И. Б. Дурако-ва, Э. Р. Саруханов, В. В. Томилов и др.);

— трудоустройства населения (Е. Ю. Климова, Т. Ю. Попова, И. Н. Новикова);

— маркетинга персонала (Р Вундерер, Л. Н. Се-меркова, А. П. Егоршин, и др.);

— маркетинга образовательных услуг (В. В. Боб-рушева, И. Н. Молчанов);

— самомаркетинга (Е. Л. Богданова, И. И. Иваниц-кий и др.).

При этом ученые подчеркивают необходимость маркетингового подхода к исследованию функционирования молодежного рынка труда.

В связи с этим в начале 2011 г. было проведено маркетинговое исследование функционирования молодежного рынка труда Пензенского региона. В исследовании приняли участие 384 жителя г. Пензы в возрасте от 16 до 29 лет, т. е. молодые люди, которые в основном уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и практический опыт. Основным инструментом моделирования процесса функционирования молодежного рынка труда и трудоустройства молодежи является комплекс маркетинга.

В наиболее часто употребляемой форме марке-тинг-микс включает четыре субмикса маркетинга

Маркетинг-микс

Товарный Договорный Коммуникативный Распределительный

микс микс микс микс

Товарная Договорная Коммуникативная Распределительная

политика политика политика политика

Рис. 1. Структура маркетинг-микса [1]

— товарный микс;

— договорный микс;

— коммуникативный микс;

— распределительный микс (рис. 1). Каждый субмикс включает самостоятельный комплекс мероприятий, проведение которых формирует соответствующую политику в сфере маркетинга.

Например, товарный микс формирует товарную политику, которая включает все взаимосвязанные с товаром мероприятия, способствующие наиболее полному признанию товара у потребителя. Такими мероприятиями могут быть:

— дизайн;

— проектирование или разработка продукта, его оформление;

— качество продукта;

— упаковка;

— именная политика;

— обслуживание покупателей;

— политика гарантийного обслуживания;

— диверсификация товара;

— вариация товара, ассортиментная политика и т. д.

Договорная (ценовая) политика предполагает проведение мероприятий, благодаря которым осуществляются согласование условий акта купли—продажи товара и оформление этого акта в виде контракта. К таким мероприятиям, как правило, относят:

— ценовую политику;

— систему скидок и надбавок;

— условия поставки товара и его оплаты;

— кредитную политику. Распределительная политика осуществляется

в целях своевременной поставки товара с места его изготовления к получателю. Она проводится на основе:

— анализа и обоснования каналов сбыта;

— маркетинг-логистики;

политики торговли; политики средств сбыта; политики размещения производительных сил; политики местонахождения потребителей и рынков; политики поставок; политики складирования готовой продукции и т. д. Задача коммуникативной политики — организация взаимодействия предприятия- изготовителя (или распределителя) продукции со всеми субъектами маркетинговой системы для обеспечения стабильной и эффективной деятельности по формированию спроса и продвижению товаров и услуг на рынок с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли. Эффективная коммуникативная политика базируется на следующих направлениях деятельности:

— планирование и организация бизнес-коммуникаций, т. е. взаимоотношений с партнерами, конкурентами и потребителями;

— реклама;

— стимулирование сбыта;

— организация связи с общественностью;

— личная продажа [1].

Применительно к молодежному рынку труда традиционный комплекс маркетинга выглядит следующим образом:

— 1Р — «Product» — рабочая сила молодого специалиста;

— 2Р — «Price» — заработная плата молодого специалиста;

— 3Р — «Placement» — распределение специалиста;

— 4Р — «Promotion» — продвижение молодого специалиста на рынке труда. Современные исследователи постоянно расширяют этот список, благодаря чему возникают новые концепции: 5P, 6Р, 7Р, 10Р, 12Р, 4С, 4Е и др. В ходе исследования были проанализированы данные концепции и сделана попытка расширить базовый комплекс маркетинга молодежного рынка труда, дополнив его следующими элементами:

— 5Р — «Process» — выбор места работы;

— 1Е — «Education» — уровень образования специалиста;

— 1С — «Compentencies» — компетенции молодого специалиста;

HJ

-0

H

В 1

W 1

s

W

Ч

m

m 1

'À 1

СО

о

PO

<

W

1Р - «Product»

(рабочая сила молодого специалиста)

2Р- «Price»

(заработная плата)

3Р - «Placement»

(распределение специалиста)

4P - «Promotion»

(продвижение на рынке труда, информационный обмен)

5Р - «Process»

(выбор места работы)

1Е - «Education»

(уровень образования специалиста)

1С - «Compentencies»

(компетенции молодого специалиста)

2С - «Connectivity»

(взаимодействие молодых специалистов с различными учреждениями)

hj

-0

H

В

W

s

i W

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 m

m

В

1 -a

4

1 W

H

в

В

о

в

о

ч

КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА

Рис. 2. Комплекс маркетинга молодежного рынка труда

— 2С — «Сonnectivity» — взаимодействие молодых специалистов с различными учреждениями.

В итоге комплекс маркетинга молодежного рынка труда выглядит следующим образом (рис. 2).

Выбор данных элементов комплекса маркетинга обоснован рядом обстоятельств. Так, для многих молодых специалистов проблема нахождения и получения работы считается трудноразрешимой, поскольку их волнует то, как обойти конкурентов на рынке труда и получить интересующую работу, с которой можно успешно справляться. Для этого необходимо не только обладать специальными знаниями и соответствовать определенным требованиям со стороны работодателей, но и уметь правильно ориентироваться в конкретной ситуации. В связи с этим логичным является включение в комплекс маркетинга такого инструмента для молодого специалиста, как «выбор места работы — 5Р».

Вместе с тем следует отметить, что в процессе адаптации молодого специалиста на рынке труда важное значение имеют факторы выбора места работы, влияющие на поведение соискателя в условиях рынка. Среди основных таких факторов выделяются:

— уровень заработной платы;

— репутация и имидж организации;

— условия труда;

— перспективы карьерного роста;

— удобное месторасположение организации.

Еще одна дополнительная составляющая комплекса маркетинга в системе молодежного рынка труда — «уровень образования — 1Е». Она помогает впервые вышедшему на рынок труда молодому специалисту быть наиболее конкурентоспособным и менее уязвимым по сравнению с другими экономически активными категориями трудовых ресурсов.

Поскольку наиболее востребован в современных условиях многопрофильный, мобильный и «гибкий» специалист, актуальной задачей системы современного профессионального образования является разработка и внедрение таких инновационных технологий, которые гарантируют молодым специалистам формирование комплекса личностных и профессиональных компетенций («компетенции — 1С»), обеспечивающих им конкурентоспособность на современном рынке труда непосредственно за счет готовности к саморазвитию.

В процессе подготовки и трудоустройства молодые специалисты взаимодействуют с другими субъектами молодежного рынка труда: образова-

тельными учреждениями, предприятиями-работодателями, службами занятости, управлением по делам молодежной политики, административными и законодательными органами власти и т. д. Взаимодействие молодежи с различными учреждениями — 2С, ориентированное на взаимовыгодное сотрудничество, является адекватным сложившимся социально-экономическим условиям.

Следует отметить, что на процесс адаптации молодых специалистов на региональном рынке труда влияют особенности функционирования и развития как рынка труда, так и региона в целом. Говоря о Пензенском регионе, следует заметить, что он является административным, промышленным и культурным центром, имеет выгодное геостратегическое положение. Пенза—один из динамично развивающихся российских городов с высоким промышленным и инновационным потенциалом. В настоящее время ситуация в целом в экономике характеризуется здесь стабилизацией показателей по ряду направлений социально-экономического развития.

Однако рынок труда региона по-прежнему остается дестабилизированным, что проявляется в особенностях его функционирования, которые могут быть классифицированы как общие и специфические.

Общие особенности проявляются как на рынке труда Пензенского региона, так и на некоторых других региональных рынках труда (Республика Мордовия, Нижегородская, Самарская, Ульяновская области). В процессе исследования выявлено, что происходят следующие процессы:

— систематическое сокращение численности населения (по Пензенскому региону — на 6 %, по России — на 3 %);

— рост уровня экономической активности населения в среднем на 10 % за анализируемый период;

— преобладание численности занятых в структуре экономически активного населения;

— снижение уровня безработицы (по Пензенскому региону — на 4,6 %, по Приволжскому федеральному округу — на 2 %);

— преобладание в числе безработных женщин (около 70 % от числа официально зарегистрированных безработных).

Специфические особенности сложились на рынке труда исходя из региональной специфики социально-экономического и демографического развития. Исследование выявило:

— наличие достаточно высокого среднего возраста занятого населения — 39 лет (в среднем по РФ — 37лет), что свидетельствует о старении населения;

— высокий уровень скрытой безработицы (в среднем за период — 9,4 %);

— высокий уровень молодежной безработицы (более 30 %), тогда как общероссийская динамика свидетельствует о преобладании в числе безработных лиц предпенсионного возраста;

— высокий уровень безработицы среди сельских жителей и лиц с высшим и средним профессиональным образованием [2, 3].

Именно высокий уровень молодежной безработицы в регионе подтолкнул к исследованию процесса адаптации молодежи на рынке труда на основе использования маркетингового инструментария.

Проанализируем комплекс маркетинга молодежного рынка труда.

Традиционным элементом комплекса маркетинга является 1Р (товар) — (в данном случае) численность молодежи в возрасте 16—29 лет, условно разделенная по трем возрастным категориям:

— 16—19 лет;

— 20—24 года;

— 25—29 лет.

Основываясь на статистических данных, можно проследить уменьшение численности молодежи. По сравнению с 2005 г. численность указанной категории лиц уменьшилась на 15,3 тыс. чел., и в 2010 г. составила 303,2 тыс. чел. Это вызвано демографическим кризисом, выпавшим на 1990-е гг.

Второй элемент молодежного рынка труда — 2Р (цена) — заработная плата. Так, за 2008—2010 гг. динамика средней заработной платы по Пензенскому региону имеет тенденцию к росту. За анализируемый период средняя заработная плата увеличилась на 25,3 % (6 567,5 тыс. руб.). Следует отметить, что средняя заработная плата в регионе характеризуется значительной дифференциацией в отраслевом разрезе: самые высокие среднемесячные заработные платы сохраняются в таких отраслях, как финансы, кредит, страхование. Средняя заработная плата здесь почти в два раза превысила средний уровень по экономике.

Третий элемент — 3Р (распределение) — распределение молодежи по сферам деятельности. Больше всего занятой молодежи наблюдается в таких отраслях, как промышленность, строительство и торговля. Это может быть связано:

— с расширением промышленного производства;

— с ростом спроса на элитное жилье — возрождаются проектно-строительные организации;

— с развитием сферы услуг (появляется все больше кафе, баров, казино, «точек» быстрого питания).

Четвертый элемент — 4Р (продвижение) — коммуникации на молодежном рынке труда. Коммуникативное (информационное) взаимодействие на молодежном рынке труда представляет собой непосредственный процесс передачи и приема информации соискателем и работодателем, включающий способы и правила обмена. В настоящее время в период широкого применения маркетинговых коммуникаций наблюдается значительное снижение эффективности их традиционных средств (стандартная теле- и радиореклама, реклама в прессе, средства директ-мейл — прямая почтовая рассылка). Все более распространенным каналом маркетинговых коммуникаций становится Интернет. Более 90 % кадровых служб ищут для своих компаний работников через Интернет. Именно поэтому особое значение ныне приобретает новое направление маркетинга — маркетинг сотрудничества или opt-in маркетинг.

Выбор места работы — 5Р. Ситуация на рынке труда молодежи сложилась таким образом, что не только работодатель, но и молодой специалист имеет возможность выбора. Основными факторами выбора являются уровень заработной платы, перспективы карьерного роста, условия труда, репутация и имидж организации, удобное месторасположение организации. Отмеченные факторы представлены в порядке уменьшения степени значимости, которую учитывают молодые люди в процессе выбора работы.

Уровень образования — 1Е. Пензенский регион обладает высоким образовательным уровнем и имеет положительную динамику его роста, что свидетельствует о развивающейся, инновационно ориентиро-

ванной системе образования и подготовки кадров. В настоящее время в высших учебных заведениях ведется большая научная работа. В свете нового федерального законодательства вузы приступили к созданию на своей базе малых инновационных предприятий. Образование и профессиональная подготовка выступают как основа формирования и воспроизводства рабочей силы, обеспечения подготовки молодежи к вступлению на рынок труда в соответствии с требованиями этого рынка.

Компетенции молодого специалиста — 1С являются важным элементом маркетинга молодежного рынка труда. Сейчас существенно изменилось отношение к персоналу компании со стороны работодателей. Работодатели хотят видеть у молодых специалистов:

— активную жизненную позицию;

— высокую мотивацию;

— склонность к саморазвитию;

— трудолюбие;

— нацеленность на результат;

— развитые коммуникативные способности.

Эксперты выделяют эти основные компетенции

как повышающие конкурентоспособность выпускника на рынке.

Взаимодействие субъектов молодежного рынка труда—2С, как правило, происходит по следующей схеме (рис. 3).

Во взаимодействии вуза и предприятия наблюдается взаимная активность: работодатели считают целесообразным иметь прямые связи с учебными заведениями, ведущими подготовку будущих специалистов. Однако взаимодействие других субъектов практически не осуществляется. Так, большинство руководителей предприятий не участвует в государственных программах стажировок молодых специалистов и даже не знает о такой возможности.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем трудоустройства молодежи и обеспечения предприятий в Пензенском

Рис.3. Взаимодействиесубъектов молодежногорынкатруда

/

Региональные программы поддержки молодежи.

Целевой прием вузы.

Формирование резерва

управленческих кадров.

Нормативно-правовая база

v

г > ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ

Реализация региональных программ поддержки молодежи, трудоустройство выпускников, развитие инициативы и профессиональной самореализации молодежи

МОЛОДЕЖЬ (МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ)

Образовательные учреждения(вузы, ссузы и др.)

Профориентация, целевая подготовка специалистов, практика, вузовские мероприятия по трудоустройству

Региональные межвузовские мероприятия, содействующие трудоустройству,

договоры с предприятиями-работодателями на

прохождение производственных практик, трудоустройство

Предприятия-работодатели

Рис. 4. Маркетинговая модель адаптации молодых специалистов на региональном рынке труда

регионе квалифицированными специалистами по своей сути не отличается от мер, предпринимаемых в других регионах. Оно зависит от следующих условий:

— высокое качество подготовки специалистов в

вузах;

— активное развитие целевых форм подготовки специалистов,

— быстрая адаптация и закрепление молодых специалистов на предприятиях и т. д.

На основе результатов проведенного исследования была разработана маркетинговая модель адаптации молодых специалистов Пензенского региона (рис. 4).

Взаимная заинтересованность вузов, предприятий, государства и общественных организаций в решении проблемы адаптации и трудоустройства молодежи стимулирует их к взаимодействию и к развитию интеграционных процессов по всему комплексу маркетинга.

Итак, результаты исследования свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем адаптации и трудоустройства молодежи и обеспечения предприятий в Пензенском регионе квалифицированными специалистами зависит от следующих факторов:

— качество подготовки специалистов в вузах;

развитие программ опережающей подготовки, учитывающих тенденции перспективного развития экономики региона; структура и объем подготовки специалистов с высшим образованием в регионе, их соответствие текущей и перспективной потребности реальной экономики;

обучение навыкам предпринимательства, развитие в вузах малых предприятий; развитие целевых форм подготовки специалистов, программ совместной (предприятий и вузов) послевузовской профессиональной подготовки молодых специалистов, развитие непрерывных форм подготовки специалистов; развитие студенческой инициативы в сфере трудоустройства выпускников и их адаптации к рынку труда;

адаптация и закрепление молодых специалистов на предприятиях, развитие наставничества, социальных программ поддержки молодых специалистов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— создание условий для самореализации молодежи, успешного творческого, профессионального и служебного роста молодых специалистов, поддержка молодежных инициатив и т. д.

Список литературы

1. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: учеб. для вузов. М.: Экономика. 2001.

2. Григорян Е. С., Ишмаметова Э. Ш. Современные тенденции развития молодежного рынка труда Пензенского региона. Международный научный форум «Студенческая наука — интеллектуальный потенциал XXI века». Пенза: ПГУА. 2011.

3. Резник Г. А. , Григорян Е. С. , Ишмаметова Э. Ш. Адаптация молодых специалистов на рынке труда (на примере Пензенского региона). Материалы Международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов». Пенза: ПДЗ. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.