New university
Economics & Law 2016. № 11-1 (69)
ISSN 2221-7347
СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД
FRESH VIEW
УДК 334.02
А.А. Бредихина*
МАРКЕТИНГ ЯПОНСКИХ БРЕНДОВ В АНИМЕ
Конкуренция фирм в современном мире поднялась на очень высокий уровень. Для успеха на рынке необходимо использовать новые и оригинальные пути маркетинга брендов. Аниме - как форма искусства и культуры Японии представляет интересный вариант развития потенциала маркетинга. Этот опыт надо анализировать и использовать.
Ключевые слова: маркетинг, бренд, аниме, Япония, рынок.
Японская анимация, или аниме (сокр. от англ. «animation»), является неотъемлемой частью современной японской культуры. Популярность данного феномена, как на территории Японии, так и за ее пределами, объясняется благодаря самобытным и многожанровым, часто специфичным, сюжетам. Подспорьем в деле продвижения также является работа отделов маркетинга и PR аниме - студий, занимающихся рисовкой аниме - фильмов и аниме - сериалов. На современных рынках необходимо использовать новые технологии позиционирования брендов [1, 2].
Переломным моментов в деле продвижения аниме заграницей стало получение режиссером Хаяо Миядзаки премии Берлинского кинофестиваля 2005 г. за его аниме - фильм «Унесенные призраками», ставшим первым и единственным победителем в номинации «Лучший фильм», а не «Лучший мультфильм».
Важной особенностью касательно целевой аудитории японской анимации является ее конкретность, узконаправленность. Другими словами, аниме - это услуга / товар и удовлетворение потребностей телезрителей имеет первостепенный и тщательный характер для служащих индустрии аниме. Все эти качества важны для стратегического маркетинга современных брендов и их можно использовать в российской рекламной практике [3, 4].
В настоящий момент в такой прибыльной для Японии сфере услуг задей-ствованы более 70 аниме - студий. Наиболее известными из которых являются «Toei Animation», «Sunrise» (являющаяся дочерней фирмой корпорации «Namco Bandai Holdings») и «Studio Ghibli».
Будучи услугой / товаром, аниме - студии имеют неограниченные возможности для получения прибыли не только за счет проката самого аниме по телевидению. Стоит заметить, что работа над аниме аниме-студиями начинается не с каскадровок или прорисовки персонажей
© Бредихина А.А., 2016.
DOI: 10.15350/2221-7347.2016.11-1
*Бредихина Алина Александровна - студент, Волгоградский государственный технический университет, Россия.
Научный руководитель: Бельских Игорь Евгеньевич - доктор экономических, профессор, Волгоградский государственный технический университет, Россия.
Новый университет
Экономика и право 2016. № 11-1 (69)
ISSN 2221-7347
будущего анимированного сериала. Во главу угла ставится вопрос финансирования - переговоры со спонсорами и согласование с ними ключевых моментов. Обсуждаются и утверждаются сюжет, формат, продолжительность и др. Часто за счет спонсоров на начальных этапах планирования аниме - фильма или сериала в целях рекламы выходящего аниме запускается изготовление и продажа дополнительных или сопутствующих товаров, таких как статуэтки главных персонажей, а также посуда, часы, одежда и другая продукция с логотипом / названием, готовящегося к выходу, аниме. После выхода аниме на полки магазинов ложатся диски с вышедшим аниме, а также CD - драмы, в записи которых могут принимать участие те же сэйю, что и в самом аниме.
Еще одним ресурсом финансирования для аниме стала музыка. Песни поп - звезд, использующиеся для опенингов и эндингов аниме - сериалов мгновенно становятся хитами. Таким образом, в Японии аниме, помимо всего прочего, является средством продвижения и раскрутки музыкальных произведений и их исполнителей.
Для финансирования аниме рекламу также используют в традиционном ее понимании. Главными способами привлечения капиталовложений в аниме за счет рекламы различных брендов являются: внутренняя и внешняя реклама [1, 3]. На наш взгляд, эти аспекты можно использовать и в региональной практике брендинга, когда малоизвестные локальные товарные марки получают поддержку на экране анимационных фильмов [5].
Внутренняя реклама может распространяться как на исключительно японские, так и на общеизвестные мировые бренды. Реклама может быть скрытой и явной. Чаще всего в аниме -сериалах используется скрытая реклама японских и мировых брендов, которая является необходимостью. Создавая реальность, приближенную к настоящей, встает вопрос об окружении персонажей. Так, для правдоподобного изображения окружающей реальности в японской анимации используется скрытая реклама, такая как рисовка на улицах различных рекламных бан-неров, использование героями сериала бытовой или цифровой техники, а также автомобилей, одежды и другого известных брендов. Явная внутренняя реклама не является необходимостью, но также становится частью повседневной обстановки и оплачивается спонсорами.
Внешняя реклама более прибыльна для обеих сторон. Она рекламирует сразу и товар, и аниме. Для современной российской экономики такие оригинальные формы продвижения брендов будут интересны на рынках товаров для молодежи или детей [7].
Гуляя по Японии невооруженным глазом будет понятно, что аниме здесь, действительно, является не только частью культуры, но и повседневной жизни. На рекламных баннерах и ТВ показывают рекламу с участием героев японской анимации, которые наравне с людьми участвуют в продвижении японских брендов. Здесь вы можете встретить Харухи Судзумию, главную героиню аниме - сериала «Меланхолия Харухи Судзумии», в рекламе жевательной резинки, или Сакату Гинтоки, главного героя аниме - сериала «Гинтама», в рекламе журнала «JUMP».
Однако не только в Японии и других азиатских странах аниме - рисовка используется в качестве рекламы. Многие западные фирмы известных брендов выпускали рекламы своей продукции, нарисованной в анимационном жанре, половина из них была выполнена в стиле аниме. Подобными рекламными проектами могут похвалиться такие мировые бренды как «Microsoft» и «Internet Explorer».
Таким образом, маркетинговые способы продвижения товара азиатских стран пополнились таким инструментом сферы услуг, как аниме. С помощью анимации японцам удалось создать уникальный механизм по полинаправленному удовлетворению потребностей: эстетических потребностей для телезрителей, реклама собственной продукции для спонсоров и получение прибыли для аниме - студий.
Сэйю - (яп.) актер озвучивания.
Опенинг - (от англ. открывать) музыкальный ролик, открывающий аниме. Эндинг - (от англ. концовка) финальный музыкальный ролик.
New university
Economics & Law 2016. № 11-1 (69)
ISSN 2221-7347
Библиографический список
[1] Бельских И.Е. Инновации и альтернативы в современной экономике // Экономика: теория и практика. 2015. № 1 (37). С. 39-43.
[2] Бельских И.Е. Институциональные основы рекламы и паблик рилейшнз фирмы в современной экономике // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 36. С. 16-24.
[3] Дубова Ю.И., Евстратов А.В., Заруднева А.Ю. Тенденции и перспективы развития современного рекламного рынка в России. Волгоград, 2015. 96 с.
[4] Евстратов А.В. Стратегический маркетинг. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2010. 84 с.
[5] Бельских И.Е. Региональные бренды: специфика развития в России // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 20. С. 2-7.
[6] Бельских И.Е. Кризис региональной экономики 2015-2017 гг. в России: поиск альтернатив развития // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 26. С. 2-9.
***
UDC 334.02
A.A. Bredikhina
MARKETING OF JAPANESE BRANDS IN ANIME
Competing businesses in the modern world has risen to a very high level. To be successful on the market must use the brand new and original way of marketing. Anime - as a form of art and culture of Japan is an interesting variant of the development of marketing capabilities. This experience should be analyzed and used.
Keywords: marketing, brand, anime, Japan, market.