Научная статья на тему 'Маркетинг японских брендов в аниме'

Маркетинг японских брендов в аниме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1454
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / MARKETING / БРЕНД / BRAND / АНИМЕ / ANIME / ЯПОНИЯ / JAPAN / РЫНОК / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бредихина А.А.

Конкуренция фирм в современном мире поднялась на очень высокий уровень. Для успеха на рынке необходимо использовать новые и оригинальные пути маркетинга брендов. Аниме как форма искусства и культуры Японии представляет интересный вариант развития потенциала маркетинга. Этот опыт надо анализировать и использовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing of Japanese brands in Anime

Competing businesses in the modern world has risen to a very high level. To be successful on the market must use the brand new and original way of marketing. Anime as a form of art and culture of Japan is an interesting variant of the development of marketing capabilities. This experience should be analyzed and used.

Текст научной работы на тему «Маркетинг японских брендов в аниме»

New university

Economics & Law 2016. № 11-1 (69)

ISSN 2221-7347

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД

FRESH VIEW

УДК 334.02

А.А. Бредихина*

МАРКЕТИНГ ЯПОНСКИХ БРЕНДОВ В АНИМЕ

Конкуренция фирм в современном мире поднялась на очень высокий уровень. Для успеха на рынке необходимо использовать новые и оригинальные пути маркетинга брендов. Аниме - как форма искусства и культуры Японии представляет интересный вариант развития потенциала маркетинга. Этот опыт надо анализировать и использовать.

Ключевые слова: маркетинг, бренд, аниме, Япония, рынок.

Японская анимация, или аниме (сокр. от англ. «animation»), является неотъемлемой частью современной японской культуры. Популярность данного феномена, как на территории Японии, так и за ее пределами, объясняется благодаря самобытным и многожанровым, часто специфичным, сюжетам. Подспорьем в деле продвижения также является работа отделов маркетинга и PR аниме - студий, занимающихся рисовкой аниме - фильмов и аниме - сериалов. На современных рынках необходимо использовать новые технологии позиционирования брендов [1, 2].

Переломным моментов в деле продвижения аниме заграницей стало получение режиссером Хаяо Миядзаки премии Берлинского кинофестиваля 2005 г. за его аниме - фильм «Унесенные призраками», ставшим первым и единственным победителем в номинации «Лучший фильм», а не «Лучший мультфильм».

Важной особенностью касательно целевой аудитории японской анимации является ее конкретность, узконаправленность. Другими словами, аниме - это услуга / товар и удовлетворение потребностей телезрителей имеет первостепенный и тщательный характер для служащих индустрии аниме. Все эти качества важны для стратегического маркетинга современных брендов и их можно использовать в российской рекламной практике [3, 4].

В настоящий момент в такой прибыльной для Японии сфере услуг задей-ствованы более 70 аниме - студий. Наиболее известными из которых являются «Toei Animation», «Sunrise» (являющаяся дочерней фирмой корпорации «Namco Bandai Holdings») и «Studio Ghibli».

Будучи услугой / товаром, аниме - студии имеют неограниченные возможности для получения прибыли не только за счет проката самого аниме по телевидению. Стоит заметить, что работа над аниме аниме-студиями начинается не с каскадровок или прорисовки персонажей

© Бредихина А.А., 2016.

DOI: 10.15350/2221-7347.2016.11-1

*Бредихина Алина Александровна - студент, Волгоградский государственный технический университет, Россия.

Научный руководитель: Бельских Игорь Евгеньевич - доктор экономических, профессор, Волгоградский государственный технический университет, Россия.

Новый университет

Экономика и право 2016. № 11-1 (69)

ISSN 2221-7347

будущего анимированного сериала. Во главу угла ставится вопрос финансирования - переговоры со спонсорами и согласование с ними ключевых моментов. Обсуждаются и утверждаются сюжет, формат, продолжительность и др. Часто за счет спонсоров на начальных этапах планирования аниме - фильма или сериала в целях рекламы выходящего аниме запускается изготовление и продажа дополнительных или сопутствующих товаров, таких как статуэтки главных персонажей, а также посуда, часы, одежда и другая продукция с логотипом / названием, готовящегося к выходу, аниме. После выхода аниме на полки магазинов ложатся диски с вышедшим аниме, а также CD - драмы, в записи которых могут принимать участие те же сэйю, что и в самом аниме.

Еще одним ресурсом финансирования для аниме стала музыка. Песни поп - звезд, использующиеся для опенингов и эндингов аниме - сериалов мгновенно становятся хитами. Таким образом, в Японии аниме, помимо всего прочего, является средством продвижения и раскрутки музыкальных произведений и их исполнителей.

Для финансирования аниме рекламу также используют в традиционном ее понимании. Главными способами привлечения капиталовложений в аниме за счет рекламы различных брендов являются: внутренняя и внешняя реклама [1, 3]. На наш взгляд, эти аспекты можно использовать и в региональной практике брендинга, когда малоизвестные локальные товарные марки получают поддержку на экране анимационных фильмов [5].

Внутренняя реклама может распространяться как на исключительно японские, так и на общеизвестные мировые бренды. Реклама может быть скрытой и явной. Чаще всего в аниме -сериалах используется скрытая реклама японских и мировых брендов, которая является необходимостью. Создавая реальность, приближенную к настоящей, встает вопрос об окружении персонажей. Так, для правдоподобного изображения окружающей реальности в японской анимации используется скрытая реклама, такая как рисовка на улицах различных рекламных бан-неров, использование героями сериала бытовой или цифровой техники, а также автомобилей, одежды и другого известных брендов. Явная внутренняя реклама не является необходимостью, но также становится частью повседневной обстановки и оплачивается спонсорами.

Внешняя реклама более прибыльна для обеих сторон. Она рекламирует сразу и товар, и аниме. Для современной российской экономики такие оригинальные формы продвижения брендов будут интересны на рынках товаров для молодежи или детей [7].

Гуляя по Японии невооруженным глазом будет понятно, что аниме здесь, действительно, является не только частью культуры, но и повседневной жизни. На рекламных баннерах и ТВ показывают рекламу с участием героев японской анимации, которые наравне с людьми участвуют в продвижении японских брендов. Здесь вы можете встретить Харухи Судзумию, главную героиню аниме - сериала «Меланхолия Харухи Судзумии», в рекламе жевательной резинки, или Сакату Гинтоки, главного героя аниме - сериала «Гинтама», в рекламе журнала «JUMP».

Однако не только в Японии и других азиатских странах аниме - рисовка используется в качестве рекламы. Многие западные фирмы известных брендов выпускали рекламы своей продукции, нарисованной в анимационном жанре, половина из них была выполнена в стиле аниме. Подобными рекламными проектами могут похвалиться такие мировые бренды как «Microsoft» и «Internet Explorer».

Таким образом, маркетинговые способы продвижения товара азиатских стран пополнились таким инструментом сферы услуг, как аниме. С помощью анимации японцам удалось создать уникальный механизм по полинаправленному удовлетворению потребностей: эстетических потребностей для телезрителей, реклама собственной продукции для спонсоров и получение прибыли для аниме - студий.

Сэйю - (яп.) актер озвучивания.

Опенинг - (от англ. открывать) музыкальный ролик, открывающий аниме. Эндинг - (от англ. концовка) финальный музыкальный ролик.

New university

Economics & Law 2016. № 11-1 (69)

ISSN 2221-7347

Библиографический список

[1] Бельских И.Е. Инновации и альтернативы в современной экономике // Экономика: теория и практика. 2015. № 1 (37). С. 39-43.

[2] Бельских И.Е. Институциональные основы рекламы и паблик рилейшнз фирмы в современной экономике // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 36. С. 16-24.

[3] Дубова Ю.И., Евстратов А.В., Заруднева А.Ю. Тенденции и перспективы развития современного рекламного рынка в России. Волгоград, 2015. 96 с.

[4] Евстратов А.В. Стратегический маркетинг. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2010. 84 с.

[5] Бельских И.Е. Региональные бренды: специфика развития в России // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 20. С. 2-7.

[6] Бельских И.Е. Кризис региональной экономики 2015-2017 гг. в России: поиск альтернатив развития // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 26. С. 2-9.

***

UDC 334.02

A.A. Bredikhina

MARKETING OF JAPANESE BRANDS IN ANIME

Competing businesses in the modern world has risen to a very high level. To be successful on the market must use the brand new and original way of marketing. Anime - as a form of art and culture of Japan is an interesting variant of the development of marketing capabilities. This experience should be analyzed and used.

Keywords: marketing, brand, anime, Japan, market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.