Научная статья на тему 'Маркетинг в туризме'

Маркетинг в туризме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4502
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МАРКЕТИНГ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА / КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семилетова Я.И.

Туризм сегодня это сфера народнохозяйственного комплекса, которая во многих странах мира превратилась в бурно развивающуюся отрасль. В настоящее время каждое 16-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. Для эффективного функционирования туристского предприятия необходимы высококвалифицированные маркетологи, готовые к деятельности в области продвижения, рекламы и распространения туристского продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing in tourism

Tourism today is the sphere of national economy, which in many countries has turned into a thriving industry. Currently, every 16-th job in the world falls on tourist business. For the effective functioning of the tourism businesses need highly qualified marketers who are ready to work in the field of promotion, advertising and distribution of the tourism product.

Текст научной работы на тему «Маркетинг в туризме»

Л и т е р а т у р а

1. Альтшуллер Игорь. Стратегия и маркетинг: две стороны одной медали, или Просто - о сложном. -М.: Дело, 2010.

2. Котлер Ф., Картаджайа Х., Сетиаван А. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе. - М.: Эксмо, 2011.

3. Котлер Ф., Амстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. Основы маркетинга / Пер с. с англ. - М.: «Вильямс», 2012. - 752 с

УДК 339.138 Соискатель Я.И. СЕМИЛЕТОВА

(СПбГАУ, net-pk@mail.ru)

МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ

Туризм, маркетинг, туристический продукт, функции маркетинга, комплекс маркетинга

В настоящее время туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Туризм - это сложное, многомерное и многоликое понятие, это одновременно и вид деятельности, и форма рекреации, и отрасль национальной экономики, и способ проведения досуга.

Туристический продукт в узком смысле - это услуги каждого конкретного сектора туристической индустрии (например, гостиничный продукт, турпродукт туроператора, транспортное предприятие и так далее). В широком смысле туристический продукт - это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристическую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение. Основным туристическим продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете» [1].

Туристическому продукту, наряду с общими специфическими характеристиками услуг, присущи свои отличительные особенности [2]:

1. Это комплекс услуг и товаров, характеризуемый сложной системой взаимоотношений между различными компонентами.

2. Спрос на туристические услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и социальных условий.

3. Потребитель, как правило, не может увидеть турпродукт до его потребления, а само потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристической услуги.

4. Потребитель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.

5. Турпродукт зависит от таких переменных, как пространство и время, для него характерны колебания спроса.

6. Туристический продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.

7. На качество туристических услуг оказывают воздействие внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер (природные условия, погода, политика в области туризма, международные события и т.д.).

8. Не может быть достигнуто высокое качество туристических услуг при наличии даже незначительных недостатков, поскольку обслуживание туристов состоит из этих самых мелочей и мелких деталей.

Эти специфические особенности туристического продукта оказывают существенное влияние на маркетинг в туризме. Некоторые авторы вкладывают в понятие маркетинга в туризме глобальное содержание, как, например, швейцарский специалист Ё. Крипендорф: «Туристический маркетинг -это систематическое изменение и координация деятельности туристических предприятий, а также частной и государственной политики в области туризма, осуществляемой по региональным, национальным или международным планам. Цель таких изменений заключается в том, чтобы

наиболее полно удовлетворять потребности определенных групп потребителей, учитывая при этом возможности получения соответствующей прибыли» [3]. В целом с подобным определением можно согласиться в контексте оценки общей государственной политики.

Функции маркетинга в туризме можно рассматривать на 3-х уровнях: общественном, региональном и индивидуальном.

С точки зрения общества туристический маркетинг должен обеспечить нормальное функционирование туристического рынка и соответствующие инструменты для деятельности туристических фирм: доступность кредитов, лояльность налогов, соответствующие законы и т.д. На региональном уровне маркетинг в туризме призван регулировать туристический спрос, цены, рекламную деятельность, поощрять население к ознакомлению со своим краем.

На уровне индивидуального потребителя маркетинг в туризме выполняет следующие функции:

- формирование новых потребностей туристов;

- убеждение о целесообразности пользования услугами данной фирмы;

- формирование потребности в частом использовании услуг фирмы;

- мотивации относительно пользования услугами на постоянной основе.

Несколько иной подход к определению функций маркетинга в туризме предлагает Всемирная туристическая организация (world-tourism):

- установление контактов с клиентами;

- развитие;

- контроль [2].

Установление контакта предполагает убеждение клиента в том, что предполагаемое место отдыха и имеющийся там сервис, достопримечательности и все остальное отвечают его запросам.

Развитие предполагает проектирование нововведений, новых услуг и продуктов, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта, а также полнее удовлетворить потребности туристов.

Контроль предусматривает анализ результатов деятельности по продвижению услуг на туристический рынок и проверку того, насколько эти результаты отражают использование возможностей туристической фирмы.

Российские ученые И.В. Зорин и В.А. Квартальнов определяют следующие основные функции туристического маркетинга:

- создания туристического продукта и услуг для последующего предложения продвижение потребителям;

- туристического продукта на рынок, реклама и сбыт;

- организация прямых продаж;

- получение соответствующего уровня доходов.

Интегрируя современные подходы к определению данного понятия туристический маркетинг можно трактовать как систему координации деятельности туристического предприятия в процессе разработки, производства, реализации туристического продукта и услуг с целью получения максимальной прибыли путем наиболее полного удовлетворения потребителя.

Развивающийся туризм отличается рядом важных особенностей с точки зрения характеристик туристского продукта, сервиса и организации производства. Так, в систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения:

- туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта;

- предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, дома отдыха и др.);

- предприятия питания (рестораны, кафе, бары, столовые и др.);

- транспортные предприятия (автопредприятия, авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);

- рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационно-туристские центры и др.);

- предприятия торговли;

- предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);

- общественные туристские организации и объединения и т.д.;

- координирующие и регулирующие органы в туризме на национальном, региональном и

муниципальном уровнях.

Все перечисленные предприятия, организации, фирмы в разной и масштабе занимаются маркетинговой деятельностью. При этом следует учитывать, что для бюро путешествий, ресторана или транспортного предприятия конечные цели и содержание маркетинга не одинаковы. Так, туристская фирма за счет удовлетворения потребностей клиентов стремится увеличить свою прибыль. Национальная, региональная или муниципальная администрация хочет привлечь в регион как можно больше туристов. Общественная туристская организация желает поднять свою значимость и показать полезность своей профессиональной деятельности.

Проведённое исследование позволяет выделить следующие уровни маркетинга в сфере туризма:

Первые два уровня относятся к сфере коммерческого маркетинга.

1. Маркетинг туристских предприятий (туроператоров, турагентов), являющихся основным звеном предпринимательской деятельности в сфере туризма, представляет собой процесс согласования их возможностей и запросов потребителей. Результатом этого процесса является предоставление туристам услуг, удовлетворяющих их потребности, и получение предприятием прибыли, необходимой для его развития и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем.

2. Маркетинг производителей туристских услуг (гостиниц, ресторанов, транспортных организаций и т.д.) рассматривается как система комплексного изучения потребностей и спроса с целью организации предоставления услуг, максимально ориентированных на удовлетворение нужд конкретных потребителей, и обеспечения наиболее эффективных форм и методов обслуживания.

Следующие два уровня характеризуют сферу некоммерческого маркетинга в туризме.

3. Маркетинг общественных туристских организаций (союзов, ассоциаций и т.п.), представляющих и защищающих коллективные интересы предпринимателей в сфере туризма, понимается как деятельность, направленная на создание, поддержание или изменение благоприятного общественного мнения. Создание общественного мнения — это, по сути, управление маркетингом, сместившееся с уровня продуктов на уровень всей организации.

4. Маркетинг территорий и регионов — деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения поведения клиентов по отношению к конкретным населенным пунктам, регионам или даже странам в целом. Подобной деятельностью занимаются регулирующие и координирующие органы в туризме на муниципальном, региональном и национальном уровнях.

Таким образом, в систему маркетинга в туризме интегрированы различные институциональные единицы (государственные, национальные, региональные и местные органы управления туризмом, отраслевые и межотраслевые общественные организации, предприятия). Здесь возникает проблема вертикальной координации мероприятий, необходимой для того, чтобы не допустить дублирования и добиться оптимального учета и соблюдения интересов клиентов, предприятий и общества в целом.

Следует отметить, что маркетинг в туризме, как любое экономическое явление, требует для своего применения и эффективного развития таких условий как:

- глубокое насыщение рынка услугами, т.е. существование рынка покупателя;

- острая конкурентная борьба туристских фирм за предпочтения потребителей;

- свободные рыночные отношения, т.е. возможность без административных ограничений выбирать рынки сбыта, деловых партнеров, устанавливать цены, вести коммерческую работу и т.д.;

- свободная деятельность администрации внутри туристского предприятия по определению целей фирмы, стратегий, управленческих структур, распределению средств по статьям бюджета и т.д.

Первые два условия определяют возможность и необходимость использования концепции маркетинга. Вторые обусловливают эффективность реализации концепции маркетинга на конкретном туристском предприятии, которое является основным звеном предпринимательской деятельности в сфере туризма. Экономически самостоятельные туристские фирмы в условиях рынка вынуждены использовать системный подход к реализации концепции маркетинга, так как жесткая конкуренция лишает права на жизнь любую бессистемную деятельность. Сущность маркетинга состоит в том,

чтобы предложение туристских услуг в обязательном порядке ориентировалось на потребителя и постоянно согласовывались возможности предприятия с требованиями рынка.

Исходя из сущности маркетинга туризма как системы, можно сформулировать его базовые принципы, т.е. положения, обстоятельства, требования, лежащие в основе маркетинга и раскрывающие его назначение:

1. Нацеленность на достижение конечного практического результата туристской деятельности. Эффективная реализация туристских услуг на рынке и овладение определенной долей данного рынка.

2. Направленность туристской организации не на сиюминутный, а на долговременный стратегический результат маркетинговой работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработке на их основе результатов новых туристских услуг, обеспечивающих высоко прибыльную деятельность компании.

3. Применение тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с целенаправленным одновременным воздействием на них [2].

Рассматривая маркетинг в туризме как систему необходимо исходить из того, что она содержит в себе составные части. Выделяя и рассматривая их во взаимосвязи и взаимодействии, можно очертить основные контуры реализации концепции маркетинга на туристском предприятии.

В маркетинге туризма также рассматриваются универсальные для всех сфер хозяйствования компоненты четырех элементного «комплекса маркетинга» (4P: «Product» - товар, «Price» - цена, «Promotion» - продвижение, «Place» - место). Однако существенное значение имеют и ряд других элементов, работа с которыми не в меньшей степени определяет успех туристской организации.

«People» - люди, персонал. Это непосредственные участники реализации и предоставления услуги. От их профессионализма, контактности, способности решать «не удобные» ситуации с клиентом зависит жизнь компании. Персонал включен в саму услугу её процесс, он не отделим от него. Качественная услуга может быть только из качественных комплектующих. Постоянная работа с персоналом, обеспечение наилучших условий реализации их профессиональных навыков зачастую главное в сфере сервиса. Однако данное направление деятельности граничит, а отчасти дублирует, задачи и функции менеджмента, поэтому деятельность, связанная с развитием и управлением персонала, должна осуществляться в непосредственном контакте методов и инструментов обеих дисциплин.

Услуга неосязаема, но ей всегда сопутствуют вполне осязаемые, материальные свидетельства -«Physical evidence». Такими свидетельствами может служить офис или другое место предоставления услуги, предметы интерьера, сувениры, внешний вид персонала. Помимо визуальных материальных свидетельств можно использовать звуки, запахи, в принципе воздействовать можно на все органы чувств, в целях формирования программы лояльности клиентов. Всё это в совокупности и будет формировать ассоциации клиента с фирмой и услугой.

Способ предоставления услуги - «Process» определяется технологией принятой на предприятии и в сферах гостеприимства, туризма. Многие рекомендованы существующими стандартами. Однако все это формирует косность организации, неспособность разглядеть в изменении способа предоставления услуги возможности выйти на новые рынки, увеличить количество постоянных клиентов, максимально приблизиться к их потребительским предпочтениям. Большинство услуг может быть оказано «на дому» или по телефону - без предварительного личного контакта. Необходимо предлагать выбор вариантов предоставления услуги, форм оплаты, доставки т.д. - это делает маркетинг услуг туризма и гостеприимства более эффективным, формируя приверженность клиента к организации.

Учитывая чрезвычайную важность комплекса маркетинга в рамках общей маркетинговой стратегии, разрабатываются частные стратегии по всем его основным элементам:

1. Продуктовая стратегия предусматривает разработку туристского продукта, в наибольшей степени соответствующего потребностям туристов, а также разработку и внедрение на рынок новых туристских услуг.

2. Ценовая стратегия подразумевает определение поведения предприятия на рынке в расчете на длительную перспективу и ценовой тактики на более короткий период применительно к каждому туристскому продукту, а также конкретному сегменту рынка.

3. Сбытовая стратегия включает определение каналов, форм и методов доведение туристского продукта до потребителя.

4. Коммуникационная стратегия определяет целенаправленную деятельность туристской фирмы по распространению положительных сведений о себе и о своем продукте. К этой деятельности относятся реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, пропаганда, а также участие в выставочных мероприятиях и формирование фирменного стиля. В условиях развития маркетинга взаимоотношений разработке коммуникативной стратегии должно уделяться самое пристальное внимание. В её рамках необходимо предусматривать не только классические мероприятия, но и меры по формированию и оптимизации личностных коммуникаций, обмена, взаимодействий.

При разработке комплекса маркетинга в целом и частных стратегий по составляющим его элементам, туристическому предприятию целесообразно руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип последовательности, который обеспечивает согласование элементов комплекса маркетинга. Так, например, высокое качество туристского продукта должно сопровождаться качественной рекламой и безукоризненным обслуживанием клиентов.

2. Принцип взвешенного подхода, который предполагает исследование и учет чувствительности рынка к постоянно изменяющимся переменным, формирующим его конъюнктуру.

3. Принцип учёта изменения бюджетных расходов, определяющий необходимость соблюдения бюджетной дисциплины и комплексности в планировании структуры комплекса маркетинга.

Фактически для разработки комплекса маркетинга необходимо соблюдать последовательность из следующих маркетинговых мероприятий: сформировать продукт (разработанный в соответствии с изучением спроса на основе стратегического планирования деятельности фирмы), предложить в нужном месте конкретным сегментам потребителей по приемлемым ценам, грамотно преподнести и реализовать качественным обслуживанием.

Управление маркетингом в индустрии туризма - это достижение следующих маркетинговых целей: определение возможностей рынка и ресурсов компании, а также планирование и осуществление маркетинговой деятельности, необходимой для достижения целей фирмы. В связи с этим управление маркетингом должно проводиться в масштабе всего предприятия и стать задачей для целого предприятия, а не ограничиваться лишь рамками отдела маркетинга.

Система маркетингового управления в туристической фирме должна обеспечить:

- диагностику внешних и внутренних условий деятельности;

- определение миссии и целей туристской фирмы;

- выбор маркетинговых стратегий;

- выбор маркетинговой тактики;

- подбор инструментов для реализации планов;

- контроль маркетинговой деятельности.

Эффективные маркетинговые решения в сфере обслуживания туристов обязательно должны координироваться и интегрироваться с управлением операциями предоставления услуг, а также с управлением персоналом и финансами.

Л и т е р а т у р а

1. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме . - М.: Дашков и Ко, 2010. -

С.164.

2. Котлер Ф., Боуэн Д. , Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. - М.: Юнити-Дата, 2013. - С.

780.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Шнайдерман А. Партизанский маркетинг в туризме. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.