Научная статья на тему 'Маркетинг в системе государственного управления'

Маркетинг в системе государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2460
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / MARKETING / ГОСУДАРСТВО / STATE / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE ADMINISTRATION / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАРКЕТИНГ / STATE MARKETING / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жидкоблинова Олеся Владимировна

В статье выявлена актуальность применения инструментов маркетинга в деятельности государственных органов и государства в целом. Сформулировано понятие «государственный маркетинг», рассмотрены подходы современных ученыхэкономистов к данному понятию. Предложены инструменты государственного маркетинга, проведен анализ результатов применения инструментов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article actuality of application of marketing instruments is educed in activity of public organs and state on the whole. A concept «State marketing» is set forth, going of modern scientists-economists is considered near this concept. The instruments of the state marketing offer, the analysis of results of application of instruments is conducted.

Текст научной работы на тему «Маркетинг в системе государственного управления»

тиции - эффективные инструменты функционирования товарных рынков с развитой конкуренцией в условиях глобализации мировой экономики и свободной торговли.

Список литературы:

1. В 2014 году объем российско-китайской торговли вырос на 6,8% // Портал внешнеэкономической информации. Дата обновления: 13.01.2015.- URL: http://www.ved.gov.ru/ exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_news/18979. html (дата обращения: 21.04.2015).

2. В Пекине в присутствии Владимира Путина и Си Цзиньпина подписаны 17 документов // Официальный сайт телекомпании «Первый канал». Дата обновления:

09.11.2014.- URL: http://www.1tv.ru/news/economic/271449 (дата обращения: 21.04.2015).

3. Китайское рейтинговое агентство Dagong подтвердило кредитный рейтинг России на уровне «А» // Официальный сайт телекомпании «Первый канал». Дата обновления:

02.02.2015.- URL: http://www.1tv.ru/news/economic/276935 (дата обращения: 21.04.2015).

4. Миллер: «западный маршрут» - приоритетный проект работы РФ и КНР // Официальный сайт информационного агентства РИА Новости. Дата обновления: 09.11.2014.-URL: http://ria.ru/east/20141109/1032414339 (дата обращения: 21.04.2015).

5. Основные итоги инвестиционного сотрудничества России и Китая // Портал внешнеэкономической информации.- URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_ relations/cn_rus_projects/ (дата обращения: 21.04.2015).

6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов (разработан Минэкономразвития РФ). Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.- URL: http:// www.consultant.ru/document/cons doc LAW 119928/?frame=41 (дата обращения: 21.04.2015).

7. Продукция российского малого и среднего бизнеса уже имеет спрос в КНР // Портал внешнеэкономической информации. Дата обновления: 16.03.2015.- URL: http://www. ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_news/19452. html (дата обращения: 21.04.2015).

8. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // Портал внешнеэкономической информации.-URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn ru relations/ cn ru trade/ (дата обращения: 21.04.2015).

9. Саммит БРИКС // Официальные сетевые ресурсы Президента России. Дата обновления: 15.07.2014 .- URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/46227 (дата обращения: 21.04.2015).

МАРКЕТИНГ СИСТЕМЕ В ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Жидкоблинова Олеся Владимировна

PhD, ст.преподаватель кафедры экономической теории и государственного и местного управления, Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, г.Караганда

АННОТАЦИЯ

В статье выявлена актуальность применения инструментов маркетинга в деятельности государственных органов и государства в целом. Сформулировано понятие «государственный маркетинг», рассмотрены подходы современных ученых-экономистов к данному понятию. Предложены инструменты государственного маркетинга, проведен анализ результатов применения инструментов.

ABSTRACT

In the article actuality of application of marketing instruments is educed in activity of public organs and state on the whole. A concept «State marketing» is set forth, going of modern scientists-economists is considered near this concept. The instruments of the state marketing offer, the analysis of results of application of instruments is conducted.

Ключевые слова: маркетинг, государство, государственное управление, государственный маркетинг, национальная экономика.

Keywords: marketing, state, state administration, state marketing, national economy.

Основным критерием деятельности любого государства, состояния развития экономики является благосостояние людей. В связи с этим, одной из основных функций государства является предоставление общественных услуг, имеющих значение для всего населения, и в том числе тех услуг, которые ни частный, ни некоммерческий сектор не хотят или не могут оказывать населению, например, по причине отсутствия достаточных ресурсов. [1, с. 15]. Государство как субъект хозяйственной деятельности с одной стороны и государственные учреждения, выступающие производителями товаров и услуг с другой стороны при работе с населением должны использовать методы схожие при работе на рынке.

Социально-экономические процессы в обществе сегодня достаточно сложны и противоречивы. Решения, которые принимаются государственными органами без объективной и достоверной информации, широкого обсуждения и консультаций в обществе, часто вызывают значительный резонанс и недовольство отдельных социальных групп [2, с.102]. Для эффективного решения разнообразных сложных задач, стоящих перед государством, необходимо сочетать применение полученных достижений всех областей науки, где особое место отведено маркетингу.

В современной экономической науке все больше говорят о таких инструментах регулирования экономической поли-

тики, как «территориальный маркетинг», «государственный маркетинг». К примеру, Т. В. Сачук в своих работах отмечает, что маркетинг региона, выступая составной частью региональной экономической политики (включающей региональную промышленную политику), направлен на решение проблем региона и его территориальных образований; включает в себя разработку и реализацию долгосрочной концепции комплексного развития экономики (в том числе промышленности) и социальной сферы территории, постепенного устранения негативных явлений и решения, сложных социально-экономических проблем. А. П. Панкрухин также оперирует понятием региональный маркетинг, т. е. маркетинг в интересах региона, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересован регион. В настоящее время все чаще в публикациях, выступлениях российских ученых можно слышать о государственном маркетинге [3, с.98].

Увеличить результативность государственного управления вне использования такой науки как маркетинг весьма маловероятно. Многообразность и порой противоречивость, проходящих рыночных процессов требует вмешательства государства, а, следовательно, в маркетинге необходимо выделять отдельно «государственный маркетинг».

Государство в рыночных процессах как посредник между продавцом и потребителем занимает особое место. В результате действия механизмов спроса и предложения удовлетворяются происходит удовлетворение потребностей населения, в то же время государство, не вмешиваясь напрямую в эти процессы должно осуществлять регулирование этого процесса и оказывать содействие наиболее эффективному достижению соглашения интересов с наименьшими затратами общества. Одновременно с этим одной из главных целей государства является эффективное функционирование всей национальной экономики в целом и каждого экономического агента на рынке, каждого гражданина социального общества, предоставляя общественные блага и услуги неэкономического характера. То есть государство должно достигать баланса, как в развитии экономики, так и в социальной сфере. Достижение такого баланса является главной проблемой всех государств.

Вышеприведенные обстоятельства указывают на необходимость обеспечения маркетингового подхода к государственному управлению как в целом, так и при проведении отдельных мероприятий, независимо от их масштабов.

Маркетинг в государственном управлении определяется спецификой объекта, в качестве которого выступают, как правило, государственные услуги, предоставляемые данным сектором и субъекта, то есть государственных органов управления. Так, по мнению российского экономиста ученого Панкрухина А.П. маркетинг в государственном управлении - это, прежде всего, подход в государственном управлении, ставящий во главу угла удовлетворение потребителей и производителей государственных услуг, выступающий как специфическая форма реализации маркетинга [4, с.128].

В качестве объектов маркетинга в государственном управлении выступают также товары и услуги, необходимые для функционирования организаций и отраслей, финансируемых из государственного бюджета, а также товары и услуги для нужд органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений, находящихся в государственной собственности для выполнения задач, финансируемых из государственного бюджета; значимые для

государства социальные институты; права, обязанности и функции граждан и организаций, значимые для существования и развития государства и общества, - процессы потребления государственных услуг, уплата налогов, участие в выборах, исполнение воинской, судебных и других гражданских обязанностей, функций. Особое место в составе объектов маркетинга занимают общественные нормы и правила поведения, ценности, идеи, программы, мероприятия, информация.

Целью государственного маркетинга должно быть в первую очередь максимальное удовлетворение потребностей граждан (материальных и духовных) в рамках выделенных общественных затрат. Государственный маркетинг должен изучать потребности и интересы, т. е. их суть, структуру, приоритетность, факторы и тенденции развития. По утверждению Ф. Котлера, в государственном секторе основой маркетинга является ценность для населения и удовлетворение общества. Маркетинг подразумевает использование подхода, ориентированного на клиента (гражданина), - т. е. подхода, помогающего обращаться к жалобам клиента, изменять его восприятие государства и улучшать результаты работы.

Основными задачами, которые призван решать маркетинг в государственном управлении, являются также: анализ рынка, его структуризация, анализ и прогнозирование общественного спроса на товары и услуги; повышение конкурентоспособности собственных производителей и защита внутреннего рынка; формирование положительного имиджа государства; помощь отечественным предприятиям для выхода на внешние рынки; проведение рекламных мероприятий на государственном уровне (социальная реклама) и др. [5, с.220].

Применение инструментов государственного маркетинга связано и с проходящими глобализационными процессами во всем мире. Важнейшим направлением экономической политики в развитии национальной экономики являются становятся развитие и поддержка конкуренции и обеспечение высокого уровня конкурентоспособности национальных производителей. Для решения таких сложных задач самостоятельное предприятие не имеет достаточных ресурсов и возможностей. Вследствие чего эту функцию берет на себя государство. В распоряжении государства для обеспечения необходимого уровня конкуренции есть эффективные инструменты. Их можно разделить на косвенные и прямые, направленные на регулирование объемов производства, экспорт и импорт товаров и т.д. Именно маркетинговый подход в государственном управлении позволит обеспечить качественное и эффективное выявление, формирование и удовлетворение потребностей населения.

Говоря о макромаркетинге как об инструменте государственного регулирования, в первую очередь автор выделяет создание маркетинговых центров как государственных учреждений с выполнением функций по оказанию маркетинговых услуг, в том числе в сфере рынка товаров производственно-технического назначения, а также совершенствование маркетингового образования. Так, в государственных вузах Казахстана в большинстве случаев изучается маркетинг в сфере потребительских товаров, в то время как в контексте промышленной политики необходимо устранить дефицит квалифицированных управленцев-маркетологов не только на рынке товаров народного потребления, но и на рынке продукции производственно-технического назначения.

Использование, по сути, маркетинговых мероприятий органами власти на всех уровнях управления способствует повышению конкурентоспособности производств по отношению к которым они проводятся. Так, существует множество примеров использования маркетинговых инструментов органами государственной власти в целях развития отдельных отраслей промышленности. Приведем некоторые из них.

Реклама отдельных предприятий и видов производств, лоббирование их интересов на международном уровне, на государственном уровне, уровне регионов, муниципальных образований. Так, известно, что представители государственной власти использовали данный инструмент в целях развития, создания имиджа таким компаниям, как «КазМу-найГаз», «КазАтомПром», АО «Эйр Астана» и др. Аналогичным образом может оказываться поддержка (продвижение) других видов производств. Доказательством влияния подобных действий со стороны государства может служить показатель фондового рынка-стоимость акций корпораций изменяется в зависимости от эффективности мер государства по их рекламе, а также оказываемого им доверия.

Протекция в заключении международных договоров и привлечение инвестиций в отечественную промышленность. Известно, что органы государственной власти содействовали заключению многих международных договоров, предусматривающих значительные инвестиционные вливания в отечественную промышленность. Например, строительство завода Yong» в Костанае, а также других заводов.

Организация и проведение международных выставок и презентаций отечественной и иностранной промышленной продукции, например, выставок «ЭКСПО-2017». Казахстан имеет опыт поддержки отдельных отраслей посредством проведения выставок, в частности, таким образом, рекламируется (т.е. используется такой элемент маркетинговых коммуникаций, как реклама) продукция горного машиностроения.

Прямой государственный маркетинг. Известны примеры, когда представители государственной власти ведут прямые переговоры с потенциальными потребителями отечествен-ной продукции. Один из них - заключение контрактов на строительство газопровода в Китай (Запад-Восток). Специфика отмеченного примера в том, что государство владеет частью собственности нефтяных компаний, т. е., по сути, оно преследует интересы продавца.

Государственный интернет-маркетинг. Известно, что современные официальные Интернет-ресурсы органов государственной власти создаются не только на государственных, но и некоторых иностранных языках (в основном английском). Размещая ссылки относительно мероприятий в области того или иного вида промышленного производства, не только прямую, но и косвенную информацию о предприятии, холдинге, которая может повысить их имидж, государство повышает конкурентоспособность выбранных объектов промышленной политики. Применительно к перечисленным примерам следует вести речь об использовании отдельных инструментов маркетинга (реклама, прямой маркетинг) на государственном (или муниципальном) уровне

[3, с.100].

Исходя из приведенных выше примеров, можно сделать вывод о том, что государство использует маркетинговые инструменты в проводимой экономической политике. Однако пока это носит единичный характер, а использование таких инструментов должно происходить системно. Применение государственного маркетинга в деятельности государственных органов может являться средством достижения и повышения конкурентоспособности как национальной экономики, так и всего государства.

При использовании в своей деятельности государство сможет решать следующие задачи:

- эффективно ставить цели и задачи развития общества и достигать их;

- формировать положительный имидж государства и достигнуть высокого авторитета среди мирового сообщества;

- анализировать рынок, проводить его структуризацию, прогнозировать его развитие и конъюнктуру;

- регулировать импорт-экспорт с помощью инструментов маркетинга, прослеживать состояние и своевременно принимать меры по изменению состояний внешнего и внутреннего рынков;

- оказывать помощь в достижении конкурентоспособности национальных производителей, при этом защищая внутренний рынок;

- достигать оптимальных межотраслевых и региональных пропорций, развития конкуренции и т.д.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что маркетинг в системе государственного управления является совокупностью мероприятий государства, направленных на создание необходимых условий развития и функционирования всех сфер жизнедеятельности общества и страны, выявление и формирование определенных потребностей населения, а также осуществление мероприятий по их эффективной реализации и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Государственный маркетинг должен стать неотъемлемой частью системы государственного управления социально-экономическими и политическими процессами в стране в условиях рынка.

Список литературы:

1. Котлер Ф., Ли Н. Маркетинг для государственных и общественных организаций / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук.

- СПб.: Питер, 2008. - 384 с.

2. Дугов А.А., Сафин А.Р., Сендецкая С.В. Государственный маркетинг как важный фактор совершенствования механизма управления социально-экономическими процессами в обществе // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012.

- №4. - С.101-108.

3. Бекмурзаев Б.Б. Макромаркетинг как инструмент государственного регулирования в промышленной сфере // Вестник КазНУ Серия экономическая. - 2011. - №4(86). -С.98-101

4. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. - 2-е изд., до-полн. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с.

5. Феоктистова О.С. О сущности маркетинга в государственном управлении // ТППИ. - 2012. - С.220-222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.