Научная статья на тему 'Маркетинг в ресторанном бизнесе'

Маркетинг в ресторанном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6744
1086
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК РЕСТОРАННЫХ УСЛУГ / КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРИЕМЫ / ПАРТИЗАНСКАЯ РЕКЛАМА / КРОСС-МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьяков С.А., Шаталова Е.Н.

В статье рассмотрен рынок ресторанных услуг как один из наиболее молодых способов ведения предпринимательской деятельности. Также в статье затрагивается вопрос необходимости маркетинговых исследований и применения конкретных маркетинговых приѐмов на практике для достижения лидерства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг в ресторанном бизнесе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 338.46(075)

С.А. Дьяков

к. э. н., доцент кафедры управления и маркетинга

ФГБОУ ВПО КубГАУ г. Краснодар, Российская Федерация Е.Н. Шаталова

студентка 3-го курса экономического факультета

ФГБОУ ВПО КубГАУ г. Краснодар, Российская Федерация

МАРКЕТИНГ В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ Аннотация

В статье рассмотрен рынок ресторанных услуг как один из наиболее молодых способов ведения предпринимательской деятельности. Также в статье затрагивается вопрос необходимости маркетинговых исследований и применения конкретных маркетинговых приёмов на практике для достижения лидерства в данной сфере.

Ключевые слова

Рынок ресторанных услуг; конкурентная борьба; маркетинговые исследования; маркетинговые приемы;

партизанская реклама; кросс-маркетинг.

Сейчас рынок ресторанных услуг вступил в новый этап собственного становления, когда посещение ресторанов перестало быть чем-то особенным и равномерно перешло в некоторую повседневность. Однако, так происходит не везде. Специфичной чертой российского рынка ресторанных услуг считается разная степень культуры населения в отношении посещения ресторана. Разница отражается достаточно чётко по географическому и финансовому критериям.

Географический принцип заключается в близости к европейским государствам, где ресторанный бизнес уже давно и прочно занял свое место в системе экономики стран этого континента.

С финансовым критерием все достаточно тривиально: в городах с низким уровнем дохода на одного жителя просто неоткуда взяться ресторану для среднего класса; подобной прослойки в этих регионах не существует в таком количестве, чтобы окупить издержки работы предприятия общественного питания.

Вообще ресторан, если его рассматривать в иерархии предприятий общественного питания, занимает высшую ступень. Для того чтобы сфера питания любого города была сбалансирована, в ней должны присутствовать все элементы ее структуры: рестораны, столовые, мобильные харчевни и т.д. Отсутствие или недостаточный уровень развития в данной системе какого-либо из звеньев говорит о слабости системы в целом. Примером может служить московский ресторанный бизнес в начале 90-х годов, когда на рынке разрабатывался в основном премиум-сегмент [6].

Для того чтобы добиться лидерства в конкурентной борьбе маркетингом необходимо управлять, то есть осуществлять в рамках маркетинга целенаправленное воздействие на рынок с целью продвижения своих товаров. Таким образом, проблема управления маркетингом не является внутренней проблемой самого предприятия, от того насколько эффективно будет осуществляться такое управление, будет зависеть, насколько само предприятие удовлетворяет требованиям рынка. Все вышесказанное подтверждает актуальность темы исследования [6].

Любое бизнес-планирование начинается с тщательного анализа текущей ситуации, чтобы иметь возможность поставить перед собой реалистичные цели. Каковы преимущества и недостатки вашего бизнеса? Как вы можете поднять продажи?

Проведя анализ вашего заведения, Вы сможете определить, что необходимо сделать для его

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

будущего успеха. Воспользуйтесь простым SWOT-анализом, чтобы определить сильные и слабые стороны вашего бизнеса, а также возможности и угрозы.

По нашему мнению, маркетинговые исследования - залог успешности ресторанного проекта. В строгом смысле, маркетинговое исследование - это любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга.

Практическое значение имеет использование конкретных маркетинговых приемов, ориентированных на привлечение потребителей в ресторан.

1. Дегустация блюд.

Дегустация блюд проводится по поводу введения новой странички блюд в меню. Предложение образцов новых или специальных блюд является великолепным способом формирования интереса потребителей. О времени проведения дегустации ресторан сообщает гостям заблаговременно. Участникам дегустации предлагают опросные анкеты. Блюда, получившие высокую оценку по результатам опроса, включают в меню [5].

2. Презентация.

Презентация проводится в тех случаях, когда в меню вводятся одно-два новых блюд. Презентация может быть посвящена приготовлению блюд из новых продуктов, появившихся на рынке. О предстоящем событии оповещаются средства массовой информации. Заранее разрабатываются пригласительные билеты с указанием предлагаемого меню, развлекательной программы и стоимости [5].

3. Счастливый час.

С целью привлечения гостей в ресторан в часы, когда загрузка зала является минимальной, используют маркетинговый прием «счастливый час». В это время гостям предлагают специальное меню со скидками на отдельные блюда или заказавшему одну-две кружки пива следующую предлагают бесплатно.

4. Клубные карты.

С целью привлечения постоянных потребителей и стимулирования регулярного посещения ресторана, бара многие предприятия предлагают гостям приобрести золотые, серебряные и другие клубные карты, дающие различные преимущества. Обладателю клубной карты предоставляется скидка на сделанный заказ в определенные дни и часы работы ресторана; в утренние часы - на бесплатную чашку кофе; во время игры в бильярд - на бокал вина или прохладительного напитка [5].

Ресторанный бизнес — довольно прибыльное дело, и, хотя рынок общественного питания у нас в стране еще далек от насыщения, конкуренция в этой сфере бизнеса очень высока. В таких условиях хорошие результаты в продвижении заведения можно достичь при помощи методов партизанского маркетинга. Партизанский маркетинг использует самые различные доступные средства, которые дешевы или же вообще бесплатны, для достижения целевой аудитории. Приметно и то, что в последнее время партизанская реклама становится очень популярной, так как она не требует большого бюджета, а действенность ее намного превосходит распространенные способы рекламы. Даже крупнейшие мировые компании, располагающие огромными бюджетами, все чаще стали прибегать в своих рекламных компаниях именно к партизанскому маркетингу [2, с. 210]

Условно способы партизанской рекламы делятся на две группы: онлайн и оффлайн. Онлайн способы партизанской рекламы предполагают различные варианты распространения информации о заведении в сети Интернет, а также использование социальных сетей для контакта со своими клиентами и потенциальными потребителями.

1. Сайт ресторана.

Сайт ресторана должен содержать не просто информацию о заведении, основной упор следует сделать на представлении информации о меню ресторана и фирменных блюдах. Очень хорошо, если на сайте будут представлены не просто фотографии заведения, а видеоматериалы, позволяющие потенциальным посетителям заранее представить комфортность пребывания в ресторане.

2. Социальные сети.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Присутствие в социальных сетях, позволит держать контакт с постоянными и будущим клиентами. С помощью таких контактов очень удобно, а главное абсолютно бесплатно, можно оповещать о планировании различных мероприятий в ресторане, можно вести опросы потребителей на самые различные темы.

3. Интерактивные карты.

Для продвижения заведения общественного питания эффективным может также быть использование интерактивных карт, предлагаемых компаниями Google (Google Map) и Яндекс (Яндекс Карты). Так как ресторан или кафе это в первую очередь место, то такие сервисы смогут направить не один десяток посетителей.

4. Кросс-маркетинг.

Широкое применение у нас в стране не получил. Хотя это очень эффективный способ, попадающий под классические принципы партизанского маркетинга — использование сотрудничества вместо конкуренции. Кросс-маркетинг подразумевает под собой проведение совместных маркетинговых мероприятий с несколькими фирмами или компаниями. Например, дорогой ресторан предлагает автосалону, торгующему иномарками, провести акцию: каждый покупатель автомобиля получает купон на бесплатное посещение ресторана на двоих. Приятно будет счастливому владельцу иномарки отпраздновать сие событие в ресторане. Автосалону — выгода — клиент получает бесплатный подарок, ресторан получает будущего потенциального посетителя, четко попадающего в целевую аудиторию ресторана. В кросс-маркетинге очень важно правильно выбрать партнера по акции, который имеет схожую целевую аудиторию, как и инициатор такой акции — в нашем примере покупатель иномарки попадает в целевую аудиторию дорого ресторана.

Таким образом, главная функция маркетинговых исследований в ресторанном коммерциале -содействовать оценке ситуации, выработке хорошей стратегии развития, снижению риска принятия ошибочных решений. Надобность проведения маркетинговых исследований появляется при открытии нового ресторана, при неэффективном функционировании действующего заведения либо при тиражировании успешной концепции.

Список использованной литературы:

1. О защите прав потребителей: федеральный закон Российской Федерации № 2300-1-ФЗ от 07.02.1992 г. (в ред. федерального закона от 13.07.2015 № 233-Ф3, с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2014) [принят Гос. Думой 7 февраля 1992 г.; одобрен Советом Федерации 11 марта 1992 г.]

2. Березин И.С. Маркетинговые исследования рынков. - М.: РДЛ, 2013. - 416 с.

3. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент). - М.: Финансы и статистика. - 2013, 528 с.

4. Волкова И.В., Миропольский Я.И., Мумрикова Г.М. Ресторанный бизнес в России: с чего начать и как преуспеть. - М: Флинта, 2013, - 184 с.

5. Маркетинг ресторана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://restoran-biznes.blogspot.ru/2012/08/blog-post.html - 14.06.2016

6. Маркетинговые исследования как основа обеспечения конкурентоспособности предприятий ресторанного бизнеса. - Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6395 -14.06.2016

7. Яроменко, Н.Н. Экономико-статистический анализ эффективности использования основных средств предприятия / Яроменко Н.Н., Власова М.Ю. В сборнике: Исследование различных направлений современной науки VIII Международная научно-практическая конференция. 2016. С. 1403-1410.

8. Яроменко, Н.Н. К вопросу об экономической интеграции между странами ЕС и ЕАЭС / Н.Н. Яроменко, Гаспарян Б.А. // В сборнике: достижения и перспективы экономических наук Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр "Аэтерна". 2014. С. 131-135.

© Дьяков С.А., Шаталова Е.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.