Научная статья на тему 'Маркетинг в постиндустриальном обществе'

Маркетинг в постиндустриальном обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
761
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / МАРКЕТИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семеркова Л. Н., Зиборов В. А., Белякова В. А.

Маркетинг, как прикладная наука, должна прогнозировать, исследовать, анализировать те изменения, которые происходят в обществе, экономике, чтобы разрабатывать на этой основе новые механизмы, методы, способы эффективного функционирования предприятий с учетом выстраивания взаимовыгодных отношений с потребителем. Постиндустриальный период развития человечества вносит существенные коррективы в устоявшуюся методологию и практику маркетинга, заставляя нас по новому взглянуть на привычные вещи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг в постиндустриальном обществе»

МАРКЕТИНГ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ. MARKETING IN THE POSTINDUSTRIAL SOCIETY.

Семеркова Л.Н., д.э.н., профессор, зав. каф. «Маркетинга, коммерции и сферы обслуживания», Пензенского государственного университета

Зиборов. В.А. к.т.н, научный руководитель «Межрегионального центра социально-экономического развития регионов России» Белякова В.А., к.эк.н., научный сотрудник penzamarkeing@mail.ru vera.belyakova@mail.ru dozip@rambler.ru

Semerkova L.N., professor,

The managerchair«Marketing, commerce and service sphere»,

The Penza state university Ziborov V.V. associated professor, director «The inter-regional center Social and Еconomic Developments of regions of Russia» BelyakovaV.A. associatedprofessor, theresearchassistan t

Маркетинг, как прикладная наука, должна прогнозировать, исследовать, анализировать те изменения, которые происходят в обществе, экономике, чтобы разрабатывать на этой основе новые механизмы, методы, способы эффективного функционирования предприятий с учетом выстраивания взаимовыгодных отношений с потребителем. Постиндустриальный период развития человечества вносит существенные коррективы в устоявшуюся методологию и практику маркетинга, заставляя нас по новому взглянуть на привычные вещи.

Ключевые слова: доиндустриальный период, индустриальный период, постиндустриальный период, маркетинг, эффективность маркетинговой деятельности.

Marketing as the applied science, should predict, investigate, analyze those changes, which occur in a society to develop on this basis new mechanisms, methods, ways of effective functioning of the enterprises taking into account forming of mutually advantageous relations with the consumer. The postindustrial period of development of mankind introduces essential corrective amendments in the settled methodology and marketing practice, forcing us on new to look at habitual things.

Keywords: the preindustrial period,the industrial period, the postindustrial period, marketing, efficiency of marketing activity.

В рамках проведения Центром комплексных исследований по поиску путей ускоренного развития территориальных объектов в постиндустриальный период, выявлялись нестандартные интересные вопросы, один из которых хотелось бы рассмотреть в данной статье более подробно.

1. Эффективность маркетинговой деятельности в современных условиях.

Постановка проблемы.

Теория маркетинга сформировалась на стыке нескольких крупныхблоков научных дисциплин:

• гуманитарных наук, изучающих поведенческие особенности покупателей (философия, психология, социология);

• экономических наук, изучающих экономическую базу взаимоотношений (статистика, макро- и микроэкономика, ценообразование, логистики);

• менеджмента, который находит баланс интересов с целью установления взаимовыгодного сотрудничества.

Прикладной характер маркетинга как науки, методологически зависящий от происходящих изменений в обществе, обуславливает постоянный поиск новых механизмов, способов, методов выстраивания взаимовыгодных обменов продавца и покупателя.

Рассматривая историческую ретроспективу развития маркетинговой теории и практики, мы можем наблюдать возрастание его роли в управлении различными объектами (товаром, товарной категорией, компанией, регионом, страной). От

узкоспециализированных функций, связанных с рекламой, сбытом, происходит переход к функции глобального стратегического маркетингового управления.

Но справляется ли маркетинг с имеющейся методологической базой с теми требованиями, которые ему предъявляются на данном этапе развития общества, экономики?

Согласно оценкам американского Министерства торговли, компании сектора управленческого консалтинга США в 2007 году имели совокупную выручку в 125 миллиардов долларов и количество сотрудников более 600 тысяч человек [1]. По данным консалтингового же агентства «BlackfriarsCommunications», маркетинговые расходы американской экономики в настоящее время превышают триллион долларов [2].

Если верить статистике,собираемой американской корпорацией, являющейся ведущим мировым поставщиком деловой информации,«DunandBradstreet»о закрывающихся из-за низкой рентабельности и обанкротившихся компаниях, во второй половине ХХ века наблюдалось несколько циклов, в ходе которых «уровень смертности» компаний в США то повышался, то снижался (рис. 1). Но эти циклы явно не содержат тенденции к снижению риска неудачи в бизнесе [4]. Иными словами, после шестидесяти лет изысканий в менеджменте и маркетинге риск разориться остался для предпринимателя примерно на том же уровне, если не увеличился [3, стр.2-4]

11да 1950 Л955 19К} 1065 15т0 УЛЪ 1900 1955 155Я 1Ю5

Рис. 1. Динамика неудач бизнеса в США в 1940-1998 гг. (по данным [2]).

Что особо интересно, за период 1920-2005 гг. крупные американские компании в среднем разорялись чаще, чем мелкие [3, стр. 2-4.], а ведь основные расходы в области маркетинга сосредоточены именно в данных компаниях.

Как показывают исследования MarketinglntelligenceLtd., из 25181 новых потребительских товаров, выведенных на рынок США в 90-е годы, 90% прекратили свое существование в течение первых трех лет своего присутствия на торговых полках. В то же время, изо всей массы новых продуктов, выведенных на рынок в 1998 году, только 5,9% можно было признать действительно содержащими что-то новое[24].

Ценность всей маркетинговой деятельности ставится под сомнение. Отражением скепсиса акционеров и высших руководителей предприятий в отношении реального вклада маркетинга в успех предприятия является неуклонное сокращение представительства маркетологов в высших управляющих органах компаний. В частности, в Великобритании процент советов директоров крупнейших компаний, в которых представлены специалисты хоть с каким - либо маркетинговым опытом, сократился с 57% в 1999 до 20% в 2003[25].

Во введении к своей книге «Конец маркетинга, каким мы его знаем» СерджиоЗайман, который работалмаркетологом в такихкомпанях как Coca-Cola, PepsiCo, ProcterandGamble и Microsoft, а позже основал собственную консалтинговую компанию ZymanGroupвысказал следующее: «Сегодня в большинстве компаний маркетинг неэффективен и потому рассматривается как деятельность совершенно необязательная» [26].

Последствия такого отношения к маркетингу как практической деятельности предприятия, как отмечает О. Чернозубв статье «Конец маркетинга, каким мы его все еще знаем» [27], сводятся к следующему:

• сокращение маркетинговых бюджетов;

• падение престижа и снижение влияния специалистов маркетинга и рекламы на

принятие решений;

• сокращение прибыльности и инвестиционной привлекательности рекламной отрасли и смежных отраслей (маркетинговый консалтинг и маркетинговые исследования).

Одной из причин кризиса научного управления бизнесом часто связывается с его недоразвитостью. Кевин Клэнси и Питер Кригговорят по этому поводу следующее: «Качество того, что называют маркетинговой наукой, напоминает медицину 18-го века - когда доктора использовали пиявок и кровопускание, чтобы лечить все болезни от гриппа до рака. Пристальный взгляд на процесс принятия современными компаниями важнейших многомиллионных маркетинговых решений показывает, что это скорее шарлатанство, чем наука» [5, стр. 42.]. Анализ практического опыта организации маркетинговой деятельности на отечественных компаниях, полученного в ходе консалтинговой деятельности, позволяет согласиться полностью с такой оценкой. Тот методологический аппарат в маркетинге, который применяется сегодня, не дает ожидаемого эффекта. По-нашему мнению, нужна новая методологическая основа, которая бы учитывала развитие общества, а самое главное, могла прогнозировать его развитие. Деятельность в области маркетинга должна стать сегодня проактивной, т.е. предвидеть изменения в настрое потребителей и предлагать товары и услуги с опережением. Для выстраивания такой основы необходимо, в первую очередь, изучить те изменения общественной жизни, которые происходят сегодня, и определить тенденции, которые повлияют на будущее развитие.

2. Постиндустриальное общество как новый этап развития человечества.

Сегодня постиндустриальная доктрина весьма уверенно стала одним из наиболее эффективных теоретических инструментов исследования тенденций развития общества. Идея постиндустриального общества весьма популярна, а соответствующий термин широко применяется в философских, социологических, политологических и экономических трудах ученых [7,8,11,12,13,14,15 и др.].

Многими авторами происходящие изменения оцениваются как очередной цивилизационный сдвиг в человеческой истории, сопоставимый по своему значению с осевым временем, который в итоге приведёт к формированию принципиально иного типа общественной организации[6,стр. 13].

В конце 40-х годов в работах американского экономиста К. Кларка «Экономика в 1960 году» и французского обществоведа Ж. Фурастье «Великая надежда XX века» были сформулированы важнейшие методологические принципы теории постиндустриального общества — подразделение всего общественного производства на первичный (сельское хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (сфера услуг) секторы и положение о грядущем росте доли третичного сектора по сравнению с первичным и вторичным как в совокупной рабочей силе развитых стран, так и в структуре валового национального продукта[7].

На сегодняшний день сложился общепризнанный перечень авторов, которых относят к классикам теории современного общества. Концепция постиндустриализма представлена, в первую очередь, в работах Д. Белла, А. Турена и Э. Тоффлера.

Д.Белл обосновывает существование доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества [8]. Рассматривая процесс становления постиндустриального состояния, он отмечает, что оно приходит «взамен индустриальной системы так же, как она пришла на смену аграрной, но это не должно означать прекращения производства материальных благ. Постиндустриальные тенденции, — продолжает он, — не замещают предшествующие общественные формы как "стадии" социальной эволюции. Они часто сосуществуют, углубляя комплексность общества и природу социальной структуры» [9,стр. 167].

«Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений... во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания... Постиндустриальное общество... предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов» [10,Р. 102].

Э.Тоффлерговорит о «первой», «второй» и «третьей» волнах цивилизации:«Первая волна перемен, вызванная 10 тыс. лет назад внедрением сельского хозяйства, или как потрясающая Вторая волна перемен, связанная с

промышленной революцией. Мы - дети последующей трансформации - Третьей волны [11,стр. 32].Но прежде всего, как мы увидим в дальнейшем, цивилизация Третьей волны начинает стирать исторически сложившийся разрыв между производителем и потребителем, порождая особую экономику завтрашнего дня, сочетающую в себе оба действующих фактора, - "prosumer" economics (слово "prosumer" образовано из "producer" - производитель - и "consumer" - потребитель. - Прим. перев.). По этой, а также многим другим причинам, она могла бы (при некоторой разумной помощи с нашей стороны) превратиться в первую - за весь известный нам период истории -истинно человеческую цивилизацию [11,стр. 35].

С.КрукиС.Лэшвводят терминыпремодернистского,

модернистскогоипостмодернистскогосостояния[12].

Согласно выводам, сделанным В.Л. Иноземцевым в сборнике трудов«Новая постиндустриальная волна на Западе» [7], сторонники постиндустриальной концепции:

• не считают возможным говорить о четких хронологических границах общественных формаций и индустриального общества;

• не отрицают того, что каждая новая общественная формация, равно как и каждая новая фаза истории не замещает предшествующей;

• отмечали, что переходы между общественными формациями и границы индустриального общества ознаменованы революционными изменениями;

• делали акцент на технологическом процессе и кодификации теоретических знаний как центральных моментах формирующегося постиндустриального общества;

• отмечают, прежде всего, снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры;

• обосновывают то, что теория постиндустриального общества представляет собой весьма серьезную и глубокую социологическую доктрину, которая имеет продолжительную историю, весьма глубокие и разветвленные корни, разработанную методологическую и терминологическую основу и

способна служить действенным средством социального прогнозирования на пороге XXI века;

• считают, что основным ресурсом постиндустриального хозяйства является знание (как теоретическое, так и прикладное), а его использование, в отличие от потребления материальных благ, во-первых, не тождественно уничтожению блага и, во-вторых, может осуществляться одновременно неограниченным числом хозяйствующих субъектов.

Теории современного общества, предложенные футурологами Д. Беллом и Э. Тоффлером, заложили концептуально-методологические основы для развития последующих теорий, в частности, информационного общества и общества знания.

Теория информационного общества получила развитие в произведениях таких зарубежных исследователей как Ф. Махлуп, Т.Умесао, М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, М. Маклюэн, М. Кастельс,Р.Катци др.[13, 14, 28 и др.]

М.Кастельс в своем фундаментальном трехтомном исследовании обосновывает, в частности, ту точку зрения, что наиболее важной чертой современного общества является его «сетевой» характер, сменяющий прежнюю стратифицированную структуру [9].В своей работе «Информационная эпоха: экономика, общество, культура» катализатором экономических, политических и социальных изменений он считал информационные технологии, из-за чего за последние 20 лет изменился мир в целом [14, с. 21].

Концепция общества знания появилась чуть позже, чем теория постиндустриализма и информационного общества. Её авторами стали П. Дракер, Р. Райх, Н. Штер, Т. Сакайя и др.[15, 29, 30].

Основы экономики знаний заложили три выпускника Венского университета, которые, впрочем, в дальнейшем жили и работали в США - Йозеф Шумпетер, Фридрих Хайек и Фриц Махлуп.

Основателем экономики знаний как дисциплины считается Махлуп, автор книги "Производство и распространение знаний в США", написанной в 1962 г. и переведенной на русский язык в 1966 г.[14].Он предполагал, что новые знания в области технологий создают тенденцию к переключению спроса с труда физического на труд умственный [14, с. 38]. Ф. Махлуп одним из первых попытался дать

определение термину «знание», развести его с понятием «информация» и рассмотреть процесс распространения знаний через различные общественные институты.

Хорошо характеризует современное состояние общества рис.2, где показана модельсоциально-экономического развития человечества в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном периодах.

Стоимость информацион ных ресурсов в виде новых знаний в 5-10раз выше стоимости всех материальных ресурсов

Себестоимость потребительских свойств,

Объем коммерциализированных новых

ВВП потенциально возможного объема производства товаров и слуг „

Рис.2.Модель социально-экономического развития человечества с 1950 гг. по 2030 гг.

НОВАЯ ФАЗА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Доиндустриальные период, связанный в большей степени с ручным трудом, характеризовался невысокой долей интеллектуальной собственности (знания, опыт) в структуре ВВП. Преобладали трудовые и материальные ресурсы. Развитие идет по экстенсивному пути, т.е. за счет расширения посевных площадей и незначительного увеличения производительности труда.

В индустриальный период идет интенсивное развитие за счет резкого роста производительности труда, связанного со строительством больших предприятий и введением в оборот знаний (в виде опыта и профессионализма работников, научных методов организации труда). Например, Тейлор начал применять знание к организации труда, и уже через несколько лет производительность стала повышаться ежегодно на 3,5—4%, т. е. удваиваться примерно за восемнадцать лет. С тех пор как Тейлор стал внедрять свои принципы, производительность труда в развитых странах увеличилась раз в пятьдесят. Этот беспрецедентный рост и явился основой для повышения материального благосостояния и улучшения качества жизни населения передовых стран.

Примерно половина этой дополнительной производительности воплотилась в увеличении покупательной способности населения, т. е., другими словами, привела к повышению жизненного уровня [15].

В постиндустриальный период идет сверхинтенсивное развитие за счет активного внедрения в коммерческий оборот знаний в виде нематериальных активов (НМА), объектов интеллектуальной собственности (ОИС).

Идет сверхинтенсивное использование имеющихся производственных площадей за счет внедрения автоматизированных производств. Знания рассматриваются в двух ипостасях: как самостоятельный товар и как составляющая традиционных товаров и услуг. Введение в коммерческий оборот информациоемких технологий позволяет снижать себестоимость продукции и увеличивать объемы производства.

Информационная экономика (экономика знаний) является продолжением развития постиндустриальной теории. Главным отличием ее от предыдущих периодов является то, что структура ВВП на 80% формируется знаниевой составляющей. На данном этапе главной проблемой является максимизация ввода в

коммерческий оборот знаний и информации, т.к. к увеличивающемуся их объему не готовы ни производитель, ни потребитель.

Обобщая представленные теоретические выкладки, можно отметить, чтоглавными отличиями постиндустриального этапа развития обществаявляются:

• выдвижение на первое место нематериальных составляющих, таких как информации, знания, превращенные в патенты, лицензии, ноу-хау и т.д.

• характеристика структуры ВВП, где должна преобладать сфера услуг, при максимально развитом материальном производстве.

• человек и его интеллектуальный капитал, который обладает способностью генерировать и воплощать новые знания в реальность

• в то же время теоретиками постиндустриализма упор сделан больше на качественные составляющие, которые описываются через социальные изменения в обществе. Попыток количественной оценки различия доиндустриального индустриального и постиндустриального развития человечества не делается. Единственная количественная оценка - это сравнительный анализ структуры ВВП различных стран мира.

3. Маркетинговая деятельность в постиндустриальный период развития человечества.

С учетом специфики постиндустриального периода развития человечества, основанного на информационной и знаниевойреволюциях, маркетинговый инструментарий также претерпевает изменения. Эволюцию сущности маркетинга и его концепций можно проследить по материалам, представленным в таблице 1.

Здесь наглядно отражено как маркетинговая деятельность из интуитивного состояния перерождается в науку и становится философией бизнеса.

Доиндустриальный период характеризуется интуитивными формами маркетинга, когда производитель товаров и услуг налаживал личные связи с покупателями. Натуральное и полунатуральное ведение хозяйства, ремесленничество позволяли все знать о нуждах и потребностях своих клиентов. Эти связи могли строиться на долгосрочной основе, связывая не одно поколение.

Поэтому, особых научных методов для изучения потребностей покупателей не требовалось.

Характеристика маркетинговой деятельности в соответствии с

периодами развития человечества.

Табл. 1

Название периода развития Характеристика периода Особенности маркетинговой деятельности

Доиндуст-риальный период (аграрный) Первая волна • трудоёмкие технологии, • использование мускульной силы человека, • навыки, не требующие длительного обучения, • эксплуатация природных ресурсов (в частности, сельскохозяйственных земель)[16]. Определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия[17]. “Донаучный”, интуитивный, этап формирования маркетингового инструментариязавершился к началу ХХ века, когда маркетинг уже обрел “статус” прикладной теории и самостоятельной учебной дисциплины [18]. Данный этап характеризовался индивидуальным подходом к удовлетворению нужд потребителя. Объемы выпуска товаров были не большими, часто доставлялись и производились под заказ. Продавец в большинстве случаев знал потребителей лично. Основной метод реализации товаров и услуг - прямые продажи.

Индустриальный Вторая волна • машинное производство, • капиталоёмкие технологии, • использованиевнемус кульных источников энергии, • длительное обучение квалификации [16]. Определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма[17]. Первичные связи между продавцом и покупателем рвутся. Покупатель становится обезличенным. Наступает эра массового производства продукции и эра массового маркетинга, главной задачей которого является максимизация сбыта. Продавец испытывает потребность в применении методов по продаже продукции, стимулируя тем самым формирование маркетинга как науки. Основные концепции данного периода: • Концепция совершенствования производства. • Концепция совершенствования товара. • Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая). • Концепция классического маркетинга[19, с. 32-34].

Постиндустриальный Третья волна Информационное общество • наукоёмкие технологии, • информация и знания, как основной производственный ресурс, • творческий Период характеризуется расширением и углублением функций маркетинга. Начинают говорить не об «управлении маркетингом», а «маркетинговой управлении» объектами. Маркетинг из одной из функций менеджмента становится

аспектдеятельности человека, непрерывное самосовершенствование и повышение квалификации в течение всей жизни[16]. Определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и

накопления[17].

определяющим

философией бизнеса, направления его развития.

Основные сложившиеся концепции:

• Концепция социально-этического маркетинга.

• Концепция маркетингового

управления[20, стр. 46].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Концепция стратегического

маркетинга[21, стр. 10].

• Маркетинга взаимодействия стр.51].

Направления развития маркетинга:

• Информационный маркетинг

• Г ендерный маркетинг

• Маркетинг пожилых потребителей

• Индивидуальный маркетинг

• Маркетинг детских товаров

• Биоинформационный маркетинг

[22,

Индустриальный период связан с отработкой механизмов по управлению отдельными объектами (производственными процессами, товарной политикой, сбытовой политикой, коммуникативной политикой), изучением покупателя, его поведенческих особенностей, с помощью социологических, психологических методов. Формируются основные механизмы, подходы, концепции маркетинга. Применение конвейерных технологий, обеспечивающих производство массовых товаров, приводит к разрыву традиционных связей между покупателем и продавцом и формирует искусственные механизмы, возмещающие эту потерю.

В постиндустриальный период формируется комплексный системный подход к маркетинговой деятельности. Происходит более глубокое понимание того, что одних только психолого-социологических методов для изучения потребителя недостаточно, т.к. такой инструментарий приемлем только с целью краткосрочного планирования.Обычные инструменты маркетинга перестают работать, когда мы говорим о планировании на долгосрочную и сверхдолгосрочную перспективы.

Бессмысленно проводить социологические или маркетинговые исследования, опрашивая людей с целью понять какие товары и услуги им будут нужны через 1020 и более лет. А, к сожалению, события развиваются, так, что для обретения конкурентных преимуществ в будущем, работать над их созданием необходимо начинать уже сегодня, т.к. идет удорожание и усложнение научноисследовательских работ. И уже от маркетологов требуется задать четкие

направления развития бизнеса на период до 100 лет вперед. Среди глав компаний в Японии был проведен опрос: что они ждут от маркетинга, что понимают под этим словом, что бы хотели от маркетинга получить. Мечту о будущем - таков был самый популярный ответ. Главная задача маркетолога - создать устройство роста, смотреть вперед, следить за изменениями рынка [16].Главной функцией стратегического маркетинга в этой связи становится прогнозирование развития рынков, научно-технического прогресса, отраслей, продуктов. Для долгосрочного, стратегического маркетингового планированиянужны совершенно другие методы исследований, которые бы давали четкое понимание развития общества, потребителя, рынков, научно-технического прогресса с погрешностью ошибки 35%. Ответственность маркетинга возрастает. Ошибка при выборе направления развития влечет к колоссальным последствиям, вплоть до разорения компаний.

Еще одна наблюдаемая сегодня тенденция - новые возможности сегментации потребителей. Этому способствует информационная революция, которая позволила создавать базы данных потребителей. Рождение индивидуального маркетинга, применение которого возможно сегодня даже на рынке массовых товаров, в связисо строительством заводов автоматов, приводит к максимально возможному удовлетворению выявленных потребностей потребителей. Отдельно формируются гендерный маркетинг (учитывающий особенности потребления и покупок мужчин и женщин), маркетинг детских товаров и товаров для пожилых людей.

Дальнейшее применение информационных технологий в обычной жизни привет к формированию биоинформационного маркетинга, который даст толчок к развитию целого ряда электронных устройств, способных считывать психофизиологические характеристики человека и давать рекомендации дня: на посещение врача, покупки определенных продуктов питания, форм отдыха и т.д. То есть индивидуализировать предложения товаров и услуг для каждого потребителя.

Маркетинг, определяя направления развития бизнеса, несет в себе еще и социальную ответственность, т.к. формирует привычки потребителей. Безудержная пропаганда потребления, которая в последние десятилетия особенно активно велась в развитых странах, приводит к переизбытку обладания вещами,

обуславливающее истощение природных и экологических ресурсов. Моральнонравственные аспекты в формировании норм потребления становятся сегодня перед человечеством особенно актуальными. Необходимо разработать стандарты, принятые, как минимум, на региональном, как максимум, на международномуровнях, регламентирующие введение количественных и качественных норм для товаров и услуг, с целью обеспечения высокого уровня жизни каждому человеку в гармонии с природой. Данные стандарты должны базироваться на психолого-физиологических особенностях человека и стать ориентирами для разработки инновационных товаров и услуг.

Доступность любой информации через глобальную сеть Интернет позволяет быть потребителю в курсе всех событий. Он может получить максимально полную информацию о любом производителе, товарах, которыетот выпускает или планирует к выпуску, сравнить качественные, количественные, ценовые характеристики и выбрать наиболее оптимальный вариант для себя. Конечно, такие манипуляции совершались со времен начала торговли, но они не носили столь глобальный характер. Сегодня рынок одновременно расширился до общемирового и сузился до компьютера, за которым сидит потенциальный потребитель.

Новое, формируемое общество, выстроенное на глобальном использовании информационных систем, является угрозой для отсталых стран, отсталых производств. Уже сложно заставить потребителя купить отечественный товар, если он априорно не несет в себе новейшие достижения науки и техники.

Особенно сложно будет в этой ситуации развивающимся странам, к которым и относится сегодня Россия. Неконкурентоспособная продукция могла еще поддерживаться искусственными мерами со стороны государства. Но многие товары, во-первых, теряют свою материальную форму, во-вторых, появляется возможность штучного заказа практически в любой стране мира. Штучный заказ изготавливается сегодня и предприятиями, ориентированными на массовое производство. Высокое качество и низкая цена достигаются при использовании полностью автоматизированных производств, новейших технологий. Размещение заказов через интернет-магазины при индивидуальных заказах позволяет по определенным товарным категориям обходить таможенные барьеры, созданные

искусственно государством для поддержания отечественных производств. Тенденция глобального диктата потребителя будет только усиливаться.

Можно говорить о том, что система государственной власти и бизнес будет испытывать на себе все большее влияние со стороны потребителя.

Таким образом, маркетинг в постиндустриальный период развития человечества требует новых методологических подходов, которые позволят максимально точно прогнозировать на долгосрочную перспективу развитие потребностей общества, человека и выработать стандарты, с целью определения стратегических ориентиров развития бизнеса, государства, обеспечивающие гармонию взаимодействия природы и человека.

Список литературы:

1. Management Consulting Sector, 2007. U.S. Market Overview. - URL:

http://www.trade.gov/investamerica/management.asp. Датаобращения: 06.07.2011

2. U.S. Marketing Spending To Exceed $1 Trillion in 2005. - URL: http://blackfriarsinc.com/sizing-release.html. Датаобращения: 06.07.2011

3. Danner, W. A Persistent Myth. Are Small Private Companies Really Riskier Than Large Public Firms?// Business Credit. June, 2008. Pp. 2-4.

4. Бабич Н. С., Эффективность инвестиций в «научный» подход к бизнесу. -URL:

http://www.kapital-rus.ru/articles/article/62/. Дата обращения: 06.07.2011

5. Clancy, K. J. & Krieg, P. C. Marketing science hasn’t failed// Brandweek. 2002. №19. P. 42.

6. Бурякова О. С.Информационная и знаниевая революции: сравнительный анализ концепций. Автореферат дис-ции на соискание уч.ст. кан-та фил-х наук. Ростов-на-Дону 2011. стр.27.

7. В.Иноземцев Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире. Новая

постиндустриальная волна на Западе. Антология/Под редакцией В. Л. Иноземцева. М.: Academia,

1999. URL: edu.tltsu.ru>sites/sites_content.. .html.. .Novaya.doc. Датаобращения: 06.07.2011

8. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y, 1973; Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1976.

9. Bell D. The Third Technological Revolution and Its Possible Socio-Economic Consequences// Dissent. Vol. XXXVI. No 2. Spring 1989. P. 167.

10. Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. No 7. P. 102.

11. O. ТоффлерТретьяцивилизационнаяволна. - URL: http://fkng.mylivepage.ru/file/1641/4118. Датаобращения: 08.08.2011

12. Crook S., Pakulski J., Waters M. Postmodemisation: Change in Advanced Society. L., 1992; Lash S. Sociology of Postmodernism. L.-N.Y., 1990; Lash S., Friedman J. (Eds.) ModernityandIdentity. Oxford, 1992.

13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура — М.: ГУ ВШЭ,

2000. — 608 с.

14. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. - М.: Прогресс, 1966. - 462 с.

15. Питер Дракер. Посткапиталистическое общество. Новая постиндустриальная волна на

Западе. Антология/Под редакцией В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. -URL:

edu.tltsu.ru>sites/sites_content.. .html.. .Novaya.doc. Датаобращения: 06.07.2011

16. Постиндустриальное общество.Википедия.Дата обращения: 0B.05.2011

17. В.Иноземцев. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Введение. М.: Логос, 2000.

1B. Мельниченко Л.Н. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденцииМаркетинг в России и за рубежом. - №5 1999. - URL:

http://www.cfin.ru/press/marketing/1999-5/. Дата обращения: 06.07.2011

19. Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. Основы маркетинга. Второе Европейское издание. Киев, Москва, Санкт-Петербург, Вильямс, 199B. - 932 с.

20. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Серия "Теория и практика менеджмента". Санкт-Петербург: Питер Ком, 199B. - B96 с.

21. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Санкт-Петербург, Наука, 1996. - XV+5B9 с.

22. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г.Л. Багиев, В.М Тарасевич, X. Анн, Под общ. Ред. Багиева Г.Л. - М.: ОАО «Из-во»Экономика», 1999. -703 с.

23. Маркетинг - это устройство для роста. Журнал «Эксперт». №42 (395).- URL: http://expert.ru/. 10 ноя 2003.Датаобращения: 05.05.2011

24. Kevin J. Clancy, Peter C. Kreig, Counter-Intuitive Marketing. The Free Press, 2000, P.25.

25. Callender S., The Industry’s Profile. Marketing, 1999, 7, 14 January, и CIM Research. - URL: Hard-Edged Marketing, Shape the Agenda, Chartered Institute of Marketing, September 2003. Дата обращения: 06.0B.2011.

26. С. Займан. Конец маркетинга, каким мы его знаем. Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2010 г. - 304 с.

27. О. Чернозуб. Конец маркетинга, каким мы его все еще знаем. -URL:http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/340205/#_edn12, 22.03.04. Дата обращения: 0B.06.2011.

2B. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 197B;

Masuda Y. The information Society as Post-Industial Society. Wash., 19B1; Stonier T. The Wealf of Information. L., 19B3; Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 19BB.

29. Роберт Райх. Труд наций. Готовясь к капитализму XXI века. НОВАЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ВОЛНА НА ЗАПАДЕ Антология Москва «Academia» 1999. URL: http://iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/page_1506.html. Дата обращения: 0B.06.2011.

30. ТайичиСакайя. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего. НОВАЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ВОЛНА НА ЗАПАДЕ Антология Москва «Academia» 1999. URL: http://iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/page_1337.html. Дата обращения: 0B.06.2011.

Thelistofreferences:

1. Management Consulting Sector, 2007. U.S. Market Overview. - URL: http://www.trade.gov/investamerica/management.asp. Дата обращения: 06.07.2011

2. U.S. Marketing Spending To Exceed $1 Trillion in 2005. - URL: http://blackfriarsinc.com/sizing-release.html. Датаобращения: 06.07.2011

3. Danner, W. A Persistent Myth. Are Small Private Companies Really Riskier Than Large Public Firms?// Business Credit. June, 200B. Pp. 2-4.

4. Babich N.S. Efficiency of investments into "the scientific" approach to business. - URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/62/. Referencedate: 06.07.2011

5. Clancy, K. J. & Krieg, P. C. Marketing science hasn’t failed// Brandweek. 2002. №19. P. 42.

6. BuryakovaО. S. Information revolution and revolution of knowledge: the comparative analysis of concepts. Rostov. 2011. р.27.

7. V. Inozemzev. Prospects of the postindustrial theory in the changing world. A new postindustrial wave in the West, 1999. URL: edu.tltsu.ru>sites/sites_content...html...Novaya.doc. Referencedate:

06.07.2011

8. BellD. TheComingof Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y, 1973; Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1976.

9. Bell D. The Third Technological Revolution and Its Possible Socio-Economic Consequences// Dissent. Vol. XXXVI. No 2. Spring 1989. P. 167.

10. Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. No 7. P. 102.

11. Alvin Toffler The third цивилизационная a wave. - URL: http://fkng.mylivepage.ru/file/1641/4118. Reference date: 08.08.2011

12. Crook S., Pakulski J., Waters M. Postmodemisation: Change in Advanced Society. L., 1992; Lash S. Sociology of Postmodernism. L.-N.Y., 1990; Lash S., Friedman J. (Eds.) ModernityandIdentity. Oxford, 1992.

13. ^stels M. the Information epoch: economy, a society and culture — Мoscow, 2000. — 608 p.

14. Mahlup F. Proizvodstvo and spread of knowledge in the USA. - М: Progress, 1966. - 462 p.

15. Peter Draker. A postcapitalist society. A new postindustrial wave in the West. Moscow:

Academia, 1999. - URL: edu.tltsu.ru>sites/sites_content...html...Novaya.doc. Reference date:

06.07.2011

16. Постиндустриальное общество. Википедия.Referencedate: 08.05.2011

17. V.Inozemtsev. A modern postindustrial society: the nature, contradictions, prospects. Introduction. Moscow 2000.

18. Мelchenko L.N. Evolution of marketing management: the basic stages and modern lines Marketing in Russia and abroad. - №5 1999. - URL: http://www.cfin.ru/press/marketing/1999-5/. Reference date: 06.07.2011

19. F.Kotler, G.Armstrong, V.Wong. Marketing bases. Kiev, Moscow, St.-Petersburg, Williams,

1998. - 932 с.

20. KotlerF.Marketing management. A series "the Theory and management practice". St.-Petersburg, 1998. - 896 с.

21. Lamben Jean-Jacque. Strategic marketing. The European prospect. St.-Petersburg, the Science, 1996. - 589 с.

22. Bagiev G.L. Ann X. Marketing: the Textbook for high schools.1999. -703 с.

23. Marketing is a device for growth. Magazine "Expert» № 42(395). - URL: http://expert.ru/. 10 ноя 2003. Reference date: 05.05.2011

24. Kevin J. Clancy, Peter C. Kreig, Counter-Intuitive Marketing. TheFreePress, 2000, P.25.

25. Callender S., The Industry’s Profile. Marketing, 1999, 7, 14 January, и CIM Research. - URL: Hard-

Edged Marketing, Shape the Agenda, Chartered Institute of Marketing, September 2003. Referencedate:

06.08.2011.

26. Zyman Sergio, The End of Marketing as we know it. HarperBusiness, 2000.

27. О. Chernozub. The end of marketing what we still know it. - URL:http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/340205/#_edn12, 22.03.04. Reference date: 08.06.2011.

28. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 1978; Masuda Y. The information Society as Post-Industial Society. Wash., 1981; Stonier T. The Wealf of Information. L., 1983; Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Robert Rajh. Work of the nations. Preparing for XXI-st century capitalism. The NEW POSTINDUSTRIAL WAVE IN THE WEST the Anthology Moscow «Academia» 1999. URL: http://iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/page_1 506.html. Reference date: 6/8/2011.

30. TajichiSakajja. The cost created by knowledge, or future History. The NEW POSTINDUSTRIAL

WAVE IN THE WEST the Anthology Moscow «Academia» 1999. URL: http://iir-

mp.narod.ru/books/inozemcev/page_1337.html. Reference date: 6/8/2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.