Научная статья на тему 'Маркетинг территорий как инструмент стратегического планирования развития муниципального образования'

Маркетинг территорий как инструмент стратегического планирования развития муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1694
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ / PLACE MARKETING / MUNICIPALITIES / INFRASTRUCTURE / CONCEPT OF DEVELOPMENT OF TERRITORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климов Дмитрий Валерьевич, Павлова М. Ю.

В статье анализируется зарубежная практика использования маркетинга территорий как элемента построения социально-экономической системы развития муниципального образования. Исследуются основные теоретические аспекты формирования бренда территории. Автор делает заключение о том, что территориальный маркетинг позволяет комплексно исследовать территории, выявить основные потребности их жителей и органов управления, оценить возможности и перспективы развития муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING AREAS AS A TOOL FOR STRATEGIC PLANNING OF THE MUNICIPALITY

The article examines the practice of using foreign territories as a marketing element of the construction of socio-economic development of the municipality. We study the basic theoretical aspects of formation of brand territory. The author concludes that the territorial marketing allows complex explore the area, to identify the basic needs of their citizens and governments, to assess the possibilities and prospects of development of the municipality.

Текст научной работы на тему «Маркетинг территорий как инструмент стратегического планирования развития муниципального образования»

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Маркетинг территорий как инструмент стратегического планирования развития муниципального образования

Д.В. Климов

директор Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук, кандидат экономических наук (г. Москва)

М.Ю. Павлова

ведущий специалист учебного центра Центрального научно-исследовательского проектного института по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук (г. Москва)

Дмитрий Валерьевич Климов, dmcompass@mail.ru

Маркетинг территорий лишь совсем недавно стал приобретать популярность в России. В трудах известных ученых определение маркетинга территорий впервые прозвучало у Котлера [1], который определил маркетинг территории как деятельность, предпринимаемую с целью создания, поддержания или изменения отношений и (или) поведения, касающихся конкретных мест. Действия маркетинга территории могут определяться четырьмя аспектами видения территории:

• маркетинг жилья;

• маркетинг зон хозяйственной застройки;

• маркетинг мест отдыха;

• маркетинг инвестиций в земельную собственность.

Однако Котлер дал лишь научное определение этому виду маркетинга, сам же факт существования такого явления был зафиксирован в США в 1850 годах. Продажа территории стала отличительной особенностью привлечения поселенцев в новые пограничные области «Дикого Запада». В 1900-х британские и французские морские курорты интенсивно стали рекламироваться, чтобы привлечь туристов. Маркетингу территории предшествовала продажа земли, что в те времена являлось доминирующей формой продвижения тер-

ритории. Название территории, упоминающееся при продаже, было одним из эффективных средств продвижения территории как товара, основанных на различных формах рекламы. С недавнего времени маркетинг места стал частью стратегии экономического развития территории [2].

Анализ теоретических исследований ведущих отечественных и зарубежных авторов позволил определить, что маркетинг территорий является эффективным инструментом для продвижения положительной информации о территории с целью создания благоприятного отношения к ней со стороны потенциальных потребителей ее ресурсов. Особенностями использования этого инструмента является своеобразие объекта маркетинга - территории муниципального образования, в котором комплексно сочетаются ресурсы территории и услуг организаций, расположенных на ней, а также отсутствие четкого субъекта, реализующего маркетинговую концепцию.

Специалисты в области маркетинга выработали подход к маркетингу территории, основывающийся на применении принципов коммерческого маркетинга.

В статье Михализа Караватиза «Города и их бренды: уроки из корпоративного управления» приводится интересное сравнение маркетинга города и маркетин-

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 5 (152) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

га корпорации [3]. Эти два вида маркетинга представляют собой слияние нескольких дисциплин, обращены к большим группам заинтересованных лиц, у обоих высокий уровень неосязаемости, им присуща сложность, связанная с принятием социальной ответственности, оба нуждаются в долгосрочном развитии. Таким образом, опыт корпоративного управления может оказаться очень полезным для осуществления управления территориями в городах.

Также автор работы [3] выделяет три критерия, согласно которым у человека формируется впечатление о территории.

К первому критерию относятся ландшафт, инфраструктура, досуговая зона. То есть человек сначала оценивает архитектуру, пейзажи населенного пункта, затем его внимание перемещается на благоустроенность местности - насколько развиты системы транспорта, связи, торговых услуг. Далее он оценивает работу администрации - насколько велико влияние управления муниципальных органов власти, каковы усилия местной власти по поддержанию и развитию территории. Следующий фактор касается предоставления досуговых услуг -насколько удобно место для туристов, какие льготы и поощрения существуют для посетителей, какие мероприятия и развлечения можно посетить. Этот критерий включает и степень оценки усилия местных властей по привлечению инвестирования, например бесплатный общественный транспорт или субсидии.

Ко второму критерию относится взаимоотношение власти и средств массовой информации (далее - СМИ) - насколько отражена территориальная тематика в газетах, на радио, телевидениии, интернет-порталах и пользуются ли вообще власти инструментами связи с общественностью.

К третьему критерию относится мнение людей о территории - насколько она конкурентоспособна по сравнению с другими, какие впечатления складываются у людей о местности.

^2^^) Подписка в любое время по минимальной цене (495) :

Таким образом, можно сказать, что территориальный маркетинг учитывает широкий спектр факторов, влияющих на имидж территории, и местные органы власти должны активно вмешиваться в процесс развития территории, создавая благоприятные условия для привлечения инвестиций и туристов.

Всемирная глобализация и научнотехнический прогресс приводят к росту конкуренции территорий. Люди стараются выбрать максимально комфортную территорию для проживания. Качество среды территории определяется ее удобством для проживающих на ней людей, а также для тех, в ком заинтересован населенный пункт, - для туристов, инвесторов, представителей органов власти вышестоящего уровня.

Существуют четыре главных маркетинговых шага, чтобы сделать город, территорию брендом:

1) услуги муниципального образования и инфраструктура должны удовлетворять граждан, фирмы и посетителей;

2) месту нужны достопримечательности (возможно, новые), чтобы сохранить действующий бизнес и общественную поддержку;

3) место должно говорить о своих особенностях и преимуществах через энергичное и яркое изображение, коммуникационную программу;

4) местные жители, общественные лидеры и государственные учреждения должны поддерживать положительный «образ» территории, создавать ее положительный имидж, чтобы привлечь новые компании, инвестиции и туристов.

В Западной Европе и США философия и практика экономического развития находят свое институциональное отражение в департаментах экономического развития. Например, штат Огайо создал семь агентств регионального экономического развития, каждое из которых охватывает группу округов. Эти агентства работают с округами и органами местного самоуправления с це-

-9789, iovrf@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ

лью улучшения местного бизнес-климата и удовлетворения конкретных потребностей предприятий, работающих на их территории. Они поддерживают усилия по муниципальному экономическому развитию в своих субрегионах. Департамент торговли штата Северная Каролина имеет отдел экономического развития в каждом округе и поддерживает семь региональных отделений на территории штата. Большинство городов, даже малых и средних, имеют свои собственные департаменты или агентства экономического развития. Такую схему можно наблюдать в таких странах, как Ирландия, Болгария, Новая Зеландия, и многих других.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в зарубежных странах региональным развитием управляют специально созданные институты с целью поддержания и развития инфраструктуры территории.

Учеными Маркусом Андресеном и Пером Экманом было проведено исследование, касающееся продвижения территории как бренда, которое дало весьма интересные результаты [4]. С этой целью на определенных территориях работали бренд-евангелисты (так называемые «фирменные послы»), при этом была создана коммуникационная сеть. Эмпирический материал основывался на интервью и обзорах. Интервьюировались жители 23 территорий. Территории управлялись связью посла - города, муниципалитеты и области (округа) - в Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и Великобритании. Были охвачены как малые территории, такие как Бджурхолм (2 550 жителей), который является самым маленьким муниципалитетом в Швеции, так и целые страны, например Шотландия (5 144 200 жителей). Связи включали от 6 (Экенас в Финляндии) до 7 000-8 000 (город Ливерпуль в Великобритании) участников. Независимо от площади территорий и численности их населения территории контролировались связями посла с целью создания позитивного изображения места, то есть для повышения его привлекательности.

Одним из результатов исследования стало то, что устная форма коммуникации по сравнению с другими использовавшимися инструментами, например реклама, оказалась не только более рентабельным, но и наиболее эффективным инструментом для целей создания позитивного изображения и влияния на целевые аудитории.

Послы могли получить доступ к целевой аудитории и через социальные и профессиональные общества - потребители гораздо более склонны доверять мнению своих друзей и знакомых, чем рекламе или сообщениям корпоративных представителей.

В результате исследования выяснилось и то, что сети - это не только канал коммуникации, но и ресурс развития. Иначе говоря, они могут влиять на уровень конкурентоспособности территории в целом.

Респонденты полагают, что связи между людьми очень важны для развития муниципалитета или области и считают сети неоценимым ресурсом для встреч и приспосабливания к изменениям. Подробнее о «двойном» представлении о цели сетей посла можно узнать на веб-сайте послов британского графства Нортхемптоншир [5].

Теперь рассмотрим основные элементы, составляющие инфраструктуру муниципального образования в России.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным образованием является городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Муниципальное образование - это система с интенсивными внешними связями. Внутренние связи сильнее в муниципальном образовании, состоящем из одного городского или сельского населенного пункта, чем из нескольких населенных пунктов.

Следовательно, чем больше развита инфраструктура территории, тем больше возможностей для привлечения различных ресурсов.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 5 (152) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Инфраструктуры муниципального образования делятся по целевому назначению. Социальную инфраструктуру представляют школы, детские сады, вузы, детские дома творчества, медицинские учреждения, организации досуга, отдыха и пользования достижениями культуры, занятиями физической культурой и спортом.

Коммунальная инфраструктура зачастую включается в социальную, но, как видно из содержания целевых программ (например [7 и 8]), это все же иная сфера деятельности, связанная с жилищно-коммунальными вопросами (эффективная подача газа и воды, обеспеченность муниципального образования электричеством, своевременный вывоз мусора и ремонт жилищного фонда).

Также существуют транспортная инфраструктура (насколько хорошо организована логистика в образовании, оснащенность транспортом и наличие качественных дорог) и промышленная инфраструктура (производство на территории образования, количество предприятий и доля высокотехнологичных производств).

Помимо этого, действует рыночная инфраструктура, охватывающая прежде всего сферу торговли. Она включает следующие подсистемы:

• торговые посредники и складское хозяйство;

• информационное обеспечение;

• тароупаковочная индустрия;

• транспортное обеспечение;

• финансово-кредитная подсистема.

Территориальный маркетинг должен

быть направлен на улучшение определенного вида инфраструктуры, то есть необходимо выбрать приоритетное направление с целью воздействия на него с помощью этого инструмента.

Логично предположить, что район, не обладающий промышленным потенциалом, стоит рассматривать в социальном аспекте. То есть задачей маркетинга становится улучшение качества жизни населения муниципального образования. В этом случае территориальный маркетинг можно при-

Подписка в любое время по минимальной цене (495) :

менять таким образом: проведение спортивных и культурных мероприятий с привлечением медийных лиц - чиновников, депутатов, известных артистов.

По сути, территориальный маркетинг использует традиционные 4P - продукт, цена, место, продвижение. То есть продвижение образования должно проходить следующим образом:

• о нем должны писать, говорить;

• вышестоящие власти должны видеть объективную причину для вливания дополнительных средств в виде дотаций и субсидий.

Также методом привлечения внимания является приглашение СМИ на все мероприятия, проводимые в муниципальном образовании. События должны быть освещены хотя бы на низшем уровне (в муниципальной газете, на местном канале).

Одной из проблем современного территориального маркетинга в России является отсутствие единой концепции развития территорий и идеи комплексного развития муниципальных образований, а также малое количество организаций, занимающихся этими вопросами.

Мерами по повышению эффективности деятельности муниципального образования являются:

• своевременная оценка потенциала образования, то есть определение его главных ресурсов - трудовых, природных или производственных, что поможет в разработке стратегии развития территории и выделении отличительной черты муниципального образования;

• рассмотрение муниципального образования с точки зрения территориального местонахождения, то есть выявление потенциально перспективного направления развития транспортной коммуникации - проектирование новых автодорог, реконструкция старых, что позволит увеличить приток людей в населенный пункт и даст возможность развитию малого и среднего

-9789, iovrf@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ

бизнеса, расположенного вдоль дорожного полотна;

• проведение форумов и конференций на тему территориального маркетинга и эффективного развития муниципальных образований;

• проведение социологических опросов жителей территории по поводу степени их удовлетворения качеством жизни.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что проведение территориального маркетинга способно оказать большое влияние на инфраструктуру муниципальных образований. Этот инструмент позволяет комплексно исследовать территорию, выявить основные потребности жителей и властей, оценить возможности и перспективы развития образования.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. 9-е издание. М. : Вильямс 2003.

2. Rainisto Seppo K. Success Factors of place marketing: a study of place marketing practices in Northern Europe and the United States Helsinki University of Technology // Institute of Strategy and International Business Doctoral Dissertations. 2003/4. Espoo 2003.

3. Kavaratzis Mihalis. Cities and their brands: Lessons from corporate branding // Palgrave Macmillan 1751-8040 Place Branding and Public Diplomacy. 2009. Vol. 5, 1.

4. Andersson Marcus and Ekman Per. Ambassador networks and place branding // Sweden Journal of Place Management and Development. 2009. № 1. Vol. 2.

5. European institute for brand management. URL: www.eurib.org

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

7. Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищнокоммунального хозяйства в сельском поселении Спасское Волоколамского муниципального района Московской области на 2014-2016 годы» : постановление главы сельского поселения Спасское от 14 октября 2013 № 180.

8. Муниципальная целевая программа комплексного развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Шумерля Чувашской Республики на 2011-2025 годы : постановление администрации города Шумерля от 30 сентября 2010 года № 872.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА

предлагает квалифицированные услуги по оценке следующих объектов:

• предприятий, бизнеса;

• пакетов акций, облигаций;

• активов предприятий, созданных на основе франчайзинга;

• инвестиционных проектов;

• дебиторской задолженности;

• недвижимого имущества (незавершенных строительных объектов, земельных участков и т.д.);

• машин, оборудования и транспортных средств;

• интеллектуальной собственности (патентов, товарных знаков и т.д.);

• ювелирных изделий и драгоценных камней, антиквариата

Звоните сегодня - (495)331-97-89, 331-99-41

Мы ждем Вас - 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 65 к1,6 этаж e-mail post@maok.ru наш сайт www.maok.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.