Научная статья на тему 'Маркетинг региона как составная часть региональной политики'

Маркетинг региона как составная часть региональной политики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
536
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг региона как составная часть региональной политики»

правового и экономического характера, воздействующие на объект управления (в нашем случае, человеческий потенциал), позволяющих элементам (участникам) системы взаимодействовать во внутренней среде, и принимать условия внешней среды, и в результате объект управления переходит из фактического состояния в желаемое.

Сущность организационно-экономического механизма управления человеческим потенциалом системы высшего профессионального образования заключается в необходимости приведения в действие и обеспечения стабильного функционирования системы управления.

Литература:

1. Голик А. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2007. №7. С. 131-135

2. Голик. А. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2007 С.134.-- Ливандовская А. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования // Высшее образование в России. 2006. №7 с. 153

3. Дзарасов С./ Производственные отношения и хозяйственный механизм// Экономические науки, 1979, № 1

4. Кульман, А. А. Экономические механизмы / А. А. Кульман ; пер с фр. ; под общ. редакцией Н. И. Хрусталевой. - М. : Прогресс; Универс., 1993. - 92 с.

5. Куцев Г.Р. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики // Педагогика. 2004. №3 с.21

6. Ливандовская А. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования // Высшее образование в России. 2006. №7 с. 152-155

7. Леонтьева О.А. статья «Болонский процесс: идеологическая инновация внутренней среды вуза»

8. Лысенко Ю., Егоров П. Организационно-экономический механизм управления предприятием // Экономика Украины. 1997. №1. С. 86-87

9. Мохначев С.А. Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза// Маркетинг в России и за рубежом 2008 №7 с. 67-71

10.Монахов А.В. О принципах поиска решения о перестройке хозяйственного механизма// Вестник Ленинградского университета, 1988г. Вып.1. Серия 5. Экономика, с.110- 113

11.Мильнер, Б. З. Управление территориально-производственными комплексами и программами их создания / Б. З. Мильнер, А. В. Кочетков, Д. Г. Левчук. - М. : Наука, 1985. -с. 9

12.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vas.vuna.rU/71879053312@0816185600

13. Фатхудинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006г. №9 с.37-38

14. Федорович, В. О. Состав и структура организационно-экономического механизма управления собственностью крупных промышленных корпоративных образований / В. О. Федорович. - Новосиб. : Ж. Сибирская финансовая школа, 2006. - № 2. - С. 45 - 54.

Умавов Ю.Д.

МАРКЕТИНГ РЕГИОНА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ

В данной статье маркетинг региона рассматривается как способ установления, создания, поддержания отношений с различными субъектами рынка; как маркетинг, направленный на

выявление потребностей контрагентов региона, согласование этих интересов с интересами региона и достижение на этой основе конкурентного успеха и социально-экономических целей региона. Республика Дагестан относится к территории юга России с выходом к морскому побережью и уникальными рекреационными ресурсами, таким образом, региональный маркетинг определен как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона и развития туристско-рекреационного потенциала региона.

Ключевые слова: региональная политика, маркетинг региона, Республики Дагестан, инвестиционная привлекательность, туристический потенциал, конкурентный успех.

Umavov Y.D.

MARKETING THE REGION AS PART REGIONAL POLICY

In this article, marketing the region is seen as a way to establish, co-building, maintaining relationships with various market participants, as marketing, directed at identifying the needs lenny counterparts in the region, harmonization of these interests with the interests of the region and on this basis, the achievement of competitive success and socio-economic goals of the region. Republic of Dagestan of the territory south of Russia with access to the coast and unique recreational resources, thus, a regional marketing is defined as a factor in increasing the investment attractiveness of the region and the development of tourist and recreational potential of the region. Keywords: regional policy, marketing of the region, the Republic of Dagestan, investment attraction, tourism potential, competitive success.

Важнейшим средством региональной политики в развитых странах служит региональный маркетинг. Регионы в данном случае рассматривают как своего рода корпорации, конкурирующие за ресурсы и потребителей. Соответственно можно говорить о необходимости разработки конкурентной политики регионов, политики рыночной деятельности и говорить о маркетинге региона как составной части региональной политики.

Маркетинг региона в соответствии с современными подходами можно определить как способ установления, создания, поддержания таких отношений с различными субъектами рынка, которые обеспечивали бы выгодные позиции региону в отношении к ресурсам и целевым рынкам, а также позволяли достигать удовлетворения целей участников этих отношений. Таким образом, маркетинг региона направлен на выявление потребностей контрагентов региона, согласование этих интересов с интересами региона и достижение на этой основе конкурентного успеха и социально-экономических целей региона.

В Концепции развития России до 2020г. определено, что региональное развитие до 2012 года будет определяться в основном уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, к которым относятся территории юга России с развитой инфраструктурой, выходом к морскому побережью и уникальными рекреационными ресурсами.

Значимость Дагестана многократно возросла в связи с коренным изменением конфигурации южного направления российских внешнеполитических интересов. С точки зрения современной геополитики Республика Дагестан является важнейшей стратегической точкой не только Северного Кавказа, но и всего кавказского региона.

Сегодня Дагестан располагает всеми необходимыми условиями для решения проблем оживления и подъема экономики, создания рабочих мест и обеспечения занятости населения. Регион в значительной своей части состав-

ляют так называемые "эффективные территории", обладающие благоприятными для жизнедеятельности человека физико-географическими характеристиками. Дагестан богат углеводородными ресурсами, обладает благоприятными условиями для развития сельского хозяйства. Регион Каспийского моря наряду с черноморским побережьем является крупнейшей всероссийской здравницей. Дагестан как самый южный российский субъект имеет значительный потенциал для интенсификации различных сфер сотрудничества с соседними странами.

Региональный маркетинг рассматривает товарно-рыночные отношения в различных аспектах:

— «региональный бизнес и производство как товар» - повышение инвестиционной привлекательности региона, перераспределение ресурсов в пользу региональных отраслей и предприятий на федеральном и региональном уровне, целевая поддержка приоритетных отраслей и предприятий, повышения привлекательности региона для квалифицированной рабочей силы и др. В сфере формирования инвестиционной политики и ее реализации на региональном уровне существует ряд направлений :

• формирование благоприятного инвестиционного климата;

• поиск источников финансирования структурных преобразований;

• повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов;

• усиление контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование;

• снижение инвестиционных рисков и т.д.

В рамках этих направлений особое значение имеет проведение инвестиционной политики с учетом специфических условий, а также стремление регионов использовать свои сравнительные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов. Так, за последние годы в Республике Дагестан отмечается стабильный рост инвестиционной активности, продолжается работа по привлечению инвестиций и реализации инвестиционных проектов в области развития гидроэлектроэнергетики, машиностроения, промышленности строительных материалов, химической, стекольной, пищевой промышленности, которые позволят продолжить поступательное развитие республики, создать новые рабочие места, обеспечить дополнительные поступления в бюджет, повысить инвестиционный рейтинг региона. Реестр республиканских инвестиционных проектов включает в себя более 130 проектов и бизнес-идей. Общий объем инвестиционных средств по проектам составляет более 230 млрд. рублей. В 2010 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на душу населения составил 41,9 тыс. руб., что на 12,9% превышает данный показатель за 2009 год (37,1 тыс. руб.). Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличились на 10,1% и составили 115,2 млрд. рублей;

— «интеллектуальный потенциал региона как товар», «туристический потенциал региона как товар» и многое другое. Одно из приоритетных направ-

лений экономического развития Республики Дагестан это туристско-рекреационное. В Республике Дагестан осуществляется реализация государственной политики в области туризма, создание условий для развития туристской инфраструктуры и привлечение инвестиций, позиционирование Дагестана как региона с высокими туристскими возможностями; развитие законодательно-нормативной базы в сфере туризма и вопросов программного обеспечения развития туристской отрасли. Агентством по туризму РД совместно с министерством инвестиций и внешнеэкономических связей РД разработаны инвестиционные программы на побережье каспийского моря, с целью строительства туристско-рекреационных учреждений, выполнены работы по созданию инженерной инфраструктуры для развития туристско-рекреационных комплексов на так называемых инвестиционных площадках «Дарвагчай», «Ново-каякент», «Чиндирчеро», «Матлас». В пределах приморских районов определены инвестиционные площадки с целью строительства объектов размещения ту-ристско-рекреационных комплексов - Турали и Количи в Карабудахкентском районе, Ново-Каякент в Каякентском районе и Дарвагчай в Дербентском районе, территории обладающие необходимыми транспортными коммуникациями, обширными неосвоенными прибрежными полосами, значительными запасами лечебных минеральных вод и грязей. Это создаст возможность для единовременного размещения на этих объектах около 8 тыс. туристов и отдыхающих и трудоустроить более 6,5 тыс. человек. Предусмотрено также строительство объектов, оказывающих услуги в области гостиничного бизнеса, санаторно-курортного отдыха, развлекательных и бытовых услуг. Складывающиеся тенденции, в том числе положительные результаты последних лет, убеждают в том, что подъем туристической отрасли Дагестана, наметившийся несколько лет назад, все больше приобретает устойчивый и долгосрочный характер. Эти и другие позитивные процессы рассматриваются как важнейшее условие для привлечения инвесторов. Главная задача на сегодняшний день - это создание и развитие новой инфраструктуры объектов туризма и отдыха, дальнейшее развитие индустрии отдыха и оздоровления. Это позволит в перспективе превратить туризм в высокодоходную отрасль дагестанской экономики и интегрировать ее в российскую и мировую индустрию.

В современных условиях инновационных преобразований экономики наиболее актуальным является вопрос формирования конкурентных преимуществ регионов. Регионы стремятся развивать конкурентные преимущества, распространяя маркетинговую информацию среди потенциальных целевых рынков, создавая наиболее благоприятные условия для размещения капитала, повышая уровень жизни работающих, создавая развитую инфраструктуру для бизнеса, туризма и жителей.

Региональные образования соперничают друг с другом с целью привлечения к себе внимания потребителей регионального продукта, что выражается в притоке на территорию человеческих, финансовых, материальных, инновационных и других ресурсов. Таким образом, конкурентоспособность территории выражается совокупностью факторов, представляющих пять основных групп

потенциалов территории - ресурсный, качества жизни, финансовый, экологический и организационный.

Конкурентные преимущества закладываются в основу позиционирования

и маркетинговых стратегий региона применительно к каждому целевому рынку.

Правительством РД утвержден документ, определяющий направления и перспективы развития республики на ближайшие 13 лет - «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года». В Стратегии указано что, устойчивый экономический рост и повышение конкурентоспособности Республики Дагестан является комплексной целью, успех которой определяется реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных позиций в промышленном, агропромышленном, топливно-энергетическом, строительном и торгово-транспортно-логистическом комплексах и созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и формированием «экономики будущего» на базе социально-инновационного комплекса, а также развитием человеческого потенциала, институциональной среды и пространства. Для упорядочения политики регионального развития и управления пространственным развитием необходимо доработать Схему пространственного развития Республики Дагестан, создав территориальные и экономические зоны, определив места локализации значимых социально-экономических объектов 1-го (федерального), 2-го (республиканского), 3-го (местного) уровней, основные параметры системы расселения и развития системы транспортно-коммуникационной инфраструктуры.

Основными механизмами реализации стратегии Республики Дагестан являются федеральные и региональные целевые программы, направленные на комплексное развитие республики, а также мероприятия и инвестиционные проекты. В рамках разработки стратегии была проработана детализированная система мер, представляющая собой структурированный набор целей, подцелей, задач, подзадач, мероприятий и инвестиционных проектов, достижения и реализация которых позволит достичь обозначенных в стратегии целей и индикаторов.

Конкурентные преимущества региона нельзя создать или улучшить за один день, это должен быть долгосрочный процесс создания и реализации стратегической маркетинговой региональной концепции в последовательно проводимых мероприятиях. Эти мероприятия должны составляться с учетом совокупности целей регионального маркетинга и его состава.

Литература

1. Галахов Д.И. Некоторые аспекты развития регионального маркетинга в России // Сборник материалов Первой всероссийской научно-практической конференции "Регионы России: проблемы и перспективы экономического развития".

2. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006.

3. Агентство инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан. www.investrd.ru.

4. Инвестиции в основной капитал в Дагестане в 2010 году выросли на 10,1%. www.riadagestan.ru

5. Багишов О. Работа Агентства по туризму РД по развитию туризма и привлечению инвестиций. //Данные Агентства по туризму РД.

6. «Стратегия социально-экономического развития Дагестана до 2025 года» представлена на широкое обсуждение. www.riadagestan.ru

Умавов Ю.Д., Маллаева З.М.

МАРКЕТИНГ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Развитие целостного маркетинга существенно изменяет роль отдела маркетинга. Маркетинг слишком важен, чтобы им занимался только один этот отдел. Задача отдела маркетинга - это координация работ по маркетингу. Маркетологи должны добиваться большего влияния в компании, если они хотят быть главными архитекторами бизнес-стратегии. По сути дела, речь идет о поднятии маркетинга на общекорпоративный уровень. Руководители и сотрудники компании свою деятельность независимо от того, где они работают, должны планировать и оценивать под углом зрения маркетинга. При этом усиливается роль маркетинговой грамотности всего персонала компании и повышения квалификации руководителей и сотрудников маркетинговой службы. Наблюдается тенденция перенесения ответственности за результаты маркетинговой деятельности на высокие уровни управления в компаниях.

Ключевые слова: комплекс маркетинга, маркетинг туристского предприятия, турпродукт, турфирма, планирования маркетинга, отдел маркетинга.

Umavov J.D., Mallaeva Z.M.

MARKETING TOURISM ENTERPRISES

Holistic marketing significantly changes the role of the marketing department. Marketing is too important to them doing just this one section. The task of the marketing department - is coordinating the work of marketing. Marketers should seek greater influence in the company if they want to be the main architects of business strategy. In fact, we are talking about raising the level of enterprise-wide marketing. Managers and employees of its activities no matter where they operate, plan and evaluate the perspective of marketing. In this case, the role of marketing literacy of all company personnel and training managers and staff of marketing services. There is a tendency to transfer responsibility for the results of marketing activity at high levels of management in companies. Keywords: marketing mix, marketing, tourism enterprises, tourist product, travel agency, marketing planning, marketing department.

В своем развитии маркетинг прошел путь от трактовки его понятия как деятельности в сфере сбыта до рыночной концепции управления (философии бизнеса). В зарубежной и отечественной теории и практике нет единого мнения и подхода относительно содержания и последовательности реализации концепции маркетинга.

В системе предоставления туристских товаров и услуг рядом исследователей маркетинг определяется как система принципов, методов и мер при комплексном изучении требований потребителей и определении возможностей по их удовлетворению в конкретных условиях рыночной среды.

Системность означает, что любое явление, любой процесс в сфере маркетинга, объекты и субъекты управления должны рассматриваться как элементы большой системы со всеми ее свойствами. Комплексность означает, что должны быть учтены все стороны и все составляющие не только процесса маркетинга, но и условий его осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.