Маркетинг предприятия в условиях обращения
параллельных платёжных средств
Хомяченко О, В.
(Школа менеджмента Московского фтт ^технического института; Москва)
" • а • • V
• •
В связи с кризисом в экономике широкое распространение получили различные заменители денег - векселя, налоговые освобождения, различные взаимозачеты, бартер
ь
и другие средства платежа, которыми можно расплачиваться за продукцию предприятий. В связи с этим возникли различные сегменты рынка, связанные с покупателями, обладающими различными платёжными средствами. Поскольку стоимость разных платёжных средств различна относительно «живых» денег и поведение покупателей из резных сегментов также может быть различным, то для промышленных предприятий важно научиться ориентироваться на рынке, чтобы
■
избежать потерь и получить максимальную выгоду в сложившейся ситуации Необходимо отметить, что широкое распространение параллельных деньгам средств
*
платежа - признак нездоровой экономики. Поэтому, перед предприятиями стоит ряд
Г -.х
дополнительных задач, от решения которых зависят возможности экономического
I
развития.
♦ ' .*
В условиях, когда существуют заменители денег, на рынке объективно возникают
> 1( ; •
различные уровни цен, связанные с различными видами платёжных средств. Поэтому сейчас не редкость ситуация, когда отделы сбыта промышленных предприятий
декларируют одну цену на свою продукцию, а торговые фирмы за ту же продукцию
•• \
предлагают цену на 25-50% меньше Разница в ценах обусловлена тем, что в первом случае предлагается цена в неденежных категориях, а во втором случае коммерческие фирмы требуют оплату именно деньгами
В условиях нехватки оборотных средств (не будем останавливаться на причинах) предприятия в большинстве случаев получают сырьё для производства своей продукции по бартеру, т. е по ценам параллельных платёжных средств Оплата электроэнергий и энергоносителей обычно также производится неденежными
платёжными средствами. Когда предприятие определяет себестоимость продукции, конечно, в неё входят цены неденежных эквивалентов платёжных средств. Поэтому предприятие объявляет завышенную цену. Естественно, по этой цене продавать продукцию «за деньги» невозможно. Понизить цену до уровня «денег» предприятие не имеет возможности, поскольку в соответствии с действующим законодательством предприятие не может реализовывать свою продукцию ниже себестоимости, не заплатив дополнительных налогов, сводящих к нулю весь эффект от операции. В
принципе, предприятие могло бы функционировать и без денег, если бы не два «но».
* 1
Во-первых, стоимость «квази-денег» неоднозначна, поскольку для разных субъектов
экономики они имеют разную ценность, что может обернуться для предприятия
* * . - • потерями. Во-вторых, зарплата работникам предприятий должна выплачиваться в виде
4 . я ’ ' •
денег, иначе напряжённость в коллективе нарушит деятельность предприятия.
Рассмотрим модель взаимодействия предприятия с рынком при условии существования двух видов платежей: деньги и некоторые условные ценные бумаги, которые назовём «взаимозачёт» Стоимость взаимозачётов ниже, чем стоимость денег. Единица взаимозачётов может быть обменена на деньги с коэффициентом <#<1, т е.
• • *
■. •
тЫ' V, где т-деньги, ^-взаимозачёты. Считаем, что обмен происходит мгновенно.
На рынке существуют два вида спроса на продукцию предприятия (для простоты
считаем, что предприятие производит монопродукт) - спрос со стороны покупателей,
. »
обладающих деньгами, и спрос со стороны покупателей, имеющих взаимозачёты *
Зависимости спроса от цены описываются двумя различными кривыми; Д* и О? (Рис.
1). ,
Кривая А,, описывающая «взаимозачётный» спрос, лежит выше, чем кривая От, описывающая «денежный» спрос Эго естественно, поскольку стоимость взаимозачётов ниже, значит при одинаковых ценах покупка продукции за взаимозачёт выгоднее Считаем, что количество покупателей, имеющих взаимозачёты, существенно больше, чем количество покупателей, имеющих деньги: О^Р)<1),(/*). Также
допускаем, что покупатели, создающие два вида спроса, - разные и не переходят из одной казегории в другую.
Обычно промышленные предприятия назначают цену Р\ (см Рис 1), соответствующую спросу со стороны взаимозачётных покупателей Тогда количество
продукции, продаваемой за деньги существенно меньше, чем количество продукции огдаиой за взаимозачеты: Г>тх«1)1)т[~О Причины, по которым предприятия и< пользуют именно эту цену, назывались выше
Рис. 1
Коммерческие фирмы, реализующие продукцию на денежном рынке, назначают цену Ръ соответствующую большему объёму реализации за деньги, получают выручку От 'р7 и превращают её в суррогатные платёжные средства на сумму У=(От Рг)/с1г (в общем случае сР **/, что и характеризует плохое качество суррогатных денег, когда разным субъектам экономики они доступны по разным ценам). Купив у промышленного предприятия его продукцию в объёме От2 по цене Ри коммерческая фирма тратит От ‘Р\ взаимозачётов. Такая деятельность выгодна, если
(Р^-Рг)1& > А*2-/5!; или Рг>& Рь (1)
При этом маржинальная прибыль коммерческой фирмы на единцу продукции в единицах взаимозачётов равна /У^' -Р\ (без учёта налогов). Неравенство (1) выполняется всегда, когда можно наблюдать фирмы, реализующие продукцию промышленных предприятий за деньги. Например, можно наблюдать следующую
ь
ситуацию на рынке хлопчатобумажных тканей. Средняя отпускная цена бязи шириной
♦
150 см на текстильных предприятиях около 7000 р./п.м. (Р\). Средняя цена, по которой коммерческие фирмы реализуют ту же бязь * 5000 р /п.м. (Рг). При этом текстильные предприятия готовы отгружать свою продукцию в обмен на денежные зачёты
/Л
платежей в федеральный бюджет, которые могут быть куплены на фондовом рынке с
коэффициентом 0 64 от номинала (</') Подставим значения Р\, Р2 и & в неравенство
(1). Рг>с1' Р\, </' Р\-0,64-7000=4480. Итак, 5000>4480, а маржинальная прибыль коммерческих фирм на одном метре - 520 рублей, выраженная, заметим, денежными единицами
Каковы последствия сложившегося положения для промышленных предприятий? Система «Производитель - Продавец - Покупатель» - эффективно работающий канал продвижения товаров потребителям [I] Однако, есть некоторые особенности этого канала, представляющие опасность для промышленных предприятий. Это руководящая роль продавцов и существование параллельных денег. При функционировании каналов описанного типа происходит распределение прибыли от
*
его действия в пользу продавца^. обладающих оборотными средствами (в вид? денег), гибкой управленческом структурой и возможное тыо манёвра в области налогов. Промышленные предприятия, получающие свои прибыли в неденежных единицах, сползают за черту банкротства и не имеют возможности выхода к нормальному финансовому состоянию.
Итак, рассмотрим предприятие, которое может отгружать продукцию на рынки денежных и взаимозачётных покупателей, характеризующихся кривыми спроса Вт и
а.
Цель предприятия - добиться стабильного финансового положения, те соответствия маржинальной прибыли, получаемой предприятием, постоянным
V
издержкам. Кроме того, необходимо обеспечить регулярный приток денежных средств не меньше необходимого для покрытия расходов, требующих чменно денег (таких, как выплата заработной платы).
Маржинальную прибыль, которую будет получать предприятие при различных ценах, и цену, при которой маржинальная прибыль максимальна, определить легко, имея зависимость ЩР) спроса от цены и размер-переменных издержек [2].
♦
Г
Однако, в ситуации существования параллельных денежных систем возникает проблема оценки уровня переменных издержек и при планировании, и при учёте,
» ■
потому что практически все компоненты себестоимости продукции имеют в лучшем
#
случае две цены - цены за деньги и цены за взаимозачёты. Как уже упоминалось, промышленные предприятия оперируют себестоимостью, выраженной в единицах
«суррогатных» денег. Для того, чтобы оценить уровень переменных издержек на единицу продукции, выраженных в денежных единицах, можно использовать коэффициент пересчёта </.
Чтобы добиться максимального уровня маржинальной прибыли и решить проблемы, связанные с отсутствием денег, промышленному предприятию, уже
. I
присутствующему на рынке взаимозачётов, необходимо выходить со своей продукцией на денежный рынок, назначив цену, ему соответствующую. К сожалению, обсуждение проблем, с которыми столкнётся предприятие при выходе на денежный рынок выходит за рамки этой статьи.
%
В заключение хотелось бы отметить, что в реальности существует не два вида платёжных средств, а существенно больше, каждое из которых обладает разной степенью ликвидности, а значит и соответствующим курсом обмена Любой товар в
а
наше время может иметь черты платёжного средства Для эффективной работы предприятия должны тщательно изучать все возможности работы с различными платёжными средствами и искать эффективные пути их использования
• ,
Литература:
[1] Ф. Котлер. Основы маркетинга. Санкт-Петербург, АО «Коруна», АОЗТ «Литера
# • г •
плюс», 1994.
[2] Хомяченко О.В. Технология маркетинга на фирме. Экономический аспект. Москва, «гШкола менеджмента» УН ПК МФТИ, 1996.