вышении эффективности управления основными средствами.
Оборачиваемость дебиторской задолженности на уровне 6,39 оборотов в год означает, что ООО «ОфисМакс» собирал дебиторскую задолженность в среднем 6,39 раз в год. Эффективность управления дебиторской задолженностью снизилась, ведь значение показателя уменьшилось на 36,77. Сравнивая показатель со значением оборачиваемости кредиторской задолженности, можно понять, что, в общем, политика управления кредиторско-дебиторской задолженностью была неэффективной. Дебиторы использовали средства ООО «ОфисМакс» в среднем в течение 56,31 дней, а ООО «ОфисМакс» возвращало средства кредиторам в течение 29,59 дней. Таким образом, дебиторы отвлекали больше средств, чем ООО «ОфисМакс» получало от поставщиков и подрядчиков.
Операционный цикл ООО «ОфисМакс» составлял около 119,28 дней. Это время полного оборота основных оборотных активов. Снижение показателя на 61,14 дней свидетельствует о повышении эффективности операционного процесса ООО «ОфисМакс». Период превращения товара в денежные средства составлял 89,68 дней.
Таким образом, из проведенного анализа финансового состояния видно, что существуют некоторые проблемы с рентабельностью, ООО «ОфисМакс» следует оптимизировать процесс продажи товара таким образом, чтобы не просто росла выручка, а увеличивалась доля чистой прибыли в выручке. Также необходимо сокращение дебиторской и кредиторской задолженности в общей структуре обязательств организации.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду доходов. Основными их источниками является увеличение объема товарооборота, снижение себестоимости закупки товара, повышение качества обслуживания, реализация товара на более выгодных рынках сбыта и в наиболее оптимальные сроки и т.д. В результате исследования установлено - деятельность ООО «ОфисМакс» можно считать эффективной. Источники:
1. Тюкавкин И.Н., Тюкавкин Н.М. Модель стратегической эффективности деятельности компании // Вестник Самарского государственного университета. - 2015. - № 8 (130). - С. 156.
2. Суворова А.П. Менеджмент: учеб. пособие // Под общ. ред. д-ра экон.наук, проф. С.Д.Резника. - М.: Инфра-М, 2013. - 250 с.
3. Ильминская С.А. и др. Экономическая эффективность и проектирование инноваций: учебное пособие // Под ред. С. В. Шманёва. - Орёл: Картуш, 2015. - 175 с.
О.В. Вандрикова
К.э.н., доцент кафедры ИТД и управления на предприятиях НГК, Кубанский социально-экономический институт
O. V. Vandrikova
Associate Professor, Cand. science Department of ITD and management at NGK
Enterprises Kuban Social and Economic Institute
МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены методы маркетингового контроля и аудита внуртиорганизационной направленности, проведен анализ методического обеспечения внутриорганизационной маркетинговой деятельности современных вузов и предложена методика оценки результативности и эффективности мероприятий и программ внутреннего маркетинга в образовательном учреждении высшего образования.
Annotation. The article considers the methods of marketing control and audit
vorderhindelang orientation, the analysis of the methodological support of internal marketing activities of modern universities, and the proposed method of assessing the efficiency and effectiveness of the activities and programmes of internal marketing in educational institutions of higher education.
Ключевые слова: методы, маркетинговый контроль, инструментарий, внутриорганизационный маркетинг, студенты вуза, дополнительное профессиональное образование.
Key words: methods, marketing, inspection, instrumentation, in-house marketing, high school students, additional professional education.
На смену ветхой централизованной системе пришли обновленные социальные и экономические условия жизни России, обоснованные ориентирами на построение демократического общества с рыночной экономикой. Для становления и дальнейшего развития института частной собственности главным условием послужила ценовая либерализация и массовая приватизация.
Рынок регулирует процесс общественного производства и осуществляет балансировку между производством товаров, работ услуг и объемом потребностей общества. Конечный потребитель, в конечном итоге, определяет конечную точку сбыта произведенных товаров и услуг.
Глубокие изменения в образовательной сфере обусловлены процессом коренного реформирования общества в целом и общественного мышления в частности. В России, за относительно небольшой временной отрезок динамично сформировался и благополучно развивается рынок образовательных услуг. Тенденции его развития предопределены возросшей популярностью как высшего, так и среднего профессионального образования в современном обществе и, в молодежной среде. В настоящее время образование является неотъемлемой, хотя и не единственной составляющей успешной карьеры.
Следует отметить, возрастающую потребность в фундаментальном образовании, энциклопедических знаниях, приветствуется знание менеджмента, маркетинга, экономики, психологии, права, иностранных языков, программирования [4]. До конца 90-х годов, по общественному мнению, для сферы образования маркетинг выступал антагонистическим понятием. После постепенного внедрение рыночных законов экономики в отечественную действительность и формирования рыночного мышления, следует отметить существенные изменения в общественности к качеству получаемого образования, в том числе на условиях самофинансирования.
Изменение способов управления гособразованием послужила толчком к расширению спектра разнообразных методов для получения навыков, умений и знаний, в объеме достаточном для удовлетворения самых изысканных потребительских вкусов.
Руководство учебных заведений столкнулось с непривычными для себя факторами неясности внешней среды, в вопросах финансового обеспечения, поиска инвестиционных источников, результативного управления спросом на предлагаемые услуги. Своевременно и благополучно решить весь комплекс проблем, ставших перед образовательным учреждением, на сегодняшний момент весьма затруднительно если не владеть достаточным объемом теоретических знаний в области маркетинга и социологии или с помощью маркетинговых исследований.
Образовательный маркетинг является новым видом деятельности в среде образования. Маркетинга в системе образования дает возможность получить ответы на многие вопросы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Маркетинг в системе образования
Несмотря на задекларированный переход от образовательных стандартов второго к третьему, четвертому и последующим поколениям, структура передаваемой студентам информации фактически не изменилась [1]. Для эффективного функционирования образовательного учреждения необходимо внедрение новых методов способных дать ответ на вопросы кого учить, чему, где и как, кто будет оплачивать образование. На данные вопросы можно ответить, обратившись к теории и практики маркетинга. Маркетинговые методы, применяемые в процессе изучения (массовые и экспертные опросы, мониторинг динамики образовательных процессов, наблюдение, эксперимент, фокус группа), обеспечивают достоверную информацию о происходящих процессах. В условиях острой конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг важное значение имеет сегментация потребителей. Для вузов, ориентированных на студентов как потребителей образовательных услуг, в основу сегментирования положена классификация студентов по различным признакам рисунок 2.
Рисунок 2 - Классификация студентов как потребителей образовательных
услуг
Маркетинг по своей сути системное явление, которое включает все социальные функции и виды деятельности образовательного учреждения через основополагающий выбор предлагаемых услуг. В образовательной сфере маркетинг следует рассматривать как единый процесс, ориентированный на развитие системы высшего образования, социальных отношений и укрепление норм обществен-
ной этики. Маркетинг в системе образования любое явление и процесс, объекты и субъекты управления, рассматривает как составные элементы системы, со всеми ее свойствами, сосредоточенными на развитии образовательного учреждения в меняющихся условиях рынка. На современном этапе эффективно внедренная система образовательного маркетинга дает возможность перестроить деятельность вуза в многоуровневый, многофункциональный образовательный комплекс. Что послужит толчком к росту его рентабельность и конкурентоспособность при условии, если:
- реализация маркетинговой деятельности в системе высшего образования будет осуществляться на системном подходе;
- будут выявлены основополагающие элементы маркетинговой системы, дающие возможность регулировать спрос на услуги для удовлетворения потребностей конечных и потребителей;
- перечень услуг будет разработан с учетом предпочтений разных потребителей;
- маркетинговые исследования в учреждениях образования проводятся на комплексной основе и используют данные о факторах внешней среды вуза и потребностей в кадрах в исследуемом регионе сегодня и на перспективу.
На современном этапе инновационного развития системы высшего образования маркетинг как система управления учреждением образования непосредственно связан с реализацией ситуационного управления как организационного механизма приспособления образовательной системы к изменяющимся условиям внешней среды.
Маркетинг обеспечивает образовательному учреждению конкурентоспособность на основе данных полученных в собственном учреждении, так и в других учебных заведениях с целью выработки стратегии и построения тактики развития. С помощью маркетинговых исследование учебное заведение привлекает внимание общественности и потенциальных потребителей к своему предложению.
Для обеспечения эффективного функционирования маркетинговой деятельности учебному заведению требуется системный подход с ориентацией на достижение поставленных целей через удовлетворение потребностей в образовании у конечных потребителей.
В любой деятельности образовательного учреждения маркетинг выполняет интегрирующую роль с помощью контролирующей функции маркетинга, поскольку именно образовательные предпочтения потребителей в конечном итоге, определяют всю политику образовательного учреждения [3].
Вся деятельность образовательных учреждений посредством маркетинга находится в функциональной зависимости от запросов потребителей, удовлетворение их потребностей впоследствии приводит к увеличению рентабельности образовательного учреждения, уменьшению социальной напряженности в обществе и развитию региональной экономики.
То есть система образовательного маркетинга должна быть открытой и состоять из трех составляющих (рисунок 3):
Рисунок 3 - Составляющие образовательного маркетинга
Каждый вид маркетинговой деятельности включает в себя реализацию конкретных маркетинговых функций с учетом специфики вида экономической деятельности, в отношении которого осуществляется маркетинговая поддержка [2].
На современном этапе очевидны проблемы, имеющие значение для развития образовательных учреждений на основе маркетинга таблица 1:
Таблица 1 - Перечень задач для развития образовательных учреждений на основе маркетинга_
Перечень задач
проблемы имеющие значение для развития образовательных учреждений на основе маркетинга необходима дальнейшая теоретическая и практическая разработка эффективных механизмов и структур маркетинга в образовании
целесообразно введение, маркетинговых структурных единиц в организационную структуру образовательных учреждений с выделением целевых средств на их функционирование
необходима разработка мотивационных моделей, направленных на повышение эффективности взаимодействия всех структурных подразделений учебного заведении для реализации маркетинговых целей
следует разработать модели оценки конкурентоспособности образовательного учреждения на уровне родовой и видовой конкуренции (как по горизонтали, так и по вертикали)
целесообразно создание механизма общественной аккредитации и определение критериев качества образовательных услуг для процедуры ее проведения;
необходима разработка методов оценки эффективности рекламы в образовательном маркетинге
Решение этих задач будет способствовать дальнейшему становлению образовательных учреждений, формированию на их базе профессиональных комплексов, в которых обучающийся сможет реализовать и удовлетворить широкий спектр образовательных потребностей: получить профессиональное образование, повысить квалификацию, пройти профессиональную переподготовку.
Практическая реализация перечисленных задач будет способствовать притоку абитуриентов, позволит получить прирост внебюджетных средств, обновлению и приобретению методического и технического оснащения, реализации материальной поддержки преподавательского, обслуживающего персонала и студентов, повышению квалификации преподавателей и управленческого персонала в ведущих вузах и образовательных центрах России. Источники:
1. Вандрикова О.В., Овчаренко Н.А. Пути повышения эффективности программ и мероприятий внутриорганизационного маркетинга в маркетинговой деятельности современных вузов/Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). с. 612-616.
2. Вандрикова О.В., Ходырева Т.В. Содержание и управление системой внутриорганизационно-го маркетинга и маркетинговых коммуникаций современного образовательного учреждения высшего образования/Современная экономическая мысль. 2013. № 3. с. 27-39.
3. Ксендзова Г.Ф. Управление маркетингом в сфере образовательных услуг высшего профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. №4.
4. Котенко Ю.С., Названова И.А., Подопригора М.Г. Проблемы современного вуза и маркетинговые методы их выявления и оценки // Инженерный вестник Дона. 2013. №2.
Н.С. Власова
К.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина
([email protected], 89184379010)
N.S. Vlasova
Associate Professor of the Department of Accounting Theory,
Candidate of Economic Sciences, А.А. Орехов
студентучетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина
A.A. Orekhov student of accounting financial faculty Kuban State Agrarian University. I. T. Trubilina ([email protected], 891849665743)
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ И ПУТИ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ
Аннотация. В статье представлен обзор ставок налога на транспорт с учетом территориальной принадлежности субъектов Российской Федерации. Рассмотрены возможности оптимизации издержек, связанных с уплатой транспортного налога. Приведены практические примеры применения путей оптимизации налоговых платежей по транспортному налогу.
Annotation. The article provides an overview of tax rate on vehicles with view of territorial affiliation of constituent entities of the Russian Federation. The possibilities of optimization of costs associated with the payment of transport tax. Provides practical examples of ways of optimization of tax payments on the vehicle tax.
Ключевые слова: транспортный налог, ставка налога, оптимизация издержек.
Key words: transport tax, the tax rate, optimization of costs.
Налоги в РФ составляют определяющую роль в пополнении бюджета нашей страны, а значит старательно сделано все со стороны государства, чтобы обезопасить свой доход от нарушителей налогового права. Но в связи с многочисленным количеством налогов организации с большими усилиями стараются минимизировать и обойти их законным путем. Итак, разберемся казалось бы с простым, но очень интересным налогом на транспорт.
Этот налог находится под властью субъектов РФ, то есть налог на транспорт является региональным, а значит каждый регион имеет право устанавливать свою налоговую ставку и соответственно льготы, что имеет большое значение для минимизации затрат организации. Кроме этого данный налог также устанавливается налоговым кодексом РФ, где описаны такие элементы как налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки и т.д.
С постоянным введением повышающих налоговых ставок по транспортному налогу компании не должны забывать, что можно использовать как старые способы уменьшение платы налогов, так уже и новые. Ведь минимизация транс-