Научная статья на тему '«Маркетинг мест»: основные функции в социополитической практике'

«Маркетинг мест»: основные функции в социополитической практике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
311
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ МЕСТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ / БРЕНДИНГ ГОРОДА / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / МЯГКАЯ СИЛА / PLACE MARKETING / NATION BRANDING / CITY BRANDING / PUBLIC DIPLOMACY / POLITICAL IMAGE / SOFT POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаврилов Илья Алексеевич

Статья дает краткосрочный ретроспективный анализ понятия «маркетинг мест», который представлен в современной западной академической науке. Феномен «маркетинг мест» рассматривается через призму его сравнения с другими связанными с ним терминами, такими как «национальный брендинг», «региональный брендинг» и «брендинг города». Указанные категории включены в контекст текущей политической практики с учетом точки зрения анализируемых авторов относительно участия различных стран в актуальных геополитических событиях современной истории. Ученые и реальные практики, среди которых С. Анхольд, Дж. Суссман, Дж. Лиз-Маршмент и другие являются основой для литературного обзора. В статье рассматривается перспектива авторов относительно взаимозависимости термина «национальный брендинг» с другими категориями сектора знаний в области политических технологий, такими как «общественная дипломатия»,«политический менеджмент», «мягкая сила» и т.д. Кроме того, статья показывает основы анализируемой концепции, заключающиеся в тесной связи с такими терминами, как «политическая репутация», «политический имидж» и др. Наконец, определяется значимость рассматриваемых концепций для отечественной политологии, дается вывод о наиболее благоприятном месте в архитектуре политического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Place Marketing”: Its Basic Functions in Socio-PoliticalPractice

This article provides a short-term retrospective analysis of the concept of “marketing places” as it is presented in the Western academic sphere today. The author examines this phenomenon through the prism of comparison with other related terms, including “national branding,” “regional branding” and “city branding.” These categories are situated in the context of current political practice, taking into account the point of view of the authors under scrutiny regarding the participation of various countries in the actual geopolitical events of modern history. Scholars and practitioners such as Simon Anholt, Gerald Sussman, Jennifer Lees-Marshment and several others make up the main reference corpus for the literature under review. The article examines the authors' perspective on the interdependence of the term “national branding” with other categories of the knowledge sector in the field of political technologies, such as “public diplomacy,” “political management,” “soft power,” etc. In addition, the article illustrates the bases of the concept under analysis, which exist in close proximity with such terms as “political reputation,” “political image,” and others. Finally, the author addresses the significance of the concepts considered for domestic political science and draws a conclusion as to the most promising place for it in the architecture of political analysis.

Текст научной работы на тему ««Маркетинг мест»: основные функции в социополитической практике»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2016. № 6

Илья Алексеевич Гаврилов,

магистр политологии, младший научный сотрудник Национального исследовательского Томского государственного университета (Россия), e-mail: EIijah.gavri@gmaiI. com

«МАРКЕТИНГ МЕСТ»: ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ В СОЦИОПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Статья дает краткосрочный ретроспективный анализ понятия «маркетинг мест», который представлен в современной западной академической науке. Феномен «маркетинг мест» рассматривается через призму его сравнения с другими связанными с ним терминами, такими как «национальный брендинг», «региональный брендинг» и «брендинг города». Указанные категории включены в контекст текущей политической практики с учетом точки зрения анализируемых авторов относительно участия различных стран в актуальных геополитических событиях современной истории. Ученые и реальные практики, среди которых С. Анхольд, Дж. Суссман, Дж. Лиз-Маршмент и другие являются основой для литературного обзора. В статье рассматривается перспектива авторов относительно взаимозависимости термина «национальный брендинг» с другими категориями сектора знаний в области политических технологий, такими как «общественная дипломатия», «политический менеджмент», «мягкая сила» и т.д. Кроме того, статья показывает основы анализируемой концепции, заключающиеся в тесной связи с такими терминами, как «политическая репутация», «политический имидж» и др. Наконец, определяется значимость рассматриваемых концепций для отечественной политологии, дается вывод о наиболее благоприятном месте в архитектуре политического анализа.

Ключевые слова: маркетинг мест, национальный брендинг, брендинг города, публичная дипломатия, политический имидж, мягкая сила.

Ilya Alekseevich Gavrilov,

Master of Political Science, Junior Researcher, National Research Tomsk State University (Russia), e-mail: EHjah.gavri@gmaiI.com

"PLACE MARKETING": ITS BASIC FUNCTIONS IN SOCIO-POLITICAL PRACTICE

This article provides a short-term retrospective analysis of the concept of "marketing places" as it is presented in the Western academic sphere today. The author examines this phenomenon through the prism of comparison with other related terms, including "national branding," "regional branding" and "city branding." These categories are situated in the context of current political practice, taking into

account the point of view of the authors under scrutiny regarding the participation of various countries in the actual geopolitical events of modern history. Scholars and practitioners such as Simon Anholt, GeraldSussman, Jennifer Lees-Marshment and several others make up the main reference corpus for the literature under review. The article examines the authors' perspective on the interdependence of the term "national branding" with other categories of the knowledge sector in the field ofpolitical technologies, such as "public diplomacy," "political management," "soft power," etc. In addition, the article illustrates the bases of the concept under analysis, which exist in close proximity with such terms as "political reputation," "political image," and others. Finally, the author addresses the significance of the concepts consideredfor domestic political science and draws a conclusion as to the most promising place for it in the architecture ofpolitical analysis.

Key words: place marketing, nation branding, city branding, public diplomacy, political image, soft power.

Маркетинговые исследования мест в современной

политической мысли

Феномены «маркетинг мест», «территориальный брендинг» или «национальный брендинг» являются относительно новыми для академической науки. За последние десятилетия возникли различные подходы к их определению. Актуальность их изучения связана с возможностями влияния брендинговой активности на общественно-политическую жизнь, обеспечивающими осуществление административных функций в определенном государстве, реализацию мобилизационных методов и демонстрационных эффектов. Основной подход, предложенный политическим маркетингом, рассматривает аттракцию внимания потребителей к определенным территориальным образованиям, выступающим как некоторый товар1. Определение национального брендинга, брендинга мест и городов основано на понятии бренда. Одну из лучших интерпретаций предложил Даррен Г. Лиллекер. В сердце любого бренда он выделяет рациональное зерно, которое содержит такие системообразующие параметры бренда, как этос, идеологию и убеждения. Кроме того, ядро бренда окружено образованиями — некими кодами, которые, как правило, закреплены в конституции или заявлениях, миссии бренда, т.е. всевозможных программных документах. Функциями упомянутых кодов, в свою

1 Pike A. Brands and Branding Geographies. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2011; Commercial Nationalism: Selling the Nation and Nationalizing the Sell / Eds. Z. Volcic, M. Andrejevic. New York: Springer, 2016. Продвижение территории как товара посредством реализации маркетинговых технологий отмечено также в: Aronczyk M. Branding the Nation: The Global Business of National Identity. New York: Oxford University Press, 2013; Dinnie K. City Branding: Theory and Cases. London: Palgrave Macmillan, 2011.

очередь, являются определение коммуникативных границ, сферы политической деятельности, партийной организации и поведения, а также руководство всевозможными месседжами для трансляции бренда в публичную, внешнюю среду2.

Ввод в научный дискурс понятия «национальный брендинг» традиционно относится к началу 2000-х гг., когда признанный политический консультант в сфере международного маркетинга и опытный редактор публицистических журналов Саймон Анхольд употребил термин «брендинг мест»3. Позднее в одной из важнейших книг в области описания виртуальных форм неинституциональной политики «Конкурентная идентичность: новый бренд-менеджмент для стран, городов и регионов» он проанализировал такие ключевые категории в области маркетинговых форм политической коммуникации, как «бренд», «брендинг», «бренд-менеджмент» и др.4 Отметим, что исследователь придерживается широкого понимания национального брендинга и связывает его с конкурентной идентичностью, востребованной в маркетинге, менеджменте, государственном управлении и управлении территорией. Рассмотрев примеры брен-динга различных европейских городов и стран (Париж и Франция, Амстердам и Нидерланды), а также целых континентов (Африка), исследователь составил индекс региональных брендов для иностранных правительств, названный им индексом хороших стран.

С. Анхольд вводит такие смежные с брендингом мест категории, как общественная дипломатия, репутация страны, брендориенти-рованная политика, национальный образ, брендинг городов и др. Мультифункциональное назначение концепта конкурентной идентичности стран в первую очередь реализуется в феномене публичной дипломатии, имеющей много общего с бренд-менеджментом компаний5. В некоторых случаях публичная дипломатия практически отождествляется с конкурентной идентичностью. На сегодня, отмечает автор, наличествует тесное сотрудничество и интеграция между посольствами, культурными учреждениями, торговыми и туристическими организациями, а современные дипломаты часто содействуют развитию торговли, туризма, инвестиций и культуры6.

2 Lilleker D.G. Key Concepts in Political Communication. London: SAGE, 2006.

P. 43.

3 Anholt S. Foreword II The Journal of Brand Management. 2002. Vol. 9. No. 4. P. 229-239.

4 Anholt S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2006.

5 Ibid. P. 12.

6 Ibid. P. 13. Добавим, что Георг Зонди также рассматривает категорию брендинга государств в тесной связи с понятием «публичная дипломатия» (Szondi G. Public Diplomacy and Nation Branding: Conceptual Similarities and Differences. Hague:

Построение конкурентной идентичности является большой и сложной задачей. Практически нет ни одной области коммерческого маркетинга, которая приближается к ней по глубине и ширине охвата. Она включает разработку и продвижение национального и регионального туризма, внутренних инвестиций, рекрутинг и торговлю, брендинг экспорта, международные отношения и внешнюю политику, социальную и культурную политику, городское и экологическое планирование, экономическое развитие, членство в наднациональных органах, диаспоры, спорт, управление средствами массовой информации и многое другое7. При этом ключевым является выстраивание репутации, которая должна быть справедливой, правдивой, мощной, привлекательной и действительно полезной для экономических, политических и социальных целей страны, и которая честно отражает дух, гений и волю народа8. С. Анхольд обращает внимание на связь национального брендинга с имиджем государства, формирование которого требует много времени, поскольку складывается из клише и предрассудков9.

Корифей политического маркетинга, одна из самых продуктивных исследователей последнего десятилетия — Дженнифер Лиз-Маршмент называет политический маркетинг фундаментальной основой политической жизни10. Под национальным брендингом она понимает чрезвычайно важный феномен, позволяющий государствам успешно конкурировать с другими государствами путем привлечения инвестиций, увеличения туристических потоков и трудовой высококвалифицированной иммиграции11. Кроме того,

Netherlands Institute of International Relations "Clingendael", 2008). Ср.: Hayden C. The Rhetoric of Soft Power: Public Diplomacy in Global Contexts. Lanham: Lexington Books, 2012; Nye J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.

7 Anholt S. Competitive Identity... P. 16.

8 Ibid. P. 2.

9 Ibid. P. 40. Добавим, что притязаниями на важность имиджа и репутации в выстраивании брендинга государств отмечены исследования Стаси Заваттаро (Zavat-taro S.M. Cities for Sale: Municipalities as Public Relations and Marketing Firms. Albany: SUNY Press, 2013; Idem. Place Branding through Phases of the Image: Balancing Image and Substance. New York: Palgrave Macmillan, 2014).

10 Lees-Marshment J. et al. Global Political Marketing. London: Routledge, 2009; Idem. The Political Marketing Game. Basingstoke: Palgrave Macmillian, 2011; Routledge Handbook of Political Marketing I Ed. J. Lees-Marshment. Abingdon: Routledge, 2012; Lees-Marshment J., Wymer Jr. W.W. Current Issues in Political Marketing. Abingdon: Routledge, 2013; Lees-Marshment J. Political Marketing in the United States. Abingdon: Routledge, 2014; Idem. Political Marketing: Principles and Applications. Abingdon: Routledge, 2014; MarlandA., Giasson T., Lees-Marshment J. Political Marketing in Canada. Vancouver: UBC Press, 2012.

11 Lees-Marshment J. Political Marketing: Principles and Applications. Abingdon: Routledge, 2014. P. 310.

Дж. Лиз-Маршмент пишет о брендинге политических лидеров, кандидатов, партий и правительств, которые используют сегментацию, маркетинговые исследования, брендинг и связи с общественностью, чтобы выигрывать выборы или сохранять общественную поддержку12.

Мелисса Арончик в работе «Национальный брендинг: идентичность как глобальный бизнес», начатой еще в 2003 г., рассматривает опыт построения стратегии бренда и идентичности двенадцати стран13. В книге приведены кейсы кампаний по брендингу в Сирии — «Я за Сирию» («I'm from Syria»), Исландии — «Вдохновение Исландией» («Inspired by Iceland») и др. Основной функцией бренди-рованной территории является использование ее как технологии рационализации конфликтов, средства символической репрезентации для улучшения инвестиционного климата, имиджа определенного политического режима или страны в целом. В использовании различных знаний, средств и техник коммерческого брендинга заключается источник, во-первых, помощи странам по артикуляции более ясной идеи национальной идентичности; во-вторых, воодушевления граждан на служение ее национальным интересам; а в-третьих, поддержания лояльности внутри страны14.

Национальный брендинг может принимать формы символического насилия, что, по мнению Джеральда Суссмана, связано с пропагандой, как немаркетинговым средством политической коммуникации, интернационализацией капиталистических отношений и распространением принципов демократии через политико-технологическое продвижение и информационную экспансию ее ценностей по всему миру15. Ученый приходит к выводу, что на протяжении холодной войны, а также в 1990-е — начале 2000-х гг. США играли ключевую роль в дестабилизации режимов в таких странах, как Сербия, Украина, Грузия, в ряде стран Восточной и Центральной Европы и даже в государствах Центральной Азии, как, к примеру, Кыргызстан. Технологии систематической пропаганды

12 Ibid. P. 65.

13 Aronczyk M. Branding the Nation: The Global Business of National Identity. New York: Oxford University Press, 2013.

14 Ibid. P. 3. В русле этого же направления намечается ряд исследований, которые фокусируются на изучении феномена страны происхождения. К примеру, У. Джозеф обращается к теоретическим интерпретациям феномена товара, связанного с определенной страной-производителем ("Made in") на материале Германии (Joseph U.A. The "Made in Germany" Champion Brands: Nation Branding, Innovation and World Export Leadership. Farnham: Gower Publishing, 2014).

15 Sussman G. Branding Democracy: U.S. Regime Change in Post-Soviet Eastern Europe. New York: Peter Lang, 2010.

нашли наилучшее свое применение в ходе «цветных революций» и деструктивных социальных движений.

Дж. Суссман рассмотрел такие брендинговые кампании, как «Brand America» («Бренд Америка») — крупнейший пиар-проект за всю историю внешней политики США, «Shared Values Initiative» («Программа развития общих ценностей») — рекламная кампания, которая была сфокусирована на продвижении демократических ценностей на территории Среднего Востока, и др. Исследователь анализирует примеры различных стран, и в частности Южной Кореи, где был создан президентский совет по национальному брендингу.

В этом контексте упомянем также исследование Нади Каневой «Брендинг посткоммунистических стран: Маркетинг национальных идентичностей в "Новой" Европе», в котором рассматриваются Эстония, Болгария, Польша, Словения и другие страны Восточной Европы с помощью различных инструментов анализа по аудиту бренда16.

Последним и наиболее распространенным из направлений в области национального брендинга являются исследования в области брендинга городов. Первостепенное значение имеют исследования Хельмута Анхейера, Ари-Вейкко Анттиройко и др.17 Наличествует различная интерпретация феномена «брендинг городов», который соотносится как с брендингом мест18, так и с категорией «брендинг территорий»19. Выявляя проблему брендов как искаженной репрезентации реальности, Я. Ешуис и Е.-Х. Клийн указывают, что брендинг мест нередко сосредотачивается на позитивных аспектах города и легко скрывает некоторые суровые реалии городской жизни20. Янг Лей и Эдвард Виккерс на примере визуального образа Шанхая рассматривают вопросы построения идентичности и, в частности, обращают внимание, что архитектура старого Шанхая демонстрирует сущность муниципальной идентичности21.

16 KanevaN. Branding Post-Communist Nations: Marketizing National Identities in the "New" Europe. New York: Routledge, 2011.

17 AnheierH.K. Cultures and Globalization: Cities, Cultural Policy and Governance. London: SAGE Publications, 2012; AnttiroikoA.-V. The Political Economy of City Branding. Hoboken: Taylor and Francis, 2014; Dinnie K. City Branding: Theory and Cases. London: Palgrave Macmillan, 2011; Pasotti E. Political Branding in Cities: The Decline of Machine Politics in Bogotá, Naples, and Chicago. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

18 Ashworth G., Kavaratzis M. Towards Effective Place Brand Management: Branding European Cities and Regions. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2010.

19 Eshuis J., Klijn E.-H. Branding in Governance and Public Management. New York: Routledge, 2012. P. 24.

20 Ibid. P. 138.

21 Vickers E., Kumar K. Constructing Modern Asian Citizenship. Abingdon: Routledge, 2014. P. 223.

Между западной и отечественной исследовательскими практиками в целом наблюдается синонимия относительно концепта «маркетинг мест» и связанных с ним терминов. При этом в работах ведущих российских ученых намечается спецификация маркетинговых исследований в области политологии. В.А. Ачкасова, И.А. Быков и другие изучают брендинг в связи с исследованием политических коммуникаций22. Н.Н. Литвинов обращает внимание на важность поиска идентичности в построении и имплементации бизнес-стратегии регионов23. Научные изыскания Е.В. Василенко, Н.Н. Емельяновой и других сосредоточены на технологиях национального брендинга, используемых при формировании современного имиджа России24. Упомянутые исследователи одни из немногих в отечественной науке, кто стремится использовать широкое определение «национального брендинга», понимая под ним «...процесс целенаправленного воздействия на образ страны с помощью современных маркетинговых технологий. При этом акцент на технологии не должен загораживать эмоциональную сторону брендинга: ведь в результате важно создать бренд государства как знаковый политический символ, в котором будет отражено то общее эмоциональное чувство и та гордость за свою страну, которая сплачивает миллионы в единое целое»25. Разработка данной проблематики заставляет обращаться к технологическому аспекту феномена «национальный брендинг», который выражается в форме «мягкой силы»26.

В целом концепт «национальный брендинг» является популярным в отечественной науке. Вслед за западными исследованиями его принято соотносить с публичной дипломатией и другими феноменами эмоционально-чувственных отношений в политической коммуникации, однако в России практически отсутствуют оригинальные теории и такие интерпретации феномена, какие, к примеру, находим у западных ученых С. Анхольда, Дж. Суссмана и др. Подчеркивая принадлежность концепта сугубо гуманитарному знанию, отечественные ученые реже используют его в сфере политических технологий. Так, если в США и ряде западных стран национальный брендинг в целом используется в публичной дипломатии и политическом менеджменте, то в отечественной практике этот феномен

22 Ачкасова В.А. и др. Коммуникативные технологии в процессах политической мобилизации. М.: Флинта, 2016.

23 Литвинов Н.Н. Бренд-стратегия территорий. Алгоритм поиска региональной идентичности. Ч. 1-2 // Бренд-менеджмент. 2010. № 4. С. 244-255; № 5. С. 34-50.

24 Василенко И.А. и др. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта. М.: Международные отношения, 2013.

25 Там же. С. 21.

26 Медоева З.Г. и др. Образ России: дефицит «мягкой силы»? // Полис: Политические исследования. 2013. № 4. С. 88-99.

ограничен границами политических коммуникаций. Вместе с тем развитию этого концепта может способствовать расширенное использование национального брендинга в связи с публичной дипломатией и «мягкой силой».

Целевая аудитория национального брендинга

При анализе функциональной применимости маркетинга мест и национального брендинга одной из важных проблем является географический таргетинг политического влияния России и аудитории ее брендинговых коммуникаций27. Для решения этой задачи могут применяться несколько классификаций регионов и стран. Первая классификация основана на объективных критериях — типе политического режима, характере политических институтов, географическом положении (принадлежности к макрорегионам, положении в системе «центр — периферия»)28. Вторая классификация исходит из интересов политических игроков в собственном экономическом процветании и обеспечении национальной безопасности, поэтому ее можно назвать «субъективной»:

1. Интересы России.

1.1. Внутренние источники благосостояния и безопасности.

- Регионы Российской Федерации.

1.2. Внешние источники благосостояния и безопасности.

- Страны постсоветского пространства.

- Страны приоритетных бизнес-интересов России.

- Другие страны — партнеры России в отдаленных регионах.

2. Интересы других стран.

В этой классификации речь идет главным образом о потенциальных целевых группах стран, по отношению к которым Россия применяет свои стратегические брендинговые технологии по продвижению территории как символической ценности. Первой группой территорий являются субъекты Российской Федерации. Одним из наиболее актуальных примеров на данный момент является Крымский федеральный округ, который в то же время олицетворяет пограничный случай между двумя выделяемыми нами группами регионов — регионы России и постсоветские страны. Однако по причине воссоединения данной территории с Россией (в западной трактовке оно именуется аннексией) помещаем этот пример в текущую группу. Примечательной особенностью этого примера являются успешная имплементация брендинговой стратегии

27 О важности географического таргетинга см.: Flint C. Introduction to Geopolitics. Abington: Routledge, 2012.

28 См., например: Foster R. Introduction to Geopolitics: Second Edition // Space and Polity. 2015. Vol. 19. No. 2. P. 208-210.

по формированию авторитета России, добавление символической ценности имиджу страны и использование ряда других технологий. Также был реализован новый подход к разрешению конфликтов, когда вместо открытых военных действий применялись «мягкие» технологии информационных кампаний, контрпровокационные действия по недопущению использования вооруженных сил оппонентов. В предыдущих случаях, например, в Южноосетинском конфликте 2008 г., у России не было подобной возможности по использованию информационного, символического ресурса, так как военные действия следовали прежде информационного сопровождения.

Второй группой являются страны, которые можно охарактеризовать как находящиеся под опосредованным, косвенным или слабым политическим влиянием России, что предполагает одновременное влияние на них и других международных игроков. В первую очередь в эту группу входят страны постсоветского пространства. Некоторые из них испытывают значительное российское влияние, сотрудничают с Россией в политической (Молдова) и в военной сфере, размещают у себя российские военные базы (Приднестровье, Нагорный Карабах, Абхазия и Южная Осетия).

Интересен пример Армении, занимающей пограничное положение между разными группами стран. Существуют крепкие дружеские отношения между Россией и Арменией. Например, Армения является одной из точек системы ПРО Российской Федерации и принимает на своей территории военную базу России. Вместе с тем практика международной политики свидетельствует, что Армения также находится в зоне интересов других государств, в том числе Турции.

К этой группе также относятся европейские страны, поддерживающие интенсивные экономические отношения с Россией, в том числе потребители российских энергоресурсов. Во-первых, после присоединения Крыма, проведения новых трубопроводов и аннигиляции Украины как главного транзитера российского газа Россия получит доступ к рынкам Венгрии, Австрии, Сербии, Болгарии, Греции29. При этом дополнительную актуальность приобретет позитивное идеологическое влияние России и имплементация ею базовых маркетинговых принципов для поддержания статуса бизнес-партнера. Таким образом, эти страны могут оказаться в сфере политического влияния не только Европейского союза, но и России. Во-вторых, Россия оказывает влияние на страны Запад-

29 Korsunskaya D. Putin Drops South Stream Gas Pipeline to EU, Courts Turkey // Reuters. 2014. December 1. URL: http://www.reuters.com/article/us-russia-gas-gazprom-pipeline-idUSKCN0JF30A20141201

ной Европы30. Пророссийские позиции занимают такие политики, как Марин Ле Пен во Франции, Алексис Ципрас в Греции и Сара Вагенкнехт в Германии, что нередко приводит к обострению политической борьбы31.

Наконец, в этой группе стран могут оказаться опосредованные потребители Российских энергоресурсов или партнеры на дальних рубежах, например, в Арктическом регионе32.

Интересы других стран структурированы подобным образом. В первую очередь национальные интересы стран Европейского союза сосредоточены как на территории конкретных государств, так и на территории их политико-экономических партнеров. Затем ареал зоны интересов европейских стран охватывает дальние области, включая постсоветское пространство, со стабильно представленными на них российскими интересами. Здесь интересы различных геополитических игроков пересекаются. Наконец, отметим интересы США, которые охватывают зоны интересов России и Европейского союза.

Таким образом, значимость маркетинга мест для отечественной практикоориентированной политологической мысли связана с применением его технологий для достижения определенных политико-экономических целей. Хотя маркетинг мест чаще востребован при решении вопросов экономического развития, однако приобретает особую актуальность в современных условиях, когда внешнеполитическая деятельность России должна опираться на действенные методы восстановления зоны ее влияния. В ситуации депривации, вызванной ограничениями международной торговли и невозможностью получать блага в прежнем объеме, применение методов маркетинга мест, брендинга территорий позволит адаптироваться к внешней среде и осуществить рационализацию конфликтов.

В ситуации экстерриториальности партнеров поддержание уровня экономического партнерства и появление новых доходных источников как на международных рынках, так и внутри страны, безусловно, принесет политические выгоды, имиджевые приобретения, дополнительную электоральную базу для политического

30 Факт, что российская политика оказывает влияние на Европу, отмечается многими средствами массовой информации. См., например: Спецслужбам США поручили расследовать влияние России на европейские партии // Новая газета. 2016. 17 января. URL: http://www.novayagazeta.ru/news/1699410.html; Bender J. Putin Is Infiltrating European Politics with Shocking Effectiveness // Business Insider. 2014. December 9. URL: http://www.businessinsider.com/putin-is-infiltrating-europe-2014-12

31 Ср.: Нацфронт не получил большинство ни в одном регионе Франции // Россия сегодня. 2015. 13 декабря. URL: http://ria.ru/world/20151213/1341527604.html

32 Laruelle M. Russia's Arctic Strategies and the Future of the Far North. New York: M.E. Sharpe, 2014.

актора. Субъектам Российской Федерации использование технологий маркетинга мест, брендинга территории и поиска конкурентных сторон позволит выявить новые источники пополнения регионального бюджета, что важно для увеличения собственной доходной базы в условиях высокой конкуренции за федеральные ресурсы.

ЛИТЕРАТУРА

Ачкасова В.А. и др. Коммуникативные технологии в процессах политической мобилизации. М.: Флинта, 2016.

Василенко И.А. и др. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта. М.: Международные отношения, 2013.

Литвинов Н.Н. Бренд-стратегия территорий. Алгоритм поиска региональной идентичности. Ч. 1-2 // Бренд-менеджмент. 2010. № 4. С. 244-255; № 5. С. 34-50.

Медоева З.Г. и др. Образ России: дефицит «мягкой силы»? // Полис: Политические исследования. 2013. № 4. С. 88-99.

Нацфронт не получил большинство ни в одном регионе Франции // Россия сегодня. 2015. 13 декабря. URL: http://ria.ru/world/20151213/1341527604.html

Спецслужбам США поручили расследовать влияние России на европейские партии // Новая газета. 2016. 17 января. URL: http://www.novayagazeta.ru/ news/1699410.html

Anheier H.K. Cultures and Globalization: Cities, Cultural Policy and Governance. London: SAGE Publications, 2012.

Anholt S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2006.

Anholt S. Foreword // The Journal of Brand Management. 2002. Vol. 9. No. 4. P. 229-239.

Anttiroiko A.-V. The Political Economy of City Branding. Hoboken: Taylor and Francis, 2014.

Aronczyk M. Branding the Nation: The Global Business of National Identity. New York: Oxford University Press, 2013.

Ashworth G., Kavaratzis M. Towards Effective Place Brand Management: Branding European Cities and Regions. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2010.

Bender J. Putin Is Infiltrating European Politics with Shocking Effectiveness // Business Insider. 2014. December 9. URL: http://www.businessinsider.com/putin-is-infiltrating-europe-2014-12

Commercial Nationalism: Selling the Nation and Nationalizing the Sell / Eds. Z. Volcic, M. Andrejevic. New York: Springer, 2016.

Dinnie K. City Branding: Theory and Cases. London: Palgrave Macmillan, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dinnie K. Nation Branding: Concepts, Issues, Practice. Abingdon, Oxon: Rout-ledge, 2015.

Eshuis J., Klijn E.-H. Branding in Governance and Public Management. New York: Routledge, 2012.

Flint C. Introduction to Geopolitics. Abington: Routledge, 2012.

Foster R. Introduction to Geopolitics: Second Edition // Space and Polity. 2015. Vol. 19. No. 2. P. 208-210.

Hay den C. The Rhetoric of Soft Power: Public Diplomacy in Global Contexts. Lanham: Lexington Books, 2012.

Joseph U.A. The "Made in Germany" Champion Brands: Nation Branding, Innovation and World Export Leadership. Farnham: Gower Publishing, 2014.

Kaneva N. Branding Post-Communist Nations: Marketizing National Identities in the "New" Europe. New York: Routledge, 2011.

Korsunskaya D. Putin Drops South Stream Gas Pipeline to EU, Courts Turkey // Reuters. 2014. December 1. URL: http://www.reuters.com/article/us-russia-gas-gazprom-pipeline-idUSKCN0JF30A20141201

Laruelle M. Russia's Arctic Strategies and the Future of the Far North. New York: M.E. Sharpe, 2014.

Lees-Marshment J. et al. Global Political Marketing. London: Routledge, 2009.

Lees-Marshment J. Political Marketing in the United States. Abingdon: Routledge,

2014.

Lees-Marshment J. Political Marketing: Principles and Applications. Abingdon: Routledge, 2014.

Lees-Marshment J. The Political Marketing Game. Basingstoke: Palgrave Macmil-lian, 2011.

Lees-Marshment J., Wymer Jr. W.W. Current Issues in Political Marketing. Abing-don: Routledge, 2013.

Lilleker D.G. Key Concepts in Political Communication. London: SAGE, 2006.

Marland A., Giasson T., Lees-Marshment J. Political Marketing in Canada. Vancouver: UBC Press, 2012.

Nye J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.

Pasotti E. Political Branding in Cities: The Decline of Machine Politics in Bogotá, Naples, and Chicago. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

Pike A. Brands and Branding Geographies. Cheltenham: Edward Elgar Publishing,

2011.

Routledge Handbook of Political Marketing / Ed. J. Lees-Marshment. Abingdon: Routledge, 2012.

Sussman G. Branding Democracy: U.S. Regime Change in Post-Soviet Eastern Europe. New York: Peter Lang, 2010.

Szondi G. Public Diplomacy and Nation Branding: Conceptual Similarities and Differences. Hague: Netherlands Institute of International Relations "Clingendael", 2008.

Vickers E., Kumar K. Constructing Modern Asian Citizenship. Abingdon: Routledge, 2014.

Zavattaro S.M. Cities for Sale: Municipalities as Public Relations and Marketing Firms. Albany: SUNY Press, 2013.

Zavattaro S.M. Place Branding through Phases of the Image: Balancing Image and Substance. New York: Palgrave Macmillan, 2014.

REFERENCES

Achkasova, V. A. et al. Kommunikativnye tekhnologii vprotsessakh politicheskoi mobilizatsii. Moscow: Flinta, 2016.

Anheier, H. K. Cultures and Globalization: Cities, Cultural Policy and Governance. London: SAGE Publications, 2012.

Anholt, S. "Foreword," The Journal of Brand Management, Vol. 9, No. 4, 2002, pp. 229-239.

Anholt, S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2006.

Anttiroiko, A.-V. The Political Economy of City Branding. Hoboken: Taylor and Francis, 2014.

Aronczyk, M. Branding the Nation: The Global Business of National Identity. New York: Oxford University Press, 2013.

Ashworth, G., and Kavaratzis, M. Towards Effective Place Brand Management: Branding European Cities and Regions. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2010.

Bender, J. "Putin Is Infiltrating European Politics with Shocking Effectiveness," Business Insider, December 9, 2014, URL: http://www.businessinsider.com/putin-is-infiltrating-europe-2014-12

Dinnie, K. City Branding: Theory and Cases. London: Palgrave Macmillan,

2011.

Dinnie, K. Nation Branding: Concepts, Issues, Practice. Abingdon, Oxon: Routledge, 2015.

Eshuis, J., and Klijn E.-H. Branding in Governance and Public Management. New York: Routledge, 2012.

Flint, C. Introduction to Geopolitics. Abington: Routledge, 2012. Foster, R. "Introduction to Geopolitics: Second Edition," Space and Polity, Vol. 19, No. 2, 2015, pp. 208-210.

Hayden, C. The Rhetoric of Soft Power: Public Diplomacy in Global Contexts. Lanham: Lexington Books, 2012.

Joseph, U. A. The "Made in Germany" Champion Brands: Nation Branding, Innovation and World Export Leadership. Farnham: Gower Publishing, 2014.

Kaneva, N. Branding Post-Communist Nations: Marketizing National Identities in the "New"Europe. New York: Routledge, 2011.

Korsunskaya, D. "Putin Drops South Stream Gas Pipeline to EU, Courts Turkey," Reuters, December 1, 2014, URL: http://www.reuters.com/article/us-russia-gas-gazprom-pipeline-idUSKCN0JF30A20141201

Laruelle, M. Russia's Arctic Strategies and the Future of the Far North. New York: M.E. Sharpe, 2014.

Lees-Marshment, J. (ed.) Routledge Handbook of Political Marketing. Abingdon: Routledge, 2012.

Lees-Marshment, J. et al. Global Political Marketing. London: Routledge, 2009. Lees-Marshment, J. Political Marketing in the United States. Abingdon: Routledge,

2014.

Lees-Marshment, J. Political Marketing: Principles and Applications. Abingdon: Routledge, 2014.

Lees-Marshment, J. The Political Marketing Game. Basingstoke: Palgrave Mac-millian, 2011.

Lees-Marshment, J., and Wymer, Jr. W.W. Current Issues in Political Marketing. Abingdon: Routledge, 2013.

Lilleker, D. G. Key Concepts in Political Communication. London: SAGE, 2006. Litvinov, N. N. "Brend-strategiia territorii. Algoritm poiska regional'noi identich-nosti," Brend-menedzhment, 2010, No. 4, pp. 244-255; No. 5, pp. 34-50.

Marland, A.; Giasson, T., and Lees-Marshment, J. Political Marketing in Canada. Vancouver: UBC Press, 2012.

Medoeva, Z. G. et al. "Obraz Rossii: defitsit 'miagkoi sily'?" Polis: Politicheskie issledovaniia, No. 4, 2013, pp. 88-99.

"Natsfront ne poluchil bol'shinstvo ni v odnom regione Frantsii," Rossiia segodnia, December 13, 2015, URL: http://ria.ru/world/20151213/1341527604.html

Nye, J. S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.

Pasotti, E. Political Branding in Cities: The Decline of Machine Politics in Bogotá, Naples, and Chicago. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

Pike, A. Brands and Branding Geographies. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2011.

Sussman, G. Branding Democracy: U.S. Regime Change in Post-Soviet Eastern Europe. New York: Peter Lang, 2010.

Szondi, G. Public Diplomacy and Nation Branding: Conceptual Similarities and Differences. Hague: Netherlands Institute of International Relations "Clingendael", 2008.

"Spetssluzhbam SShA poruchili rassledovat' vliianie Rossii na evropeiskie partii," Novaia gazeta, January 17, 2016, URL: http:IIwww.novayagazeta.ruInewsI1699410. html

Vasilenko, I. A. et al. Imidzhevaia strategiia Rossii v kontekste mirovogo opyta. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia, 2013.

Vickers, E., and Kumar, K. Constructing Modern Asian Citizenship. Abingdon: Routledge, 2014.

Volcic, Z., and Andrejevic, M. Commercial Nationalism: Selling the Nation and Nationalizing the Sell. New York: Springer, 2016.

Zavattaro, S. M. Cities for Sale: Municipalities as Public Relations and Marketing Firms. Albany: SUNY Press, 2013.

Zavattaro, S. M. Place Branding through Phases of the Image: Balancing Image and Substance. New York: Palgrave Macmillan, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.