Научная статья на тему 'Маркетинг компании в кризисных условиях'

Маркетинг компании в кризисных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / КРИЗИС / КОМПАНИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / МЕТОДЫ / ПОЗИЦИЯ / МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умавов Юсуп Джанбекович

В данной статье рассматривается роль маркетинга компаний в условиях кризиса, изменения потребностей и появления новых потребителей. Изменение методов маркетинга, грамотная маркетинговая политика и правильное использование маркетинговых инструментов позволит компании найти выход из кризиса, поможет развитию бизнеса, оптимизации производства и привлечению крупных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг компании в кризисных условиях»

Маркетинг компании в кризисных условиях.

Аннотация: В данной статье рассматривается роль маркетинга компаний в условиях кризиса, изменения потребностей и появления новых потребителей. Изменение методов маркетинга, грамотная маркетинговая политика и правильное использование маркетинговых инструментов позволит компании найти выход из кризиса, поможет развитию бизнеса, оптимизации производства и привлечению крупных инвестиций.

Ключевые слова: маркетинг, кризис, компания, потребности, методы, позиция, маркетинговая политика, оптимизация, производство, инвестиции.

Umavov Yu.D. Company marketing in crisis conditions

Abstract: This article discusses the role of marketing companies in conditions of the crisis, change of needs and the emergence of new consumers. Change in marketing methods, marketing policy and the proper use of marketing tools will allow the company to find a way out of the crisis, will help business development, optimization of production and attract major investments.

Key words: marketing, crisis, company, needs, methods, position, marketing, optimization, production investment.

В современных условиях развития маркетинга можно с уверенностью утверждать, что его ждет большое будущее. Сегодня же от грамотного использования маркетинговых инструментов зависит успешность, пожалуй, любого проекта. И если говорить о кризисном маркетинге, то можно с уверенностью утверждать, что от квалификации маркетолога зависит способность компании, а значит, и её работников выжить в неблагоприятных для бизнеса условиях. Причем уже сейчас видны результаты работы специалистов в некоторых западных и, что особенно приятно, российских компаниях, которые позволили им укрепить свое присутствие в отдельных его сегментах[1]. В условиях экономического кризиса внимание к отделу маркетинга в компании, безусловно, повышается. Грамотный маркетинг - это залог долгосрочного процветания компании, и сэкономив сегодня на статье продвижения или маркетинговых исследованиях, можно потерять в будущем стратегическую долю на рынке и сдать позиции более дальновидным конкурентам. Именно грамотный маркетинг, правильное использование маркетинговых инструментов может в условиях кризиса найти пути для выживания и роста компании, оценить и, по возможности, снизить риски, а также грамотно использовать новые возможности, появляющиеся на рынке. Если компания диверсифицирована, то это большой плюс для устойчивости, ведь практически всегда падение в одном сегменте компенсируются ростом или, как минимум, стабильностью в другом. В этом случае задача отдела маркетинга заключается в своевременном отслеживании тенденций на рынке, их анализе и предоставлении рекомендаций по перераспределению ресурсов компании. Очень важно анализировать географию потребителей и инвестировать средства туда, где ситуация в данный момент более благоприятная.

В кризис появляются и новые потребности. Скажем, если покупатели в условиях роста экономики ориентировались на престиж и дизайн, то теперь для них более важными будут такие факторы, как долговечность и возможность экономии на расходных материалах. Роль маркетинга - определить эти изменяющиеся потребности и предложить именно то решение, которое сейчас нужно потенциальным клиентам, в кризисных условиях сохранить бренд и репутацию компании [2].

Однако, согласно цифрам, порядка 80% компаний в связи с финансовым кризисом сокращают бюджеты на маркетинг или планируют это сделать. В некоторых сферах бизнеса (например: строительство, банковское дело, автопроизводство, в страхование, туризм, ритейл) снижение расходов иногда достигает 100%. Продолжается сокращение затрат на маркетинг. Средств на коммуникации выделяется крайне мало: к примеру, затраты на рекламу в прессе уменьшились на 10%, реклама на телевидении - на 20%, бюджеты на проведение исследований в ряде компаний урезаны в среднем на треть. Каковы же альтернативы для решения маркетинговых задач при низких бюджетах? Чтобы выжить в сложившихся условиях, российские компании должны начать осваивать новые подходы и возможности взаимодействия со своим окружением, в котором они функционируют. Директорам по маркетингу придется заняться поиском иных, непривычных для российского общества каналов коммуникации, проверять и испытывать невостребованные в недалеком прошлом технологии. В сло-

Умавов Юсуп Джанбекович

К.э.н, доцент ДГУ Министр торговли, инвестиций и предпринимательства РД.

Г. Махачкала vusupum@mail.ru

жившейся ситуации ожидается разработка, апробирование и внедрение компаниями альтернативных маркетинговых стратегий, которые при меньших затратах обещают хороший эффект.

Изменение методов маркетинга - основная задача, которая поможет усилить позиции компании на рынке:

1. сокращение расходов на маркетинг (урезание бюджета на рекламу) - уменьшение расходов на продвижение, так как многие отделы маркетинга нацелены именно на продвижение продукции компании;

2. реструктуризация службы маркетинга - изменение организационной структуры отделов маркетинга, в том числе сокращение служб маркетинга по регионам;

3. изменение методов или инструментов маркетинга - основная задача, которая поможет усилить позиции компании на рынке. Маркетологи утверждают, что здесь акцент сместится на: отслеживание целевых аудиторий; формирование типов целевых аудиторий; определение новых сегментов и ассортимента; ценообразование и конкурентный анализ (в том числе, и конкурентная разведка); более активное использование средств интернета, позиционный маркетинг и др.

После чего последует перераспределение ресурсов. Таким образом, можно говорить о том, что роль отделов маркетинга заключается в том, чтобы помогать развитию бизнеса компаний, посредством совершенствования собственных подходов, инструментария и перераспределения ресурсов [3]. Кризис активно стимулирует психологическую готовность руководителей многих предприятий переходить на новые нестандартные для России методики работы, что, конечно, будет способствовать появлению новых возможностей для решения важных стратегических задач. И преодолеть все финансовые невзгоды удастся только тем игрокам рынка, которые сумеют правильно расставить приоритеты и грамотно выстроить свою маркетинговую политику. Можно говорить о том, что в России существенно возросла роль маркетинга в период, последовавший после кризиса августа 1998 г. Специалисты по маркетингу помогали руководителям найти пути выхода из кризиса, направления наиболее эффективного использования очень ограниченных ресурсов. В этом плане роль маркетинга даже может быть более существенной, чем в период стабильного развития. Применение маркетинга в значительной степени зависит от формы собственности и специфики организации управления конкретным предприятием. Частные, арендные, акционерные организации реагируют на требования рынка, обладают большими возможностями самостоятельного принятия решений по взаимосвязанным элементам комплекса маркетинга: номенклатуре, объему выпуска, цене, каналам товарорас-пределения, стимулированию сбыта и др., что органически необходимо для выработки и реализации политики в области маркетинга. Децентрализация принятия маркетинговых решений, практикуемая многими крупными зарубежными фирмами, также легче осуществляется в организациях, жестко не включенных в государственную структуру управления

Развитие маркетинга достигло определенной зрелости, когда каждая уважающая себя компания стала использовать маркетинговые инструменты, а ВУЗы и иные учебные заведения всерьез занялись подготовкой кадров для престижной и перспективной профессии. Таким образом, роль маркетинга в кризисе становится основополагающей. И только с помощью маркетинга можно оптимизировать производство, занять открывшиеся ниши и, что немаловажно, привлечь крупные инвестиции. Инвестиционный процесс, когда иностранные компании инвестировались в российские предприятия и производят свою продукцию на российских мощностях, это является безошибочным индикатором того, что в нас верят, верят в наш рынок и в серьезный потенциал развития. Когда Россия, используя западные инвестиции и технологические know-how, пройдя через очень непростой период становления рыночного хозяйства, войдет в новую фазу своего развития. И сможет занять положение сверхдержавы, используя, в том числе, и маркетинговые рычаги [1].

Литература

1. «Маркетинг России: мировая практика и российский опыт». Браверман А.А. - д.э.н., профессор, президент Российской ассоциации маркетинга, первый заместитель министра государственного имущества РФ. Материалы конференции РАМ. www.my-market.ru

2. Роль маркетинга в кризис. И.Полякова, директор департамента корпоративного маркетинга компании. 3M Russia. http://planetahr.ru

3. Роль маркетинга в кризис. Р.Кондратьева, младший консультант FMCG, Sales & Marketing компании АНКОР в Санкт-Петербурге. http://planetahr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.