Научная статья на тему 'Маркетинг как направляющая инновационного развития промышленных предприятий'

Маркетинг как направляющая инновационного развития промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1004
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ МАРКЕТИНГ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА / MARKETING INNOVATION / INDUSTRIAL MARKETING / INDUSTRY / INNOVATION / MARKETING FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гофман А. Е.

Рассматриваются теоретико-прикладные аспекты изучения маркетингового подхода к развитию инноваций на промышленных предприятиях. В частности, инновационная деятельность рассматривается не как отдельная функциональная область деятельности предприятия, а как одна из ключевых функций маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing as a guide of innovative development of industrial enterprises

The article deals with theoretical and applied approaches to the study of marketing approach to the development of innovation in the industry. In particular, innovation activity is studied as not as a single functional area of the activity in the company, but as one of the key functions of marketing.

Текст научной работы на тему «Маркетинг как направляющая инновационного развития промышленных предприятий»

ЭКОНОМИКА

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 337-341.

УДК 332 А.Е. Гофман

МАРКЕТИНГ КАК НАПРАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассматриваются теоретико-прикладные аспекты изучения маркетингового подхода к развитию инноваций на промышленных предприятиях. В частности, инновационная деятельность рассматривается не как отдельная функциональная область деятельности предприятия, а как одна из ключевых функций маркетинга.

Ключевые слова: маркетинг инноваций, промышленный маркетинг, промышленность, инновации, функции маркетинга.

В научной литературе, в особенности в иностранной, можно встретить достаточно большое количество определений термина «инновации». Если говорить точнее, их насчитываются сотни.

Первое «российское» упоминание термина появилось в 1991 году [1]. Термин изложен в письме, утвержденном Советом Министров РСФСР 19 апреля 1991 г. №14-448 и Министерством финансов РСФСР 14 мая 1991 г. №16/135, «Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности». Согласно документу, «инновационной (внедренческой) деятельностью считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации в виде готового товара на рынке» [2; 3].

По большому счету, «инновация» в российскую практику пришла благодаря заимствованию западной терминологии. И это не должно вызывать удивления - после распада Советского Союза именно заимствование стало «драйвером» построения новой экономической платформы развития государства.

Инновационная политика является важной составной частью государственной социально-экономической политики. Сегодня ведущим источником внедрения инноваций в России служат, в основном, передовые западные технологии. Однако и развитие собственного изобретательства, появление крупных изобретений также служит определяющим фактором инновационных процессов [4].

Для того чтобы более точно детерминировать теоретическую составляющую развития научного знания, приведем некоторые определения (см. табл.).

Инновации можно классифицировать по следующим признакам [5]:

1) значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);

2) направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);

3) место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);

4) глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);

5) разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);

6) масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);

7) место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);

© А.Е. Гофман, 2012

Ключевые определения термина «инновация» [5]

№ п/п Определение Источник

1 Инновация - это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий Санто Б. Инновация как средство..., 1990, с. 24.

2 Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент..., 1996, с. 10.

3 Инновация - это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия..., 1998, с. 8.

4 Инновация - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности Суворова А.Л. Инновационный менеджмент, 1999, с. 15.

5 Инновация есть результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими, либо дополнению уже имеющихся новыми Кокурин Д.И. Инновационная деятельность, 2001, с. 10.

6 Инновация (нововведение) - это результат практического или научнотехнического освоения новшества Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент, 2002, с. 12.

7 Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога Медынский В.Г. Инновационный менеджмент, 2002, с. 5.

8 Инновация понимается как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство. Понятие инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат Минниханов Р.Н., Алексеев В.В., Файзрахманов Д.И., Сагдиев М.А. Инновационный менеджмент..., 2003, с. 13.

9 Инновация есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городков А.Г. Инновационный менеджмент, 2003, с. 17.

10 Инновация как результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. Понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента... , 2004, с. 6.

11 Инновация - новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги) Кулагин А.С. Немного о термине..., 2004, с. 58.

12 Инновация представляет собой создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов Степаненко Д.М. Классификация инноваций..., 2004, с. 77.

13 Слово «инновация» выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними Аврашков Л.Я. Инновационный менеджмент, 2005, с. 5.

14 Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент, 2005, с. 15.

15 Инновации применительно к АПК - это новые технологии, новая техника, новые сорта растений, новые породы животных, новые удобрения и средства защиты растений и животных, новые методы профилактики и лечения животных, новые формы организации, финансирования и кредитования производства, новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и т. д. Шайтан Б.И. Инновации в АПК..., 2005, с. 207.

16 Инновация - вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли Волынкина Н.В. Правовая сущность..., 2006, с. 13.

17 В соответствии с международными стандартами (Руководство Фраскати - новая редакция документа, принятого ОЭСР в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, Статистика науки..., 1996, с. 30-31.

Окончание табл.

№ п/п Определение Источник

внедряемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам

18 Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности Концепция инновационной..., 1998.

19 Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. Современный экономический..., 1999, с. 136.

20 Инновация: 1. Нововведение, новшество. 2. Комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений и т. п.; модернизация Большой толковый..., 2003, с. 393.

21 Инновация - это новшество в производственной и непроизводственной сферах, в области экономических, социальных, правовых отношений, науки, культуры, образования, здравоохранения, в сфере государственных финансов, в финансах бизнеса, в бюджетном процессе, в банковском деле, на финансовом рынке, в страховании и т. д. Финансово-кредитный..., 2004, с. 367.

22 Инновация - получение больших экономических результатов за счет внедрения новшеств; суть прогрессивной стратегии развития организации государства в противовес бюрократическому типу развития Румянцева Е.Е. Новая экономическая..., 2005, с. 162

8) характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);

9) степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);

10) время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);

11) причина возникновения (реактивные, стратегические);

12) область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т. д.).

Под инновационной деятельность промышленного предприятия будем подразумевать действия, направленные на постоянное создание и распространение инноваций за счет реализации научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих предприятий, которые повышают конкурентоспособность предприятия и обеспечивают его долгосрочное и динамичное развитие.

Таким образом, инновационный потенциал промышленного предприятия будет представлять совокупность:

- продуктов, находящихся на разных стадиях разработки, освоения или расширения производства;

- финансовых, технологических, научно-технических и кадровых возможностей создавать, производить и совершенствовать продукцию;

- умений организовать разработку, производство, продажу товаров, лучших, чем у конкурентов, наиболее полно соответствующих настоящим и будущим требованиям покупателей, современную замену продуктов, не пользующихся спросом [6].

Маркетинг как элемент философии с одной стороны и как комплексная система

действий с другой (управленческий и функциональный маркетинг) [7; 8] может и должен являться «направляющей» инновационного развития промышленных предприятий. Развитие именно промышленности в большинстве случаев может вести к инновационному развитию экономик регионов страны. В подтверждение данной логики можно привести блок-схему, разработанную авторами (см. рис. 1).

Приведем некоторые комментарии к схеме.

Если условно разделить инновационный сектор на два блока - «инновации для отдельно взятого региона, города, компании и т. д.» и «принципиальные инновации глобального характера», то можно дать следующий комментарий. Глобальные новшества сегодня, как бы это ни было прискорбно, являются прерогативой крупных международных промышленных компаний (чаще объединений). Эти компании способны вкладывать значительные денежные средства в НИОКР, нанимать ведущих мировых и зарекомендовавших себя специалистов в разных областях, «самородков» и т. д. Предприятия РФ пока действуют по остаточному принципу (чаще встречается термин «догоняющему») и закупают технологии, которые уже «отработали» за границей. При этом для российской действительности этот способ «инновационного заимствования» является вполне продуктивным и имеющим место на существование.

При расссмотрении роли промышленного предприятия в экономике нельзя не упомянуть, что, по сути, промышленный рынок поддерживает функционирование всей экономики страны, предоставляя продукты и услуги, которые требуются заводам, офисам, правительственным учреждениям, больницам, университетам и другим по-

Производство

Реализация

Экономика

Финансы

Право

Кадры

Экономическая

безопасность

МАРКЕТИНГ

Инновационная деятельность как функция

- определение, на каком этапе ЖЦО организовывать инновационную деятельность;

- определение внешних условий влияния;

- определение способов внедрения инноваций и их коммерциализации и т. д.

Рис. 1

Конечный, готовый продукт

В2В В2В В2В В2С

Сырье ► Посредник ► Поставщик ► Производитель I > Оптовик I ► Розничный торговец ► Покупатель

----------------------------------------------------►

Повышение добавленной стоимости и цены Рис. 2. Транзакции, происходящие по логистической цепочке

ставщикам товаров и услуг. По приблизительным оценкам специалистов, масштаб финансовых операций в промышленном маркетинге, по меньшей мере, вдвое превышает денежный оборот в сфере потребительских покупок. Это объяснимо, если принять во внимание протяженность и сложность цепочки операций на промышленном рынке, предшествующих производству и продаже потребительского продукта,

- цепочки, начальным звеном которой является сырье, полученное с фермы, из леса, из шахты или океана, и которая почти всегда пересекает национальные границы в нескольких точках. Так как все производители зависят от других производителей товаров и услуг, эта цепочка является практически бесконечной [9].

В подтверждение можно привести одну из схем (см. рис. 2) [10].

Таким образом, за основу инновационного развития авторами были выбраны именно промышленные предприятия.

Деятельность большинства промышленных предприятий РФ можно условно разделить на производство, реализацию, экономику, финансы, право (юридические службы), кадры, экономическую безопасность. Связующим и двусторонним (философия + практическая деятельность) звеном в данной цепи функционального разделения может и должен служить маркетинг. Можно привести массу аргументов в пользу данной гипотезы, однако этому посвящено немало статей других авторов.

В качестве одной из функций (в различных областях комплекса маркетинга) маркетинга можно привести инновационную политику предприятия. Именно маркетинг благодаря комплексному взгляду на нужды и потребности потребителей на рын-

ке, на процессы производства и сбыта, на внутрикорпоративное межфункциональное взаимодействие способен:

- определять, на каком этапе жизненного цикла организации (ЖЦО) следует организовывать инновационную деятельность;

- участвовать в вопросах поиска источников финансирования инновационной деятельности;

- определять, консолидировать и сегментировать внешние условия влияния;

- определять способы внедрения инноваций в процесс;

- управлять процессом коммерциализации инноваций и т. д.

Таким образом, авторами данной статьи высказывается гипотеза о том, что именно маркетинг является отправной точкой инновационного процесса на предприятии (в частности, промышленном), что в свою очередь дает фундаментальную основу для развития инновационной экономики регионов и страны в целом.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Городов О. А. Правовая инноватика (правовое

регулирование инновационной деятельности).

СПб. : Юридическая книга, 2008.

[2] Казанцев С. В., Зубкова Е. В. Раскрытие

содержания понятия «инновационная деятельность в нормативно-правовых актах Рос-

сийской Федерации» // Инновации. 2011. № 10 (156).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Письмо. Инновационный совет при Правительстве Совета Министерств РСФСР, 19 апреля 1991 г. №14-448. Министерство финансов РСФСР, 14 мая 1991 г. №16/135. URL: http://www.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow_D ocumID_38749.html.

[4] Калужский М. Л. Проблема взаимодействия интересов при внедрении инноваций на региональном уровне // Роли инноваций в развитии регионов : тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф. Омск, 1999.

[5] Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. М. : Академия Естествознания, 2011.

[6] Макашева Н. П., Монастырный Е. А., Губин Е. П. Комплексная оценка инновационного потенциала промышленного предприятия : мет. рекоменд. Томск, 2004.

[7] Котлер Ф. Маркетинг менеджмент : пер. с англ. / под ред. С. Г. Божук. СПб. : Питер, 2006.

[8] Николайчук В. Е., Белявцев М. И. Промышленный маркетинг. Донецк : БАО, 2004.

[9] Уэбстер-мл. Ф. Основы промышленного маркетинга. М. : Издательский дом Гребенникова, 2005.

[10] Райт Р. B2B-Маркетинг : Пошаговое руководство : пер. с англ. / под ред. Г. О. Виноградовой. Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.