Научная статья на тему 'Маркетинг как элемент эффективного управления лечебным учреждением частного сектора здравоохранения (теоретический аспект вопроса)'

Маркетинг как элемент эффективного управления лечебным учреждением частного сектора здравоохранения (теоретический аспект вопроса) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА / CONCEPT OF MARKETING / СТРУКТУРА МАРКЕТИНГА / STRUCTURE OF MARKETING / ВЫБОР СТРАТЕГИИ / CHOICE OF STRATEGY / МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ / METHODS OF STRATEGIC EVALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеенко М.В., Расторгуева Т.И., Проклова Т.Н.

Представлен теоретический аспект применения маркетинга как эффективного элемента управления лечебным учреждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing as an element of effective management of a medical institution in the private healthcare sector (theoretical aspect of the problem)

The paper presents the theoretical aspect of using marketing as an effective element of health institution management.

Текст научной работы на тему «Маркетинг как элемент эффективного управления лечебным учреждением частного сектора здравоохранения (теоретический аспект вопроса)»

включает использование маркетинговых обзоров, а также результатов анкетирования посетителей клиники.

Успешному решению задач учета показателей качества медицинской компании может способствовать внедрение аналитических систем управленческого учета, в которых предусмотрена работа, как с финансовыми, так и нефинансовыми данными и медицинской статистической информацией.

Формирование планов деятельности медицинского учреждения целесообразно начинать с маркетинга - планов продаж медицинских услуг и формируемых на их основе бюджетов доходов. Реализация маркетинговых мероприятий, особенно в части продаж и коммуникаций, регулирования и контроля сбытовой деятельности, заключается в тесном взаимодействии с лечебными отделами, руководством компании и внешними контрагентами.

Литература

1. Гершун А., Горский М. Технология сбалансированного управления. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.

2. Иванов В.В., Богаченко П.В. Медицинский менеджмент. - М.: Инфра-М, 2009.

МАРКЕТИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ЛЕЧЕБНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЧАСТНОГО СЕКТОРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА)

М.В. Матвеенко*, Т.И. Расторгуева, Т.Н. Проклова**

Представлен теоретический аспект применения маркетинга как эффективного элемента управления лечебным учреждением.

Ключевые слова: концепция маркетинга; структура маркетинга; выбор стратегии; методы стратегической оценки.

The paper presents the theoretical aspect of using marketing as an effective element of health institution management.

Key words: the concept of marketing, structure of marketing, the choice of strategy, methods of strategic evaluation.

* Семейный медицинский центр ООО «ИММА-1»

** ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», г. Москва

Матвеенко Марина Валерьевна - главный врач, marina9300@mail.ru

Расторгуева Татьяна Ивановна - д.м.н., ведущий научный сотрудник, rasto@mail.ru

Проклова Татьяна Николаевна - к.м.н., старший научный сотрудник; tnproklova@mail.ru

Конец ХХ в. в России ознаменовался серьезными социально-экономическими изменениями, наиболее кардинальными среди которых являются разгосударствление всех сфер экономической жизни и переход от административных к экономическим методам управления, широкое внедрение рыночных отношений. В полной мере это относится к здравоохранению, как функциональной подсистеме общества.

В связи с этим, актуальным является внедрение в практику работы медицинских учреждений апробированной и получившей распространение во многих зарубежных странах концепции маркетинга.

По различным оценкам, в литературе встречается несколько тысяч определений маркетинга. Причем каждый ученый стремился выделить ту грань, которая была наиболее актуальна для его практической и научной деятельности в соответствующий временной период. Мы же будем придерживаться классического определения маркетинга, предложенного одним из крупнейших ученых в этой области - Ф. Котлером: "Маркетинг есть социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп, посредством создания, предложения и обмена товаров".

Под медицинским маркетингом необходимо понимать деятельность, направленную на получение полной информации о потребностях населения в различных видах медико-социальной помощи, обеспечивающей сохранение общественного здоровья.

Маркетинг в медицине - это комплексный процесс планирования, экономического обоснования и управления производством медицинских услуг, ценовой политики в области лечебно-диагностического процесса и профилактических мероприятий, продвижения услуг и товаров медицинского назначения к потребителям, а также управление процессом их реализации.

Иными словами, в маркетинге объединяются в единый технологический процесс практически все элементы лечебно-профилактической и фармацевтической деятельности [1].

Концепция маркетинга полагает, что залогом достижения целей производителей являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов способами [1].

Структура маркетинга включает 4 основных элемента: товары (услуги), сбыт, продвижение и цены.

В здравоохранении различают следующие виды маркетинга:

- маркетинг медицинских услуг (конкретных видов медицинской помощи - амбулаторная, стационарная);

- маркетинг организаций (медицинских учреждений - поликлиник, диспансеров, диагностических центров);

- маркетинг специалистов (популяризация ведущих врачей);

- маркетинг места (места расположения больницы, санатория в определенных географических зонах);

- маркетинг идей (идей хорошего здоровья, образа жизни и т.п.).

Основные функции и задачи медицинского маркетинга

Наиболее эффективное использование концепции маркетинга может быть достигнуто лишь при комплексном подходе, который предполагает его следующие функции:

- изучение и прогнозирование рынка медицинских услуг;

- изучение поведения пациентов;

- изучение спроса на медицинские услуги;

- изучение конкурентов, оказывающих аналогичные услуги;

- изучение наиболее эффективных каналов продвижения оказываемых

услуг.

Из перечисленных функций маркетинга вытекают его главные задачи:

1. Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков медицинских услуг, на которых будет оперировать учреждение, включая изучение деятельности конкурентов.

2. Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей услуг и товаров медицинского назначения.

3. Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг медицинского учреждения.

4. Формирование ассортиментной политики и стратегии ценообразования.

5. Сбыт продукции и услуг медицинского учреждения.

6. Рекламная деятельность учреждения, включая все ее виды и средства, а также формирование отношений с общественностью.

7. Сервис, включая все виды и формы обслуживания товарами, находящимися в эксплуатации у потребителей.

8. Разработка системы ответственности (как моральной, так и материальной) за произведенные товары или оказанные услуги перед потребителем.

Таким образом, маркетинг выступает с одной стороны, как чисто управленческая функция (исследование рынка, формирование стратегий и политик), а с другой - как область особого производства (сбыт, сервис, реклама).

Руководствуясь концепцией маркетинга, медицинские учреждения строят свою «производственную» деятельность с расчетом обеспечения удовлетворенности пациентов, получая доход благодаря именно «потребительской» удовлетворенности в медицинских услугах.

Основной целью внедрения эффективного управления в медицинском учреждении является обеспечение клиентов-пациентов клиники -качественной медицинской помощью.

Факторы, влияющие на выбор стратегии медицинского медучреждения

• Уровень заболеваемости населения.

• Достижения медицинской науки и развития технологии лечения и диагностики.

• Состояние рынка труда в отрасли здравоохранения.

• Политическая ситуация в стране.

• Уровень инфляции.

• Ставки налоговых и таможенных платежей.

• Поведение конкурентов.

• Состав возможных источников финансирования.

• Управленческая и медицинская квалификация персонала.

• Структура сильных и слабых сторон компании.

Прибыльность медицинского учреждения зависит от успеха

реализации мероприятий, оптимальным образом воздействующих на лечебно-диагностический процесс, процессы маркетинга, рекламы и взаимодействия с общественностью, финансирования, технической эксплуатации, мотивации персонала, безопасности, проектного развития,

снабжения и логистики. Воздействие на эти компоненты регулирует себестоимость медицинских услуг и уровень доходов предприятия. Для внедрения мероприятий, направленных на реализацию резервов эффективности медицинского бизнеса должно быть обеспечено комплексное стратегическое планирование. Для обоснованного выбора любой из указанных стратегий и ресурсного планирования требуется ответить на основные 3 вопроса:

«Какие медицинские услуги будут востребованы?».

«По какой цене можно будет реализовать медицинские услуги населению?».

«Какая технология требуется для их оказания и с какими затратами они будут связаны?».

Анализ, обосновывающий стратегию, осуществляется при помощи методов стратегической оценки. С этой зрения процесс разработки стратегии должен включать как минимум 3 этапа: 1) сбор внутренней и внешней информации по отношению к компании; 2) анализ вариантов и сценариев развития с выделением ключевых компетенций и целей; 3) формулирование стратегии медицинской организации [2].

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, подчеркнем, что современное медицинское учреждение - это сложная система, в деятельности которой гармонично переплетаются задачи получения максимального клинического эффекта и рационального использования доступных ресурсов. Реализация социально значимых приоритетов в стратегии работы ЛПУ должна быть подкреплена экономической привлекательностью его функционирования, что открывает широкие возможности и доступ к частным источникам финансирования для расширения масштабов деятельности, развития и внедрения перспективных медицинских технологий, роста качества медицинской помощи, и в конечном счете - повышения уровня жизни и комфортности проживания населения.

Литература

1. Астафьева Н.Г., Абызова Н.В., Белянко Н.Е., Боброва Л.В., Марон В.М., Савинов В.А., Удовиченко Н.А. Медицинский Маркетинг. Учебно-методическое пособие. -Саратов, 2000.

2. Иванов В.В., Богаченко П.В. Медицинский менеджмент. - М.: Инфра-М, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.