Научная статья на тему 'Маркетинг инвестиционных проектов'

Маркетинг инвестиционных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
546
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / МАРКЕТИНГ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT PROJECT / MARKETING / INVESTMENT PROJECT FINANCING / INVESTMENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татарченко Екатерина Игоревна

Каждая инвестиционная идея предприятия находится под угрозой. Для ее реализации нужно приложить немало усилий. Но наиболее важным является уделить достаточное внимание маркетингу инвестиционного проекта. В статье рассматривается необходимость его проведения. Ведь именно он способствует поиску «нужного» инвестора и эффективному воплощению идеи в жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT PROJECT MARKETING

Every investment idea of an enterprise is in jeopardy. To implement it, you need to make a lot of effort. But the most important thing is to pay enough attention to the marketing of the investment project. After all, it is he who contributes to the search for the “right” investor and the effective implementation of the idea.

Текст научной работы на тему «Маркетинг инвестиционных проектов»

Маркетинг инвестиционных проектов Investment Project Marketing

Татарченко Екатерина Игоревна

Студент 3 курса Факультет Маркетинг Самарский государственный экономический университет

г. Самара e-mail: kkateekk@ya.ru

Tatarchenko Ekaterina Igorevna

Student 3 term Faculty of Marketing Samara State University of Economics

Samara

e-mail: kkateekk@ya.ru

Научный руководитель Калимуллин Денис Маратович

Кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладного менеджмента Самарский государственный экономический университет

г. Самара e-mail:

Scientific adviser Kalimullin Denis Maratovich

PhD in Economics, Associate Professor, Department of Applied Management

Samara State University of Economics

Samara

Аннотация.

Каждая инвестиционная идея предприятия находится под угрозой. Для ее реализации нужно приложить немало усилий. Но наиболее важным является уделить достаточное внимание маркетингу инвестиционного проекта. В статье рассматривается необходимость его проведения. Ведь именно он способствует поиску «нужного» инвестора и эффективному воплощению идеи в жизнь.

Annotation.

Every investment idea of an enterprise is in jeopardy. To implement it, you need to make a lot of effort. But the most important thing is to pay enough attention to the marketing of the investment project. After all, it is he who contributes to the search for the "right" investor and the effective implementation of the idea.

Ключевые слова: инвестиционный проект; маркетинг; финансирование инвестиционного проекта; инвестиционная деятельность.

Key words: investment project; marketing; investment project financing; investment activities.

Новые возможности компании начинаются с формирования идеи, которая впоследствии приобретает формат инвестиционного проекта. Каждый проект требует определенных вложений. Однако предоставление финансовых ресурсов иногда не получается достичь, что влечет за собой некую степень риска невозможности осуществления проекта. Усложняет ситуацию то, что до недавнего времени у инвесторов и кредиторов появился неограниченный выбор инвестиционных возможностей и широкий доступ к иностранным рынкам. Поэтому может возникнуть проблема поиска инвестора. С целью решения данного вопроса прибегают к определенным методикам. Именно маркетинг является возможностью устойчивой реализации проекта и создает основу для адекватного управления проектом.

Маркетинг инвестиционных проектов включает в себя 4 этапа:

1. Определение сущности предложения, свойственные ему риски и разработка бизнес-плана;

2. Поиск целевой аудитории;

3. Продвижение инвестиционных проектов;

4. Доработка проекта, учитывая требования определенного инвестора.

Уже на этапе подготовки бизнес-плана могут появиться трудности. В большинстве случаев инициаторы уверены в том, что нет предложения лучше. А на практике они не хотят вкладывать собственные силы даже в грамотное оформление.

Для качественно разработанного инвестиционного проекта крайне важно четко и ясно сформировать бизнес-план, который впоследствии будет представлен партнерам, заинтересованных в инвестировании. Так как вкладчик может не являться специалистом по данной теме, и возможно некоторые аспекты ему будут непонятны. К тому же стоит помнить об основной цели всех поставщиков капитала, а именно о максимальной доходности с учетом риска. Поэтому анализ рисков на первом этапе также имеет значимую роль.

Поиск целевой аудитории в данном случае означает поиск возможных форм финансирования. Источники вложений разделены на три группы: собственные, заемные и привлеченные.

Рисунок 1. Источники финансирования инвестиционных проектов Самыми надежными являются внутренние средства предприятия. Однако многим компаниям не хватает собственных ресурсов, поэтому они используют другие две группы.

Заемные источники - денежные средства, взятые в займ на установленный период времени. Компания возвращает ресурсы частично с определенной процентной ставкой.

Привлеченные средства - финансы, предоставляемые фирме на постоянной основе от партнеров, заинтересованных в реализации инвестиционного проекта.

Рисунок 2. Преимущества и недостатки источников финансирования инвестиционных проектов

Перед тем, как исследовать рынок инвестиций, инициаторы проходят три стадии:

1. Определить размер необходимых ресурсов;

2. Разработать финансовую стратегию;

3. Сформулировать оперативный финансовый план.

На данном этапе фирма должна определить, какая именно категория инвесторов соответствует ее нуждам, и выяснить требования вкладчика. Предлагать вложиться в проект всем покупателям подряд может привести к большим расходам.

Руководителю рекомендуется знать все нюансы своего инвестиционного предложения. Необходимо знать все достоинства предложения. Для эффективного конкурирования за денежные ресурсы компания должна иметь убедительные доказательства того, что она является ценностным объектом для вложения.

Инвесторам следует представить преимущества проекта. Это можно сделать посредством анализа инвестиционной привлекательности. Он показывает:

• Точный объем необходимых ресурсов;

• Оценку рисков проекта;

• Сроки реализации;

• Уровень чистого дохода от инвестиции;

• Размер дополнительной чистой прибыли.

Инвестиционная привлекательность способствует убеждению вкладчиков в том, что выбран наиболее выгодный проект из альтернативных вариантов. Расчет инвестиционной привлекательности необходим для принятия решения о целесообразности осуществления данного предложения.

Также среди показателей привлекательности проекта можно выделить:

• Грамотное оформление бизнес-плана;

• Команда, заинтересованная в воплощении бизнес-идеи;

• Возможность использования разнообразных схем финансирования;

• Четко проработанная стратегия маркетинга.

После того, как целевой сегмент был установлен, начинается этап продвижения инвестиционного проекта на рынок. Это комплекс мероприятий, целями которых является создание спроса на проект и его доведение до конкретных инвесторов.

Часто компании уделяют недостаточное внимание продвижению своих инвестиционных предложений на рынок, что является одной из причин недостатка финансирования.

Трудность продвижения проектов в первую очередь вызвана его уникальностью. Каждое предложение индивидуально, что значительно усложняет суждение о привлекательности и эффективности его самого. Это приводит к обязательному проведению экспертизы потенциальным вкладчиком, которая дорого ему обходится. Также проблемы могут быть связаны с общим инвестиционным климатом государства, неразвитых инструментов принятия инвестиционных решений, проводимой индустриальной политикой и слабой инфраструктурой рынка инвестиций. От качества данных факторов зависит и успех продвижения проекта.

Порой фирмы считают, что самостоятельно справятся с данным этапом. Они обращаются за помощью окупаемости затрат в государственные органы, отечественные и иностранные коммерческие банки. Участвуют в различных выставках и конкурсах. Отправляют запросы в СМИ, чтобы последние разместили информацию о самой организации и ее проекте.

У некоторых компаний получается добиться финансирования собственными силами, а некоторые нуждаются в институциональной поддержке.

Хотя инвестиционные процессы во многом зависят от макроэкономических факторов: политическая обстановка страны, инфляция, налоговая политика и т. д., развитию общего инвестиционного климата способствуют посредники. Среди них выделяют государственные органы, которые публикуют каталоги проектов, создают различные фонды, предоставляют гарантии. Также существуют консультационные организации по содействию и развитию инвестиций. Их деятельность направлена на то, чтобы выявить инвестиционный потенциал фирмы, провести исследования и в итоге найти потенциальных инвесторов. Посредниками еще являются выставочные организации и средства массовой информации.

Заинтересованные в проекте вкладчики организовывают конкурсы различного уровня для выбора наиболее выгодного предложения. В пример можно привести областные конкурсы, которые проводились в 2019 году: «Инвестор года», «Инвестиционный проект года». Инвесторы также могут обратиться к независимым предприятиям с целью сбора дополнительной информации о разработчиках проекта. Это помогает оценить фирму и ее предложение объективно.

В дополнение к вышесказанному этап продвижения включает в себя осуществление переговорных процессов и подписывание соглашений о сотрудничестве полностью по всему проекту или по отдельным вопросам.

Последним этапом является доработка предложения предприятия. Нередко возникают случаи, когда проекты, даже победившие в конкурсе, не отвечают установленным требованиям и их нужно доработать. Чаще всего слабыми сторонами выступают маркетинговый и финансовый разделы.

К тому же инвесторы первое время после выбора проекта относятся к нему с осторожностью. За период налаживания взаимоотношений между фирмой и вкладчиком формируется доверие внутри сторон путем адаптации проекта к требованиям инвестора.

С каждым годом качество инвестиционных предложений растет, повышается их обоснованность. Но до сегодняшнего дня существует проблема того, что организации не полностью используют возможности маркетинга при работе на инвестиционном рынке. Хотя это остается наиважнейшим фактором для привлечения вложений в проект.

Список используемой литературы:

1. Котлер Ф., Картаджайя Х., Янг Д. Привлечение инвесторов. Маркетинговый подход к поиску источников финансирования : пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс. - 2009.

2. Бабаев М. Маркетинг инвестиционных проектов в строительстве // Журнал "ПРАВО и ЖИЗНЬ" 2010

3. Гулькова Е.Л., Казимирова Л.В. Инвестиционный маркетинг: приемы и методы реализации в финансовой политике организаций // Вестник университета. - 2016. - С. 110-115.

4. Патутина Н.А., Кривошеин Н.В. Продвижение инвестиционного проекта в рамках инновационной деятельности компании // Вестник евразийской науки. - 2015.

5. Ефимова Д.М., Маркетинг инвестиционного проекта как фактор устойчивого управления на предынвестиционном этапе // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - № 6. -2013.

6. Рыбкина Е.А. Инвестиционная привлекательность проекта: сущность и подходы к оценке // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, 2016. - С. 271-281.

7. Прокопьева, М. В. Оценка инвестиционной привлекательности инновационных проектов // Молодой ученый. — 2009. — № 2 (2). — С. 81-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.