УДК 338.48
Исмаилова Ф.Н.
к.э.н., доцент кафедры маркетинга и коммерции Дагестанский государственный университет народного хозяйства
(Россия, г. Махачкала)
МАРКЕТИНГ И ЛОГИСТИКА В УПРАВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКИМИ ФИРМАМИ
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению и изучению инструментов, обеспечивающих повышение эффективности управления туристической деятельностью и определению степени воздействия на развитие сферы туризма интегрированных маркетинговых и логистических технологий. Раскрываются факторы внешней и внутренней среды, снижающих туристическую привлекательность Дагестана.
Ключевые слова: туризм, маркетинговая концепция, логистическая концепция, туристский продукт, экономика региона.
На сегодняшний день туристическая отрасль имеет огромные перспективы развития. Туризм является источником доходов, как на микро, так и на макроэкономическом уровнях. Для Дагестана развитие туризма имеет особое значение в силу того, что становится одним из основных факторов создания дополнительных рабочих мест и обеспечения занятости населения. Доходы от сферы туризма способны активизировать развитие экономики за счет расширения и модернизации региональной инфраструктуры, поступления доходов в региональный бюджет через налоги и сборы, увеличения продажи местной промышленности и изделий народно-художественных промыслов, увеличения спроса на продукцию сельского хозяйства региона, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Таким образом туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития республики [1].
К сожалению, есть немало внешних и внутренних факторов, снижающих
туристическую привлекательность Дагестана. В первую очередь, это сформированный
55
средствами массовой информации негативный имидж региона, посещение которого небезопасно для туристов. Также существенно мешают развитию туризма в республике невысокий уровень сервисного обслуживания на туристических маршрутах и в местах отдыха, дефицит квалифицированных кадров, недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, высокая стоимость транспортной составляющей, слабое развитие материально-технической базы и неоправданная дороговизна проживания в отелях, пансионатах и санаториях.
Поэтому актуальной задачей является формирование эффективной системы управления в сфере туристического бизнеса. Руководителям туристических фирм необходимо спланировать свою деятельность таким образом, чтобы стало возможным своевременно реагировать на проблемы, возникающие в процессе работы фирм, предвидеть последствия управленческих решений, и в случае возникновения необходимости, быстро отреагировать и найти решение для задачи любой сложности [2]. В связи с этим видится возможным, а порой и необходимым использование инструментов маркетинга и логистики для эффективного управления туристической деятельностью.
На сегодняшний день для успешной организации сбыта туристических услуг недостаточно лишь создавать и отслеживать их высокое качество. Необходимо развивать рекламно-информационную деятельность субъектов туристического бизнеса на государственном уровне, разрабатывать новые туристические продукты, востребованные на региональном и национальном рынках туристических услуг, разрабатывать системы комплексного обслуживания туристов, создавать высокоэффективные интегрированные логистические системы товародвижения туристского продукта, разрабатывать стратегические направления деятельности и систему мотивации персонала,
Для создания привлекательного туристического имиджа и бренда Республики
Дагестан, необходимо принимать активное участие в международных и региональных
туристических выставках и форумах, публиковать статьи в СМИ и Интернет-порталах,
проводить активную работу в социальных сетях, необходимо создавать фильмы и
программы, рассказывающие о Дагестане не только как о живописном крае с обилием
59
культурных и исторических памятников, но и как о республике, где живут гостеприимные и доброжелательные люди. Туристы будут приезжать туда, где они уверенны в своей безопасности, где есть стабильность и спокойствие.
Широкое использование основных маркетинговых инструментов (создание имиджа, анализ предпочтений клиента, обеспечение тесного контакта с клиентами и др.) позволит туристическим фирмам достичь высокого уровня коммуникаций с реальными и потенциальными клиентами, будет оказывать непосредственное влияние на регулярность и частоту своего туристического продукта, способствовать их конкурентоспособному положению на рынке за счет создания и расширения круга лояльных клиентов, поможет выбрать верный курс ведения фирменной политики и сформировать имидж успешной туристической фирмы, предоставляющей качественный туристский продукт [3].
Наличие продуманной и хорошо спланированной клиентоориентированной маркетинговой стратегии, является обязательным элементом не только в хозяйственной деятельности отдельных туристических фирм, но и других координирующих и регулирующих органов и организаций.
Другим, не менее важным инструментом, обеспечивающим повышение эффективности управления туристической деятельностью, является использование логистики. Концепция логистики в туризме заключается в первую очередь в смене обособленной деятельности участников организации, продвижении и реализации туристической услуги в пользу интегрированной деятельности. Сущность концепции состоит в минимизации издержек на перевозку туристов и на продвижение туристической услуги от туроператора (продавца) до туриста (потребителя), а также улучшении качества обслуживания туристов (потребителей).
Внедрение и использование логистических технологий в индустрии туризма
позволяет сократить временные параметры продвижения материальных, финансовых и
информационных потоков, сократить время и повысить качество обслуживания
туристов, автоматизировать процессы учета и контроля материальных, финансовых и
информационных логистических потоков, сократить численность обслуживающего
персонала, организовать транспортное обслуживание туров с оптимальными
60
финансовыми и временными затратами, тем самым повышая интерес к туризму и предлагаемым туристским продуктам [2].
Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, о том, что использование инструментов маркетинга и логистики, способно обеспечить высокий уровень конкурентоспособности и эффективное функционирование туристического бизнеса в республике. В свою очередь, посредством мультипликативного эффекта, развитие индустрии туризма повлечет за собой и рост экономики региона, что свидетельствует о большой социальной-экономической значимости данной отрасли.
Список литературы:
М.Х. Абидов, Л.А. Борисова, Ф.Н. Исмаилова. Проблемы и перспективы развития туризма в Республике Дагестан//УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2019. № 1. С. 39-43. В.А. Казакова. Зарубежный опыт маркетинга и логистики в туристском бизнесе: диссертация кандидата экономических наук Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, 2007. http://economy-lib.com/zarubezhnyy-opyt-marketinga-i-logistiki-v-turistskom-
biznese#ixzz6fzqg3src
Е.А. Зеленко, С.С. Стеганец, А.А. Мышлакова. Маркетинг и логистика в управлении туристическим предприятием в условиях украинского кризиса//Туризм и гостериимство.2017. №2