Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГ И ЛОГИСТИКА В УПРАВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКИМИ ФИРМАМИ'

МАРКЕТИНГ И ЛОГИСТИКА В УПРАВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКИМИ ФИРМАМИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МАРКЕТИНГОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Исмаилова Ф.Н.

Статья посвящена рассмотрению и изучению инструментов, обеспечивающих повышение эффективности управления туристической деятельностью и определению степени воздействия на развитие сферы туризма интегрированных маркетинговых и логистических технологий. Раскрываются факторы внешней и внутренней среды, снижающих туристическую привлекательность Дагестана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГ И ЛОГИСТИКА В УПРАВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКИМИ ФИРМАМИ»

УДК 338.48

Исмаилова Ф.Н.

к.э.н., доцент кафедры маркетинга и коммерции Дагестанский государственный университет народного хозяйства

(Россия, г. Махачкала)

МАРКЕТИНГ И ЛОГИСТИКА В УПРАВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКИМИ ФИРМАМИ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению и изучению инструментов, обеспечивающих повышение эффективности управления туристической деятельностью и определению степени воздействия на развитие сферы туризма интегрированных маркетинговых и логистических технологий. Раскрываются факторы внешней и внутренней среды, снижающих туристическую привлекательность Дагестана.

Ключевые слова: туризм, маркетинговая концепция, логистическая концепция, туристский продукт, экономика региона.

На сегодняшний день туристическая отрасль имеет огромные перспективы развития. Туризм является источником доходов, как на микро, так и на макроэкономическом уровнях. Для Дагестана развитие туризма имеет особое значение в силу того, что становится одним из основных факторов создания дополнительных рабочих мест и обеспечения занятости населения. Доходы от сферы туризма способны активизировать развитие экономики за счет расширения и модернизации региональной инфраструктуры, поступления доходов в региональный бюджет через налоги и сборы, увеличения продажи местной промышленности и изделий народно-художественных промыслов, увеличения спроса на продукцию сельского хозяйства региона, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Таким образом туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития республики [1].

К сожалению, есть немало внешних и внутренних факторов, снижающих

туристическую привлекательность Дагестана. В первую очередь, это сформированный

55

средствами массовой информации негативный имидж региона, посещение которого небезопасно для туристов. Также существенно мешают развитию туризма в республике невысокий уровень сервисного обслуживания на туристических маршрутах и в местах отдыха, дефицит квалифицированных кадров, недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, высокая стоимость транспортной составляющей, слабое развитие материально-технической базы и неоправданная дороговизна проживания в отелях, пансионатах и санаториях.

Поэтому актуальной задачей является формирование эффективной системы управления в сфере туристического бизнеса. Руководителям туристических фирм необходимо спланировать свою деятельность таким образом, чтобы стало возможным своевременно реагировать на проблемы, возникающие в процессе работы фирм, предвидеть последствия управленческих решений, и в случае возникновения необходимости, быстро отреагировать и найти решение для задачи любой сложности [2]. В связи с этим видится возможным, а порой и необходимым использование инструментов маркетинга и логистики для эффективного управления туристической деятельностью.

На сегодняшний день для успешной организации сбыта туристических услуг недостаточно лишь создавать и отслеживать их высокое качество. Необходимо развивать рекламно-информационную деятельность субъектов туристического бизнеса на государственном уровне, разрабатывать новые туристические продукты, востребованные на региональном и национальном рынках туристических услуг, разрабатывать системы комплексного обслуживания туристов, создавать высокоэффективные интегрированные логистические системы товародвижения туристского продукта, разрабатывать стратегические направления деятельности и систему мотивации персонала,

Для создания привлекательного туристического имиджа и бренда Республики

Дагестан, необходимо принимать активное участие в международных и региональных

туристических выставках и форумах, публиковать статьи в СМИ и Интернет-порталах,

проводить активную работу в социальных сетях, необходимо создавать фильмы и

программы, рассказывающие о Дагестане не только как о живописном крае с обилием

59

культурных и исторических памятников, но и как о республике, где живут гостеприимные и доброжелательные люди. Туристы будут приезжать туда, где они уверенны в своей безопасности, где есть стабильность и спокойствие.

Широкое использование основных маркетинговых инструментов (создание имиджа, анализ предпочтений клиента, обеспечение тесного контакта с клиентами и др.) позволит туристическим фирмам достичь высокого уровня коммуникаций с реальными и потенциальными клиентами, будет оказывать непосредственное влияние на регулярность и частоту своего туристического продукта, способствовать их конкурентоспособному положению на рынке за счет создания и расширения круга лояльных клиентов, поможет выбрать верный курс ведения фирменной политики и сформировать имидж успешной туристической фирмы, предоставляющей качественный туристский продукт [3].

Наличие продуманной и хорошо спланированной клиентоориентированной маркетинговой стратегии, является обязательным элементом не только в хозяйственной деятельности отдельных туристических фирм, но и других координирующих и регулирующих органов и организаций.

Другим, не менее важным инструментом, обеспечивающим повышение эффективности управления туристической деятельностью, является использование логистики. Концепция логистики в туризме заключается в первую очередь в смене обособленной деятельности участников организации, продвижении и реализации туристической услуги в пользу интегрированной деятельности. Сущность концепции состоит в минимизации издержек на перевозку туристов и на продвижение туристической услуги от туроператора (продавца) до туриста (потребителя), а также улучшении качества обслуживания туристов (потребителей).

Внедрение и использование логистических технологий в индустрии туризма

позволяет сократить временные параметры продвижения материальных, финансовых и

информационных потоков, сократить время и повысить качество обслуживания

туристов, автоматизировать процессы учета и контроля материальных, финансовых и

информационных логистических потоков, сократить численность обслуживающего

персонала, организовать транспортное обслуживание туров с оптимальными

60

финансовыми и временными затратами, тем самым повышая интерес к туризму и предлагаемым туристским продуктам [2].

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, о том, что использование инструментов маркетинга и логистики, способно обеспечить высокий уровень конкурентоспособности и эффективное функционирование туристического бизнеса в республике. В свою очередь, посредством мультипликативного эффекта, развитие индустрии туризма повлечет за собой и рост экономики региона, что свидетельствует о большой социальной-экономической значимости данной отрасли.

Список литературы:

М.Х. Абидов, Л.А. Борисова, Ф.Н. Исмаилова. Проблемы и перспективы развития туризма в Республике Дагестан//УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2019. № 1. С. 39-43. В.А. Казакова. Зарубежный опыт маркетинга и логистики в туристском бизнесе: диссертация кандидата экономических наук Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, 2007. http://economy-lib.com/zarubezhnyy-opyt-marketinga-i-logistiki-v-turistskom-

biznese#ixzz6fzqg3src

Е.А. Зеленко, С.С. Стеганец, А.А. Мышлакова. Маркетинг и логистика в управлении туристическим предприятием в условиях украинского кризиса//Туризм и гостериимство.2017. №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.