Научная статья на тему 'Маркетинг формирования инвестиционной среды Приморского края'

Маркетинг формирования инвестиционной среды Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
649
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН "О ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГЕКТАРЕ" / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНФРАСТРУКТУРА ТЕРРИТОРИИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ПОРТО-ФРАНКО / РЕЙТИНГА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / УПРОЩЕНИЕ ВИЗОВОГО РЕЖИМА / THE LAW "ABOUT FAR EAST HECTARE" / AN INVESTMENT CLIMATE / A TERRITORY INFRASTRUCTURE / TAX PRIVILEGES / RTO-EX / A RATING OF INVESTMENT APPEAL / TERRITORY OF ADVANCING DEVELOPMENT / A MANPOWER / VISA REGIME SIMPLIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартышенко Наталья Степановна

Дальний Восток рассматривается как базисная территория, обеспечивающая экономические связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Для развития обширных территорий Дальнего Востока необходимо привлечь крупные инвестиции, в том числе, из-за рубежа. В последние годы в регионе складывался неблагоприятный инвестиционный климат, что показывают различные рейтинговые агентства. То есть начинать развитие региона приходится в сложных экономических условиях. Последние два года Правительство России занималось активным поиском механизмов улучшения инвестиционного климата региона. В этот период оформлялись новые институты развития региона, созданные по инициативе федерального центра и при участии региональных властей и бизнеса. В работе приводятся результаты маркетинговых исследований формирования инвестиционного климата в Приморском крае в связи с вводом в действие новых экономических механизмов. Для оценки перспектив развития инвестиционного климата региона дается краткая характеристика новых механизмов привлечения инвесторов, таких как «территория опережающего развития», «свободный порт», закон «о дальневосточном гектаре». Хотя новые законы только вступили в силу и все еще дорабатываются, достигнуты определенные результаты, что подтверждается конкретными инвестиционными проектами. Ряд важнейших проектов и оценки их вклада в развитие края приведены в работе. В заключении обозначены перспективы дальнейшего развития Приморского края в новых экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING OF FORMATION INVESTMENT ENVIRONMENT IN PRIMORSKI KRAY

The Far East is considered as the basic territory providing economic relations of Russia with the countries of Asian-Pacific region. For development of extensive territories of the Far East it is necessary to involve large investments, including, from abroad. Last years in region there was an adverse investment climate that various rating agencies show. That is, to begin region development it is necessary in difficult economic conditions. Last two years the government of Russia was engaged in active search of mechanisms of improvement of an investment climate of region. During this period new institutes of development of the region, created at the initiative of the federal centre and with the assistance of the regional authorities and business were made out. In work results of marketing researches of formation of an investment climate in Primorski kray in connection with commissioning of new economic mechanisms are resulted. For an estimation of prospects of development of an investment climate of region the short characteristic of new mechanisms of attraction of investors, such as «territory of advancing development», «free port», the law «about Far East hectare» is given. Though new laws only have come into force and are still finished, certain results that proves to be true concrete investment projects are reached. A number of the major projects and an estimation of their contribution to territory development are resulted in work. In the conclusion prospects of the further development of Primorski kray in new economic conditions are designated.

Текст научной работы на тему «Маркетинг формирования инвестиционной среды Приморского края»

08.00.05 УДК: 338.26

МАРКЕТИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СРЕДЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

© 2016

Мартышенко Наталья Степановна, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры

«Международный маркетинг и торговля» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Владивосток (Россия)

Аннотация. Дальний Восток рассматривается как базисная территория, обеспечивающая экономические связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Для развития обширных территорий Дальнего Востока необходимо привлечь крупные инвестиции, в том числе, из-за рубежа. В последние годы в регионе складывался неблагоприятный инвестиционный климат, что показывают различные рейтинговые агентства. То есть начинать развитие региона приходится в сложных экономических условиях. Последние два года Правительство России занималось активным поиском механизмов улучшения инвестиционного климата региона. В этот период оформлялись новые институты развития региона, созданные по инициативе федерального центра и при участии региональных властей и бизнеса. В работе приводятся результаты маркетинговых исследований формирования инвестиционного климата в Приморском крае в связи с вводом в действие новых экономических механизмов. Для оценки перспектив развития инвестиционного климата региона дается краткая характеристика новых механизмов привлечения инвесторов, таких как «территория опережающего развития», «свободный порт», закон «о дальневосточном гектаре». Хотя новые законы только вступили в силу и все еще дорабатываются, достигнуты определенные результаты, что подтверждается конкретными инвестиционными проектами. Ряд важнейших проектов и оценки их вклада в развитие края приведены в работе. В заключении обозначены перспективы дальнейшего развития Приморского края в новых экономических условиях.

Ключевые слова: закон «о дальневосточном гектаре», инвестиционный климат, инфраструктура территории, налоговые льготы, порто-франко, рейтинга инвестиционной привлекательности, территории опережающего развития, трудовые ресурсы, упрощение визового режима.

MARKETING OF FORMATION INVESTMENT ENVIRONMENT IN PRIMORSKI KRAY

© 2016

Martyshenko Natalya Stepanovna, candidate of economical science, associate professor, professor of the chair

International marketing and trade

Vladivostok state university of economy and service, Vladivostok (Russia)

Abstract. The Far East is considered as the basic territory providing economic relations of Russia with the countries of Asian-Pacific region. For development of extensive territories of the Far East it is necessary to involve large investments, including, from abroad. Last years in region there was an adverse investment climate that various rating agencies show. That is, to begin region development it is necessary in difficult economic conditions. Last two years the government of Russia was engaged in active search of mechanisms of improvement of an investment climate of region. During this period new institutes of development of the region, created at the initiative of the federal centre and with the assistance of the regional authorities and business were made out. In work results of marketing researches of formation of an investment climate in Primorski kray in connection with commissioning of new economic mechanisms are resulted. For an estimation of prospects of development of an investment climate of region the short characteristic of new mechanisms of attraction of investors, such as «territory of advancing development», «free port», the law «about Far East hectare» is given. Though new laws only have come into force and are still finished, certain results that proves to be true concrete investment projects are reached. A number of the major projects and an estimation of their contribution to territory development are resulted in work. In the conclusion prospects of the further development of Primorski kray in new economic conditions are designated.

Keywords: the law «about Far East hectare», an investment climate, an investment climate, a territory infrastructure, tax privileges, rto-ex, a rating of investment appeal, territory of advancing development, a manpower, visa regime

simplification.

Введение

Развитие Дальнего Востока России было названо президентом страны В. Путиным национальным

приоритетом на весь XXI век. Дальний Восток рассматривается как базисная территория, обеспечивающая экономические связи со странами Азиатско-

Тихоокеанского региона, которые показывают наивысшие показатели роста экономики в мире. В настоящее время развитие таких связей осложняется неразвитой инфраструктурой региона и сложной демографической ситуацией, вызванной низким качеством жизни населения. Более детальный анализ проблем, сказывающихся на качестве жизни населения Приморского края, представлен в работах [1, 2, 3].

Для развития обширных территорий Дальнего Востока необходимо привлечь крупные инвестиции. Потенциальные возможности для развития Приморского края описаны в работах [4, 5]. Масштаб проблемы слишком велик, чтобы при решении ее обойтись без привлечения зарубежных инвестиций. Важнейшей частью работы по развитию российского Дальнего Востока является укрепление партнерства с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом регионе концентрируются крупнейшие страны-инвесторы: Китай, Южная Корея и Япония. Для привлечения крупных инвесторов необходимо создать привлекательные условия и обеспечить гарантии их выполнения. Привлекательность территории для бизнеса определяется инвестиционным климатом.

Инвестиционный климат - совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска (рис. 1).

Материалы и методы оценки инвестиционного климата страны и региона

Прежде чем перейти к оценке перспектив развития Приморского края после ввода новых механизмов стимулирования инвесторов рассмотрим общую

характеристику инвестиционного климата России и регионов.

В настоящее время инвестиционный климат в России в целом оценивается большинством мировых рейтинговых агентств как неблагоприятный. Например, по результатам исследований, проведенных Гамбургским институтом мировой экономики совместно с аудиторской компанией BDO, был составлен мировой рейтинг инвестиционной привлекательности 2015 года. Россия в этом рейтинге занимает всего лишь 100-е место из 174. Беларусь в 2015 году в этом рейтинге заняла 85-е место, Молдова - 87-е место, Украина - 89-е [6]. В оценках международных рейтинговых компаний часто присутствует и политическая составляющая. Трудно согласиться с более высокой оценкой рейтинга инвестиционной привлекательности Украины по сравнению с Россией.

Свои рейтинги и прогнозы по развитию экономической ситуации дает множество международных компаний. Среди наиболее авторитетных компаний можно назвать такие компании: Economist Intelligence Unit (EIU), Control Risks Group (CRG), International Country Risk Guide (ICRG), Institutional Investor (II) и другие. Различные компании для оценки рейтингов используют различные модели и показатели. Списки оцениваемых стран тоже отличаются. В силу этого данные, полученные различными рейтинговыми агентствами, нельзя считать сопоставимыми.

Инвестицио нный потенциал

Инвестиционный риск

Рисунок 1 - Структура инвестиционного климата в регионе

Для расчета оценки инвестиционного климата - простота регистрации предприятий внутри

страны чаще всего учитываются следующие показа- страны;

тели: - беспрепятственность в оформлении прав соб-

ственности;

- степень развития кредитования;

- фискальная политика;

- участие в мировых торговых операциях;

- беспрепятственность в ликвидации экономических объектов;

- простота получения разрешений на возведение промышленных и жилых объектов;

- беспрепятственное подключение к коммуникациям.

Дальний Восток и Приморский край с позиций зарубежных инвесторов не отличаются от России в целом, а зачастую оцениваются еще хуже, поскольку

в регионе существует множество собственных специфических проблем, которые не способствуют развитию бизнеса.

Различные рейтинговые агентства и консалтинговые фирмы проводят опросы предпринимателей с целью выявления препятствий, сдерживающих инвестиции в экономику России. Результаты опроса, произведенного центром содействия ВЭД, приведены на рисунке 2. Оценка структуры зон риска зарубежных инвесторов в российский бизнес, полученная в результате исследований, проведенных компанией Detail-Communications, представлена на рисунке 3.

Рисунок 2 - Результаты опроса на тему «Трудности, барьеры, риски и страхи, с которыми сталкиваются компании при ведении бизнеса в России» (данные центра содействия ВЭД)

По данным различных опросов, наибольшее значение имеет «политический риск». Термин «политический риск» широко распространен в международной академической литературе, а также в практике международного бизнеса. Это специфический термин, который определяется следующим образом: «политический риск» - возможность политико-

административных решений (или отсутствие таковых) и политико-социальных событий в стране, которые способны негативно отразиться на планах компании в форме потери прибыли или недополучении планируемой прибыли. Другими словами, под политическим риском зарубежные инвесторы понимают непредсказуемость действий Правительства России.

Рисунок 3

- Результаты опроса зарубежных инвесторов по оценке зон риска в российском бизнесе, представленные компанией Detail-Communications

«Политический риск» инвестиций в Россию -это миф, навеянный западной пропагандистской машиной. На самом деле наибольшее беспокойство у зарубежных инвесторов вызывает отношение к России правящих элит ряда стран в связи с ее независимой международной политикой. Независимая политика, в первую очередь, раздражает США. Вслед за США выступают страны-союзники США, которые практически по всем политическим вопросам единодушны в своей позиции. То есть инвесторов может беспокоить не непредсказуемость России, а непредсказуемость США. Неизвестно, где еще они надумают затеять очередную провокационную компанию, на которую вынуждена будет реагировать и Россия. А Россия, наоборот, становится все более и более предсказуемой, последовательно отстаивая свои интересы.

Такой сдерживающий фактор, как «политические риски», - весьма распространенная характеристика инвестиционного климата для многих стран мира. Например, в отчетах Многостороннего Агентства по Гарантиям Инвестиций (MIGA) отмечается, что, по мнению международных инвесторов, «политический риск» является основным препятствием на пути инвестирования в страны с развивающимися экономиками.

Недооценивать Россию сейчас легко. Действительно, динамика поступления прямых иностранных

инвестиций в Россию в последние годы имеет отрицательную тенденцию. По данным рейтингового агентство ЯАЕХ (Эксперт РА), впервые после дефолта 1998 года инвестиционные риски регионов увеличиваются два года подряд, а темпы их роста становятся только выше (рис. 4). Инвестиции в основной капитал в среднем по регионам в 2015 году сократились на 2,7 %, упав в 39 субъектах РФ, и находятся на минимальном уровне за последние 10 лет. В докладе Банка России о денежно-кредитной политике отмечено, что в первом квартале 2016 года падение инвестиций в основной капитал составило 5-7 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. По данным Министерства экономического развития уже во втором полугодии 2016 г. ожидается разворот инвестиционного цикла в сторону роста.

Но при внимательном рассмотрении оценок различных рейтинговых агентств можно усмотреть много двусмысленных трактовок. Поэтому мы, конечно, должны интересоваться рейтинговыми оценками зарубежных консалтинговых компаний, но полностью полагаться на них не стоит.

Рисунок 4 - Динамика изменения объемов инвестиций в основной капитал

Например, не лишены оптимизма опросы иностранных компаний, работающих в России, проведенные компанией Ernst & Young (рис. 5, рис. 6). Зарубежные предприниматели, которые наблюдают процесс изнутри, замечают, что инвестиционный климат в России имеет тенденцию к улучшению.

В последние годы оценку национальных рейтингов состояния инвестиционного климата в субъектах РФ начало производить Агентство стратегических инициатив. В рейтинге учитываются 50 показателей, которые сгруппированы в 18 факторов. Факторы являются характеристиками 4-х направлений [7]:

1. Регуляторная среда (сроки и количество процедур для регистрации предприятий, получения разрешений на строительство, подключение к электросетям).

2. Институты для бизнеса (эффективность работы организационных и информационных механиз-

мов поддержки бизнеса, степень административного давления).

3. Инфраструктура и ресурсы (качество территориального планирования, дороги и телекоммуникации, доступность трудовых ресурсов).

4. Поддержка малого предпринимательства.

Рисунок 5 - Оценка деятельности региональных органов власти в области развития инвестиционного климата (по

данным компании Ernst & Young)

Приведем еще один положительный пример рейтинговой оценки России. В рейтинге стран по удобству для ведения бизнеса (Doing Business) за 2015 год, который каждый год составляет Всемирный банк, Россия поднялась с 62-й позиции на 51-ю. Ежегодное исследование Doing Business оценивает 10 показателей, которые важны для предпринимателей с точки зрения комфортности условий для работы бизнеса. В рейтинге, например, учитываются простота получения разрешений регистрации компаний, защита прав собственности и доступности кредитов. По

итогам 2015 года в России улучшились сразу 5 показателей. Наиболее заметный сдвиг произошел по позиции подключения к электросетям. В последнее время произвести подключение к электросетям стало проще и дешевле. Кроме того, за год стало гораздо быстрее зарегистрировать бизнес и открыть корпоративный банковский счет. Заметим, что в 2011 году Россия в рейтинге Doing Business занимала 120-е место. То есть за последние четыре года Россия поднялась в рейтинге почти на 70 позиций.

Рисунок 6 - Планирует ли Ваша компания расширять свое присутствие в России и ее регионах и/или увеличить

объем инвестиций в ближайшие два года

В настоящее время тема научного обоснования путей улучшения инвестиционного климата в стране является одной из самых обсуждаемых в научных

публикациях по экономике. Данная проблема рассматривается в работах [8-14]. Значительное количество публикаций посвящено анализу ситуации в кон-

кретных регионах. Региональные особенности формирования инвестиционного климата описаны в работах [15-18]. В связи с новыми решениями Правительства по ускоренному развитию Дальневосточного региона заметно возросло количество научных публикаций, посвященных экономическому анализу ситуации в данном регионе. Проблема привлечения инвестиций в экономику Приморского края рассматривается в работах [19-21].

В настоящей работе предлагается рассмотреть изменения инвестиционно климата в Приморском крае в свете последних решений Правительства по предоставлению льготных условий для ведения бизнеса в регионе. В связи с этим перед руководством края стоят задачи в сжатые сроки запустить новые механизмы, стимулирующие предпринимателей к активным действиям. Но чтобы оценить динамику развития процесса формирования привлекательного для инвесторов инвестиционного климата в Приморском крае, целесообразно дать краткую характеристику позиций, с которых приходится начинать работать в этой сфере. То есть определим точку отсчета, с которой начинается новая эра в формировании инвестиционного климата в Приморском крае.

Среди российских исследований рейтингов инвестиционной привлекательности регионов России наиболее длинный ряд имеет Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Это агентство уже 20 лет ежегодно публикует в журнале «Эксперт» результаты аналитических исследований по оценке рейтингов инвестиционной привлекательности регионов России [22]. В оценке рейтинга участвует 91 регион России. Данные публикуемых рейтингов позволяют произвести сравнение преимуществ и недостатков инвестиционного климата субъектов федерации, выработку предложе-

ний для дальнейшей деятельности региональных властей по улучшению позиций своих регионов в рейтинге.

В качестве составляющих инвестиционного климата в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов «Эксперт РА» используются две интегральные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Инвестиционный потенциал - количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион. Инвестиционный потенциал региона складывается из девяти частных потенциалов. Каждый из них, в свою очередь, хаактеризуется целой группой показателей.

Инвестиционный риск - характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической и криминальной ситуации. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. В настоящее время рассчитываются следующие шесть показателей риска.

В соответствии с исследованиями компании «Эксперт РА» за двадцать лет наблюдений Приморский край чаще всего имел низкие оценки инвестиционной привлекательности (3В1 - «пониженный потенциал - умеренный риск» и 3С1 - «пониженный потенциал - высокий риск»). Такие оценки регион получал 11 раз из 20 (табл. 1).

№ Шифр Содержание рейтинга Периоды достижения рейтинга

1 1А Высокий потенциал - минимальный риск

2 1В Высокий потенциал - умеренный риск

3 1С Высокий потенциал - высокий риск

4 2А Средний потенциал - минимальный риск 1997 г.

5 2В Средний потенциал - умеренный риск 1998-2001 гг.; 2003 г.; 2010 г.

6 2С Средний потенциал - высокий риск 2002

7 ЗА Низкий потенциал - минимальный риск

8 3В1 Пониженный потенциал - умеренный риск 2005-2007 гг.; 2009 г.; 2011-2015 гг.

9 3С1 Пониженный потенциал - высокий риск 1996 г.; 2004 г.; 2008 г.

10 3В2 Незначительный потенциал - умеренный риск

11 3С2 Незначительный потенциал - высокий риск

12 3Б Низкий потенциал -экстремальный риск

Таблица 1 - Динамика рейтинга инвестиционной привлекательности Приморского края по оценкам «Эксперт РА»

Инвестиционную привлекательность региона характеризует ежегодный рейтинг «Где делать бизнес», оцениваемый экспертами делового журнала «Генеральный директор». Привлекательные для развития бизнеса регионы России выбираются по ряду важных критериев, без которых не может осуществляться предпринимательская деятельность. В рейтинге учитываются: наличие нужного количества рабочей силы нужной квалификации; спрос на товары повседневного и длительного пользования: общее состояние экономики в регионе; налоговая политика субъекта. Кроме того анализируется существующая и планирующуюся инфраструктура - наличие помещений под производства и цены на них, а также сеть дорог и коммуникаций. В соответствии с рейтингом «Где делать бизнес в 2015 году» Приморье занимает 40-е место из 82 возможных. За год край не только не повысил свой рейтинг, а даже сместился на одну позицию ниже [23].

В настоящее время наиболее авторитетными считаются оценки рейтингов, предоставляемые «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Агентство стратегических инициатив - российская автономная некоммерческая организация, созданная Правительством России для

реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах.

Впервые Агентство стратегических инициатив представило оценки рейтингов регионов России в 2014 году. Тогда для апробации новой национальной рейтинговой модели оценки инвестиционного климата был отобран 21 регион. Среди отобранных регионов Приморскому краю было отведено последнее 21 -е место (табл. 2).

Для расчета рейтингов в 2015 году были привлечены более 200 тысяч предпринимателей. Для расчета рейтинга было использовано 45 индикаторов. Приморский край в последнем рейтинге занял 48 место из 76-и оцениваемых субъектов. За год было достигнуто некоторое улучшение позиции по сравнению с 2014 годом, но никак не соответствует ожиданиям в связи с мерами, предпринимаемыми по улучшению инвестиционного климата в регионе. Среди позитивных изменений эксперты отмечают сокращение сроков на: подключение к электросетям (нижняя граница поднялась с 230 до 163 дней); получения разрешений на строительство (с 365 до 262 дней); регистрацию юридических лиц (с 23 до 16) и регистрацию прав собственности (с 67 до 36 дней).

Таблица 2 - Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации _(оценки Агентства стратегических инициатив 2014 года)_

Итоговый рейтинг Направление А: Регуляторная среда Направление Б: Институты для бизнеса Направление В: Инфраструктура и ресурсы Направление Г: Поддержка МСП

1 Калужская область I 1 1 1 1

2 Ульяновская область I 2 1 4 1

3 Красноярский край I 1 2 1 3

4 Республика Татарстан I 2 3 2 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Костромская область I 2 2 3 2

6 Тульская область II 2 2 3 3

7 Краснодарский край II 1 4 2 4

8 Томская область II 3 4 3 2

9 Алтайский край II 3 1 4 5

10 Владимирская область Ш 4 3 3 4

11 Ростовская область Ш 3 4 2 5

12 Челябинская область Ш 4 4 3 2

13 Ленинградская область Ш 5 1 2 5

15 Самарская область IV 4 4 5 1

16 Хабаровский край IV 5 3 3 3

17 Москва IV 5 3 2 4

14 Республика Саха (Якутия) IV 5 4 3 1

18 Свердловская область V 4 5 2 4

19 Ставропольский край V 4 5 4 2

20 Санкт-Петербург V 5 5 2 3

21 Приморский край V 5 5 5 5

Большая работа по оценке социально-экономического состояния регионов Дальнего Востока производится экспертами проекта «Дальневосточные рейтинги». Можно выделить, например, рейтинг регионов Дальнего Востока по уровню коррумпированности органов муниципальной и государственной власти. В общей сложности, в результате работы прокуратуры за 2014 год в Приморском крае, выявлено 7 867 нарушений антикоррупционного законодательства. В Приморье на одну тысячу государственных и муниципальных служащих приходится 226 нарушений антикоррупционного законодательства. К дисциплинарной ответственности привлечены 2 235 человек. При этом возбуждено всего 23 уголовных дела. Эти данные согласуются с результатами исследования Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки» движения «Ассоциация адвокатов России за права человека» об уровне коррупции в России в период за 2013-2014 годы. Приморский край в федеральном антирейтинге занял «почетное» третье место после Москвы и Московской области.

Одной из основных мер повышения инвестиционного климата в крае должно стать повышение конкурентоспособности отраслей экономики региона. Решение проблем развития края зависит от того, насколько слаженной будет работа власти и бизнеса. Власти должны больше прислушиваться к мнению бизнеса. Очень важна открытая и честная политика властей. За многие годы власти во многом утратили доверие и населения, и бизнеса. Край в настоящее время остро нуждается в развитии нового бренда территории. Необходимо улучшение работы контролирующих органов - таможни, пограничной службы. Они первые встречают иностранцев, планирующих работать в крае. Работа этих органов в настоящее время совершенно не отвечает международному уровню и просто пугает иностранных бизнесменов.

В настоящее время главными сдерживающими факторами можно признать административные барьеры для работы бизнеса. Кроме того, на инвестиционной привлекательности региона негативно отражается сочетание на Дальнем Востоке таких факторов как преобладание больших незаселенных территорий с плохо развитой инфраструктурой и сложными климатическими условиями. Эти факторы повышают издержки для вложений в основной капитал, трудовые ресурсы, транспортные расходы. То есть необходимо создать такие привлекательные условия для бизнеса, которые смогли бы преодолеть все сдерживающие барьеры.

Для необратимости эволюции процессов развития Дальневосточного региона необходимо переориентировать экономику от добычи природных ресур-

сов на глубокую переработку. Особое внимание должно быть уделено развитию инфраструктуры.

Результаты применения механизмов формирования привлекательного инвестиционного климата в Приморском крае

«точечного» развития за счет привлечения инвестиций на территории опережающего развития (ТОР).

Территории опережающего развития - это площадки для реализации крупных инвестиционных проектов: промышленных и перерабатывающих предприятий. Основную финансовую нагрузку по р азвитию таких территорий должны взять на себя инвесторы-резиденты. ТОРы создаются под конкретных крупных инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

Преференции для резидентов, решивших создать предприятия на территорий опережающего развития, определены в Законе о территориях опережающего развития (вступил в силу 30 марта 2015 года).

Чтобы стать резидентом территории опережающего развития, необходимо зарегистрировать свой бизнес на одной из действующих площадок и здесь же осуществлять свою деятельность. Кроме того, необходимо запустить на этой территории какой-либо инвестиционный проект с минимальным объемом инвестирования в 500 тыс. рублей.

Статус резидента территории опережающего развития дает целый ряд преимуществ для ведения бизнеса:

- бесплатное получение земли и готовой инфраструктуры;

- 0 % НДС на импорт для переработки;

- 7,6 % страховых взносов вместо 30 % для инвестора первые 10 лет;

- 0 % налог на прибыль, на имущество, на землю на первые 5 лет;

- 0 % ввозные и вывозные таможенные пошлины;

- ускоренный порядок возврата НДС экспортера;

- нет проверок без согласия Минвостокразвития;

- свободная таможенная зона;

- упрощенный государственный контроль;

- «одно окно» для инвестора;

- ускоренные и облегченные административные процедуры, в том числе получение разрешения на строительство, прохождения таможни.

Государство и регион берут на себя определенные обязательства по развитию инфраструктуры территории. То есть инвестор не приходит на пустое место. Крупные инвесторы могут заранее оговаривать

требования к инфраструктуре, которая должна быть обеспечена финансированием за счет бюджета.

Кроме того, для резидентов территорий опережающего развития законом разрешен свободный найм иностранных специалистов и рабочих. Это позволит обеспечить растущие потребности региона в рабочей силе после запуска инвестиционных проектов. Для резидентов не требуется разрешение на работу для иностранца, отменены квоты по найму иностранцев на предприятие, сняты ограничения на размер заработной платы для высококвалифицированных иностранных специалистов.

Очень важно, что это будут не просто площадки с налоговыми преференциями, а целая концепция социально-экономического развития, поддержанная инфраструктурными проектами. Они образуются не только в целях развития отраслей экономики и привлечения инвестиций, но и для создания комфортных условий проживания населения.

Функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, возложены на «Корпорацию развития Дальнего Востока». Корпорация выступает в качестве застройщика объектов инфраструктуры территорий и обеспечивает их функционирование, ведет реестр резидентов ТОР.

В настоящее время в Приморском крае действуют три территории опережающего развития - «Михайловский», «Надеждинская» и «Большой Камень», возможно, скоро может появиться и четвертая (Даль-негорск).

ТОР «Надеждинская» расположен в Надеждин-ском районе Приморского края на земельных участках площадью 806 гектар. ТОР «Надеждинская» предполагает создание мультимодального транспорт-но-логистического комплекса на международном транзитном коридоре «Приморье». Предполагается, что на площадке разместится не менее 30 резидентов. Главное преимущество проекта - близость портов и аэропорта, погранпереходов в КНР и КНДР. Кроме того, в этой точке сходятся железная и автомобильная дороги. При создании ТОР «Надеждинская» были определены 3-и якорных резидента: компании «Инком ДВ Логистик», «Приморский кондитер», «Невада-Восток».

Компания «Инком ДВ Логистик» вошла с проектом строительства транспортно-логистического комплекса «Южный Приморский Терминал» с объемом инвестиций 8,5 млрд рублей. Компанией уже получены все необходимые разрешительные документы на строительство, и она занимается проектом, который должен быть реализован к 2020 году.

ООО «Приморский кондитер» построит завод по производству кондитерских и хлебобулочных изделий, полуфабрикатов и готовой продукции, вложив 3 млрд рублей. И третий якорный инвестор «Невада-Восток» - принял обязательство построить логистический комплекс с предприятием общественного питания по производству полуфабрикатов и готовой продукции стоимостью 1,6 млрд рублей.

Три якорных резидента планируют создать 1630 новых рабочих мест. На первом этапе бюджет принимает на себя обязательство вложить 3,9 млрд рублей на развитие дорожной и инженерной инфраструктуры территории.

Всего к настоящему времени заявки на получение статуса резидентов территории опережающего развития «Надеждинская» подали 19 компаний. С шестью из них уже заключены соглашения. Заход всех резидентов даст более 3,6 тысяч рабочих мест и более 15 миллиардов рублей инвестиций.

В рамках ТОР «Надеждинская» 21 октября 2015 года запущенено первое предприятие - завод «Европласт». Предприятие будет производить полимерные крышки и ПЭТ-преформы. В строительство завода было инвестировано более 350 миллионов рублей. После выхода предприятия на проектную мощность выпуск ПЭТ-преформ составит почти 500 миллионов штук в год, а полимерных крышек около 300 миллионов штук в год.

Среди неякорных резидентов, зарегистрированных в 2016 году в ТОР «Надеждинская», компания «ЭкоСтар Фэктори». Компания специализируется на переработке твердых отходов. «ЭкоСтар» создана в 2008 года с целью организации сбора, транспортировки, использования и обезвреживания отходов 1 -4 класса опасности. В настоящее время компания занимается еще производством и укладкой бесшовных покрытий «ЭкоСпорт» из резиновой крошки.

В ТОР «Михайловский» якорными стали два резидента: «Мерси Трейд», «Русагро». Специализацией площадки заявлено животноводство. Как отмечает глава Минвостокразвития Александр Галушка, объем первоначальных частных инвестиций в ТОР составляет 39,03 млрд рублей при бюджетных вложениях объемом 4,44 млрд рублей. «Мерси Трейд» построит группу свинокомплексов производительностью до 540 тысяч голов в год. Компания «Русагро» планирует кроме нескольких современных свиноферм построить бойню и комбикормовый завод стоимостью 52 млрд рублей. К 2020 году таких комплексов в ТОР «Михайловский» будет 16. Они втрое перекроют потребности края в мясе, в том числе в сырье для промпереработки, помогут выполнить программу импортозамещения соседним субъектам Дальнего Востока. Избыток мяса свинины отправят

на экспорт. В 2016 году резидентом ТОР «Михайловский» стала компания «ХорольАгроХолдинг», которая будет выращивать сою на 2 500 гектарах земли.

Большой интерес к реализации сельскохозяйственных проектов на территории края начали проявлять иностранные инвесторы. Стать резидентом ТОР «Михайловский» изъявила желание крупная китайская компания «Джун Дин», котороая специализируется на молочном животноводстве. Японская компания «JFE Engineering» выступила инициатором проекта развития тепличного хозяйства для выращивания овощей в Приморском крае. Данный проект предполагает активное использование газа. Объем инвестиций в проект около 1 млрд рублей, площадь теплиц - пять гектаров. Начало реализации проекта запланировано на 2016-2017 годы.

Всего на ТОР «Михайловский» ожидается создать около 2,5 тысячи новых рабочих мест.

На третьей ТОР «Большой Камень» планируется развивать судостроение и судоремонт на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС). Инициатором присвоения городу Большой Камень статуса «ТОР» выступил лично премьер-министр Дмитрий Медведев.

Якорный резидент судоверфь «Звезда» будет заниматься строительством судов для освоения углеводородных месторождений на арктическом шельфе. Предполагается, что на судоверфи морские суда будут строить целыми сериями. Первый этап строительства заканчивается в 2016 году, вторая и третья очереди - 2018 году.

Частные инвестиции в ТОР составят около 140 миллиардов рублей при бюджетных вложениях в размере более 3 миллиардов рублей, из них 39 миллионов рублей - на инфраструктуру судостроительного комплекса «Звезда» и почти 3 миллиарда рублей - на инфраструктуру жилого микрорайона.

В феврале краевые власти направили в Правительство РФ заявку на создание ТОР «Дальнегорск». Цель создания площадки - дать возможность городу уйти от монопрофильности. Позитивной особенностью площадки является наличие на ней инфраструктуры. На сегодняшний день в Дальнегорск функционирует завод «Бор», который является градообразующим предприятием.

Однако не все заявки на создания ТОР утверждаются правительством. Некоторые заявки откланяются, как не перспективные в данный момент или откладываются на более поздний период. Среди отклоненных заявок: ТОР «Остров Русский», ТОР «За-рубино» в Хасанском районе, ТОР «Суходол» в Шко-товском районе, ТОР «ВНХК» в Партизанском районе.

Следующим новым механизмом, который Правительство России предлагает использовать для улучшения инвестиционной привлекательности Приморского края, является «свободный порт». Этот механизм призван обеспечить новые возможности для наращивания международных грузоперевозок и внедрения передовых мировых технологий.

В столице Приморского края г. Владивостоке сосредоточены основные производственные мощности края и трудовые ресурсы. Новый закон «о свободном порте» должен обеспечить возможности для развития города на основе использования его географическое положения. Порт Владивосток должен стать крупным международным центром грузоперевозок в Азиатско-Тихоокеанском экономическом пространстве. Идея свободного порта предусматривает создание вокруг города огромной беспошлинной таможенной зоны с льготным налогообложением. Статус международного порта требует, в первую очередь, упрощения процедур таможенного оформления товаров и грузов, приведения ее в соответствие с мировыми стандартами. Ожидается, что с приходом иностранных инвесторов будут организованы современные производства, основанные на использовании новейших технологий. Правительство планирует предоставить особые условия работы образовательным, медицинским организациям и предприятиям, поддерживающим рыболовство и переработку рыбы.

Закон о свободном порте Владивосток вступил в силу в октябре 2015 года. Общая площадь территории, которую охватывает режим порто-франко, составляет 28,4 тыс. квадратных километров, на ней проживает 1,4 млн человек или 75 % населения региона. Режим свободного порта Владивосток предполагает для предпринимателей большой спектр преференций. Общий размер страховых взносов для резидентов составляет 7,6 % (не для резидентов порядка 30 %). Налог на прибыль равен 0 %, в течение 5 лет в федеральный и региональный бюджет, кроме того, следующие 5 лет поступления в региональный бюджет равны 10 % (не для резидентов 2 % в федеральный и 18 % в региональный). В течение 5 лет налог на землю равен 0 %. До 15 дней сокращено время проведения контрольных проверок и до 40 дней сокращены сроки получения разрешительной документации на капитальное строительство.

Для руководства портом был создан специальный наблюдательный совет, в который вошли представители власти и бизнеса. Главная задача наблюдательного совета - не допустить или устранить избыточные или необоснованные вмешательства надзорных органов в деятельность резидентов свободного порта и максимально обеспечить режим всего ком-

плекса преференций, которые предусмотрены федеральным законом.

Первые пять соглашений с резидентами на территории порто-франко были подписаны 16 марта 2016 года. Статус резидента тогда получили ООО «Владивостокский рыбный терминал», ООО «ТРК Приморское кольцо», ООО «ЭРЗО», ООО «Ментор» и ООО «Каскад». К маю 2016 года статус резидента получили 29 компаний и находится на рассмотрении еще 56 официальных заявок от инвесторов на сумму в 148 миллиардов рублей.

Среди одобренных проектов - создание угольного терминала для отгрузки полезных ископаемых на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, создание предприятий по производству лифтов, электроприборов, велосипедов, железобетонных плит, пластмассы и сахара. Реализация только этих проектов позволит создать в Приморье 3 тысячи дополнительных рабочих мест. Самые крупные проекты - логистические. В их числе и авиаполис «Янковский». Реализация проектов позволит создать более 18 000 рабочих мест.

Упрощение визового режима и открытие большого количества предприятий с иностранным капиталом должно увеличить поток въездного туризма. В связи с этим наблюдается оживление работы по созданию игорной зоны «Приморье». До сих пор процесс по освоению территорий шел очень вяло. Открытие первого казино в Приморском крае было запланировано еще на начало 2014 года. И только совсем недавно - 11 ноября 2015 года в районе бухты Муравьиной вблизи г. Владивостока официально открылось самое крупное казино в России «Tigre de Cristal». По оценкам экспертов налоговые поступления в бюджет от игорной зоны «Приморье» в 2016 году должны составить около 165 миллионов рублей, в 2019 году доходы бюджета должны составить 700 миллионов рублей, а в 2022 - около 2,5 млрд рублей. Количество новых рабочих мест уже в начале 2016 года составляет более тысячи, к 2019 году ожидается их рост до девяти тысяч рабочих мест, а к 2022 году число рабочих мест должно достигнуть 15 тысяч.

Сегодня, с фактическим началом деятельности игорной зоны в Приморском крае, уместно было бы вспомнить о некоторых проектах, которые могли бы органично дополнить проект игорной зоны и повысить туристскую привлекательность. Совместная работа объектов игорной зоны и объектов, ассоциирующихся с этими проектами, может дать значительный синергетический эффект. Подходы и модели, позволяющие учесть синергетический эффект в туристской сфере описаны в работах [24-26].

Во-первых, крупным проектом, который мог бы использоваться совместно с инфраструктурой

игорной зоны является проект многоцелевого спортивно-технического комплекса «Приморское Кольцо» (Рптг^). В настоящее время успешно работает первая очередь комплекса. За последние три года проект стал узнаваемым брендом не только в России, но и за рубежом. Проект одним из первых вошел в число резидентов свободного порта. Руководители проекта рассчитывают получить финансирование второй очереди комплекса уже в 2016 году. В настоящее время активно ведутся переговоры с потенциальными инвесторами на строительство третьей и четвертой очереди комплекса. Объект «Приморское Кольцо» расположен от игорной зоны всего в каких-нибудь 20-30 км.

Во-вторых, это строительство крупного ипподрома в пригороде г. Владивостока. Конный спорт в Приморском крае имеет давние традиции. В г. Владивостоке ранее уже был ипподром, который действовал с 1902 по 1934 год. Уже более десяти лет в крае с переменным успехом идет возрождение конного спорта. Возникает все больше конно-спортивных клубов, площадок для проведения тренировок по различным конным дисциплинам, проводятся соревнования. Есть попытки по возрождению коннозаводства. К развитию конного спорта есть интерес бизнеса из приграничных государств [27, с. 161]. В пограничных с Приморским краем территориях нет таких условий для развития конно-спортивного направления. Все, казалось бы, есть, но нет должного масштаба и далеко до соответствия международному уровню.

Правительство не рассматривает принятый закон о свободном порте как догму и собирается его уточнять по мере накопления опыта работы в новых условиях. Гарантии зарубежным инвесторам дает государство [28, с. 269]. Это вселяет надежду на то, что цели, поставленные в законе, будут достигнуты.

Крупные инвестиционные проекты, о которых шла речь выше, должны породить множество более мелких проектов среднего и малого бизнеса [29, с. 29]. Малый бизнес занимает заметное место в экономике края. На 1 января 2015 года в крае зарегистрировано 51230 индивидуальных предпринимателей. Выручка от продажи товаров (работ, услуг), произведенных индивидуальными предпринимателями в 2015 году, составила 160,6 млрд рублей. В валовом региональном продукте удельный вес субъектов малого предпринимательства составляет 29 %, занятых в экономике края - 38 %, в обороте розничной торговли - 67 %.

Скорость улучшения бизнес-климата в регионе в большой степени зависит от налаживания эффективных коммуникаций между властью и бизнесом. Различные аспекты проблемы взаимодействия бизне-

са с властными структурами и другими участниками рынка представлены в работах [30, 31].

С вводом льготных условий для организации собственного бизнеса количество предпринимателей в крае должно только возрасти. Ожидается оживление деятельности предпринимателей и в сельской местности. Однако для обработки пустующих в настоящее время земель, пригодных для сельского хозяйства, имеющихся трудовых ресурсов совершенно не достаточно. Молодежь практически не остается после школы для работы на селе.

Демографическая проблема в Приморском крае стоит остро не только в сельской местности, но и в городах. Продолжающееся сокращение населения сопровождается еще рядом сопутствующих отрицательных проявлений. Происходит деформация структуры населения. Происходит старение населения. Край покидают более грамотные люди, и на их место приезжают неквалифицированные и малограмотные люди из республик СНГ. Поэтому перед Правительством России сегодня стоит очень непростая задача не только сохранить проживающее в крае население, но и преумножить его за счет притока из других регионов России и соотечественников из-за рубежа. А для этого необходимо существенно улучшить социальное самочувствие населения [32, с. 556].

Для привлечения трудовых ресурсов в сельскую местность Дальневосточных регионов Правительством России было принято решение о бесплатном наделении всех желающих трудиться на дальневосточной земле бесплатными земельными наделами. Этот закон известен как закон «о дальневосточном гектаре». В соответствии с новым законом, каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить в безвозмездное пользование участок земли на Дальнем Востоке площадью до 1 гектара. При условии использования участка, через пять лет гражданину предоставляется право на получение выделенного земельного участка в аренду или собственность. На первом этапе земля будет выделяться в «пилотных» районах, которые должны быть определены в каждом субъекте. Взять землю смогут лишь жители этого самого субъекта. На втором этапе земельный надел смогут получить жители Дальнего Востока и в третью очередь - остальные граждане Российской Федерации. Таким образом, за дальневосточниками остается приоритетное право выбора своего гектара. По предварительным оценкам в Приморский край в рамках закона могут быть выделены земельные участки общей площадью 648 тыс. га (без учета земель лесного фонда). В качестве пилотного проекта власти Приморского края подготовили предложение о предоставлении земельных участков на территории Хан-кайского района.

Обсуждение

Правительство России предполагает в ближайшие годы не только совершенствовать уже введенные механизмы для стимулирования инвесторов, вкладывающих деньги в развитие Дальнего Востока, но и вводить новые. Например, предполагается, что с 1 января 2017 года заработают новые налоговые льготы для всех без исключения инвесторов на Дальнем Востоке, которые в течение трех лет вложили в реализацию проектов 50 млн рублей, или в течение 5 лет -500 млн рублей, в этом случае они получат право на 10-летнюю льготу при уплате налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых.

Большие надежды по развитию региона связаны с привлечением к инвестированию в регион стран ШОС [33, с. 158]. Ожидаются крупные инвестиции в сельскохозяйственный комплекс Приморского края. Спрос на экологически чистую продукцию в мире со временем будет только возрастать [34, с. 303].

В перспективе ожидаются крупные инвестиционные проекты в дорожную инфраструктуру края и г. Владивостока. Ярким примером является проект объездной дороги вокруг Амурского залива. Этот проект еще известен под названием ВКАД (владивостоксая кольцевая дорога). К саммиту АТЭС одна половина ВКАД была реализована, строительство второй половины отодвинули на 2014 год. Сегодня идет 2016 год, а средств на строительство все еще не удалось найти. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем будут найдены инвесторы на проекты международного масштаба, которые смогут оказать существенное изменение экономических связей в регионе. В качестве примера такого проекта можно привести соединение о. Сахалина тоннелем с материковой частью. Очень перспективным направлением для Приморского края могло бы стать создание мощной индустрии производства лекарств. Создание крупных медицинских центров и оздоровительных санаториев международного уровня на базе уникального природного комплекса края в будущем может тоже стать реальностью.

Вполне реально, что в ближайшие годы КНР инвестирует $ 9,2 млрд в строительство высокоскоростной магистрали Хуньчунь - Владивосток. Протяженность магистрали из провинции Цзилинь на северо-востоке Китая до Владивостока составит 322 км. Железная дорога может быть построена за пять-шесть лет. Вопрос сооружения магистрали обсуждается на уровне администраций китайских и российских регионов и железнодорожных компаний двух стран. Если такой проект будет реализован, то от Владивостока до Пекина можно будет добраться в течение дня.

Заключение

В настоящее время в России назрела необходимость структурных и институциональных преобразований, опираясь на внутренние ресурсы. В Дальневосточном регионе в настоящее время проводится апробация ряда новых экономических механизмов развития.

Последние два года должны сыграть решающую роль в формировании инвестиционной среды Приморского края. В этот период оформлялись новые институты развития региона, созданные по инициативе федерального центра и при участии региональных властей и бизнеса. Хотя новые законы только вступили в силу и все еще дорабатываются, достигнуты определенные результаты. К середине 2016 года общий объем привлеченных инвестиций, благодаря новым механизмам развития Дальнего Востока, составит 1 трлн 30 млрд рублей, из них 950 млрд рублей - это частные инвестиции и 80 млрд рублей - это государственные вложения. Таким образом, оцениваемая эффективность, мультипликатор один к двенадцати: на один рубль бюджетных средств мы привлекаем 12 рублей частных инвестиций. По этим проектам будет создано 55 тысяч новых рабочих мест. Ожидается, что к концу 2016 года объем инвестиций превысит 2 трлн рублей.

Достигнутый результат можно считать вполне удовлетворительным, учитывая, что продолжительность циклов принятия инвестиционных решений в иностранных корпорациях, по оценкам экспертов, составляет 1-2 года. Поэтому приход крупных капиталов можно ожидать не ранее 2017 г. Рост инвестиций в экономику края в 2016, как правило, связан с уже работающими в регионе инвесторами, зарубежными партнерами российских предприятий или с мелким и средним зарубежным бизнесом.

Льготы для инвесторов распространяются не только на Приморский край, но и на всю территорию Дальневосточного региона. На других территориях уже начата реализация ряда очень перспективных проектов. Сейчас очень важно наладить взаимодействие между различными территориями опережающего развития, добиваясь мультипликативного эффекта.

В ближайшие годы в Приморском крае будет создана коммуникационная площадка для интеграции в международную транспортную систему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мартышенко С. Н. Исследование процессов, влияющих на качество жизни на территории Приморского края // Фундаментальные исследования. 2014. № 3-3. С. 555-559.

2. Мартышенко Н. С. Оценка перспектив решения проблемы качества жизни Приморского края в

студенческой среде // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 12. С. 39-44.

3. Martyshenko N.S., Gusev E.G. Social wellness monitoring in Primorsky Krai under the conditions of economic crisis // Sententia. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 4. С. 62-84.

4. Глушко В. О., Шамардина О. В., Жабыко Л. Л. Перспективы развития благоприятного инвестиционного климата Приморского края // Economics. 2015. № 2 (3). С. 51-54.

5. Грудинин И. А. Экономический потенциал Дальнего Востока России и его инвестиционная привлекательность // Economics. 2016. № 1 (10). С. 76-83.

6. BDO international business compass [Электронный ресурс] http://www.bdo-ibc.com/index/global-comparison/overall-index/ (дата обращения 19.05.2016).

7. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс] http://asi.ru/(дата обращения 19.05.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Бисултанова А. А. Актуальные направления повышения инвестиционной привлекательности региона // International scientific review. 2016. № 2 (12). С.87-90.

9. Брицына Н. Н., Попова Л. В., Баранова И. В. Инвестиционный климат в России и странах Азии: сравнительный анализ // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 1 (41). С. 98-101.

10. Егоров Ю. О. Инвестиционный климат как фактор формирования развития в регионе предпринимательской активности // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2 (53-2). С. 923-927.

11. Зацаринина Ю.В. Повышение инвестиционной привлекательности территории как фактор сбалансированного развития региона (на примере Оренбургской области) // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-4 (53-4). С. 166-170.

12. Овчинникова И. В., Карнакова Е. А. Инвестиционная привлекательность России: проблемы и пути повышения // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 1 (107). С.141-146.

13. Погосов Д. К., Диденко З. Г. Организационно-экономический механизм разработки региональной инвестиционной стратегии // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10 (51). С. 342-346.

14. Султанов Г. С. Формы улучшения инвестиционного климата как базиса формирования эффективной инвестиционной политики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2 (53-2). С. 278-280.

15. Багдуева Е. И., Ниналалова Ф. И. Проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях республики Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2 (532). С. 258-260.

16. Морозова И. А., Рожкова О. А., Мамедова А. М., Яцечко С. С. Совершенствование политики привлечения иностранных инвестиций в экономику Российских регионов (на примере Волгоградской области) // Экономика и менеджмент систем управления. 2012. Т. 6. № 4,3. С. 384-390.

17. Федулова Е. А. Научно-практический инструментарий разработки инвестиционной стратегии в соответствии с типологией регионов // Экономика и менеджмент систем управления. 2014. Т. 13. № 3,2. С. 287-298.

18. Захарова А. П. Анализ инвестиционных потоков в федеральных округах РФ // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 284-286.

19. Солодова Н. А., Жабыко Л. Л. Иностранные инвестиции в Приморский край. Создание благоприятного инвестиционного климата // Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 2. № 2 (3). С. 320-324.

20. Панищенко М. И., Салтыков М. А. Современное состояние поступлений иностранных инвестиций в экономику Приморского края // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 (52). С. 22-29.

21. Коноваленко А. А. Реализация мер государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства и формирование инвестиционной привлекательности в Приморском крае // Государственное и муниципальное управление в XXI веке : теория, методология, практика. 2015. № 16. С. 115-119.

22. Инвестиционные рейтинги регионов России http://www.raexpert.ru/ratings/regions/

23. Рейтинг журнала «Генеральный директор» Где делать бизнес в 2015? [Электронный ресурс] http://www.gd.ru/rating2015/(дата обращения 19.05.2016).

24. Мартышенко С. Н., Гусев Е. Г. Оптимизация позитивных структурных сдвигов в туристской отрасли региона // Математические заметки СВФУ. 2007. Т. 14. № 1. С. 151-161.

25. Мартышенко С. Н., Мартышенко Н. С. Оптимизация структуры инвестиций в региональные туристические проекты // Регион: Экономика и Социология 2008. № 3. С. 23-32.

26. Мартышенко С. Н., Мартышенко Н. С., Гусев Е. Г., Власенко А. А. Экономико-математические модели разработки инвестиционной политики развития туристского комплекса региона // Проблемы и перспективы реализации инвестиционной политики в Российской Федерации на современном этапе. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции 18-19 мая 2007. Казань. 2007. С. 133-137.

27. Мартышенко Н. С. Конкурентное позиционирование предложения территориального турист-

ского продукта Приморского края в СевероВосточной Азии // Экономика и предпринимательство. 2011. № 5. С. 153-163.

28. Околелова Э. Ю., Баркалов С. А. Методы оценки экономической безопасности инвестиционного процесса при энтропии внешних воздействий // Экономика и менеджмент систем управления. 2014. Т. 13. № 3.2. С. 266-271.

29. Буньковский Д. В. Европейский опыт взаимодействия малого, среднего и крупного производственного предпринимательство // Baikal Research Journal. 2011. № 3. С. 27.

30. Овсянникова А. В., Соколова И. С. Роль регионального маркетинга в повышении инвестиционной привлекательности региона // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 72.

31. Дюпина Л. Ф., Дикунова М. С., Прокопов В. Н. Оценка эффективности управленческих инноваций // Научный альманах. 2015. № 11-2 (13). С. 128-131.

32. Мартышенко С. Н. Исследование процессов, влияющих на качество жизни на территории Приморского края // Фундаментальные исследования. 2014. № 3-3. С. 555-559.

33. Сидоров Д. А., Колтунов К. Е. ШОС в многополюсном мире // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 2-5. С. 155-158.

34. Романов А. А. Анализ эффективности инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве // Экономика и менеджмент систем управления. 2014. Т. 12. № 2.2. С. 302-308.

REFERENCES

1. Martyshenko S.N. Issledovanie processov, vlija-jushhih na kachestvo zhizni na territorii Primorskogo kraja // Fundamental'nye issledovanija. 2014, No. 3-3, pp.555-559.

2. Martyshenko N.S. Ocenka perspektiv reshenija problemy kachestva zhizni Primorskogo kraja v studen-cheskoj srede // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2014, No. 12, pp. 39-44.

3. Martyshenko N. S., Gusev E. G. Social wellness monitoring in Primorsky Krai under the conditions of economic crisis // Sententia. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2015, No. 4, pp. 62-84.

4. Glushko V. O., Shamardina O. V., Zhabyko L. L. Perspektivy razvitija blagoprijatnogo investicionnogo klimata Primorskogo kraja // Economics. 2015, No. 2 (3), pp.51-54.

5. Grudinin I. A. Jekonomicheskij potencial Dal'nego Vostoka Rossii i ego investicionnaja privleka-tel'nost' // Economics. 2016, No. 1 (10), pp. 76-83.

6. BDO international business compass [Jelektron-nyj resurs] http://www.bdo-ibc.com/index/global-

comparison/overall-index/ (data obrashhenija 19.05.2016).

7. Agentstvo strategicheskih iniciativ [Jelektronnyj resurs] http://asi.ru/ (data obrashhenija 19.05.2016).

8. Bisultanova A. A. Aktual'nye napravlenija po-vyshenija investicionnoj privlekatel'nosti regiona // International scientific review. 2016. No. 2 (12). pp.87-90.

9. Bricyna N. N., Popova L. V., Baranova I. V. In-vesticionnyj klimat v Rossii i stranah Azii: sravni-tel'nyj analiz // Problemy jekonomiki i menedzhmenta. 2015, No. 1 (41), pp. 98-101.

10. Egorov Ju.O. Investicionnyj klimat kak faktor formirovanija razvitija v regione predprinimatel'skoj aktivnosti // Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2014, No. 12-2 (53-2), pp. 923-927.

11. Zacarinina Ju.V. Povyshenie investicionnoj privlekatel'nosti territorii kak faktor sbalansirovannogo razvitija regiona (na primere Orenburgskoj oblasti) // Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2014, No. 12-4 (53-4), pp.166-170.

12. Ovchinnikova I. V., Karnakova E. A. Investi-cionnaja privlekatel'nost' Rossii: problemy i puti povy-shenija // Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tehni-cheskogo universiteta. 2015, No. 1 (107), pp. 141-146.

13. Pogosov D. K., Didenko Z. G. Organizacion-no-jekonomicheskij mehanizm razrabotki regional'noj investicionnoj strategii // Jekonomika i predprinima-tel'stvo. 2014, No. 10 (51), pp. 342-346.

14. Sultanov G. S. Formy uluchshenija investi-cionnogo klimata kak bazisa formirovanija jeffektivnoj investicionnoj politiki // Jekonomika i predprinima-tel'stvo. 2014, No. 12-2 (53-2), pp. 278-280.

15. Bagdueva E. I., Ninalalova F. I. Problemy i pu-ti aktivizacii investicionnoj dejatel'nosti v municipal'nyh obrazovanijah respubliki Dagestan // Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2014, No. 12-2 (53-2), pp. 258-260.

16. Morozova I. A., Rozhkova O. A., Mamedova A. M., Jacechko S. S. Sovershenstvovanie politiki privle-chenija inostrannyh investicij v jekonomiku Rossijskih regionov (na primere Volgogradskoj oblasti) // Jekono-mika i menedzhment sistem upravlenija. 2012. T. 6. No. 4.3. pp. 384-390.

17. Fedulova E.A. Nauchno-prakticheskij instru-mentarij razrabotki investicionnoj strategii v sootvetstvii s tipologiej regionov // Jekonomika i menedzhment sis-tem upravlenija. 2014, T. 13, No. 3.2, pp. 287-298.

18. Zaharova A. P. Analiz investicionnyh potokov v federal'nyh okrugah RF // Jekonomika i predprinima-tel'stvo. 2014, No. 9 (50), pp. 284-286.

19. Solodova N. A., Zhabyko L. L. Inostrannye in-vesticii v Primorskij kraj. Sozdanie blagoprijatnogo in-vesticionnogo klimata // Nauchnye issledovanija: ot teorii k praktike. 2015, T. 2, No. 2 (3), pp. 320-324.

20. Panishhenko M.I., Saltykov M.A. Sovremen-noe sostojanie postuplenij inostrannyh investicij v jeko-nomiku Primorskogo kraja // Jekonomika i menedzhment innovacionnyh tehnologij. 2016, No. 1 (52), pp. 22-29.

21. Konovalenko A. A. Realizacija mer gosudarstvennogo regulirovanija i podderzhki malogo pred-prinimatel'stva i formirovanie investicionnoj privleka-tel'nosti v Primorskom krae // Gosudarstvennoe i munici-pal'noe upravlenie v XXI veke: teorija, metodologija, praktika. 2015, No. 16, pp.115-119.

22. Investicionnye rejtingi regionov Rossii http://www.raexpert.ru/ratings/regions/

23. Rejting zhurnala «GeneraFnyj direktor» Gde delat' biznes v 2015? [Jelektronnyj resurs] http://www.gd.ru/rating2015/ (data obrashhenija 19.05.2016).

24. Martyshenko S. N., Gusev E. G. Optimizacija pozitivnyh strukturnyh sdvigov v turistskoj otrasli regio-na // Matematicheskie zametki SVFU. 2007, T. 14, No. 1, pp.151-161.

25. Martyshenko S. N., Martyshenko N. S. Opti-mizacija struktury investicij v regional'nye turistiche-skie proekty // Region: Jekonomika i Sociologija 2008, No. 3, pp.23-32.

26. Martyshenko S. N., Martyshenko N. S., Gusev E. G., Vlasenko A. A. Jekonomiko-matematicheskie modeli razrabotki investicionnoj politiki razvitija tu-ristskogo kompleksa regiona // Problemy i perspektivy realizacii investicionnoj politiki v Rossijskoj Federacii na sovremennom jetape. Sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 18-19 maja 2007. Kazan'. 2007, pp. 133-137.

27. Martyshenko N. S. Konkurentnoe pozicioniro-vanie predlozhenija territorial'nogo turistskogo produkta Primorskogo kraja v Severo-Vostochnoj Azii // Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2011, No. 5, pp. 153-163.

28. Okolelova Je. Ju., Barkalov S. A. Metody ocenki jekonomicheskoj bezopasnosti investicionnogo pro-cessa pri jentropii vneshnih vozdejstvij // Jekonomika i menedzhment sistem upravlenija. 2014, T. 13, No. 3.2, pp.266-271.

29. Bun'kovskij D. V. Evropejskij opyt vzaimo-dejstvija malogo, srednego i krupnogo proizvodstvenno-go predprinimatel'stvo // Baikal Research Journal. 2011, No. 3, pp. 27.

30. Ovsjannikova A. V., Sokolova I. S. Rol' re-gional'nogo marketinga v povyshenii investicionnoj privlekatel'nosti regiona // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2015, T. 7, No. 5 (30), pp. 72.

31. Djupina L. F., Dikunova M. S., Prokopov V. N. Ocenka jeffektivnosti upravlencheskih innovacij // Nauchnyj al'manah. 2015, No. 11-2 (13), pp. 128-131.

32. Martyshenko S. N. Issledovanie processov, vli-jajushhih na kachestvo zhizni na territorii Primorskogo

kraja // Fundamental'nye issledovanija. 2014, No. 3-3, pp.555-559.

34. Romanov A. A. Analiz jeffektivnosti investi-cionnoj dejatel'nosti v sel'skom hozjajstve // Jekonomi-ka i menedzhment sistem upravlenija. 2014, T. 12, No. 2.2, pp.302-308.

33. Sidorov D. A., Koltunov K. E. ShOS v mnogo-poljusnom mire // Sovremennye tendencii razvitija nauki i tehnologij. 2016, No. 2-5, pp. 155-158.

Дата поступления статьи в редакцию 01.04.2016.

08.00.05 УДК 339.3

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ТОРГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

© 2016

Мирошкин Павел Петрович, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление» Дзержинский филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, Дзержинск (Россия) Неклюдов Виктор Семенович, декан факультета управления и экономики, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Дзержинский филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, Дзержинск (Россия) Клюева Юлия Семеновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Сервис и экономика сферы услуг» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Введение. В статье рассматриваются особенности торговых предприятий и, в соответствие с ними, специфические функции торгового менеджмента.

Материалы и методы. Обусловлены критерии привлекательности местоположения магазина, рассмотрена методика расчета интегрированного показателя привлекательности магазина и потенциальной ёмкости рынка.

Результаты. Для определения количества потенциальных покупателей элитных товаров авторами была предложена и использована формула расчета количества потенциальных покупателей данного товара в регионе. Для расчета потенциальной ёмкости потребительского рынка элитных товаров общего назначения за год авторами предлагается и используется формула расчета потенциальной ёмкости потребительского рынка дорогостоящих товаров длительного пользования по средней стоимости покупки и среднему сроку службы изделия.

Обсуждение. Авторы предлагают оценивать потенциальную ёмкость рынка исходя их фактически сложившегося соотношения между объемом продаж непосредственно физическим лицам в их личное (или семейное) пользование и объемом продаж юридическим лицам (в том числе индивидуальным, частным предпринимателям без образования юр. лица) для коллективного пользования.

Заключение. В статье выявлены некоторые особенности торгового менеджмента и рассмотрен вопрос выбора оптимального местоположения розничного торгового предприятия. Авторами предлагается использовать закон розничного притяжения Райли и формулу расчета равновозможной точки. Для получения более точных результатов необходимо рассчитывать интегрированный показатель, учитывающий относительную важность различных факторов, привлекающих целевых покупателей в магазин. Также для определения количества потенциальных покупателей элитных товаров авторами предложена и использована формула расчета количества потенциальных покупателей данного товара в регионе.

Ключевые слова: ассортиментный профиль, выбор оптимального месторасположения, закон розничного притяжения, интегрированный показатель, критерий привлекательности, радиус обслуживания, торговый менеджмент, точка безубыточности, функции торгового предприятия, потенциальная емкость целевого рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.