УДК 7.03
МАРК ШАГАЛ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
UDC 7.03
MARC CHAGALL IN CONTEMPORARY ART
Ю. Г. Лиховид, А. Т. Керимова
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация barli-yu@list.ru
barli-yu@list.ru
Y. G. Likhovid, A.T. Kerimova
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
Обзорная статья о творчестве Марка Шагала с точки зрения периодизации и процессов трансформации стиля.
The article presents an overview about Marc Chagall's work from the point of view of periodi-zation and the processes of style transformation.
Ключевые слова: художник, творчество, конкурс, фотоплакат, шрифтовой плакат, ис-
Keywords: artist, creativity, competition, photoposter, font poster, art, collage.
кусство, коллаж.
Введение. В рамках дисциплины «Спецграфика» (кафедра «Дизайн и конструирование изделий легкой промышленности») предпринята попытка интерпретировать образы и технику Шагала в современном плакате. Работы студентов, обучающихся по направлению «Дизайн», будут отправлены на международный конкурс плаката, посвященный 130-летию со дня рождения художника Марка Шагала (1887-1985). Подготовка к участию в мероприятии стимулировала более детальное исследование творчества художника. Для выполнения поставленной задачи было выбрано несколько работ Шагала из разных периодов его жизни и творчества [1]. Интерпретация выполнена с помощью векторного графического редактора, в технике коллажа, совмещения фактур природных материалов. Проведена работа со шрифтом. Чтобы подчеркнуть синтетический характер произведений, использована поэзия Шагала.
Общие характеристики творчества. Марка Шагала в равной степени увлекали графика, живопись, поэзия, иллюстрация, монументальные и прикладные виды искусства, сценография. Работы Шагала были и остаются новаторскими. Его приемы и техники интересны и сегодня, они активно осваиваются живописью и графикой. Основные темы творчества: родной город и его быт; любовь к родине и к женщине; религия; полет.
Значительная часть сюжетов представляет собой определенную проекцию запомнившейся с детства обстановки или разворачивается на этом фоне [2]. В произведениях Шагала нередко воссоздаются пейзажи Витебска, окружающих деревень, приметы провинциального быта прошлого века, национальный фольклор.
Наиболее заметные факторы, определившие эстетику и стиль работ. До приезда во Францию творчество Шагала перекликалось с живописью Ван-Гога. Один из характерных примеров — «Малая гостиная», 1908 г. (рис. 1).
Рис. 1. Малая гостиная, 1908
Затем, оказавшись под влиянием фовизма, а затем кубизма и футуризма, Шагал создает такие произведения, как «Я и деревня», «Продавец скота» (рис. 2).
Рис. 2. Продавец скота, 1912
Искусство Шагала романтично и поэтично. Подчеркнутая геометрия не вытесняет из его картин живых, реальных персонажей, а, наоборот, делает образы ярче и точнее (рис. 3).
Рис. 3. Пьяница, 1911-1912
Персонажи написаны не с натуры, образы пришли из духовного мира художника [3]. Отсюда их захватывающая свобода и парадоксальность. Картина «Я и деревня» (человек и ягненок смотрят в глаза друг другу) отражает одновременно абсолютную гармонию и противоречия мира (рис. 4).
Рис. 4. Я и деревня, 1911
Уже в ранний период Шагал «населяет» свою живопись персонажами, которые пройдут через все его творчество. Это и нежные влюбленные, плывущие над землей, и акробаты, и местечковые музыканты, и художники, и раввины. После начала первой мировой войны Шагал ненадолго возвращается на родину, но в 1922 году снова уезжает в Европу. С 1923 года художник постоянно живет во Франции. Его творчество в этот период освобождается от узких стилевых схем (рис. 5-6)
[4].
Рис. 5. Зеленый скрипач, 1923-1924
Рис. 6. Деревенская жизнь, 1925
После войны живопись Шагала становится еще более «светоносной», мягкой, утонченной и внутренне свободной. Воспоминания детства и впечатления жизни настоящей, фольклор и собственный миф — все это сплетено воедино. Его искусство представляет собой поток светлой и чистой лирики, поэму в лучах, красках и линиях. Живая действительность превращается во вневременные образы (рис. 7).
Рис. 7. Свадебные огни, 1945 Летящие часы, символ «окрыленного» время, нет границ и рамок (рис. 8).
Рис. 8. Время — река без берегов, 1930-1939
м
Подчеркнутые авангардизм и синтетизм работ Шагала в плакатах Айшан Керимовой.
Один из авторов данной работы, Айшан Керимова, представила собственное прочтение двух ранних работ Марка Шагала. С этой целью были использованы эстетические принципы плакатов, техника коллажа (рис. 9-10).
Рис. 9. Пьяница, 2017
Рис. 10. Я и деревня, 2017
Заключение. В искусстве Шагала, безусловно, есть мотивы, перекликающиеся с сказочными. Однако он не уводит зрителя в выдуманный мир. Вернее будет сказать, что мастер истолковы-
вает реальность в глубоких символах. Добро может существовать рядом со злом, но в итоге всегда
одерживает победу и освещает путь. Общий настрой его искусства — жизнеутверждающий. Именно за это ценит художника современная творческая молодежь, увлеченная идеей: «Любовь и искусство спасают мир».
Такие сюжеты очень интересны молодым дизайнерам, работающим в жанре плаката.
Библиографический список.
1. Шагал, М. З. Моя жизнь / М. З. Шагал. — Москва : Азбука, 2013. — 240 с.
2. Шагал, М. З. Марк Шагал. Мой мир. Первая автобиография Шагала. Воспоминания. Интервью / М. З. Шагал : Б. Харшав. — Москва: Текст, 2009. — 160 с.
3. Шагал, Б. Горящие огни / Б. Шагал. — Москва : Текст, 2006. — 352 с.
4. Шагал, М. З. Об искусстве и культуре / М. З. Шагал. — Москва : Текст, 2009. — 320 с.