Личность в искусстве: о художниках и педагогах традиционного прикладного искусства
Максимович В. Ф., академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, президент ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д.2, лит. А, e-mail: vshni@mail.ru
Maksimovich V.F., academician of the Russian academy of education, doctor of pedagogical sciences, professor, president of the Higher school of folk arts ^cademy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2A, e-mail: vshni@mail.ru
Мария Александровна Некрасова: ученый и апологет народного искусства Maria Alexandrovna Nekrasova: scientist and apologist of folk art2
Возрождение и развитие народного искусства зависит, прежде всего, от определения степени его необходимости государству и организации, в первую очередь, государством деятельности по возрождению, сохранению и развитию каждого конкретного вида традиционных художественных промыслов как необходимой базовой духовной основы собственного народа.
2 Печатается по изданию: Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии). Коллективная монография / под научной редакцией В.Ф. Максимович - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 167 с.
183
При этом необходимо понимать, что русское народное искусство через накопленный духовный опыт предшествующих поколений, уникальный ручной художественный труд, смелые художественно-творческие поиски самобытных художественно-выразительных средств и как результат - высокохудожественные произведения народного искусства - воспитывает характерные для нас качества: трудолюбие, уважение, ценностное отношение к семье и детям, смелость творческого поиска в профессии и смелость в целом в жизни, благоговейное отношение к своей земле - малой и большой Родине, с детства закладывает основы патриотизма и гордости за свое Отечество, что всегда было характерно для нашего народа.
Останавливаясь на этом подробно уверена, что Мария Александровна Некрасова, юбилею которой мы посвящаем монографию, поддерживает именно эту позицию и фактически отражает ее в каждой своей научной работе, в каждой книге и каждом выступлении.
В монографиях часто представляют анализ научных трудов. Однако анализировать научные труды Марии Александровны, на мой взгляд, научно неэтично, поскольку их нужно просто изучать до корки и воплощать в жизнь - ни одного слова лишнего просто ради текста в ее работах не найдете - научная лапидарность формы мысли и глубочайший смысл идеи, воплощению которой посвящается вся профессиональная деятельность этого уникального Человека.
Абсолютно владея всеми видами народных художественных промыслов, их регионально-историческими, художественно-технологическими, конструктивными, эстетическими особенностями и художественно-выразительными средствами, Мария Александровна особое внимание уделяет необходимости развития традиционных народных художественных промыслов не только через подготовку художников с высшим образованием по конкретным видам народного искусства, но и воспитанию подрастающего поколения средствами народного искусства, что сегодня воплощается в жизнь в Высшей школе народных искусств (академии).
Зная человеческую скромность этого великого Учёного, всё-таки возьму на себя смелость в несколько строк рассказать о Марии Александровне.
Некрасова Мария Александровна - доктор искусствоведения, профессор, академик Российской Академии Художеств, научные труды которой легли не только в сущностную основу, но и во все содержание профессионального художественного образования - обучение и воспитание в единственном в России и мире профильном высшем учебном заведении в области традиционных художественных промыслов - Высшей школы народных искусств (академии).
Мария Александровна - настоящий высокообразованный русский Учёный с большой буквы, позиционно и научно принципиальный,
единственный Учёный, научная позиция которого представляет собой высокое научное наследие в области народного искусства.
К сожалению, в настоящее время существует тенденция рассматривать традиционное прикладное искусство как нечто архаичное, не отвечающее современной краткосрочной экономической целесообразности и быстрой финансовой отдаче. Такая позиция тормозит развитие не только образования, но и самого традиционного прикладного искусства, и именно это, как отмечает Мария Александровна, может привести к архаике как к остановившемуся, неразвивающемуся процессу в этой области, поскольку народные художественные промыслы России - духовное культурное наследие нашего народа и переносить рыночные механизмы на духовную составляющую жизни нашей страны недопустимо. В противном случае потери могут оказаться много ощутимее, чем сегодняшняя финансовая выгода.
И с этим нельзя не согласиться!!!
Являясь много лет Председателем Государственной аттестационной комиссии на защитах выпускных дипломных работ в Высшей школе народных искусств (академии) Мария Александровна, фактически, своими предложениями и замечаниями направляет не только деятельность вуза, но и каждого выпускника, вносит неоценимый вклад в развитие нашего вуза.
Обращаясь к Марии Александровне, хочу сказать, что Вы, Мария Александровна, с профессиональной точки зрения достаточно жесткий принципиальный человек, что очень важно в науке, а для меня Вы бесспорный авторитет в науке - уникальная личность, при этом доброжелательны в оказании любой помощи, сочувственны в горестях, улыбчивы и радостны успехам других, с абсолютно исключенной завистью. Всем бы такие человеческие качества - Вы украшаете нашу жизнь!