Научная статья на тему 'Маргиналы современной России: социокультурный подход (внутренние мигранты)'

Маргиналы современной России: социокультурный подход (внутренние мигранты) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4067
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРГИНАЛ / MARGINAL / МИГРАНТ / MIGRANT / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / MULTICULTURAL SOCIETY / ОБЩЕСТВО РИСКА / RISK SOCIETY / КРИЗИС СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ / VALUE SYSTEM CRISIS / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / АПАТИЯ / APATHY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кулешова Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются сущность и содержание понятия маргинал и выявляются особенности маргинального поведения той части населения России, которая, являясь внутренними мигрантами, одновременно с тем превращается в маргиналов современного российского общества риска и должна научиться жить на основе виртуальных ценностей мультикультурного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The notion and meaning of the term 'marginal' are addressed in this article. Along with that, specific characteristics of the marginal behavior of the part of the Russian population which is being internal migrant group simultaneously transforms into the marginals of the contemporary Russian society of risk and has to learn to live on the basis of the virtual values of the multicultural world.

Текст научной работы на тему «Маргиналы современной России: социокультурный подход (внутренние мигранты)»

МАРГИНАЛЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД (ВНУТРЕННИЕ МИГРАНТЫ)

Н. С. Кулешова

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

В статье рассматриваются сущность и содержание понятия маргинал и выявляются особенности маргинального поведения той части населения России, которая, являясь внутренними мигрантами, одновременно с тем превращается в маргиналов современного российского общества риска и должна научиться жить на основе виртуальных ценностей мультикультурного мира.

Ключевые слова: маргинал, мигрант, адаптация, мультикультурное общество, общество риска, кризис системы ценностей, девиантное поведение, агрессия, апатия.

The notion and meaning of the term 'marginal' are addressed in this article. Along with that, specific characteristics of the marginal behavior of the part of the Russian population which is being internal migrant group simultaneously transforms into the marginals of the contemporary Russian society of risk and has to learn to live on the basis of the virtual values of the multicultural world.

Key words: marginal, migrant, adaptation, multicultural society, risk society, value system crisis, deviant behavior, aggression, apathy.

Исследование маргинальное™, ее генезиса и характерных особенностей становится в определенный период развития народов и государств достаточно актуальной задачей всех обществоведов, так как данная проблематика напрямую связана с потребностями социальной практики, задачами управления социальными процессами и социальной защиты населения (4, с. 71-72).

Маргинализация населения детерминирована множеством объективных факторов экономического, социально-политического и традиционно-культурного плана, которые оказывают существенное воздействие на людей. Вместе с тем, степень маргинализации каждого отдельного индивида определяется и его индивидуально-личностным качествами, спецификой его психических процессов - эмоциональных, рациональных и волевых. В этой связи

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

1 (39) январь-февраль 2011 72-77

процесс маргинализации населения, так же как другие массовые процессы современности, может быть правильно понят и теоретически осмыслен только на основе междисциплинарного и интегративного в своей основе изучения, с использованием методологических принципов концепции социокультурной динамики, разработанной в середине XX века П.А. Сорокиным (9).

Проблематика маргинального человека -субъекта, стоящего на краю разных культур -ных миров и неадаптированного как на старую, так и на новую культуру, первоначально, еще в 20-30 годы прошлого столетия, оказалась в исследовательском поле зарубежных этнографов, социологов и демографов. Казалось бы, исследование механизмов эволюции систем ценностей, норм и стандартов поведения людей, попадающих в новые социокультурные

07_0áT6ey_éóeü0ó6ü_+.p65 72 1 23.03.2011, 10:46

.....

ш

Теория и история культуры 73

обстоятельства, должно быть центром исследований в области культурологии.

При этом создавшие теорию маргинальной личности американские исследователи -социологи Р. Парк, Ф. Знанецкий и У.А. Томас, а позже Э. Стоунквист рассматривают проблематику положения людей в новых для них общественных связях и отношениях в первую очередь как адаптацию к новым системам ценностей людей (чаще всего мигрантов) с позиций культурологического знания (5). Исследователи подчеркивали, главным образом, стремление маргиналов к интеграции в доминирующие группы нового культурного мира и выявляли значение позитивной установки на культурные ценности нового мира.

Позитивным аспектом в изучении марги-нальности западными социологами еще в прошлом веке являлось то, что ими были выявлены и закреплены два основных подхода к изучению этого феномена: маргинальность как процесс перемещения группы или индивида из одного состояния в другое; и маргинальность как состояние социальных групп или индивидов, находящихся в особом (окраинном, промежуточном, изолированном) состоянии, как правило, на стыке разных культур.

В неразрывной связи с проблемами адаптации и миграции находится комплекс проблем, связанных с маргинализацией современного населения большинства тех стран, где особенно видны быстрые темпы реализуемых на практике модернизационных процессов.

Эмпирические исследования маргинального человека приобрели особую значимость в конце XX - начале XXI века, когда миграционные процессы приобрели массовый характер, а численность маргиналов, живущих на стыке двух, а нередко и нескольких культур, стала исчисляться миллионами, что существенно осложнило социокультурную, а также экономическую и политическую сферы жизни современного человечества.

Однако анализ современной, наиболее популярной, отечественной культурологической литературы показывает, что проблематике маргинальности до сих пор не уделяется

должного внимания. Даже в такой авторитетной работе как «Тезаурус основных понятий культурологии» А.Я. Флиера и М.А. Полетаевой (10), социокультурный феномен марги-нальность даже не упоминается. Это и побудило автора настоящей статьи обратиться к анализу существующих в социально-гуманитарной литературе представлений о маргинальности в условиях современных противоречивых и амбивалентных мультикультурных процессов. В первую очередь, проблема маргинальности особенно значима для современной России, осуществляющей на протяжении многих лет трансформационные процессы во всех сферах жизни общества. Центральным для исследования маргинальности является вопрос о высокой подвижности населения России, что и формирует специфику культурно-нормативного поведения народов, населяющих огромную территорию России.

Процессы миграции, а значит, и марги-нальности населения неразрывно связаны со всей российской историей, с самых древних времен и до настоящего времени. Для нашей страны характерны все виды и формы миграционных процессов. Внешняя миграция на русские земли постоянно отмечалась историками, изучающими Россию.

Однако не меньшее, а возможно, и большее влияние на ход российской истории оказывали процессы внутренней миграции, которые еще со времен домонгольского периода были достаточно значимы, как с точки зрения покорения новых земель и последующей ассимиляции народов, населяющих евразийский континент, так и с точки зрения территориальных пространств, необходимых этносам, проживающим в сложных климатических условиях, в зоне рискованного земледелия.

Высокая миграционная активность, характеризующая народонаселение страны, существенным образом влияет на качество населения, формируя численность маргинальных слоев.

Российскими исследователями маргиналь-ность рассматривается как один из значимых феноменов, характеризующих качество населения современного транзитивного российского

общества. Маргинальность - составная и неизбежная часть массовых процессов современности, она рассматривается современными исследователями социальных проблем как следствие радикальных изменений, происходящих во всем мире, в связи с чем существенно меняется социальная структура любого общества, возникают различные маргинальные (переходные) состояния в статусных позициях людей, существенно изменяются их социальные роли. Все более значимым фактором изменения массового сознания и поведения во всех современных странах становится именно маргинальное сознание, которое выражается в размытости жизненных целей индивида, группы, всего общества, в отсутствии общей, объединяющей все общество социальной идеи, обеспечивающей сплоченность и взаимопонимание всего населения (2).

Россия вот уже несколько десятилетий переживает системный кризис, который коснулся всех сфер деятельности людей, их статусных позиций и социальных ролей, интересов и потребностей, систем ценностных ориен-таций, культурных норм и идеалов. За последние десятилетия изменилась социальная структура российского общества, резко увеличилась нисходящая социальная мобильность, что не могло не вызвать процессы маргинализации населения. Разрушения социальных структур и институтов социума - экономических, политических, духовных - вызвали радикальную трансформацию ценностных ориента-ций и мировоззрения всех россиян. В условиях аномии большинство россиян пережило существенный культурный шок и практически все взрослое население страны вынуждено было осуществлять ресоциализацию в радикально новых и зачастую неприемлемых для старших поколений системах либеральных ценностей и рыночных отношений (7, с. 78-87).

Существенные изменения социальной структуры российского общества в течение последних десятилетий своим следствием имеют почти хаотичную, неуправляемую трансформацию всех социальных институтов и организаций, социальных групп и классов, всех

сфер жизнедеятельности российского общества и происходящих в нем массовых социальных процессов.

Эти радикальные изменения имеют два базисных основания - возникновение института частной собственности в стране и постепенное формирование рыночных отношений во всех сферах социальной практики.

Два других основания, обеспечивающие нормальное функционирование рыночных обществ западного типа, а именно: гражданское общество и реализация принципов демократии, проявляются в жизни современной России пока еще весьма недостаточно.

Россия превратилась в общество с высокими социальными рисками, что существенно увеличило степень неопределенности протекания всех массовых процессов и, одновременно с тем, уменьшило управляемость обществом и его отдельными подсистемами, а также усилило и обострило те негативные тенденции, которые характеризовали страну еще в доперестроечное время (1).

Данный тезис в полной мере относится и к росту маргинальности в российском обществе, в котором и в доперестроечное время имелось значительное число деклассированного населения, людей опустившихся на «социальное дно». Кроме того, среди внутренних мигрантов первого поколения, то есть преимущественно людей, переехавших из деревни в город, было также немало маргиналов, чья адаптация к новым социокультурным условиям жизни города проходила длительно и болезненно. Однако в тот период они жили в достаточно стабильных общественно-политических и социально-экономических условиях, и уровень их маргинальности определялся, в основном, их индивидуально-личностными свойствами и степенью желания/ нежелания интегрироваться в городскую среду и культуру.

В условиях современного системного кризиса с его высокой неопределенностью во всех сферах жизни общества в страту маргиналов попадают в массовом порядке отнюдь не единицы, а самые разные группы и слои. В первую очередь, это законопослушные граждане, пред-

07_öäT6ey_eöeüöö6ü_+.p65 74 1 23.03.2011, 10:46

Теория и история культуры 75

ставляющие массовую российскую госбюджетную интеллигенцию; работники сфер просвещения, здравоохранения и культуры, которые приобретают маргинальный статус в силу резкого изменения их статуса и роли в жизни современного общества. Это и стало следствием трансформаций и деформаций в разных элементах общественной структуры. Такие неожиданные для большинства членов общества изменения порождают различные типы маргинального поведения, закрепляющего восходящую или нисходящую социальную мобильность.

Факт перехода к другому социальному статусу, достаточно очевидный для самого человека, формирует его маргинальные позиции, потому что новыми социальными ролями, адекватными статусу, человек, как правило, овладевает не сразу, а за достаточно длительный промежуток времени. На такой основе усиления маргинализации могут складываться характерные «группы риска». Отметим, что эти группы, в которых четко выявляются маргинальные позиции, могут составить как внешне успешные люди, например предприниматели, менеджеры, маклеры, дилеры и другие, неизвестные ранее новые востребованные профессионалы, так и представители так называемого «социального дна»: безработные, вышедшие из тюрьмы, бомжи и пр.

Утрата старого статуса и овладение новым, так же как и социальными ролями, требуют достаточно много усилий от каждого человека. Только после того, как человек адаптируется к ценностям новой культуры, овладеет стандартным, одобряемым референтной группой поведением, а также системами ценностей и фиксированных установок, которые характерны для данной группы, он может рассчитывать на то, что его примут на равных в новую страту. Это - процесс достаточно длительный и болезненный.

В современных условиях, когда для всей социальной структуры российского общества характерна высокая неопределенность, общий уровень маргинализации населения возрастает. Это можно выявить на основе анализа резуль-

татов эмпирических исследований, в которых рассматриваются вопросы самоидентификации личности, ее самоотнесения к определенным социальным или этническим группам (3, с. 2237).

Отметим, что в целом для всех маргинальных групп характерна девиантность как форма социального поведения, а значит, и их адаптация носит явно выраженной девиантный характер, независимо от того, ориентирована она позитивно или негативно по отношению к существующим социальным обстоятельствам.

Маргинальные слои любой социальной группы, когда они ориентированы положительно по отношению к существующей социальной практике, стремятся своей жизнедеятельностью способствовать укреплению существующего порядка и обстоятельств, которые обеспечили человеку более высокий или, во всяком случае, более значимый для него новый социальный статус. В этом случае они заинтересованы в сохранении существующих общественных отношений, в стабилизации общества и того политического режима, благодаря которому их положение стало более престижным и значимым.

Опорой режима Ельцина стали не только олигархи и владельцы естественных монополий, получившие практически бесплатно огромные богатства, не только инициативные и самодостаточные представители среднего класса, кооператоры, мелкие и средние предприниматели, но и криминальные структуры, впервые вышедшие из тени и даже проникшие в Государственную Думу. По сведениям официальных источников МВД, в ходе парламентских выборов 1995 года 83 из 450 депутатов имели ранее судимость. В ГД среди избранных членов парламента огромной страны оказались убийцы, сутенеры, богатые владельцы казино, наркодельцы, различного рода шарлатаны и преступники, вроде создавшего огромную пирамиду «МММ» Сергея Мавроди, получившего парламентскую неприкосновенность. Однако все эти разнородные группы объединяла как явная маргинальность, так и позитивная мотивация на существующее новое российское об-

щество, позволившее им подняться вверх по социальной лестнице.

Вторая, не менее разнородная и существенно большая по объему группа маргиналов в современной России имеет более гетерогенный состав, так как принадлежит к тем слоям населения, которые не смогли вписаться в современное транзитивное российское общество. Среди маргиналов с негативной мотивацией к окружающему оказались не только асоциальные элементы, но и десятки миллионов российских граждан, попавшие «благодаря» усилиям молодых реформаторов в пучину стихийного становления рынка, весьма далекого от цивилизованного западноевропейского образца. Многие миллионы граждан России не сумели вписаться в диктуемые современным переходным периодом экономические, политические и социокультурные процессы и отношения, они оказались в своем большинстве или у самой черты бедности или за ее чертой (8).

Статистические данные свидетельствуют, что численность структурных маргиналов, то есть людей трудоспособного возраста, находящихся у черты бедности, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, все еще недостаточно сокращается в стране. И это вызывает серьезные опасения, так как маргиналы с негативной мотивацией по отношению к происходящим изменениям в жизни общества практически изолируются самой логикой истории от социальных институтов российского общества и находят необходимую компенсацию этой социальной изоляции в том, что создают замкнутые социальные связи и отношения в рамках среды ближайшего социального окружения и постепенно утрачивают навыки легитимной гражданской жизни. Именно этим объясняется низкая политическая активность россиян.

Иными словами, у современных российских маргиналов, имеющих негативную мотивацию, формируются устойчивые социальные роли и модели поведения, которые служат основанием становления маргинальных субкультур, в основе которых лежит политическая

и социальная апатия и высокий уровень адаптивности к становящимся традиционными асоциальным условиям существования.

Характерно, что многие формы поведения маргиналов в той или иной степени были обусловлены традиционной российской мен-тальностью, с ее дихотомичной, амбивалентной в своей основе культурой, с ее стремлением к абсолютной воле, нежеланием подчиняться четким социальным нормам, ее специфической трудовой мотивации, ориентированной на авральность и сезонность, весьма критическим отношением к богатым и властей предержащим, живущим не по правде и справедливости.

Рост маргиналов в стране, представляющей собой транзитивное общество, в котором происходит радикальная трансформация самих основ существования общества, его экономической и политической жизни, практически всех социальных институтов и организаций, систем ценностей, норм и идеалов, - явление не случайное, а закономерное. Однако сохранение неограниченно долго существующего положения маргинальных слоев общества может привести, а по некоторым данным - уже приводит, к росту асоциальных тенденций в обществе, к добровольной маргинальности особенно молодых поколений как специфической форме протеста против шоковой терапии, примененной нашими безудержными реформаторами, которые «отпуская цены» всего за 500 дней хотели превратить огромную страну в цивилизованный на западный манер рынок.

В современных условиях, когда властвующие структуры реально отходят от традиционной российской политики патернализма и переходят к реализации принципов либерализма (6), отсутствие реальной социальной поддержки через действенную, а не декларативную систему социальной защиты населения приводит к тому, что численность маргинальных слоев в социальной структуре российского общества не сокращается, а постоянно возрастает, что создает существенные трудности для модернизации страны.

07_öäT6ey_§öeüöö6ü_+.p65 76 1 23.03.2011, 10:46

^ Теория и история культуры 77

Примечания

1. Балабанова, Е. С. Социально-экономическая зависимость: теория, история и современность / Е.С. Балабанова. - Нижний Новгород, 2004.

2. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. - М., 2002.

3. Десять лет российской реформы глазами россиян // Соц.исследование. - 2002. - № 10. - С. 22-37.

4. Добрынина, В. И. Краткий словарь по курсу истории и теории культуры / В.И. Добрынина, В.В. Добрынин, И.. Колесникова. - М., 2001.

5. Знанецкий, Ф. Польский крестьянин в Европе и Америке / Ф. Знанецкий, У.А. Томас. - М., 1990.

6. Кузнецов, В. Н. Идеология развития России / В.Н. Кузнецов. - М., 2010.

7. Лапин, Н. И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России / Н.И. Лапин // Социологические исследования. - 2003. - № 6. - С. 78-87.

8. Российский статистический ежегодник: [офиц. издание]. - М., 2008. - Разделы 6-9.

9. См.: Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин; Ин-т социологии РАН. - М., 1993. - Гл. 1-5; Сорокин, П. А. Интегрализм - моя философия / П.А. Сорокин // Социс. - 1992. - № 10.

10. Флиер, А. Я. Тезаурус основных понятий культурологии / А.Я. Флиер, М.А. Полетаева. - М., 2008.

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

Т. П. Моругина

Московский городской педагогический университет

В исследовании прослеживается генезис аспектов понятий «эстетическое», «музыкальное» и «воспитание» в истории античной философско-эстетической традиции, устанавливается характер их взаимоотношений, проливается свет на осмысление проблемы музыкально-эстетического воспитания в целом - не только в рамках своей эпохи, но и последующие времена, включая современность.

Ключевые слова: эстетическое, музыкально-поэтическое творчество, музыкально-эстетическая традиция, музыка, музыкальное искусство, воспитание, эстетическое воспитание (Платон), гармония «музыки небесных сфер» (Пифагореизм), музыкально-числовой космос, процессуальность (музыкальность) - Аристотель.

The research devoted to a genesis of concepts "aesthetical", "musical", "perception" in philosophical-aesthetic tradition and its relations, sheds a light on reflection on a problem of musical aesthetical upbringing in general not only at epoch of the Antique, but in following times, including modernity.

Key words: aesthetical, musical poetical art, musical aesthetic tradition, music, musical art, education, aesthetical upbringing, harmony of a music of heavenly spheres, musical-numeric cosmos, proccesuality (musicality) by Aristote.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 77-80

07_6aT6ey_e6eu666u_+.p65 77 1 23.03.2011, 10:46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.